На первый вопрос, знают ли респонденты, что такое «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области», 58% ответили, что затрудняются ответить, 31% - что-то слышали и имеют примерное представление о Фонде, и лишь 11% респондентов точно понимают, о чем идет речь; можно отметить, что преимущественно это люди с высшим образованием (рис. 1).
Рис. 1. Процентное соотношение респондентов при ответе на вопрос: Знаете ли Вы, что такое «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области»?
Дальнейший опрос был продолжен среди людей, которые понимают или имеют частичное представление о Фонде. Количество респондентов составило соответственно 21 человек. Им был задан второй вопрос: Понимаете ли Вы разницу в способах формирования фонда капитального ремонта: 1) на счете «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области», 2) на специальном счете многоквартирного дома? 62% ответили, что затрудняются ответить, 14% - ответили, что понимают не точно, и лишь
5 человек, что составляет 24% респондентов из 21 человека опрошенных, точно понимают разницу в способах формирования фонда капитального ремонта (рис. 2).
Рис. 2. Процентное соотношение респондентов при ответе на вопрос: Понимаете ли Вы разницу в способах формирования фонда капитального ремонта?
Таким образом, можно сделать вывод, что жители г. Братска в недостаточной мере знают о Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. Возможно, нужны дополнительные мероприятия для информирования жителей, например, проведение телевизионного «Прямого эфира», во время которого компетентный представитель Фонда ответит на все возникшие вопросы.
Статья поступила 26.11.2014 г.
Библиографический список
1. Сайт Фонда капитального ремонта многоквартирных до- http://www.consultant.ru/popular/housing/ (01.11.2014).
мов Иркутской области. Информация собственникам [Элек- 3. Что входит в капитальный ремонт [Электронный ресурс]. тронный ресурс]. URL: http://www.fkr38.ru/ (01.11.2014). URL: http://gkh1.ru/encyclopedia/major_overhaul/what_is_ in-
2. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: cluded_into_overhaul/ (01.11.2014)
УДК 005.932:658.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ
_ Л о
© В.С. Кол один1, Я.М. Быстрицкая2
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
В настоящее время состояние рынка розничной торговли Иркутской области можно охарактеризовать как динамичное с высокими темпами прироста. Как и любое экономическое явление, развитие рынка розничной торговли протекает с определенными характерными барьерами именно для этого рыночного сегмента внешней и внутренней окружающей социально-экономической среды. Объективным отражением проблем, существующих у розничных торговых предприятий Иркутской области, является субъективное мнение покупателей. Для решения такой задачи, как выявление проблем у розничных торговых точек региона посредством покупательского мнения,
1Колодин Виктор Семенович, доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и коммерции, тел.: (3952) 228655, (3952) 228614.
Kolodin Viktor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Logistics and Commerce, tel.: (3952) 228655, (3952) 228614.
2Быстрицкая Яна Михайловна, аспирант, тел.: 89021761150, e-mail: [email protected] Bystritskaya Yana, Postgraduate, tel.: 89021761150, e-mail: [email protected]
авторами данной статьи было проведено исследование, содержащее анонимное анкетирование покупателей и анализ полученных данных с использованием программного обеспечения SPSS. На основе полученных результатов сделаны выводы, отражающие реальные проблемы предприятий розничной торговли, снижающие прибыль и товарооборот у торговых компаний, а также экономические показатели развития Иркутской области, в том числе поступления налоговых отчислений в областной бюджет и ВРП.
Ключевые слова: проблемы рынка розничной торговли Иркутской области; логистические правила; запасы; разработка маршрута поставки; поставщики.
CURRENT PROBLEMS OF IRKUTSK REGION RETAILERS: CUSTOMERS' OPINION SURVEY V.S. Kolodin, Ya.M. Bystritskaya
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The state of modern retail market in the Irkutsk region can be characterized as dynamic and fast growing. Like any other economic phenomenon, the development of the retail market is hindered by the barriers specific for this market segment of internal and external socio-economic environment. In this case, the subjective opinions of customers can become impartial reflections of the problems Irkutsk region retailers face. In order to identify the problems of Irkutsk region retail outlets through the analysis of customers' opinions, the authors of the article carried out a research that included anonymous questioning of customers and the analysis of the data obtained using SPSS software. The obtained results allowed to draw some conclusions that demonstrate the real problems decreasing profit and turnover of retail enterprises as well as economic indicators of Irkutsk region development, including tax payments to the regional budget and gross regional product (GRP).
Keywords: problems of Irkutsk region retail market; logistic rules; inventory; supply route development; suppliers.
В настоящее время рынок розничной торговли Иркутской области показывает высокие темпы развития: за последние пять лет ежегодный прирост темпов роста розничного товарооборота составляет 8,31% [1], его доля в ВРП региона - более 30% [2]. Тем не менее, авторами выдвинута гипотеза, что у местных розничных точек продаж существуют проблемы, способствующие замедлению темпов развития розничной торговли в целом. Для ее доказательства была разработана анкета [3] и проведено анонимное анкетирование покупателей Иркутской области. Всего опрошено 600 респондентов старше 18 лет, из них 75% женщин, 25% мужчин (рис. 1). Квотирование по возрасту представлено на рис. 2. Высшее образование имеют 62% опрошенных. Распределение респондентов по трудовому состоянию представлено на рис. 3: работают 92,7%, 7,3% - безработные. Структура по распределению доходов у опрошенных показана на рис. 4: доход на 1 человека от 4000 до 9999 руб. имеют 39,1%
респондентов; 30,9% ответили, что доход на 1 человека в семье попадает в диапазон от 10000 до 24999 рублей; 13,6% заявили, что доход в семье составляет на 1 человека больше 25000 рублей; 16,4% респондентов имеют доход на 1 члена семьи менее 3999 рублей.
Выявление проблем торговых точек на рынке розничной торговли Иркутской области показало, что 96% респондентов предпочитают приобретать товары в торговых сетях, 4% - в иных розничных точках продаж (рис. 5). 50% покупателей посещают магазины «Славный» и «Слата» (ООО «Маяк»). 38% респондентов совершают покупки в супермаркетах «ОК», «Цезарь», «Spar» (ГК «Кентавр»), из них доля магазинов под франшизной торговой маркой Spar составляет 18%. Остальные 12% респондентов делают покупки или в других менее известных сетях («Багира» - 3,3%, «Берег» - 4%, «Удача» - 1,8%), или в независимых торговых точках (рис. 6).
0 женщины □ мужчины
Рис. 1. Распределение респондентов по половому признаку (составлено по [1])
Рис. 2. Квотирование респондентов по возрасту
□ работающее население
Рис. 3. Распределение респондентов по трудовому состоянию
□ от 4000 до 9999 рублей
□ от 10000 до 24999 рублей
□ свыше 25000 рублей
Рис. 4. Распределение доходов на 1 человека в семье
Рис. 6. Предпочтения покупателей между предприятиями розничной торговли
Участники анкетирования сообщили, что выбирают розничные торговые точки по следующим критериям: 74% - удобное месторасположение торговой точки в шаговой доступности; 38% - по необходимому ассортименту; 19% - в соответствии с приемлемыми ценами на товары; 13% респондентов устраивает качество обслуживания (рис. 7).
Из существующих проблем у торговых предприятий на рынке розничной торговли потребители выделяют следующие: 45,5% - наличие просроченной продукции; 34,5% - высокие цены на представленные товары; 33,6% - узкий ассортимент; 25,5% - низкий уровень обслуживания; 10,9% - отсутствие необходимых товаров (рис. 8).
Респонденты проранжировали группы товаров, на которые, по их мнению, следует снизить цены, в порядке убывания по степени важности. Средний рейтинг таких групп представляет собой следующее: на первом месте находится мясная продукция; на втором - рыбная; на третьем - хлебобулочные изделия; на четвертом - молочные продукты и сыры; на пятом -кондитерские изделия; на шестом - готовые полуфабрикаты; на седьмом - товары для животных; на восьмом - консервированные продукты; на девятом -напитки безалкогольные; на десятом - алкогольные напитки; на одиннадцатом - мороженое; на двенадца-
том - товары бытовой химии; на тринадцатом - фрукты и овощи, приправы; на четырнадцатом различные соусы, кетчупы, майонезы; на пятнадцатом - бакалейные товары; на шестнадцатом - непродовольственные товары.
Такие товары, как хлеб, молоко, покупатели приобретают в среднем 2-3 раза в неделю; подсолнечное масло - 1 раз в 2 недели; гречку, сахар, тушенку - 1 раз в 3 месяца; консервированную сайру - 1 раз в месяц; консервированный зеленый горошек - 1 раз в 5-6 месяцев.
По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод: в настоящее время покупатели не делают долгосрочных запасов продуктов питания. Всего 5,2% респондентов приобретают продукты питания впрок.
Такие проблемы, как просроченная продукция, отсутствие необходимых товаров в розничных магазинах, обусловлены либо безграмотным планированием размеров партий, либо некоординированным графиком поставок продукции. Высокие цены и узкий ассортимент продаваемых товаров связаны с низкоэффективной работой с поставщиками, а возможно, и их неправильным выбором. Данные проблемы можно решить при помощи логистики [4, с. 936]:
устраивает качество обслуживания приемлемые цены на товары
наличие необходимого ассортимента
удобное месторасположение в шаговой доступности
74%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рис. 7. Критерии выбора посещения предприятия розничной торговли
Рис. 8. Проблемы, существующие у предприятий розничной торговли
1) определить нужный ассортимент товаров для продажи, максимально удовлетворяющий потребительский спрос;
2) найти и оценить поставщика по критериям, приоритетным для розничного торгового предприятия, в том числе и приемлемую цену на товар;
3) создать наиболее эффективный и оптимальный график поставок товаров от поставщика, с минимальными затратами на погрузочно-разгрузочные работы, а также хранение товаров;
4) рассчитать оптимальный размер партии товара, которая будет полностью продана покупателям при минимальных логистических затратах.
В результате за счет поступления свежих качественных товаров, расширения их ассортимента усовершенствуется качество обслуживания, увеличится поток покупателей в магазины. Возрастут, соответственно, товарооборот и доход розничного предприятия - следовательно, повысятся налоговые поступления в бюджет региона, улучшатся статистические показатели по розничному товарообороту, ВРП, что сделает Иркутскую область более привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов в плане развития не только рынка розничной торговли, но и промышленности.
Статья поступила 06.12.2014 г.
Библиографический список
1. Территориальный орган федеральной государственной службы статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ente rprise/ retail/
2. Колодин В.С., Шемякина Л.В., Быстрицкая Я.М. Обзор рынка розничной торговли в Иркутской области: основные тенденции, особенности развития, проблемы, логистические
пути их решения // Известия БГУЭП. Электронный журнал. 2012. № 6. URL: http://eizvestia.isea.ru/rea-der/article.aspx?id=16455.
3. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования структуры наукоемкого рынка // Маркетинг. 2011. № 3. С. 22-23.
4. Дыбская В.В., Зайцев Е.А., Стерлигова А.Н. Логистика. М.: Эксмо, 2014. 944 с.
УДК 342'4
ПРИРОДА ИНСТИТУТА ОСОБОГО МНЕНИЯ СУДЬИ В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ
© О.А. Крапивкина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируется институт особого мнения судьи в различных правовых системах. Дается определение особого мнения судьи, рассматриваются его разновидности. Раскрывается роль данного института в процессе демократизации общества, выделяются его основные функции.
Ключевые слова: особое мнение; суд; конституционное правосудие; правовая система.
1 Крапивкина Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2 для технических специальностей,тел.: 89041317565, e-mail: [email protected]
Krapivkina Olga, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no.2 for Technical Specialties, tel.: 89041317565, e-mail: [email protected]