Научная статья на тему 'Современные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг'

Современные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов А. Д.

В статье представлены концептуальные взгляды на значимость сферы услуг в Российской Федерации, подготовку практико-ориентированных кадров в профильных высших учебных заведениях. Рассмотрены вопросы перспективной деятельности созданного Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса и определены основные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг»

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Современные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг

А.Д. Викторов,

д. э. н., профессор, председатель Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, ректор Санкт-Петербургского

государственного университета сервиса и экономики

В статье представлены концептуальные взгляды на значимость сферы услуг в Российской Федерации, подготовку практико-ориентированных кадров в профильных высших учебных заведениях.

Рассмотрены вопросы перспективной деятельности созданного Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса и определены основные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, общероссийский классификатор услуг населению, уровневая система подготовки специалистов, бакалавриат, магистратура, образовательные стандарты, повышение квалификации, научные исследования, методическое обеспечение учебного процесса, качество студенческого состава.

Сфера услуг относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. За последние двадцать лет сфера услуг преодолела гигантское расстояние от, в целом неплохой, советской плановой системы бытового обслуживания населения до современной отрасли, построенной исключительно на основе рыночных отношений при минимальном финансовом участии государства, за исключением, пожалуй, ряда направлений, таких как услуги учреждений здравоохранения. В здравоохранение и ряд других направлений государство вкладывает значительные ресурсы.

В этот же период выстраивалась система подготовки специалистов всех уровней для современной сферы услуг. В настоящее время в России работает восемь специализированных образовательных учреждений высшего профессионального образования (один институт, одна академия, шесть университетов). Практически все эти учебные заведения являлись в советский период филиалами Московского технологического института сервиса и в 2009 году отпраздновали свои сорокалетние юбилеи.

Весьма разумно были выбраны места расположения этих филиалов от Владивостока до Ленинграда, покрывая всю территорию Советского Союза. Как уже было сказано, сейчас это самостоятельные сильные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов всех уровней профессиональной подготовки.

В июне 2009 года шесть специализированных высших учебных заведений и пять вузов, имеющих специальности и направления подготовки для сферы услуг объединились в консорциум вузов сервиса для координации деятельности по кадровому и технологическому обеспечению сферы услуг.

За год работы можно уверенно сказать, что идея и ее реализация себя оправдали и вузы, объединенные в консорциум значительно продвинулись в решении поставленных перед консорциумом задач.

Развитие консорциума вузов сервиса активно поддерживает Министерство образования и науки РФ. В настоящее время рассматривается вопрос придания консорциуму статуса федеральной инновационной площадки.

В чем же основные проблемы подготовки специалистов для сферы услуг?

Проблема №1. Переход на уровневую систему подготовки специалистов и на образовательные стандарты третьего поколения, использующие компетен-тностный подход, с целью обеспечения современного качества подготовки специалистов.

Предстоящий 2010/2011 учебный год будет переходным годом и с первого сентября 2011 года на первом курсе начнется учебный процесс по новым образовательным стандартам.

Важным представляется содержание образовательных программ бакалавриата и магистратуры. После окончания бакалавриата выпускник должен иметь все необходимые компетенции для работы в сфере сервиса. Бакалавриат — это завершенное высшее образование, первая ступень высшего образования.

Бакалавр может продолжить обучение в магистратуре по очной, заочной и очно-заочной (вечерней) формам. Магистратура должна иметь разветвленную сеть магистерских программ, ориентированных на выпускников различных бакалавриатов. В частности весьма важным представляется развитие магистерских программ в сфере сервиса для «не сервисных»

бакалавров, то есть бакалавров, окончивших «не сервисные» направления подготовки.

Важным представляется также развитие академической мобильности выпускников бакалавриатов. Уверен, что в ближайшее время в числе показателей деятельности магистратуры появиться такой показатель, как процент магистрантов, окончивших бакалавриаты других вузов.

В этой связи весьма интересным и плодотворным представляется развитие академической мобильности студентов в вузах консорциума. В 2010 году планируется подписание дополнительного соглашения (протокола) между вузами консорциума по вопросам академической мобильности. Этой проблеме будет посвящено совещание проректоров по учебной работе вузов консорциума, которое должно состояться в июле 2010 года в г. Тольятти в Поволжском государственном университете сервиса.

Переход на новые образовательные стандарты, реализующие компетентностный подход, требует разработки новых образовательных программ, учебных планов, методического обеспечения, а также глубокого повышения квалификации преподавателей. Я бы сказал, требуется тщательная настройка всего преподавательского коллектива, а также подготовка практически нового учебно-методического обеспечения. В этот переходный 2010/2011 учебный год предстоит, не прерывая подготовку специалистов по действующим образовательным стандартам, в полном объеме подготовиться к началу занятий на первом

курсе 2011/2012 учебного года по государственным стандартам третьего поколения.

В Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики разработана и на заседании Ученого совета утверждена программа перехода на уровневую систему подготовки специалистов и на образовательные стандарты третьего поколения.

Важным разделом этой программы является подпрограмма повышения квалификации преподавателей, включая стажировки преподавателей в вузах партнерах, имеющих опыт подготовки по программам бакалавриата и магистратуры. По этим вопросам весьма полезен опыт зарубежных университетов, имеющих многолетнюю историю подготовки бакалавров и магистров.

Проблема №2. Формирование направлений и профилей подготовки специалистов для сферы услуг с учетом Общероссийского классификатора услуг населению.

При разработке перечня направлений подготовки для сферы сервиса с точки зрения членов Совета консорциума сервисных вузов необходимо определить базис относительно которого выстраивать номенклатуру направлений и профилей подготовки. В качестве такого базиса мы предлагаем использовать Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), который является основным государственным документом, классифицирующим весь спектр услуг. В табл. 1 приведен ОКУН (по укрупненным группам).

Таблица 1

БЫТОВЫЕ УСЛУГИ________________________________________________________________________________________

Ремонт, окраска и пошив обуви

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов,

ремонт и изготовление металлоизделий

Изготовление и ремонт мебели

Химическая чистка и крашение, услуги прачечных

Ремонт и строительство жилья и других построек

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования Услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги Услуги бань и душевых, парикмахерских. услуги предприятий по прокату. ритуальные, обрядовые услуги

ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ___________________________________________________________________________________

Услуги пассажирского транспорта Услуги грузового транспорта Услуги транспортной экспедиции

УСЛУГИ СВЯЗИ__________________________________________________________________________________________

Услуги почтово-телеграфной связи Услуги телефонной связи Услуги радиофикации Услуги электронной связи Услуги телевидения

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ___________________________________________________________________________

Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания Коммунальные услуги

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Окончание табл. 1

УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ__________________________________________________________________________

Услуги учреждений кино и кинопроката, услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии

Услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, услуги парков (садов) культуры и отдыха

Услуги музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ_________________________________________________________________________________________________

Туристские услуги

Услуги средств размещения для временного проживания туристов

УСЛУГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА_________________________________________________________________

Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий Предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ВЕТЕРИНАРНЫЕ УСЛУГИ Медицинские услуги Санаторно-оздоровительные услуги Ветеринарные услуги

УСЛУГИ ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА__________________________________________________________________________

Услуги, оказываемые органами государственного нотариата, и услуги, оказываемые адвокатурой

УСЛУГИ БАНКОВ_______________________________________________________________________________________

Услуги банков по вкладам населения, прием различных видов платежей

Услуги банков по выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и ссуд, услуги банков по операциям с ценными бумагами

Услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков

УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ________________________________________________________________________

УСЛУГИ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, УСЛУГИ РЫНКОВ______________________________________________

Услуги торговли

Услуги общественного питания

Услуги рынков

ПРОЧИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ_____________________________________________________________________________

Услуги по финансовому посредничеству Услуги по страхованию

Услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом

Услуги по работе на вычислительной технике и связанное с этим обслуживание

Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета и ревизии, консультации по вопросам налогообложения и управления производством Услуги в области рекламы

Услуги в научной области, услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования и реставрации документов Услуги по установке охранной сигнализации. услуги по охране жилищ

Группы классификатора по нашему мнению могут составить перечень профилей в рамках направления подготовки «Сервис»:

• Бытовые услуги

• Транспортные услуги

• Услуги связи

• Жилищно-коммунальные услуги

• Услуги учреждений культуры

• Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов

• Услуги физической культуры и спорта

• Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги

• Услуги правового характера

• Услуги банков

• Услуги в системе образования

• Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков

• Прочие услуги населению.

В дополнении к вышеперечисленному могут быть добавлены профили, не относящиеся к услугам населению, например, сервис сложной техники, сервисной обслуживание различных систем и механизмов и т. д.

Думаю, что специалисты дополнят приведенный список предлагаемых профилей. Я же хочу обратить внимание на методологическую недопустимость разделения этого классификатора при формировании направлений подготовки. В частности, методологически нецелесообразно формирование таких отдельных направлений, как туризм, гостиничный бизнес и т. д.

Использование в качестве базиса ОКУН позволяет выделить инвариант для всех профилей направления «Сервис». Инвариант в свою очередь позволяет сформировать общие для всего направления, всех профилей дисциплины. Это создает методологическую основу подготовки специалистов для сферы сервиса, а также обеспечивает возможность выпускникам направления «Сервис» обладать необходимыми для конструирования различных видов услуг базисными компетенциями.

Предлагаемый подход может явиться также основой для формирования современных представлений о сервисологии как области знаний.

Публикуя свои соображения по вопросам формирования направлений и профилей подготовки для сферы услуг, я отдаю себе отчет в том, что изложенные подходы могут вызвать различные точки зрения. Думаю, что дискуссия по обсуждаемым вопросам будет полезна для развития подготовки специалистов для сферы услуг.

Проблема №3. Обеспечение высокого качества преподавательских кадров, обладающих современными компетенциями в области педагогики и профильных областях знаний, в том числе за счет развития научных исследований в сервисных вузах и повышения квалификации преподавателей на регулярной основе.

Традиционно сфера услуг не являлась сколь либо заметной сферой государственных инвестиций для развития научных исследований. Вместе с тем эта сфера в развитых странах относится к высокотехнологичной сфере и можно наблюдать значительные объемы средств поступающих на научные исследования, направленные на разработку современных технологий. Кроме того, эта сфера требует значительных финансовых вложений в развитие гуманитарных технологий, например, для маркетинговых исследований, изучения потребительского спроса и т. д.

Недостаток средств на проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ в сфере сервиса затрудняет подготовку высококвалифицированных преподавательских кадров, также обеспечения единства научных исследований и подготовку специалистов.

Вместе с тем вузы сервиса находят возможность развивать научные исследования, реализуя тем самым основную форму повышения квалификации преподавателей — научно-исследовательскую деятельность.

Наряду с научно-исследовательской деятельностью как формой повышения квалификации преподавателей необходимо развить на новой методологической базе другие формы повышения квалификации преподавателей (стажировки, курсы и т. д.).

Качество преподавателя в сильной степени зависит от уровня его методической работы или наоборот, уровень методической работы напрямую зависит от качества преподавателя. В этой связи должны повышаться требования к преподавателю на занятие той или иной преподавательской должности.

Проблема №4. Обеспечение высокого качества организации и методического обеспечения учебного процесса.

Среди множества проблем обеспечения высокого качества организации и методического обеспечения учебного процесса выделю лишь одну проблему: неоправданной раздробленности учебных дисциплин.

При переходе на новые образовательные стандарты и уровневую систему подготовки специалистов очень важно резко сократить количество мелких (до 100 часов) учебных дисциплин. За прошедшие годы существовала тенденция дробления крупных дисциплин (150-200 часов) на более мелкие дисциплины. Особых причин для дробления не было, очевидно, что наибольшую роль в этом процессе играли субъективные факторы. В результате система профессионального образования имеет большое количество фрагментарных дисциплин, читаемых разными преподавателями, которые даже в пределах одного вуза не всегда заботяться даже об унификации терминов и обозначений. Этот «методический хаос» выливается на головы студентов, не способствует повышению качества учебного процесс.

По указанным причинам в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики начата работа по формированию в рамках подготовки новых программ укрупненных дисциплин и подготовки соответствующей методической базы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидеров по этим вопросам в нашей стране является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Их опыт был бы весьма полезен для всего образовательного сообщества России. В рамках консорциума в июле 2010 года во Владивостоке соберутся проректоры по учебно-методической работе вузов консорциума и примут необходимые решения. Министерство образования и науки поддерживает опыт владивостокского вуза и инициативу вузов консорциума.

Проблема №5. Обеспечение высокого качества студенческого состава за счет отбора максимально мотивированных на сферу услуг абитуриентов.

Для решения этой проблемы в рамках консорциума будет разработана программа поиска и формирования «своего» абитуриента вузами консорциума. Под «своим» абитуриентом мы понимаем максимально мотивированного для получения знаний в сфере сервиса выпускника школ или взрослого человека, если речь идет и заочном или очно-заочном обучении. Эта программа должна содержать самые современные методы профориентационной работы и мотивации человека.

Продумываются вопросы создания специализированных интернатов для одаренных детей, организации комплексных олимпиад для школьников.

В заключении хотелось бы отметить, что консорциум вузов сервиса представляется современным эффективным инструментов обеспечения современной на мировом уровне подготовки специалистов для сферы сервиса.

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Modern Problems In the Process Of Training Specialists

For the Field Of Service

Alexander D. Viktorov, doctor of economic sciences, professor, chairman of National Scientific-And-Educational Innovative Technological Consortium Of Institutes Of Service, rector of St. Petersburg State University Of Service And Economics

The article analyzes a decisive role of the field of service in the Russian Federation. Problems of training highly qualified practice-oriented specialists for the field of service are considered in the context of higher education institutions work. There is a detailed description of National Scientific-And-Educational Innovative Technological Consortium Of Institutes Of Service development and prospect.

Keywords: field of service, All-Russian classifier of service, highly qualified practice-oriented specialists training, Bachelor program, Master program, educational standarts, research studies, methodic foundations of the studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.