Право
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права,
Уральская государственная сельскохозяйственная академия,
И. А. ВЛАДИМИРОВ,
кандидат юридических наук, доцент, Башкирский государственный университет
Положительная рецензия представлена Р. А. Ханнановым, доктором юридических наук, профессором (Башкирский государственный аграрный университет).
Ключевые слова: предпринимательство, право, наука, инновации, законодательство, экономика, село, деятельность, общество, земля, климат, природа, история.
Keywords: business, the right, a science, innovations, the legislation, economy, village, activity, a society, the
earth, a climate, the nature, history.
Предпринимательская деятельность, являясь важнейшей и общеполезной деятельностью, сегодня переживает сложный противоречивый период [1]. В общей сфере предпринимательства особое место занимает аграрное предпринимательство, имеющее большое социальное, экономическое, экологическое и стратегическое значение для современного российского общества. Предпринимательские правоотношения в аграрной сфере по предметному признаку входят в состав понятия сложного специфического комплекса «аграрные отношения», являясь предметом аграрного права.
Исследованиям проблем становления и развития аграрно-правовой науки посвятили свою жизнь такие известные российские ученые, как А. А. Рускол, М. И. Козырь, Б. А. Воронин, А. И. Бобылев, Г. Е. Быстров, Ф. М. Раянов, 3. С. Беляева, С. А. Боголюбов, И. Ф. Панкратов, Р. А. Ханнанов, Г. В. Чубуков, Ф. Р Муратшин, Н. Н. Веденин, И. А. Иконицкая, В. В. Устюкова, А. Е. Черноморец, Т. Р. Ханнанова и др. [3].
На современном этапе социально-экономического развития перед аграрно-правовой наукой России стоит задача комплексного осмысления правового регулирования аграрного предпринимательства. Объективно основная часть сельскохозяйственной деятельности как объекта аграрных отношений имеет характер предпринимательства. Сегодня появляются новые идеи принятия единого сводного нормативного правового акта, регулирующего весь комплекс аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом некоторые ученые необоснованно предлагают относить аграрное право к подотрасли предпринимательского права [8].
Проблеме аграрного предпринимательства всегда в России уделялось пристальное внимание. Еще в 1899 г. В. И. Ленин провел глубокое исследование особенностей российского капитализма, написав труд «Развитие капитализма в России». Современный период общественного развития характеризуется системным кризисом капиталистических рыночных отношений в условиях глобализации мировых экономических, политических, правовых отношений. Многие ученые называют настоящий кризис самым тяжелым и опасным цивилизационным кризисом, поэтому этот факт нельзя не учитывать в процессе формирования и осуществления современного национального права. В условиях наступившего мирового кризиса, причиной которого является
кризис гуманитарных концепций, лежащих в основе формирования современного общества, на повестке дня стоит вопрос научного переосмысления ценностей мировой цивилизации [4]. В этом смысле законы, регулирующие аграрное предпринимательство, должны не только выполнять экономическую, социальную функцию, направленную на борьбу с нищетой, снижением рождаемости населения, но и реально способствовать устойчивому развитию регионов.
Наше государство было примером для Европы в реализации концепции первых социалистических государств в мире. За последние двадцать лет произошел распад великого Советского Союза, строится новое, молодое российское государство, пытающееся найти свое место в мировом сообществе. В настоящее время, под воздействием необходимости экономического развития, предстоит сложная задача выявления и описания феноменов изменчивости общественных процессов в целях создания программ и путей преодоления трудностей и противоречий в общественных отношениях. К примеру, в России, как и в любой другой европейской стране, нормы «естественного права» часто стали включаться в нормы, образующие права человека, в том числе и в экономической сфере, предпринимательской деятельности [5].
Ключевым нормативным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность в России, является Гражданский кодекс РФ, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. Но сегодня требуется серьезная научная и законотворческая работа по совершенствованию и развитию аграрного законодательства. В частности, организационно-правовые формы субъектов аграрного предпринимательства необходимо привести в соответствие с социальными условиями сельских жителей, а также с географическими, природно-климатическими условиями хозяйствования на российской земле, сделать их естественными и адекватными вышеуказанным условиям.
Практически все рыночные государства приспосабливают гражданское законодательство к потребностям, определяемым спецификой условий и конкретным историко-географическим рынком, т. к. нерегулируемая рыночная экономика и римское частное право провоцируют и создают глобальные проблемы. Современный циклический кризис капитализма выступил обвинительным актом несовершенной экономической системы. Парадигма общечеловеческих ценностей гуманизма, добра и справедливости в современном мире должна заменить жестокую рыночную конкуренцию с
www. m-avu. narod. ru
37
Право
«вычеркиванием людей», жажду наживы, алчность, стремление к выгоде, прибылям, сметающим на своем пути нравственные ценности и социальные помехи.
По сути, современному обществу нужна альтернативная устойчивая экономика и право, способное обеспечить социальное движение общественного развития, а не его деградацию. Социальное движение общественного развития предполагает новую, инновационную методологию формирования права, регулирующего предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве. Современные исследователи в области права должны заниматься не только описанием эмпирически существующего и действующего законодательства либо составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее, но и должны выявлять новые идеи, способные быть в основании права и государства [2]. В качестве инновационной методологии совершенствования предпринимательского права целесообразно использовать положения естественных наук о закономерностях общественного развития, беря самое разумное для упорядочения общественных отношений, выстраивая новую модель социально ориентированной рыночной российской экономики.
Научные исследования следовало бы ориентировать на правовое обеспечение социально-экономической жизни общества, на определение правовой природы, принципов, места и роли правового обеспечения в системе права, на нахождение современных позитивных юридических средств достижения незыблемости реализации прав и исполнения обязанностей субъектами общественных отношений. Необходимо сосредоточиться на разработке обновления и совершенствования законодательства, в первую очередь по дальнейшему претворению в жизнь заложенной в нормах права юридической возможности.
Современное развитие экономики в обществе невозможно без установления разумной модели рыночных отношений, сочетающей интересы как капитала, так и всех слоев общества и государства. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью. Нужно помнить, что государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом.
В современном мире наблюдается тенденция развития общества, выражающаяся в процессе глобализации экономики, политики, культуры, последствием которого явится совместное бытие. Вместе с тем в российском обществе оголились противоречия между реальным и желаемым состоянием инновационной деятельности во всех сферах общественных отношений, включая аграрный сектор экономики и социальную сферу на селе, для устранения причин которых необходимы комплексные правовые исследования. Сложность такого явления, как аграрное предпринимательство, в том, что данный вид хозяйственной человеческой деятельности имеет специфические особенности, а эффективность, соответственно, вопрос бытия и самого существования этой деятельности напрямую зависит от целой системы условий и предпосылок, которые можно обозначить как материально-технические, организационно-производственные, социально-экономические,
экологические, природно-биологические. Невозможно не учитывать также историческую и генетическую предрасположенность российского крестьянина к свободной предпринимательской деятельности на земле. Возможно, потребуются исследования, касающиеся влияния суровой российской природы на особенности формирования национального права России. Наше государство географически расположено в северной континентальной зоне мира, в которой ни одна страна мира без серьезной государственной поддержки в промышленных масштабах ничего не производит. Данная проблема охватывает как закономерности развития законов природы, так и сущность права в его взаимосвязи с природой. Законы общественного развития являются составной частью и продолжением эволюции природы как естественной основы жизнедеятельности человечества, организованного в общество. Согласно философской мысли, человек не только вырастает из природы, но и, производя материальные ценности, одновременно врастает в нее. По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой является законом, регулирующим общественное производство; без такого обмена была бы невозможна человеческая жизнь [6].
В условиях быстроменяющегося мира появляется большое количество современных работ по философии, психологии, социологии и праву, в которых рассматриваются различные основания (например, религиозные и философские) бизнеса и предпринимательской деятельности. В современных научных исследованиях на основании конкретно-исторического опыта с использованием системных принципов философского анализа раскрывается сущность и диалектика развития социо-хозяйственных систем. При этом изучаются проблемы самого человека, включенного в сферу бизнеса, как нового активного участника преобразующей деятельности, одновременно являющегося носителем новых ценностей и стереотипов в выборе средств достижения поставленных целей.
Правовой аспект рассматриваемой проблемы объясняется тем обстоятельством, что краеугольным камнем любого общества в разные периоды его развития является органическое единство развития экономики и способа производства с факторами надстроечного характера (государством, правом, идеологией, парадигмой, ценностями). Современный процесс производства, помимо эффективности и устойчивости, нуждается в своей общественной форме социально-экономических отношений, являющихся также предметом государственного и правового регулирования. К примеру, мы становимся участниками прогрессирующего глобального процесса возрастания роли интеллекта в жизни общества, получившего название «артификация». Япония занимает ведущее место в мире по промышленному развитию при бедности природных ресурсов. Происходит этот процесс за счет активного использования и приумножения интеллектуальных ресурсов. В развитых капиталистических странах технико-технологические и экономические инновации стали средством достижения успеха в экономике. После Второй мировой войны в цивилизованных странах широкое развитие получил процесс построения социальных государств и социально ориентированных рыночных экономик. Большой вклад в понимание динамики развития современного общества внесли социологические концепции
Право
«постиндустриального общества» [9]. По мнению некоторых социологов, постиндустриальное общество — это стратегическое приспособление к новой культуре и цивилизации, которое формируется в результате глубокой трансформации социального мира. Но часто правовые нормы, реализующиеся в форме юридических законов и подзаконных актов, регулирующие непосредственно предпринимательскую деятельность, в этом контексте не работают из-за несоответствия их социальным нормам. История развития общества доказывает, что юридическая норма возникает из традиций как основного регулятора общественных отношений. Наиболее устойчивыми и консервативными, обеспечивающими целостность отношений и вырастающими непосредственно из традиций (Библия, Коран, Веды) являются морально-этические нормы. Морально-этические нормы составляют своего рода основу, из которой в ходе эволюции общества выделяются другие нормы, в том числе и правовые.
В России за последние двадцать лет развития произошли глубинные изменения социума, касающиеся основной парадигмы общественного бытия. Почти все сферы общественных отношений в СССР развивались в рамках парадигмы марксисткой концепции материалистического понимания истории. Социальная философия К. Маркса, которой были пронизаны все сферы бытия в СССР, не только наложила отпечаток на экономику современного российского государства, но и проникла в сознание, поведение людей, отложилась в их ментальности. В частности, в СССР был наложен запрет на частную собственность и частную предпринимательскую деятельность под страхом уголовного преследования. Нормы хозяйственно-административного права регулировали социальные отношения, для которых характерны плановость и подчиненность. В период перехода от социалистической экономики к рыночной в России между хозяйственно-административным и гражданским правом шла антагонистическая классовая борьба [10].
В 1938-1940 гг., следуя принципу деления отраслей права по предмету правового регулирования, в СССР было выделено колхозное право, которое стало в один ряд с ранними фундаментальными отраслями права. В 70-е гг. сформировалось сельскохозяйственное право [7]. Современное аграрное право как отрасль права является преемницей советского сельскохозяйственного права, и мы стали свидетелями эволюции в аграрных правоотношениях от запрета на предпринимательскую деятельность до государственной парадигмы необходимости ведения эффективного аграрного предпринимательства на селе.
Изложенное свидетельствует, что комплексное осмысление современных проблем аграрного предпринимательства как самого значимого института аграрных правоотношений обусловило необходимость постановки следующих задач: исследования конкретно-исторических условий, вскрытие объективных закономерностей и особенностей возникновения предпринимательства как явления в общеисторическом процессе европейского развития и трансформации его в российской действительности, в природно-климатических и географических условиях хозяйственной деятельности в России; выработки нового понятийного аппарата правовой регламентации аграрного предпринимательства; анализа гражданского, земельного,
природоресурсного, экологического законодательства, концептуальных подходов к правовому регулированию «аграрного предпринимательства», выработанных в современной российской и зарубежных правовых системах.
Предпринимательская деятельность в современном мире представляет собой единственно возможную хозяйственную деятельность человека труда и созидателя. Поэтому исследования в области правового регулирования предпринимательской деятельности в аграрной сфере направлены на совершенствование общественных отношений в отрасли, составляющей национальную безопасность любой страны. Они должны создать условия коммерциализации аграрного производства в России. На основе исторического анализа и сравнительного правоведения необходимо выявлять закономерности и особенности развития аграрного предпринимательства в нашей стране, которые необходимо учитывать в целях обеспечения поступательного развития российского общества на пути построения социально ориентированной рыночной модели экономики, идея которой может сплотить нацию и явиться той мобилизующей и движущей силой общественного развития, которая способна обеспечить могущество нашего государства. В результате исследовательской работы может быть предложена концепция правового регулирования аграрного предпринимательства как правовой общности, обладающей своей спецификой и парадигмой.
На наш взгляд, сегодня в качестве инноваций для обеспечения эффективности аграрного предпринимательства могут быть приняты следующие меры:
1. В России не приняты законы об особенностях правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. Сегодня перечень юридических лиц является исчерпывающим и ограничен нормами ГК РФ. Поэтому необходимо выработать организационноправовые формы аграрного предпринимательства, приведя их в соответствие с социо-культурными, историческими, природно-климатическими, географическими условиями хозяйствования на российской земле, сделать их естественными и адекватными вышеуказанным реалиям. В этих целях может быть заимствован опыт других государств, как с благоприятными природно-климатическими условиями — США, Германии, так и стран с суровыми условиями проживания и хозяйствования, например Японии и Финляндии.
Сельскохозяйственное право США, являясь специальным правом, носит административный характер. Сельскохозяйственное право формируется правовыми актами административных агентств министерства сельского хозяйства США и других федеральных ведомств. С конца 30-х гг. в США периодически принимаются законы, регламентирующие объемы производства и сбыта продукции основных сельскохозяйственных культур, либо стимулирующего, либо сдерживающего характера. Начиная с 90-х гг. Правительство РФ при консультировании специалистов Всемирного банка отказывается от планирования производства, а в США, наоборот, планирование объемов производства сельскохозяйственной продукции существует с 30-х гг. Великой депрессии, и до сих пор применяются административные методы регулирования аграрного производства.
В законах Германии о сельском хозяйстве прописано, что сельское хозяйство является экономической
Право
основой общества, поэтому задачей сельского хозяйства является производство безопасных продуктов питания в достаточном количестве. Аграрное право Германии отличается многообразием правовых средств регулирования аграрных отношений, только 6 % сельскохозяйственных предприятий существуют в форме юридических лиц. Законодательство Германии не содержит каких-либо ограничений возможности участия объединений, не обладающих статусом юридического лица, в ведении сельскохозяйственной деятельности. Кроме юридических лиц, определенных частным правом, сельскохозяйственной деятельностью могут заниматься юридические лица публичного права — Федерация, земли, общины, церкви. Существует особая форма предпринимательской деятельности — негласное товарищество, которая заключается в имущественном вкладе лица в деятельность другого предпринимателя.
Сельское хозяйство Израиля построено на кооперативной основе. Оказалось, что, исходя из практических соображений материализма, даже в благополучном Израиле зародились уникальные формы сельскохозяйственных поселений, по своей сущности очень напоминающие советские колхозы и совхозы, — кибуцы (сельские коммуны) с общественной собственностью на средства производства и мошавы, в которых каждая семья занимается земледелием, а сбыт продукции осуществляется на кооперативных началах.
В законодательных актах о правовом положении субъектов аграрного предпринимательства следует широко использовать преимущества кооперативов как субъектов, объединяющих труд акционерных обществ, способных привлекать инвестиции. В этих целях, по опыту Германии, необходимо дать свободу объединения юридических лиц и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
2. В России необходим возврат к плановой системе производства сельскохозяйственной продукции, существовавшей в период восстановления экономики СССР после войны и способствовавшей максимальному сближению величины ВВП СССР с США в 70-е гг. — период устойчивого развития реального сектора экономики. Основным компонентом устойчивости предпринимательской деятельности в рамках каждой технологической цепочки (производство — переработка — реализация — обновление техники) заключается в стабильном наращивании объемов сельскохозяйственного производства. В этих целях органы государственного управления должны осуществлять функции по обеспечению эффективности и достижению устойчивости аграрного производства, а именно административными и экономическими методами (при финансовой возможности) должны оказывать влияние на воспроизводство плодородия почв, организацию племенного дела, развитие семеноводства, осуществление программных мероприятий по развитию отраслей АПК, упрочению новых форм хозяйствования. Также повсеместно планово необходимо создавать объекты глубокой переработки внутри самих аграрных предприятий (цеха переработки, мини-заводы, мини-мельницы, мини-пекарни) в целях производства готовой продукции, а не дешевого сырья, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности.
3. Государство обязано обеспечить бесперебойную реализацию продовольственных товаров местных сельхозтоваропроизводителей через сбытовую сеть
агромаркетов и экологических супермаркетов. В этих целях необходимо создавать торговые площадки (крытые ангары) в черте города, в шаговой доступности. Субъекты аграрного предпринимательства должны быть освобождены от арендной платы за использование муниципальных торговых площадей. К примеру, в г. Уфе усилиями самих муниципальных властей к 1997 г. были ликвидированы пять овощных баз и 65 специализированных овощных магазинов, а взамен ни одному сельскохозяйственному предприятию не было предложено право аренды в освободившихся торговых помещениях. Поэтому цены в супермаркетах на 100 % выше оптовых цен сельхозтоваропроизводителей.
4. Планирование сельскохозяйственного производства и материально-технического обеспечения аграрных предприятий необходимо осуществлять на основе балансового метода. При разработке народнохозяйственных планов, планов развития отдельных отраслей, территориальных хозяйственных планов, планов развития муниципальных образований, отдельных предприятий необходимо осуществлять увязку потребностей и ресурсов производства продовольственных товаров. В условиях нехватки бюджетных средств балансовый метод послужит важным инструментом выявления хозяйственных резервов.
5. Уровень государственного участия в экономике рыночных стран в период кризиса возрастает до 50 %. По оценкам социологов, социо-хозяйственная система России перманентно существует в условиях непрекращающего кризиса. С учетом климатических и географических условий хозяйствования на селе доля государственного участия в сельском хозяйстве России должна соответствовать уровню государственной поддержки аграрной сферы таких стран, как Финляндия и Япония, где доля правительственных платежей достигает компенсации 70 % стоимости каждого килограмма продукции.
6. Сельскохозяйственное производство в мире стало традиционно дотационным. В целях обеспечения эффективности государственных дотаций, контроля объемов и качества продукции, соблюдения высокой технологии сельскохозяйственного производства, при отсутствии частных инвесторов и личных инициатив граждан необходимо широко развивать формы государственного аграрного предпринимательства, создавая государственные и муниципальные аграрные предприятия типа предприятий со стопроцентным уставным капиталом государственной собственности, обладающих специальной правоспособностью, способных осуществлять социальную функцию. Например, в Республике Башкортостан ценным является опыт эффективности крупных государственных предприятий типа ГУСП Совхоз «Алексеевский». В отличие от других хозяйств, полностью отказавшихся от всего накопленного опыта в сфере управления аграрным производством, совхоз «Алексеевский» сумел сохранить весь ценный опыт и применил его в современных условиях. ГУСП Совхоз «Алексеевский» является одним из ведущих аграрно-промышленных предприятий с современным многоотраслевым производством.
Инновационным в производственно-хозяйственной деятельности совхоза является:
— рациональное использование положительных принципов работы, существовавших последние десятилетия в АПК;
Право
— применение новых западных технологий с целью повышения эффективности и культуры производства, снижения себестоимости;
— адаптация новых технологий к местным особенностям производства;
— создание единой системы учета производства продукции, начиная с поля до банковских расчетов;
— глубокая переработка продукции животноводства и растениеводства в собственных цехах переработки молока, на мельнице, в пекарнях;
— создание крупной городской сети фирменной торговли.
При эффективной государственной поддержке в приобретении новых технологий и сбыте продукции через собственные фирменные магазины, годовая выручка этого предприятия с 2004 г. увеличилась в три раза и сегодня она составляет 1 млрд руб.
7. На основе опыта передовых хозяйств необходимо разработать рекомендации по обеспечению конкурентоспособности основных отраслей сельского хозяйства, правового обеспечения эффективности растениеводства, животноводства, сбыта сельскохозяйственной продукции, широко использовать научно-технические разработки и прогрессивные технологии, предлагаемые отечественными и зарубежными исследовательскими центрами и вузами.
8. В целях обеспечения устойчивости и эффективности аграрного предпринимательства необходимо создать комплексную нормативную систему земледелия, основными элементами которой должны стать: землеустройство; ведение севооборотов; борьба с эрозией почв, рациональная обработка почв; мелиорация; селекция и семеноводство; фитосанитарные и энтомологические мероприятия. Комплексная правовая система эффективности животноводства должна быть нацелена на решение ряда задач: увеличение производства кормов и их качества, совершенствование структуры кормления животных; разработку и внедрение научно-обоснованной системы животноводства на основе как российского, так и международного опыта.
9. По опыту организации объединений граждан и предприятий без признаков юридического лица в Германии, потребительских сбытовых кооперативов в Израиле, российскому государству необходимо
также способствовать образованию потребительских сбытовых, кредитных, ссудных и перерабатывающих кооперативов для объединения усилий личных подсобных хозяйств граждан в целях эффективности их хозяйственной деятельности и повышения благосостояния сельского населения.
10. Объективно сфере аграрного предпринимательства нужен интегрированный правовой акт, который бы регулировал весь комплекс аграрных отношений, складывающихся в предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этот закон мог бы выполнять функцию кодифицированного нормативного акта в обеспечении эффективности и устойчивости аграрного предпринимательства. Либеральные идеи реформирования не только сельского хозяйства, но и всей экономики СССР в рамках «вашингтонского консенсуса», принципы которого были сформулированы в 1989 г. МВФ, Всемирным банком и американскими аналитиками для стран Латинской Америки и бывшего соцлагеря, привели к падению в России ВВП, деиндустриализации, снижению уровня жизни населения, тотальной зависимости от экспорта нефти, разрушению системы социальной поддержки и образования.
Поэтому сегодня объективно, исходя из анализа итогов либеральных реформ, возникает острая необходимость эффективного государственного участия в тех сферах экономики России, где принципы частного римского права не работают.
В законе о регулировании аграрного предпринимательства необходимо учесть негативные результаты либеральных реформ на селе и создать условия для устойчивой эффективной предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, устраняя все риски и факторы, сдерживающие развитие аграрной отрасли, которая может стать базовой в экономике нашей страны.
В условиях ВТО сельское хозяйство Российской Федерации может занять ведущее место и на мировом агропродовольственном рынке.
Важно, чтобы инновационное развитие российского сельского хозяйства получило адекватное правовое регулирование и юридические гарантии, способствующие достижению положительных результатов субъектами аграрного предпринимательства.
Литература
1. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию 2011 года // Российская газета. 23.12.2011 г. № 5666.
2. Путин В. В. Нам нужна новая экономика : статья // Ведомости. 30.01.2012 г. № 15 (3029).
3. Воронин Б. А. Становление аграрно-правовой науки и актуальные проблемы ее развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Уфа, 2000. С. 6.
4. Бринчук М. М. Экологическое право и развитие экономики // Актуальные проблемы государственной экологической политики : сборник материалов Всероссийской научной конференции. Уфа, 2010. С. 8-9.
5. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права : учебный курс. М. : Право и государство, 2003. С. 219.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 51, 514.
7. Боголюбов С. А., Бринчук М. М., Ведышева Н. О. Аграрное право. М. : Проспект, 2011. С. 5.
8. Аграрное право : учебник для вузов / под ред. М. И. Палладиной, Н. Г. Жаворонковой. М. : Проспект, 2011. С. 18.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия, 1999.
10. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России : монография. М. : Проспект, 2008. С. 6.