Научная статья на тему 'Современные проблемы регулирования банковских институтов на межгосударственном уровне'

Современные проблемы регулирования банковских институтов на межгосударственном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова М. В.

Рассмотрены основные факторы регулирования международной банковской деятельности. На основе анализа мировых тенденций регулирования и развития финансовой системы и мировых финансовых рынков, научно обоснован механизм регулирования деятельности банковских институтов с целью интегрирования в мировую финансовую систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS OF REGULATION OF INTERNATIONAL BANKING ACTIVITIES

Based on the analysis of global trends and regulatory development of the financial system and global financial markets scientifically valid mechanism for the regulation of banking institutions with the aim of integrating into the global financial system.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы регулирования банковских институтов на межгосударственном уровне»

тимальный портфель инвестиций).

Поскольку финансовые активы на фондовом рынке обладают свойствами стандартизованности, обращаемости и серийности, для описания инвестиционной деятельности с их участием на следующем шаге целесообразно воспользоваться моделью нейрона Д.Хебба. Согласно правилу Хебба изменяется пропорционально произведению его входного и выходного сигналов, взвешенного коэффициентом обучения, который можно постоянно наращивать.

Последним шагом первого этапа построения адаптивных моделей инвестиционной деятельности фондового рынка является исследование возможностей использования стохастической модели нейрона. В отличие от всех детерминированных моделей, стохастическая модель, предполагает, что выходное состояние нейрона зависит не только от взве-

шенной суммы входных сигналов, но и от некоторой случайной переменной. Применительно к инвестиционной деятельности фондового рынка это соответствует случаям нестабильных и кризисных ситуаций в экономике, когда принятие решений наиболее затруднительно.

Рассмотрев, таким образом, вопросы выбора моделей нейронов, описывающих инвестиционную деятельность фондовых рынков, и методов их обучения, можно перейти к вопросу объединения между собой нейронов, образующих систему. В нашем случае эта система - по сути, представляет собой фондовый рынок. В зависимости от способа объединения нейронов будет представлять собой однонаправленную, либо рекуррентную сеть (то есть сеть с обратной связью, в нашем случае придающую устойчивость инвестиционной деятельности фондового рынка).

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ИНСТИТУТОВ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Белякова М.В., доцент кафедры финансов, кредита и статистики ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

Рассмотрены основные факторы регулирования международной банковской деятельности. На основе анализа мировых тенденций регулирования и развития финансовой системы и мировых финансовых рынков, научно обоснован механизм регулирования деятельности банковских институтов с целью интегрирования в мировую финансовую систему.

THE MAIN FACTORS OF REGULATION OF INTERNATIONAL BANKING ACTIVITIES

Belyakova M., the senior lecturer of chair of the finance, the credit and statistics FGOU VPO «The Chuvash state university of I.N.Ulyanov»

Based on the analysis of global trends and regulatory development of the financial system and global financial markets scientifically valid mechanism for the regulation of banking institutions with the aim of integrating into the global financial system.

Ключевые слова: кредитные организации, межгосударственное регулирование, финансовая система.

Регулирование деятельности банковских институтов включает в себя ряд государственных мероприятий по регламентации порядка проведения операций с физическими и юридическими лицами, осуществляемых кредитными организациями. Эти мероприятия осуществляются на национальном, региональном и, межгосударственном уровнях, каждый из которых представлен в той или иной стране в зависимости от степени ее интеграции в современную мировую финансовую систему.

Несмотря на достигнутые успехи в области регулирования деятельности кредитных организаций, банковская деятельность встречается с рядом трудностей и становится менее эффективной в условиях международной среды, предполагающей возможности для банков действовать в различных правовых системах, используя их различия с целью получения максимальной прибыли с минимальными затратами.

В целях развития международного банковского бизнеса на современном этапе глобализации необходимо проанализировать взаимоотношения финансовых институтов в рамках мировой финансовой системы, развивать международное сотрудничество в области межгосударственного регулирования финансовых отношений.

Промышленно развитые страны в последнее время уделяли большое внимание межгосударственному регулированию, необходимость которого была обусловлена рядом причин.

Первая причина - это усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютную, кредитную и финансовую сферы деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что существует опасность перерастания финансового кризиса одной страны или группы стран в кризис всей мировой финансовой системы.

Вторая причина - изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений, что уменьшает эффективность страховых операций и приводит к необходимости создания дополнительных мер по уменьшению рискованности деятельности иностранных банков.

Третья причина - изменение расстановки сил на мировой арене. Безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества - США, Западной Европы и Японии, к которым вплотную приблизились новые индустриальные государства, что привело к созданию более сложной многофакторной модели функционирования мировых финансов, где переплетены традиции и условия существования многих финансовых национальных структур.

Четвертая причина - огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми кризисами и т.д. Объем этих операций в случае отсутствия ограничений по максимально допустимым потерям и взвешенности рискованных операций, может привести к гигантским убыткам участников мирового финансового рынка.

Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений (регионов). Для промышленно развитых стран таким объединением является Европейский Союз. Однако нельзя не отметить, что мероприятия по регулированию деятельности иностранных банков в рамках Европейского Союза являются частью более широкой системы международных мер по государственному регулированию данного вида финансовой деятельности.

Основной задачей Единого Европейского акта (разрешающего свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы в пределах Европейского Союза) было создание единой конкурентной среды в странах Европы.

Как только возросли европейская торговля, инвестиции и потоки капиталов, стало очевидно, что необходима большая гармонизация различных национальных финансовых систем регулирования. Европа осознала себя как экономический блок, чье состояние экономической и финансовой разобщенности приводит к низкой производительности и меньшей экономической эффективности против интегрированных рынков США и Японии.

В последнее десятилетие ХХ века выявились следующие причины, приведшие в последствии к европейской интеграции:

1. Ограниченное движение капитала привело к распространению различий в налоговых политиках. В результате, создалась высокоприбыльная стратегия размещения и привлечения, обоснованная лишь этими различиями. Согласно существующему регулированию только крупные хорошо организованные компании могли воспользоваться этими преимуществами. Создание единого рынка ведет к тому, что каждая компания и физическое лицо получат такую возможность.

2. Европейские страны, где уровень налогообложения достаточно низок стремятся к свободной налоговой конкуренции. Страны с более высоким налогообложением пытаются не потерять важный источник дохода. Таким образом, либерализация движений капитала приводит к необходимости создания единой налоговой политики.

3. Выпадение Европейского Союза из мирового финансового процесса дерегулирования. Дерегулирования финансовых услуг, прошедшее в США и Японии в середине семидесятых годов ХХ века серьезно повлияло на крупные финансовые европейские центры, особенно Лондон. Страх возрастания конкуренции со стороны американских и японских институтов, имеющих опыт работы в более либеральной и конкурентной среде, вызвал призывы к европейской дерегуляции.

4. Рост технологического прогресса. Технология имеет двойной эффект на европейский финансовый сектор. Во-первых, он позволяет нерегулируемым фирмам предоставлять финансовые услуги по меньшей цене, чем организованным фирмам (например, рынок ценных бумаг и небанковские потребительские кредитные фирмы). Этот феномен приводит к конкуренции, которая в свою очередь обуславливает дерегулирование. Подобным же образом использование технологии американскими фирмами по ценным бумагам для обслуживания британских инвесторов, было основным фактором, подрывающим систему регулирования Лондонской Биржи. Во-вторых, улучшения в телекоммунакционных системах и системах принятия решений по торговле, инвестициям и передаче информации повлияло на интеграцию банковских рынков и рынков ценных бумаг по всей Европе.

5. Изменения Европейского законодательства. Публикация в июне 1985 года «Белой Бумаги» (White paper) о создании единого европейского рынка серьезно изменила концептуальный подход, и существовавший среди европейских стран в законодательной среде финансовой интеграции. Вместо того чтобы ждать, когда тысячи национальных законодательных актов будут в достаточной степени унифицированы, они выбрали динамический подход, при котором определенный уровень здорового рыночного смешения был разрешен. Это фундаментальное изменение философии вылилось в гармонизацию основных правил по предоставлению финансовых услуг, взаимное признание критериев руководства каждой страны, и руководства, деятельности иностранных финансовых институтов в этой стране.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно утверждать, что международное сотрудничество по вопросам регулирования является насущной необходимостью организации современных банковских институтов, так как процессы интернационализации в банковской деятельности ослабляют национальные страховые мероприятия по предотвращению банковских кризисов и в то же время подчеркивают не-

обходимость таких мер. Ведь высокий уровень деловой активности банков на международном рынке подразумевает, что проблемы, влияющие на деятельность одного банка, могут быстро распространяться и влиять на деятельность банков-контрагентов. Несмотря на этот системный эффект, локализация волнения может привести к прекращению банковской паники глобального масштаба.

Современный финансовый кризис породил практически всеобщее недовольство сложившейся международной финансовой системой - действующей совокупностью институтов, правил и принципов, в рамках которых развиваются мировые кредитные и валютные отношения.

Мировые финансовые кризисы, безусловно, - весьма сложное, многофакторное явление, порожденное совокупностью целого ряда причин и переплетающихся причинно-следственных зависимостей.

Что касается объективных предпосылок современного финансового кризиса, то здесь, несомненно, сыграли существенную роль два фактора: во-первых, громадный рост свободных денежных средств в главных центрах экономической мощи и, во-вторых, глобализация финансовых рынков.

Поэтому проекты реформ финансовой системы на международном уровне говорят о том, что в результате финансового кризиса мировая экономика оказалась перед той же проблемой, с которой в результате экономического кризиса 1929 - 1933 гг. («Великой депрессии») столкнулась экономика США, Англии и ряда других стран. А именно: с признанием необходимости сочетания рыночных принципов с государственным регулированием. В экономической науке 30х годов это нашло отражение в появлении мощного направления -кейнсианства (по имени выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса, главный труд которого «Общая теория занятости, процента и денег» был издан в 1936 г.).

Таким образом, существующая интернационализация хозяйственных связей способствует развитию межгосударственного финансового регулирования, которое преследует следующие цели: координация финансовой политики отдельных стран, совместные меры по преодолению финансового кризиса, согласование финансовой политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Поэтому на современном этапе развития нашего общества, для ускорения стабилизации мировой финансовой системы важно пересмотреть сложившуюся практику регулирования банковских институтов.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНА

Анненкова А.А, Петрищев В.И., Поздняков А.В., Орловская региональная академия государственной службы

Раскрываются основные условия для формирования и развития малого предпринимательства в регионе. Раскрывается концепция

социально-экономического развития региона с упором на формирование предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования.

DEVELOPMENT OF ENTERPRISE POTENTIAL OF SMALL FORMS OF MANAGING OF REGION

Annenkova A., Petrizhev V., Pozdnjkov A., the Oryol regional academy of public service

Disclosure of the principal conditions for the formation and development of small businesses in the region. Expands the concept of socioeconomic development of the region, with emphasis on the formation of entrepreneurial potential of small forms of management.

Ключевые слова: рыночные отношения, предпринимательство, малые предприятия, анализ развития.

В экономических исследованиях последнего десятилетия предпринимательский ресурс рассматривается как важнейший фактор динамичного развития регионального хозяйства. Предпринимательство, концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, выступает движущей силой современной экономики.

Современный этап развития рыночных отношений свидетельствует о том, что необходимо использовать разнообразные формы и методы хозяйствования, которые должны соответствовать меняющимся условиям экономического развития и характеру решаемых экономических задач. Вместе с тем, все более очевидным становится факт, что в силу ряда особенностей малого предпринимательства (ориентация на местный рынок, решение региональных и му-

ниципальных проблем) именно этот сектор экономики должен стать основой формирования современной структуры экономики территории. Установка на инновационное развитие оказывает существенное влияние на политику содействия развитию малого предпринимательства как со стороны местных, так и федеральной властей.

Обеспечение необходимых условий его формирования и развития в каждом регионе Российской Федерации является ключевой проблемой: без малого предпринимательства невозможна трансформация российской экономики в современную социально-ориентированную рыночную экономику. В то же время, 17-летний опыт рыночных преобразований показал, что спонтанное развитие малого предпринимательства не приносит желаемых результатов. Процесс его укрепления нуждается в эффективном управлении, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.