Научная статья на тему 'Современные проблемы развития системы образования КНР'

Современные проблемы развития системы образования КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УЧЕБНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PRC / EDUCATION / FI NANCING / TEACHING STUFF / EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулева М. А.

С каждым годом образование играет все более важную роль в развитии того или иного государства. Оно как нельзя точно отражает все процессы общественного развития, все его положительные и негативные стороны. Главной задачей настоящей работы является попытка проанализировать наиболее острые проблемы в современной системе образования Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Problems of Educational Development in China

Nowadays education plays an increasingly important role in the development of each country. It refl ects all positive and negative trends in the social development. This article is an attempt to analyze the most serious problems in educational system of China.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития системы образования КНР»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 3

СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ,

ЗАНЯВШИХ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА

НА КОНФЕРЕНЦИИ «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2011»

М.А. Гулева

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КНР

С каждым годом образование играет все более важную роль в развитии того или иного государства. Оно как нельзя точно отражает все процессы общественного развития, все его положительные и негативные стороны.

Главной задачей настоящей работы является попытка проанализировать наиболее острые проблемы в современной системе образования Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: КНР, образование, финансирование, педагогические кадры, учебная инфраструктура.

Nowadays education plays an increasingly important role in the development of each country. It reflects all positive and negative trends in the social development.

This article is an attempt to analyze the most serious problems in educational system of China.

Key words: PRC, education, financing, teaching stuff, educational infrastructure.

В последние годы становится все очевиднее, что конкурентоспособность страны требует высококлассного образования, обеспечивающего конкурентоспособных специалистов во всех областях научной и практической деятельности. Решение проблемы повышения качества образования выходит далеко за рамки организации собственно учебного процесса. Здесь необходимо объединение достижений разных областей науки и экономики.

Какова же ситуации в сфере образования КНР? Можем ли мы сказать, что в настоящее время граждане Китая получают современное качественное образование?

Попробуем шаг за шагом разобраться в нынешней обстановке и обсудить наиболее острые на сегодняшний день проблемы:

• финансирование образования;

• вопросы управления и организации учебного процесса;

• нехватку квалифицированных педагогов;

• неразвитую учебную инфраструктуру.

25

Финансирование образования. В 2009 г. объем вложений в образовательную сферу составил 3,59% ВВП, расходы центрального бюджета на образование выросли на 28,6% до 296,3 млрд юаней. К 2012 г. ставится цель достижения 4% рубежа, который надеялись достигнуть еще в 2000 г. Однако все эти годы решить эту задачу не удавалось, и только к 2006 г. этот показатель преодолел 3% рубеж1 (диаграмма 1).

На 2009 г. удельный вес государственных ассигнований в общем объеме расходов на образование составил 72%, в то время как доля негосударственных вложений — 28%, из них около 1% — расходы общественных организаций и граждан, а также общественные пожертвования и сборы; значительную часть — 23% — составляют учебные и текущие взносы, которые вынуждены оплачивать сами учащиеся и их родители2 (диаграмма 2).

Значительное увеличение вложений в образование в последние годы не отменяет наличия целого ряда серьезных проблем. Некоторые существовали и ранее, некоторые же обострились в последние годы.

Несмотря на тот факт, что объем вложений в образование значительно вырос за период 11-й пятилетки, государство не вполне эффективно организует распределение этих средств. Трудно сказать, какая доля средств из центрального реально доходит до конечной цели, до каждого конкретного учебного заведения.

В связи с этим многие школы и вузы, в особенности в отдаленных районах Китая, становятся в определенную зависимость от внешних источников финансирования. В первую очередь это плата за обучение в форме различных текущих взносов, взимаемая с учащихся.

Сельские жители вынуждены тратить значительную часть семейного бюджета на образование. В эти расходы, помимо текущих административных взносов, входят траты на дополнительные учебные материалы и прочие учебные принадлежности, а также транспортные расходы. В связи с реализацией программы «Закрытия и слияния школ», в каждом из уездов может быть не более 2-3 учебных заведений начальной и средней ступени3. Учащимся приходится

1 Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2009. National Economic and Social Development. National Bureau of Statistics of China: www.stats. gov.cn

2 Составлено по: Zhongguo tongji nianjian 2010 (ФНШ+¥^2010). Tab. 20-36 (электронный вариант).

3 Программа «Закрытия и слияния школ». В связи с нехваткой квалифицированных преподавательских кадров и слаборазвитой образовательной инфраструктурой, власти планировали закрыть мелкие деревенские школы и создать крупные в каждом уезде, таким образом, обеспечив детей из близлежащих деревень более качественным образованием. В период с 2003 по 2009 г. было закрыто около половины небольших начальных школ и обучающих центров в деревнях и горных районах.

26

преодолевать по несколько километров ежедневно, чтобы попасть на занятия. Зачастую они вынуждены оставаться на всю неделю в школах и лишь на выходных возвращаться домой. Все это требует дополнительных расходов, которые бывают слишком велики для малообеспеченных крестьянских семей.

Подобная ситуация создает неравный доступ к образованию среди различных слоев населения Китая. Разрыв в охвате образованием особенно становится очевиден на ступенях средней высшей школы и высших учебных заведений.4 Это связано с тем, что до сих пор образование на этих этапах официально является платным и потому не под силу для простых малообеспеченных китайских граждан (диаграмма 3).

Педагогические кадры и организация учебного процесса. Эффективное управление и организация учебного процесса тесно связаны с квалификацией самих педагогов в том или ином учебном заведении. Сами же преподаватели порой могут влиять на качество обучения даже больше, чем вся система в целом.

Квалификация учителей в Китае зачастую вызывает множество вопросов. Несмотря на то, что численность педагогического состава возросла за последние 10 лет на 17%, а основной преподавательский состав Китая относительно молодой, (общая доля преподавателей моложе 45 лет составляет в Китае около 77%5), далеко не все преподаватели являются специалистами в той или иной области. Многие из них не только не имеют высшего образования, но и среднюю школу порой окончили не все. Особенно это касается сельских регионов страны. Там, в связи с нехваткой профессиональных педагогов уроки чаще всего ведут люди, не отличающиеся достаточным уровнем образования.

Такие преподаватели далеко не всегда в состоянии грамотно и эффективно организовать учебный процесс. В последнее время все чаще встает вопрос о перегруженности китайских школьников и о необходимости реформировать образовательные стандарты и расписание занятий. Согласно результатам опроса, проведенного в ряде провинций Китая, около 90% учеников страдают от недостатка сна. Вместо положенных по стандартам 10 часов для начальной школы, 9 часов — для средней и 8 — для высшей, дети спят на 2-3 часа меньше положенной нормы. В Китае на этот счет даже распространена поговорка: «Школьники встают раньше птиц, ложатся позже домашних питомцев, трудятся больше волов»6.

4 Zhongguo laodong wenti baogao. ФШАР-^^^ЙШК^ (№10). Ш^А

С. 46.

5 Там же. С. 112.

6 90% китайских школьников недосыпают. Великая Эпоха. The Epoch Times: www.epochtimes.ru. 25.04.2009.

27

Условия обучения. Учебная инфраструктура также сильно влияет на качество получаемого образования, и в большинстве учебных заведений Китая она оставляет желать лучшего. В настоящее время в Китае насчитывается около 400 тыс. школ начальной, средней и высшей ступени7. Однако значительная их часть, в особенности многие сельские школы, находятся в совершенно негодном для обучения состоянии, не говоря уже об отсутствии современных библиотек, компьютеров и прочих необходимых для обучения условий. С 2009 г. центральное правительство серьезно взялось за проверку и экспертизу состояний безопасности и оснащенности школьных зданий. Планируется завести так называемое досье безопасности на каждое из зданий начальных и средних школ. С этой целью в 2009 г. из центрального бюджета выделено 8 млрд юаней (1,2 млрд долл.) и создана специальная комиссия по контролю и проверке проводимых работ8.

Современные проблемы в образовании КНР носят как национальный, так и локальный характер. С одной стороны, Китаю удалось добиться определенных успехов, в первую очередь в сфере распространения обязательного девятилетнего образования, которым сейчас охвачено уже 98% всех детей школьного возраста; с другой — в стране до сих пор насчитывается по разным оценкам от 8 до 15% неграмотного населения, среди нацменьшинств эта доля и вовсе достигает 15-20%9.

Смогут ли власти предоставить детям равные возможности для поступления в школу? Каким образом будет решаться вопрос повышения качества обучения и преподавания? И будет ли образование в Китае нацелено на всестороннее развитие учащихся и на подготовку кадров «инновационного типа»?

Все эти вопросы в будущем потребуют от китайских властей обстоятельного подхода и взвешенных решений. Однако стоит отметить, что в последние годы наметились некоторые положительные тенденции, и образование стало относиться к одним из приоритетов развития страны.

Как отметил премьер-министр КНР Вэнь Цзябао на проходившей в марте 2011 г. сессии ВСНП: «Только в случае, если страна уделяет должное внимание воспитанию и образованию молодого

7 Zhongguo tongji nianjian 2010 (ФНШ+¥^2010). Tab. 20-36 (электронный вариант).

8 Агентство Синьхуа: www.chinaview.cn. 22.05.2009. Техническое состояние всех школ должно быть проверено к концу октября 2009 г.

9 Zhang Tianlu, Huang Rongqing. Chian's Minority Populations: Surveys and Research, 2005.

28

поколения, у такой страны есть будущее»10. Остается надеяться, что эти слова будут реализованы и на практике.

Приложение

4 3 2 1

2,78 2,8 2,76 2,76 2,82

3,32 3,41

3,59

2,56 à ¿=» ¿4 ¿а

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Диаграмма 1. Объем вложений в образовательную сферу, % к ВВП

Источник: National Bureau of Statistics of China www.stats.gov.cn «Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2009. National Economic and Social Development»

Другое Учебные и 4

Диаграмма 2. Структура финансирования образовательной системы, % к общему объему ассигнований

Составлено по: Zhongguo tongji nianjian 2010 Tab. 20-36

(электронный вариант)

10 Доклад о работе правительства в 2010 г. Жэньминь Жибао он-лайн, 2011. 15 марта (http://russian.people.com.cn/31521/7320607.html)

29

90,6

24,3

3,1

□ Город I Деревня

Начальная Начальная Высшая Высшее

школа средняя средняя образование

(6-12 лет) школа школа (старше

(13-15 лет) (16-18 лет) 18 лет)

Диаграмма 3. Охват образованием в городе и деревне на разных

ступенях, %

Источник: Zhongguo 1аоёо^ wenti Ъас^ао ФЯЛП-^^Ш«^ (№10). ш

лай^ЙШЙ^. С. 4611

Список литературы

Инновации в образовании. 2009. № 5.

Яновский К., Маслов Д. О некоторых свойствах наблюдаемого экономического

роста в Китае. М., 2010. Mette Halskov. Lessons in Being Chinese: Minority Education and Ethnic Identity

in Southwest China. University of Washington Press, 2000. Zhongguo laodong wenti baogao ФШАР^^ЙШК^ (№ 10). fê^AAS

Источники и базы данных

Агентство Синьхуа: www.chinaview.cn. 22.05.2009. Техническое состояние всех

школ должно быть проверено к концу октября 2009 года. 90% китайских школьников недосыпают. Великая Эпоха. The Epoch Times:

www.epochtimes.ru. 25.04.2009. Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2009. National Economic and Social Development. National Bureau of Statistics of China: www. stats.gov.cn Zigen Fund Newsletter 2008, Е. 16-18.

Zhongguo tongji nianjian 2010 (ФШШ+¥Ш010). Tab. 20-36 (электронный вариант).

Сведения об авторе: Гулева Мария Александровна, аспирант кафедры экономики и экономгеографии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: guleva_maria@yahoo.com

11 Данные за 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.