8(194) - 2014
Денежно-кредитная политика
УДК 336.77:005.44
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Д. Я. РОДИН,
доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: rodin17@mail. ru М. П. САМОЙЛЕНКО, аспирант кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: samoilenko. mihail@gmail. com Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
На основе корректировки краткосрочных и долгосрочных целевых ориентиров структурного развития национальной экономики авторами обоснована необходимость перехода к новой парадигме экономического роста, основанной на модернизации производственного сектора реальной экономики посредством использования канала инвестиционной активности. Расширение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, подкрепленных инструментами кредитного, процентного и инвестиционного каналов, приводит к развитию несырьевых секторов экономики и нивелиров2анию зависимости макроэкономических параметров развития страны от сырьевой составляющей.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, финансовая глобализация, трансмиссионный механизм, экономический рост.
На современном этапе развития мирового хозяйства остро обозначается проблема экономического роста и стабильности национального финансового сектора как основы благосостояния хозяйствующих субъектов любой страны. Основой экономического роста является наличие своевре-
менных и последовательных механизмов в области денежно-кредитного регулирования со стороны финансового регулятора, обеспечивающих поддержание заданных ориентиров экономического роста, инфляции, стабильности валютного курса, повышения доверия ко всей банковской системе в целом.
В условиях финансового кризиса и финансовой нестабильности мирового хозяйства важным аспектом при проведении денежно-кредитной политики государства является установление устойчивого денежного обращения внутри страны и поддержание стабильности национальной валюты. Возможную опасность для развития реального сектора экономики представляют негативные последствия влияния финансовых рисков, в числе которых следует обратить внимание на инфляционные и валютные риски.
В связи с этим возникает актуальная проблема страхования указанных негативных последствий посредством реализации трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях финансовой глобализации. Транснациональные потоки финансового капитала могут как стимулиро-
вать, так и дестабилизировать устойчивое развитие национальной финансово-кредитной системы. В этой связи происходит смена парадигмы выбора целевых ориентиров, механизмов и инструментов государственного воздействия на систему денежно-кредитных отношений общества.
Анализируя происходящие экономические процессы национальной и глобальной экономики, авторы определили свою позицию относительно трактовки современного воздействия государства на финансово-кредитную сферу. Авторский подход относительно денежно-кредитной политики государства основывается на совокупности мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. При этом сделан акцент на необходимости поддержания и укрепления доверия к финансово-кредитной системе, ее устойчивости и высокой ликвидности ресурсов, обращающихся на рынках.
При формировании основных направлений денежно-кредитного регулирования на первый план выходит проблема выбора механизмов и их реализации, включающих каналы денежного предложения, процентных ставок, инвестирования, кол-летерализованной ликвидности во взаимодействии с уровнем роста ВВП [5].
Рассматривая генезис развития денежно-кредитной политики, можно отметить, что впервые понятие трансмиссионного или передаточного механизма появилось в кейнсианском анализе. Таким механизмом Д. Кейнс охарактеризовал систему переменных, влияющих на экономическую активность в стране [1]. В противоположность кейнси-анству монетаристы считали, что экономика страны действует путем саморегулирования и саморазвития, и невозможно точно определить механизмы воздействия инструментария центрального банка на важнейшие макроэкономические показатели страны, а основным источником стимулирования экономического развития страны является денежное предложение. Таким образом, в монетаристской теории трансмиссионный механизм отсутствует, основной проблемой считается установление приемлемого уровня денежного роста, в том числе через показатели инфляции (интервальное или точечное таргетирование инфляции). Авторская
позиция относительно сущности трансмиссионного механизма заключается в акцентировании внимания на системе воздействия денежных властей на уровень экономического роста и финансовой стабильности в стране. Такая система воздействия формируется посредством интеграции определенных методов, приемов и инструментов, увязанных единой концепцией финансового, промышленного и социального развития страны в долгосрочной перспективе и реализуемой посредством денежно-кредитной политики.
В условиях формирования единого общепланетарного информационного поля, развития мировых тенденций слияния региональных рынков, процесса финансовой глобализации и интеграции и формирования единого трансграничного рынка капитала большое значение приобретает распределение каналов трансмиссии в национальной денежно-кредитной политике [4]. Однако дискуссионным остается вопрос важности использования тех или иных каналов и механизма их воздействия на важнейшие экономические показатели развития страны.
Вызывает определенный научный интерес позиция К. В. Ордова, который классифицирует каналы трансмиссионного механизма в зависимости от частоты применения их регулятором в рамках финансовой глобализации, выделяя основную группу (базовые каналы, наиболее часто применяемые денежными властями), каналы специфической группы (применяются в зависимости от макроэкономической ситуации) и каналы открытой экономики (рис. 1). Последняя группа сформировалась в условиях перехода от национально ориентированной (закрытой) экономики к мировым межхозяйственным связям — результат финансовой глобализации [16].
Стоит отметить, что в условиях глобальной экономики снижается роль основной группы каналов трансмиссии денежно-кредитной политики. Так, кредитный канал приобрел трансграничные характеристики из-за возможности экономических агентов осуществлять займы за рубежом под достаточно низкие процентные ставки в различных валютах или в виде различных финансовых инструментов. Но вместе с этим авторы считают, кредитный канал остается наиболее мощным и важнейшим каналом в структуре трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Российской Федерации. Влияние денежного канала искажается вследствие перемещения валюты через национальные границы. Центральные банки не способны влиять на
Рис. 1. Классификация каналов трансмиссии денежно-кредитной политики [16]
иностранных экономических агентов, решивших формировать свои запасы и осуществлять сделки в национальной валюте.
На основании проведенных исследований теоретического понимания механизмов и методов денежно-кредитного регулирования, существующих концепций в области денежного и кредитного обращения можно сделать вывод об отсутствии единого мнения в научной среде по поводу использования инструментария денежно-кредитной политики. Особое значение приобретает выбор механизма осуществления денежно-кредитного регулирования в условиях формирования единого трансграничного мирового финансового рынка, а именно, набора трансмиссионных каналов, через которые целесообразно регулятору воздействовать на денежное и кредитное обращение. В результате мировых глобальных процессов трансформируются инвестиционный, кредитный и процентный каналы.
При проведении денежно-кредитного регулирования нельзя не учитывать возрастающего влияния глобальных процессов в рамках всего мирового хозяйства. Финансовая глобализация — это процесс стирания национальных экономических границ, который переходит от функционирования национальных рынков к функционированию единого трансграничного рынка. В таких условиях национальным монетарным властям труднее оказывать влияние на ценообразование в стране, ограничивать движение капитала, проводить политику таргетирования инфляции, поддерживать на конкурентоспособном уровне стоимость национальных активов. В этой связи отмечается, что именно конкурентоспособность национальных
компаний выступает главной определяющей в развитии национальных рынков в контексте финансовой глобализации [15].
Однако дискуссионным остается роль повышения конкурентоспособности национальных компаний в достижении устойчивого экономического роста в национальном масштабе. По мнению авторов, целесообразно в среднесрочной перспективе определить цель денежно-кредитного регулирования в РФ, соответствующую реалиям современного положения России в мировом хозяйстве, а именно, процессу вступления России в ВТО. Определять цель необходимо с учетом сложившихся взаимозависимых макроэкономических тенденций и усиления риска появления кризисных явлений в мировом финансовом пространстве. Авторский акцент сделан на необходимости поддержки государством национальных хозяйствующих субъектов, помощи им в достижении стабильного роста доходов и снижении рисков в рамках основной деятельности. В этой связи основным критерием экономического развития должна стать стабильность финансового положения хозяйствующих субъектов. Именно с помощью стабильности и снижения рисков можно добиться снижения уровня процентных ставок по кредитным операциям крупнейшими коммерческими кредитными организациями. Это позволит запустить в действие механизм антиципации доходов с помощью кредитного канала трансмиссии [3]. Поэтому авторы считают, что целью проведения денежно-кредитной политики в России должно стать повышение благосостояния хозяйствующих субъектов.
Банк России формирует основные принципы развития денежно-кредитной сферы на среднесрочную перспективу [6—14]. Для детального анализа деятельности Банка России по прогнозированию макроэкономической ситуации и выбору целевых ориентиров приведено сценарное развитие макроэкономической ситуации в стране в зависимости от уровня цен на энергоресурсы на мировом рынке (см. таблицу). На основе фактических данных авторами определена реальная тенденция развития макроэкономической ситуации в стране по вариантам, составленным Правительством РФ и Банком России в 2005—2013 гг.
Прогнозные варианты развития денежно-кредитной политики в 2005-2013 гг.
Показатель Прогноз 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Цена нефти сорта «Юралс», долл. /барр. П 22,5 28 45 44 90 45 60 75 73
Р 26 64 31 53 95 58 75 100 97
О 28 40 75 62 115 68 90 125 121
Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения, % П 7,1 7,3 8,5 7,2 9,9 —0,6 2,5 3,9 —0,4
Р 8,8 8,9 10,2 9,1 10,5 0,4 3,6 5,0 3,7
О 9 9,3 10,8 10,6 11,1 1,4 4,8 5,2 4
Прирост инвестиций в основное производство, % П 6,7 5,7 8,8 10 14 —2,5 2,9 4,2 —2,1
Р 9 11,1 10,4 11,9 14,5 1 10 7,8 7,2
О 9,8 12,2 11,1 13,2 15,2 4,5 11 8,7 7,6
Прирост реального ВВП, %о П 4,8 4 5 5,4 6,4 0,2 3,6 3,3 0,4
Р 6 5,8 6 6,1 6,7 1,6 4,2 3,7 3,7
О 6,3 6,1 6,4 6,7 7,1 3 4,8 4,7 4
Инфляция, %0 П 8,5 8,5 8 7 8,5 10 7 6 6
Р 8 7,7 7,5 6,5 7,7 9,5 6,5 5,5 5,5
О 7,5 7 6,5 6 7 9 6 5 5
Темп прироста денежной массы М2, %о П 20 21 19 20 19 8 11 12 9
Р 26 24 24 22 24 14 17 16 14
О 32 25 29 24 28 18 23 20 18
Прирост чистого кредита банкам, трлн руб. П —0,47 —0,6 0,58 1,46 0,63 —1,3 —0,2 0,8 0,8
Р —0,52 —0,7 —0,64 1,44 0,63 —1,7 —0,8 0,3 0,6
О —0,54 —0,8 —0,71 1,41 0,15 —1,9 —1,0 0,2 —0,3
6—14]
Примечание: 1. П — пессимистический прогноз; Р — реалистический прогноз; О — оптимистический прогноз.
2. Выделенные показатели отражают наиболее точный и близкий к реальным тенденциям прогноз регулятора.
Таким образом, необходимо отметить, что с 2005 по 2007 г. при поддержке высоких цен на нефть наблюдался рост экономики страны, характеризующийся приростом реальных располагаемых денежных доходов населения, приростом инвестиций в основное производство, приростом реального ВВП и темпом роста денежной массы М2. В этот период прогнозы регулятора денежного и кредитного рынков подтверждались в области оптимального варианта, со значительным отставанием от реального положения в экономике, а темпы экономического роста в стране были опережающими ожиданиям Правительства РФ и Банка России. Однако необходимо отметить, что за данный период фактические показатели инфляции оставались в области пессимистического прогноза. Это свидетельствует о неэффективности политики таргетирования инфляции в стране, о завышенных оценках Правительства РФ и Центрального банка РФ в прогнозировании инфляции, а также о возможной немонетарной природе инфляционных процессов в стране.
Анализ посткризисного периода 2008—2013 гг. показывает, что отмечается нестабильность макроэкономической ситуации в стране, рост неопределенности и неоднозначности проводимой политики
денежных властей. Наблюдается систематическое несовпадение благоприятных прогнозов (оптимистический вариант) на денежном и кредитном рынках с фактической ситуацией в стране. Авторы считают, что снижение темпов экономического роста в 2010—2013 гг. по прогнозным вариантам свидетельствует о дальнейшей невозможности поддержания роста ВВП с помощью цен на сырьевые ресурсы.
Необходим выбор другой парадигмы экономического роста с формированием новых факторов экономического роста и их диверсификацией, чтобы ограничить и хеджировать риски, связанные с зависимостью экономики страны от мировых цен, и чрезмерного притока иностранной валюты [17].
Визуализация прогнозных вариантов и реальной цены на нефть сорта Urals за 2005—2012 гг. позволяет отметить ценовые шоки на рынках предложения сырьевых ресурсов, которые имели непосредственное влияние на проведение денежно-кредитной политики в РФ за этот период (рис. 2).
Первый ценовой шок произошел в 2007— 2008 гг., а именно, в период развития мирового финансового кризиса. Прогнозы властей отражали пессимистический настрой, сопровождающийся явным снижением ожиданий по поводу стоимости сырьевых ресурсов. Однако рост цены на нефть лишь ускорился во время мирового финансового
120'
100
40'
2005
2006 2007 2008
- Оптимистический прогноз ■ Пессимистический прогноз
2009
2010
2011
2012
2013
' Реалистический прогноз ■ Фактическая цена
Источник: составлено авторами на основе данных Банка России и Росстата. Рис. 2. Динамика цены на нефть Urals в 2005—2012 гг., долл. /барр.
кризиса. Именно этот фактор позволил сформировать суверенные фонды в стране и поддержать банковскую ликвидность и платежеспособность на безопасном уровне. В данном контексте развития макроэкономической ситуации ценовой шок сырьевого рынка оказал благоприятное влияние на экономический рост в стране. В 2007 г. показатель роста ВВП остался в рамках оптимистического прогноза. В 2008 г. данный показатель отражает пессимистический вариант, но в условиях спада темпов роста ведущих экономик мировой финансовой системы фактические темпы роста в 5,2 % являются наиболее благоприятным вариантом развития событий.
Следующий ценовой шок на сырьевом рынке произошел в 2009 г. и подтвердил необходимость переориентации существующей модели экономического роста с выбором диверсифицируемых факторов, от которых должны зависеть темпы роста ВВП. В 2009 г. власти повысили прогноз по динамике цен на нефть, однако текущая ситуация сформировалась в рамках неблагоприятного тренда снижения цен на сырьевые ресурсы. Таким образом, прогноз, положенный в разработку бюджета РФ в 2009 г., оказался неверным, фактическая цена на нефть сложилась на самом низком уровне за последние три года (60,8 долл. /барр.).
Анализ построения сценарных прогнозов Банка России позволяет отметить неэффективность и однополярность подхода к формированию денежно-кредитной политики на плановый период. В
условиях финансовой глобализации повышаются риски перелива финансовых кризисов из стран, валюта которых тесно интегрирована в мировую финансовую систему и имеет широкое обращение в финансовой системе страны-импортера. Ценовые шоки на сырьевом рынке порождают импульс к финансовой дестабилизации экспортно ориентированных стран, а доходы от продажи сырья за границу, получаемые в иностранной валюте, способствуют повышению внешнего инфляционного давления и невозможности прямого стимулирования экономического роста. Так, в период экономического роста, поддерживаемого ценовым повышательным трендом, инфляция на потребительском рынке оставалась на уровне пессимистического прогноза, не достигая бюджетного прогноза за 2005—2009 гг.
Формирование суверенных фондов (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд) позволяет хеджировать риски потери ликвидности национальной банковской системы, но результативность их применения проявляется в периоды острых экономических потрясений, кризисов финансовой глобализации, когда невозможен приток денежных средств из других стран, международных фондов, международных финансовых корпораций. В действующей модели экономического роста страны суверенные фонды осуществляют функцию саморегулирования национальной экономики. Фаза восстановления российской экономики после кризиса 2008—2009 гг. завершается. Быстрый рост национальной экономики с экспортно-сырьевой моделью воспроизводства, ориентированной на внешние рынки и приток валютных доходов, невозможен.
Ориентация на внешние рынки при планировании собственной денежно-кредитной политики нецелесообразна [2]. Авторская позиция относительно модели перехода национальной денежно-кредитной политики на новый формат экономического планирования для достижения долгосрочной цели экономического роста состоит в ориентации на несырьевые (внутренне ориентированные) отрас-
140
80
60
20
ли и продукцию несырьевого экспорта. Активная инвестиционная позиция должна подкреплять перевооружение производственно-технического аппарата. Это позволит избежать перегрева и возможного кризиса, сделать построение сценарных прогнозов более эффективным методом формирования денежно-кредитной политики, а долгосрочный рост устойчивым.
Планирование и проведение денежно-кредитной политики в развитых странах напрямую связаны с прогнозированием макроэкономической ситуации в среднесрочном периоде и определением прогнозных вариантов в проведении бюджетной и денежно-кредитной политики. Об эффективности построения сценарного прогноза Банком России свидетельствуют отклонения в прогнозных значениях и фактических данных макроэкономических переменных на соответствующий год (рис. 3).
Анализ рис. 3 показывает, что политика построения сценарных прогнозов Банком России неэффективна. Наблюдается большой гэп между прогнозной (в рамках сложившегося прогноза макроэкономической ситуации) и фактической динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения. Однако необходимо отметить снижение волатильности гэпа за последние три года, что свидетельствует об увеличении эффективности и пересмотре политики прогнозирования Банком России за этот период.
Центральный банк осуществляет жесткую привязку основных макроэкономических индикаторов к динамике цен на сырьевых рынках. Вместе с тем политика инфляционного таргетирова-ния, курс на которую выдвинули монетарные власти, подразумевает корректировку темпов инфляции регулятором в среднесрочной перспективе. Ретроспективный анализ опыта различных стран в сфере инфляционного таргетирования позволяет отметить, что воздействие финансового регулятора на экономический рост страны через инфляционные
ожидания должно осуществляться с учетом специфики экономики данной страны. Так, по мнению авторов, оптимальным режимом для стран с сырьевой экономикой является модифицированное инфляционное таргетирование. В этом случае в дополнение к стандартному инфляционному таргетированию центральный банк может менять политику в целях сглаживания слишком сильных колебаний валютных курсов с помощью валютных интервенций.
Структура трансмиссионного механизма позволяет отметить недостаточность и несовершенство входящих в него каналов. Фундаментальность процентного канала должна дополняться действием более частных и специализированных каналов. Авторы считают, что инвестиционный канал эффективен только в случае, когда он воздействует на вложения инвесторов в основные фонды, направлен на финансирование проектов по развитию производства. Авторами разработан трансмиссионный механизм осуществления денежно-кредитной политики и выделен канал вложений в основные фонды, являющийся частным случаем инвестиционного канала (рис. 4).
Необходимо отметить важность канала обменного курса в рамках данной модели, так как он позволяет воздействовать на экспорт произведенной продукции в стране, следовательно, стимулировать рост производства продукции неэнергетического комплекса. Таким образом, экономический рост должен стимулироваться активным вложением капитала в отрасли несырьевого комплекса.
20
15
10
-5-
-10
........ Фактическая динамика Г | Разница между фактическими и
прогнозными данными (гэп)
"" "" ' Прогнозная динамика
Рис. 3. Прогнозная и фактическая динамика реальных располагаемых денежных доходов населения за 2005—2012 гг., %
7х"
7
Рис. 4. Трансмиссионный механизм влияния денежно-кредитной политики на доходы предпринимательских структур и населения
Посредством денежно-кредитного регулирования денежным властям необходимо стимулировать приток денежных ресурсов в распоряжение предпринимательских структур и населения как мощнейших потенциальных инвесторов, двигателя инвестиционного роста в стране. В связи с этим целесообразно сформировать в России прочную модель взаимодействия фондового и кредитного секторов финансового рынка.
Центральный банк должен проводить эффективную кредитную политику, обеспечивающую приток капитала в виде длинных денег в приоритетные отрасли экономики (сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство и т. д.). В этой связи приоритетное значение имеет механизм взаимодействия кредитного канала, процентного канала и канала вложений в основные фонды.
Авторы считают, что такое финансирование может осуществляться на основе коммерческих банков как институтов финансового посредничества. При этом на первые роли выходит деятельность банков не только на своем специфическом рынке — рынке ссудных капиталов, но и другие виды обеспечения кругооборота и оборота средств. В данном случае
акцентируется внимание на позиционировании финансово-кредитных институтов на рынке ценных бумаг, что является альтернативным источником кредитования и рефинансирования национальной экономики. Движение капитала в этой связи представляет собой очень сложный процесс, на каждом этапе которого существуют взаимоотношения между отдельными финансовыми посредниками, органами контроля и регулирования, возникающие обязательства и формируется доход каждого участника этого движения.
В странах с наличием эффективно функционирующего рынка ценных бумаг финансовое посредничество можно осуществлять на основе выпуска долговых ценных бумаг финансовым посредником (банковских облигационных займов в нашем случае). Общая схема осуществления финансового посредничества представлена на рис. 5. В рамках данной модели на первый план выходит активное стимулирование регулятором инвестиционной деятельности банков.
В случае движения капитала через фондовый сектор финансового рынка владельцы капитала приобретают долговые обязательства, выпущен-
Владельцы капитала
Капитал
Обязательства
Фондовый рынок
Регулятор
I
Институты финансового посредничества
Банковские Небанковские
Инвестиционный канал
Облигационные обязательства
Население
Корпоративный сектор
Межбанковские кредиты
Инвестиции
Реальный сектор экономики
Рис. 5. Механизм реализации концепции финансового посредничества посредством институтов фондового рынка
ные институтами финансового посредничества. Банки и иные финансовые посредники (страховые компании, инвестиционные фонды и др.) в данном механизме привлекают средства не напрямую, а через посредническую функцию фондовой биржи. Полученные средства от размещения долговых обязательств будут носить преимущественно долгосрочный характер, что позволит более эффективно распоряжаться ими. Авторы полагают, что такая система финансового посредничества подразумевает следующие преимущества:
- повышается устойчивость банковской деятельности;
- рынок ценных бумаг получает импульс к развитию в виде больших объемов ресурсов, привлекаемых в ходе кругооборота финансового посредничества;
- происходит рост инвестиций в реальный сектор экономики.
Рассматривая канал инвестирования через финансирование с помощью фондового рынка, отметим, что в условиях финансового кризиса и недостатка прямых инвестиций в реальный сектор экономики единому регулятору необходимо разработать комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности финансовых посредников в рамках данной модели посредничества. Возможным направлением стимулирования инвестиционной деятельности банков может стать снижение нормы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций, полученным на основе облигационных займов. В результате банки получат достаточный объем ресурсов для осущест-
вления своей инвестиционной деятельности.
Как известно из уравнения Фишера, возникновение инфляционного давления обусловлено в конечном счете двумя взаимодействующими факторами: денежным (количество денег в обращении и скорость обращения денежной массы) и производственным (уровень цен на товары и объем произведенной продукции). Таргетиро-вание инфляции в условиях застоя экономики приведет лишь к ситуации, когда изменению подвержен только показатель объема денег в обращении, будет оказано давление на производство в целом. Создание же прочной производственной основы и регулирование «стоимости» денег, находящихся в обращении, подталкивающее к развитию, позволит достичь главных целей не только денежно-кредитной политики, но и любого государства — повышения уровня национального благосостояния и увеличения темпов экономического роста.
Рассмотренная политика Центрального банка РФ в отношении денежно-кредитного регулирования представляется недостаточно эффективной. Об этом свидетельствует систематическое превышение целевого уровня инфляции. В конце 2012 г. инфляция на потребительском рынке составила 6,6 %, а в начале 2013 г. инфляционные риски приблизились к отметке 7 %. В условиях усиления шоков финансовой глобализации Банку России необходимо стимулировать развитие несырьевых отраслей экономики и освободить основные макроэкономические показатели развития страны от жесткой привязки к ценам на энергоресурсы.
Рассмотренные аспекты движения денежного капитала в реальном секторе экономики позволяют сделать выводы о развитии способов и методов регулирования денежного и кредитного предложения. Таким образом, в настоящее время российскому финансовому регулятору целесообразно поддерживать наряду с монетарными и структурные факторы стимулирования промышленного и перерабатывающего секторов экономики посредством инструментария развития денежно-кредитных отношений и смягчения регулирования валютного курса в долгосрочной перспективе.
7х"
9
Список литературы
1. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / кол. авторов под ред. О. И. Лаврушина. М.: КноРус, 2010.
2. Дробышевский С.М. Ориентиры денежно-кредитной политики // Экономическая политика. 2010. № 2.
3. Лаврушин О. И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики // Финансы и кредит. 2006. № 1.
4. Моисеев С. Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2008. № 8.
5. Моисеев С. Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2002. № 8. С. 38—51.
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год // Вестник банка России. 2004. № 71.
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Вестник банка России. 2005. № 65.
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Вестник банка России. 2006. № 66.
9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Вестник банка России. 2007. № 47.
10. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов // Вестник банка России. 2008. № 66.
11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов // Вестник банка России.
2009. № 68.
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов // Вестник банка России.
2010. № 67.
13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Вестник банка России.
2011. № 65.
14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // Вестник банка России.
2012. № 67.
15. Ордов К. В. Влияние денежно-кредитной политики Центрального банка на конкурентоспособность компаний в условиях преодоления последствий экономического кризиса в России // Страховое дело. 2011. № 7.
16. Ордов К. В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: монография. М.: Магистр, 2011.
17. Родин Д. Я., Ворошилова И. В., Бут В. В. Влияние трансмиссионного механизма на функционирование региональных банковских систем в условиях эволюции природы современных денег на финансовом рынке // Финансы и кредит. 2007. № 33.