УДК 553(477+477.75)
© И.Д. Кудрик, А.В. Ошкадер, Г.Н. Пыцкий, 2010
Керченский государственный морской технологический университет
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР В АР КРЫМ
Дана оценка экологической безопасности в местах добычи полезных ископаемых на суше и на шельфе Черного и Азовского морей. Были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в сфере использования и охраны недр. С целью недопущения дальнейшего ухудшения экологической обстановки и приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также сохранения биоразнообразия в морской среде, предложен комплекс правовых, технических и иных мероприятий.
Введение. Несмотря на то, что потребность в полезных ископаемых в масштабах государства на сегодняшний день остается значительной, их добыча на территории АР Крым с начала 90-х годов значительно сократилась. В то же время проблемы, связанные с последствиями деятельности горнодобывающих предприятий на территории полуострова остаются нерешенными. Одной из наиболее острых региональных проблем остается непроведение мероприятий по рекультивации нарушенных земель. Только на Керченском полуострове нарушено 928, 1247 га земель, из них 10, 722 га с/х назначения. Из запланированных на 2009-2010 гг. работ по рекультивации 3,8 га площади земель фактически не рекультивировано ни одного гектара нарушенных земель, что является нарушением законодательства в сфере использования и охраны недр.
Цель данной работы - провести анализ и дать оценку современного состояния охраны и использования недр на территории АР Крым, а также предложить комплекс мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия горнодобывающей и нефтяной промышленности на окружающую среду. Разработка недр на Крымском полуострове осуществляется как в горных, степных, прибрежных районах, так и на шельфе Черного и Азовского морей, что способствует повсеместному распределению функциональной возможности. С помощью Гис-технологий и тренд анализа построены прогнозные карты распределения зонального залегания месторождений полезных ископаемых и экологического состояния морской среды. Особенно это касается месторождений нефти, имеющихся как в прибрежной зоне, так и на шельфе. Большое внимание в статье уделено заброшенным скважинам, которые зачастую нефтеточат в морскую среду, тем самым нанося значительный вред живым водным ресурсам.
Материалом для исследования послужили данные, предоставленные ГП Южэкогеоцентр и прокуратурой АРК. Оценка экологического состояния исследуемых территорий проводилась методом анализа полученной информации, а также визуальных обследований карьеров и нефтяных скважин.
Крым - уникальный и неповторимый уголок природы на нашей планете, имеющий большой оздоровительный и рекреационный потенциал. Территория Крыма отличается обширным природным многообразием, эндемическими объектами животного и растительного мира. В Крыму - около 150 территорий и объектов природно-заповедного фонда площадью 70 тыс. га.
Крымский полуостров богат месторождениями полезных ископаемых, в т.ч. общегосударственного значения: железные руды (Керченский железорудный бассейн), углеводороды (Семеновское, Казантипское, Черноморское и другие месторождения), солепромыслы на черноморском и азовском побережье, флюсовые известняки, кварцевый песок. Глина, песок, гипс и т.д., представленные на Крымском полуострове, являются сырьем местного значения. Широко используются иловые сульфидные грязи Евпаторийской группы озер [1].
Общественные отношения в сфере охраны и использования недр регулируются действующим природоохранным законодательством: ЗУ «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991 г., кодексом Украины «О недрах» от 27.07.1994 г., ЗУ «О нефти и газе» от 12.07.2001 г., «Горным Законом Украины» от 06.10.1999 г. и др. [2].
Согласно ст. 1 кодекса Украины «О недрах» под понятием недра понимается часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Порядок предоставления недр в пользование регламентируется главой второй кодекса Украины «О недрах». Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода.
Согласно ст. 24 кодекса Украины «О недрах» пользователи недр обязаны [8]:
1) использовать недра согласно целям, для которых они были предоставлены;
2) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
3) обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды;
4) приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;
5) выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Украины.
На основании проведенного исследования состоянии использования и охраны недр на территории Керченского региона, а также анализа информации по результатам проверок соблюдения действующего законодательства недропользователями на территории АР Крым дана оценка уровня экологической безопасности на полуострове в целом. Так, на территории Керченского полуострова (Ленинского района, г. Керчь и г. Феодосия) добычу полезных ископаемых осуществляли 27 горнодобывающих пред-
приятий, из которых на сегодняшний день действуют только 2 организации: ООО «Бурит» и ЧП «Керченский известняк». Остальные предприятия не функционируют, так как они объявлены банкротами или же проведение работ экономически не выгодно. Многочисленные площади земель, переданные для разработки и добычи полезных ископаемых, в нарушение требований ст. 166 Земельного кодекса Украины, а также ст. 50 кодекса Украины «О недрах» брошены, рекультивация земельных участков на сегодняшний день не проведена (Багеровский карьер пильного известняка). Общая площадь нерекультивированных земель только на Керченском полуострове составила 928, 1247 га, из которых 10, 722 га нарушено при разработке нефтяных месторождений и 917, 4027 га - при добыче полезных ископаемых открытым способом (карьеры). Сельхозугодий нарушено 10, 722 га.
На многих карьерах как населением, так и коммунальными службами образованы стихийные свалки бытовых и иных отходов (карьер на Краснопартизанском месторождении и Багеровском карьере пильного известняка), что является нарушением требований ст. 55 ЗУ «Об охране окружающей природной среды», ст. 56 кодекса Украины «О недрах», ст. 33 ЗУ «Об отходах». Многие брошенные карьеры достаточно глубокие и не имеют пологих откосов, что представляет потенциальную опасность как для животных, так и для человека - нарушение требования ст. 51 ЗУ «Об охране окружающей природной среды».
Кроме того, экологическую опасность представляют нефтяные скважины, пробуренные на Керченском полуострове за период с 1864 г. по 2010 г. Десятки нефтяных скважин бесхозные, большинство из них самоизлива-ющиеся, в результате чего загрязнены участки сельскохозяйственных угодий и морской территории, что является нарушением ст. 46 ЗУ «О нефти и газе», а также ст. 84 Земельного кодекса Украины. Содержание твердых метановых углеводородов (парафинов) в нефтяных разливах в почве на исследуемых территориях незначительное. Парафины сами по себе не токсичны для живых организмов и в условиях земной поверхности переходят в твердое состояние. Тем не менее, твердый парафин трудно разрушается и плохо окисляется на воздухе. Он может надолго заблокировать все поры почвенного покрова, лишив тем самым почву возможности свободного вла-гообмена и дыхания, что приводит к полной деградации почвенного биоценоза в данных районах [9].
В Крыму имеют место факты добычи полезных ископаемых без разрешительных документов, что является нарушением ст. 16 кодекса Украины «О недрах». Так в Сакском районе Крыма, около села Трудовое, частное предприятие осуществляло добычу пильного известняка в нарушение законодательства о недрах, выйдя за границы земельного и горного отводов. В июне 2010 г зафиксирован самовольный забор135 тонн песка на территории г. Керчь в районе Камыш-Бурунской бухты представителями финансово-промышленной группы «Альтком».
Многочисленные нарушения требований законодательства в области использования и охраны недр привели к возникновению ряда проблем, ключевыми из них являются:
1. Вывод из сельхозоборота земель сельскохозяйственного назначения;
2. Образование стихийных свалок, что в свою очередь приводит к загрязнению первого от поверхности водоносного горизонта и атмосферного воздуха;
3. Нарушение порядка и условий сохранения плодородного слоя почвы, естественное восстановление которого происходит в течение длительного промежутка времени (порядка 100 лет) и др.
Согласно ст. 65 кодекса Украины «О недрах» нарушение законодательства о недрах влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность [8]. Органами прокуратуры АР Крым только в 2009 г. было возбуждено 14 уголовных дел о нарушении требований кодекса Украины «О недрах».
Соблюдение природоохранного законодательства играет важную роль в обеспечении экологической безопасности. На сегодняшний день правительством Украины и АРК принимаются меры по минимизации негативного воздействия на природную среду при максимальной выгоде использования имеющегося в Крыму минерально-сырьевого потенциала. Это выражается в принятии законов, постановлений, разработке концепций и программ. Однако этого недостаточно. Из-за отсутствия реального финансирования мероприятий, предусмотренных в вышеуказанных документах, политика государства не реализуются в полном объеме. Местные бюджеты не позволяют осуществить эффективные меры по охране недр.
Выводы. На территории АР Крым имеют место факты нарушения действующего законодательства в сфере охраны и использования недр, в результате чего государству нанесен ущерб в размере 738 тыс. грн.
С целью исключения или приведения к управляемому минимуму негативного воздействия добывающей промышленности на природную среду на территории АРК необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
1. Ужесточить контроль за охраной и использованием недр горнодобывающими предприятиями.
2. Разработать экологические паспорта месторождений, карьеров и т.д.
3. Организовать проведение надлежащего мониторинга разработки и добычи полезных ископаемых.
4. Предоставлять научно-обоснованные лимиты добычи полезных ископаемых.
5. Обеспечить государственную финансовую поддержку работ, направленных на рекультивацию нарушенных земель. Привлекать к этим работам хозяйствующие субъекты, которыми осуществлялась и осуществляется разработка и добыча полезных ископаемых.
1. Андрейцев В. ! Право еколопчно! безпеки: Навч. та наук.-практ. помб.- К.: Знання-Прес, 2002. - 332 с.
2. ГетьманА. П., Шульга М. В. Экологическое право Украины: Учебное пособие. - Х.: ООО «Одиссей», 2007. - 464 с.
3. Горный Закон Украины от 06. 10. 1999 г., ВВР, 1991 г., № 50, ст. 433.
4. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25. 06. 1991 г., ВВР, 1991 г., № 41, ст. 546.
5. Закон Украины «О нефти и газе» от 12. 07. 2001 г., ВВР, 2001 г., № 50, ст. 262.
6. Закон Украины «Об отходах» от 05. 03. 1998 г., ВВР, 1998 г., № 36 - 37, ст. 242.
7. Земельный кодекс Украины от 25. 10. 2001 г., ВВР, 2001 г., № 3 - 4, ст.27.
8. Кодекс Украины «О недрах» от 27. 07. 1994 г., ВВР, 1994 г., № 36, ст. 340.
9. Кудрик И. Д. Анализ углеводородного загрязнения в юго-восточной части Керченского полуострова//Черноморский вестник. - 2007. - № 3, с. 44 - 53.
10. Кудрик И. Д., Пыцкий Г. Н. Анализ углеводородного загрязнения на ЮВ Керченского полуострова //Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы Черного моря» 31 мая-1 июня, 2007, Одесса, 2007. - с. 179.
11. Кудрик И. Д. Геотехногенез складних природних систем як перешкода збалансованого природокористування Східного Криму// Матеріали Українського екологічного конгресу 10 - 11 грудня 2009 р. «Структурна перебудова та екологі-зація економіки в контексті переходу України до збалансованого розвитку». -2009. - С. 65 - 68.
Дано оцінку екологічної безпеки в районах видобутку корисних копалин на суходолі та на шельфі. Було виявлено порушення вимог природоохоронного законодавства у сфері використання та охорони надр. З метою недопущення подальшого погіршення екологічної обстановки й приведення порушених земель у стан, придатний для подальшого використання, а також збереження біорозмаїття в морському середовищі, запропоновано комплекс правових, технічних та інших заходів.
The estimation of ecological safety in mining operations areas is given. Legislation in sphere of use and protection of bowels has been revealed. For the purpose of a non-admission of the further deterioration of ecological conditions and reduction of the broken earths in a condition, suitable for the further use, and also biodiversity preservation in the sea environment, the complex of legal, technical and other actions is offered.
Поступила 25.10.2010 г.