Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карыбаева Ч.С., Алапаева Т.О.

Налоговая система Кыргызской Республики это система взимания с плательщиков налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, установленных на территории государства. Налоговая система является кредитно-финансовым механизмом государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TAXATION ADMINS

The tax system of Kyrgyz Republic is a system of collection of taxes, fees, duties and other obligatory payments established on the territory of the state from taxpayers. The tax system is the main credit and financial mechanism of state regulation of the economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

УДК 336.22

Карыбаева Ч. С., Алапаева Т. О. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына

Аннотация. Налоговая система Кыргызской Республики это система взимания с плательщиков налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, установленных на территории государства. Налоговая система является кредитно-финансовым механизмом государственного регулирования экономики.

Рост бюджетных расходов обусловлен тем, что государство постоянно должно решать социальные проблемы. А чтобы решить данные проблемы, их необходимо систематически финансировать. Налоги - это основной источник, позволяющий сформировать доходы бюджетной системы, поэтому выполнение обязательств страны по расходам в большей степени зависит от эффективности налоговой политики. Она обеспечивается действенностью организационно-правовых факторов. Налоги представляют собой эффективный инструмент для государственного регулирования. Они позволяют регулировать как национальную экономику, так и международные экономические процессы. Налоговая политика - это самостоятельное направление государственной деятельности, и она является инструментом формирования налоговой системы. Налоговая политика обеспечивает реализацию стратегических целей благодаря механизму налогового администрирования. В данном механизме присутствуют законодательные правила взимания налогов, также налоговое администрирование мотивирует налогоплательщиков к исполнению налогового законодательства.

Требование к налогоплательщикам об уплате налогов подразумевает создание и развитие специализированного института, который предназначен для государственного регулирования и контроля за реализацией налоговых отношений. В качестве такого института выступает налоговое администрирование. Однако, сложившиеся в наше время издержки исполнения законодательства о налогах и сборах, причиной которых является неэффективная деятельность налогового администрирования, влекут за собой ущерб и проблемы интересам общественности. В результате этого:

1. Распространяются криминализированные формы ведения бизнеса;

2. Снижается деловая активность;

3. Сокращается доходность бюджетов.

Минусы в налоговом администрировании приводят к следующим последствиям:

- Резко снижаются поступления;

- Увеличивается вероятность нарушения законодательства о налогах и сборах;

- Нарушается баланс межбюджетных отношений.

Нынешняя налоговая система представляет собой результат долгого развития цивилизации и является сложным социальным образованием, которое тесно связано с развитием экономики государства, а так же науки.

Система, реализующая государственное управление налоговыми отношениями, является налоговым администрированием. Налоговое администрирование как термин можно рассматривать с двух сторон:

1. Это система, включающая в себя органы управления, в обязанности которых входит процедура, обеспечивающая прохождение налоговых концепций на следующий плановый период. Также в обязанности входит составление отчетов об исполнении налоговых бюджетов и подвергать их различному анализу;

2. Это совокупность норм, правил и налоговой техники, а так же определение мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговое администрирование КР - это сфера деятельности государства, которая обязана выполнить поставленные перед ней задачи:

- прогнозировать объемы поступлений налогов на среднесрочную перспективу. Это необходимо делать на основании прогнозных расчетов роста доходов предприятий;

- разрабатывать новые концепции для налогового производства, которые будут способствовать развитию бизнеса, не нанося при этом ущерб для государственных социальных программ.

Согласно данным, за январь-июнь 2018 года ГНС собрано 37,5 млрд сомов налогов и платежей. Установленный план выполнен на 101,3%, или перевыполнен на 468,3 млн сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступление налогов увеличилось на 3,9 млрд сомов или на 11,5%. В том числе в республиканский бюджет поступило 30,4 млрд сомов налогов. Выполнение составило 101,1% или перевыполнено на 316,8 млн сомов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сборы увеличились на 3,3 млрд сомов или на 11,7%.

Поступления в местный бюджет составили 7,7 млрд сомов, план выполнено на 102,2% или перевыполнен на 151,5 млн сомов.

Несмотря на выполнение установленного плана, в целом по республике прогнозные показатели по сбору налогов в бюджет не обеспечили ряд территориальных налоговых органов. В том числе налоговые органы по Первомайскому, Панфиловскому, Ала-Букинскому, Чаткальскому районам, по городам Балыкчы, Токмок, Майлуу-Суу, Кызыл-Кия и Баткен.

За отчетный период доходы в государственный бюджет за счет налогообложения составили 37,5 млрд сомов, что составляет 59,5%.

«Однако в то же время наблюдаются и недоработки, в частности, по вышеназванным органам ГНС, необеспечившим показатели плана по обеспечению поступлений налогов в бюджет. В этой связи необходимо рассмотреть ответственность руководителей, необеспечивших достижение плановых показателей, и принять соответствующие меры в их отношении.

Таблица 3. Анализ исполнения доходов республиканского бюджета Кыргызстана за март 2018 года

(млн.сом)

Республиканский бюджет март

факт 2017 предв. факт 2018 {ШЛ.ОТ факта 2017 гом (гА тгип роста к факту 2017 года {'/•)

Доходы 11 989.0 9 135,5 -2153.5 76.2

Доходы (бег спеп. средств и фангов ГИ) 10 499.4 8 300,8 -2191.6 79.1

Доходы ГНС 3 931,0 4 494,1 563.1 114.3

Доходы ГНС (без Кумтор) 3 579.8 4 259,3 679.5 119.0

Налоговые доходы 6 526.9 7 6293 1102.4 116.9

Налоговые доходы (без Кумтор,) 6175,7 7 394,5 1211.1 119.7

Налоговые доходы ГНС 3 827,7 4 282,4 414.8 111.9

Налоговые доходы ГНС (без Кумтор) 3 476,4 4 047,6 571.2 116.4

Налоговые доходы ГТС 2 699.3 3 346,9 647.6 124.0

Подоходный налог 378Д 384,6 6.4 ¡01.7

Налог на доходы лип-нерезидентов КР 73,2 72,6 -0.6 99.1

Налог на прибыль 228,3 176,7 -51.6 77.4

Налог на валовой доход Кумтор 351Д 234,8 •116.4 66.9

Налог на добавленную стоимость (НДС) 3 206.8 3 977,9 77¡.1 124.0

НДС - внутренний 560,9 904.2 43.2 105.0

НДС - на импорт до присоединения к ЕАЭС и 2.1 212.6

НДС - на импорт из ЕАЭС 1 062,9 1 269,4 206.5 119.4

НДС - на импорт из третьих стран 1281,5 И00,1 513.6 140.5

Налог с продаж 149.8 162,9 13.1 1Ш

Акцизный налог 629,2 812,3 113,1 129.1

Акцизный налог - внутренний 112,6 145,8 ¡3.2 129.5

Акцизный налог - на импорт до присоединения к ЕАЭС 0,0 -0,4 -0.4 -22105.9

Акцизный налог - на импорт из ЕАЭС 513,8 660,5 146.7 1215

Акцизный налог - на импорт из третьих стран 2,7 6,3 3.6 231.2

Налоги за пользование недрами 70,7 137,8 67.1 194.9

Налоги на международную торговлю н операции 1 413,5 1 536,6 113.0 101,7

в т.ч. таможенные пошлины в рамках ЕАЭС 1 341,2 1433,0 91.1 106,1

Прочие налоги и сборы 25,9 133,1 107.2 513.9

Взиосы/отчкслекня на социальные нужды 320.8 -120.8

Полученные официальные трансферты 892,0 ■8910

е том числе Гранты ГИ 655,1 -685.1

Неналоговые доходы 4 2494 1 506,2 -2743.0 35.4

Неналоговые доходы ГНС 103,3 211,7 108.* 204.9

Проценты по бюджетным ссудам н кредитам 95,2 102.0 (.8 107.2

Дивиденды на государственный пакет акций, 280,4 25,0 -255.4 8.9

Прибыль Национального банка 2 644,0 ■2 644.0

Прибыль госпредприятий 28,8 22,9 •5.9 79.5

Арендная плата 12 2 17,8 5.6 145.9

Плата за аренду 8,4 35,7

Административные сборы и платежи 147,9 218,8 71.0 148.0

Поступления от оказания платных услуг 780,8 834,8 53.9 106.9

б т.ч. поступления по средствам спеп.счетов бюдж.учреждешш 804,6 834,8 30.2 103.7

Штрафы, санкшш и конфискации 58,9 92,5 33.6 157.0

Добровольные трансферты я гранты едншшам государственного сектора 23,8 -23.8

Прочие неналоговые доходы 168,9 156,8 -12.2 92.8

Исследователи Брызгалин А. В., Майбуров И. А., Саакян Р. А. и многие другие в своих трудах отразили анализ современных исследований о теории и практике налогового администрирования, и в центре внимания находятся вопросы методологии, организации, а так же регулирования налоговых отношений. Эти ученые затронули широкий круг вопросов в своих работах, которые связаны с налоговым администрированием. Углубление методологического анализа экономических основ налогового администрирования Кыргызской Республики связано с тем, что задачи для обеспечения финансовой устойчивости и стабильности государства многогранны и сложны.

На основании этого выделяют несколько основных функций налогового администрирования, при выполнении которых можно обеспечить финансовую устойчивость страны:

1. К первой функции относят функцию планирования в системе налогового администрирования.

Функция планирования - это особый элемент системы выработки, а так же принятия решений. Целью данной функции является обеспечение потребностей бюджета и оптимальное налоговое регулирование, налоговый контроль. Обеспечение качественных и количественных параметров заданий в сфере формирования доходов является главной задачей. Данная задача может выполняться как на один финансовый год (т.е. текущее налоговое планирование), так и на отдаленную перспективу (т.е. стратегическое налоговое планирование). Текущее

налоговое планирование позволяет определить налоговую базу по видам налогов и сборов, рассчитать объем доходов и уровня собираемости налогов и сборов, а так же оценить состояние задолженности по налоговым платежам.

2. Ко второй относится функция учета в системе налогового администрирования.

Данная функция обеспечивает учетно-аналити-ческой, а так же оперативной информацией. Под воздействием отношений в сфере налогообложения, которые возникают в результате взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями во время различных операций, и формируется учетная информация. Любая информация, полезная для выполнения функций поставленных перед налоговым администрированием, должна быть достоверной. Однако, в наше время информацию постоянно приходится проверять на правдивость, поскольку налогоплательщику могут намеренно исказить информацию, либо допустить ошибку в заполнении каких-либо документов, в результате чего в дальнейшей деятельности налоговых органов могут появиться проблемы, не позволяющие выполнить поставленные перед налоговыми органами функции и задачи. Поэтому уполномоченные лица должны проверять всю информацию, поступающую от налогоплательщиков и иных лиц, обязанных предоставить эту информацию.

3. К третьей относится контрольная функция.

Данная функция позволяет препятствовать уходу

от налогов, обеспечение устойчивого поступления

денежных средств в бюджеты всех уровней. Проблема уклонения является самой распространенной. Налогоплательщики находят способы уклониться от обязанностей, возложенных на них Российской Федерацией и Налоговым Кодексом. Плательщики могут уклоняться как на законном основании, так и нарушая закон. Уклонение от уплаты на законном основании - это наибольшая минимизация своих налогов, т.е. налогоплательщик по всем нормах российского законодательства уменьшил объемы налогов, которые он обязан платить. Минимизировать количество налогов, которые должен уплатить налогоплательщик, может помочь налоговый консультант. Однако в наши дни налоговое консультирование недостаточно развито. Соответственно, второй способ уклонения от налогов, уклонение с нарушением закона. В этом случае предусмотрено наказание как административное, так и уголовное.

Для того чтобы в бюджеты всех уровней поступало больше денежных средств, необходимо эффективно контролировать всех налогоплательщиков, чтобы те в свою очередь не нарушали законодательство о налогах и сборах. Однако контроль в нашей стране имеет много погрешностей. Одной из главных проблем в нашей стране, как и во многих других, является коррупция. Многие должностные лица закрывают глаза на правонарушения, совершенные налогоплательщиками. Таким образом, чуткий контроль необходим не только за налогоплательщиками, но и за должностными лицами, работающими в налоговых органах. Так же к проблемам можно отнести безответственность уполномоченных лиц.

4. К четвертой относится функция налогового регулирования.

Данная функция направлена на достижение равновесия общественных, корпоративных, личных экономических интересов лиц, участвующих в налоговых правоотношениях. В качестве формы, которая осуществляет регулирование, выступает система налогового стимулирования, оптимизация налоговых ставок, а так же система налоговых льгот и санкционирование. Данная функция позволяет мирными способами более эффективно получать налоговые платежи, поскольку налогоплательщики, получая специальные ставки, льготы и так далее, готовы платить их. Если налогоплательщик считает, что налоги для него слишком велики, то, скорее всего, он попытается уклониться от них путем предоставления неверных данных в налоговые органы, к примеру, занижению собственных доходов или увеличению расходов, в этом случае уполномоченным лицам необходимо быть очень внимательными, чтобы выявить нарушения.

Как уже было написано ранее, налоговая политика служит инструментом формирования налоговой системы. И при разработке налоговой политики необходимо учитывать такие факторы как: уклонение от налогов; амортизация налога, поглощение налога, капитализация налога; лицо, которое обязано уплачивать налоги по закону, фактически несет на себе бремя налога. От построенной налоговой политики государства на тот или иной финансовый год будет зависеть, на что будет направлено налоговое администрирование в первую очередь, возможны новые методы достижения поставленных перед налоговым администрированием целей. Однако на данном этапе администрированию не уделяют должного внимания, и каждый год в налоговой политике государства в нее вносят минимальные изменения, в результате чего в стране недостаточное количество поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовыватъся в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики.

Налоговое администрирование Кыргызской Республики - это сфера деятельности государства, которая обязана выполнить поставленные перед ней задачи. И поэтому от того, как система налогового администрирования будет совершенствоваться, зависит эффективность выполнения поставленных задач и функций. Однако зачастую совершенствованию налогового администрирования не уделяют должного внимания, впоследствии чего оно и не является максимально эффективным. В основных направлениях налоговой политики на 2016-2017 годы мало места уделено вопросам совершенствования налогового администрирования. Налоговая политика служит инструментом формирования налоговой системы. И при разработке налоговой политики необходимо учитывать такие факторы как: уклонение от налогов; амортизация налога, поглощение налога, капитализация налога; лицо, которое обязано уплачивать налоги по закону, фактически несет на себе бремя налога. Для получения максимальных поступлений налоговых платежей при минимальных затратах на налоговое администрирование необходимо выбрать правильную стратегию администрирования.

Список использованных источников

1. Закон Кыргызской Республики «Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан» от 28 июня 1991 года № 536-Х11

2. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 01.01.2009 г.

3. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 марта 2012 г. № 184 «Об утверждении Стратегии развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики» на 2012-2014 гг.

4. Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н. Т. Налоги и налогообложение в СНГ, М., 2004. - 124—130 с.

5. Бродский Г. М. Право и экономика налогообложения, СПб, 2000. - 48 с.

6. Гладышева Ю. П. Как организовать налоговый учет. М., 2002. - 216 с.

Karybayeva Ch. S., Alapayeva T. O. MODERN PROBLEMS OF TAXATION ADMINS

Kyrgyz National University J. Balasagyn

Summary. The tax system of Kyrgyz Republic is a system of collection of taxes, fees, duties and other obligatory payments established on the territory of the state from taxpayers. The tax system is the main credit and financial mechanism of state regulation of the economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.