Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИССИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИССИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / ПИТАНИЕ / КРОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Церпицкая Ольга Львовна, Яковов Даниил Валентинович

В статье рассматривается одна из наиболее важных традиций самодийских народов, которая осложняет миссию Русской православной церкви, - употребление в пищу свежей крови молодого оленя. Эта традиция относится к практике жертвоприношений, поэтому не может быть принята церковью, так как существует канонический запрет на вкушение крови. Таким образом, возникает проблема, которая препятствует успешной миссии среди самодийских народов. Однако, несмотря на запрет, существует и современная медицинская оценка употребления крови животных человеком, в соответствии с которой признается определенная польза крови как элемента питания. Государство, в свою очередь, заинтересовано в том, чтобы поддерживать традиционный образ жизни ненцев. В статье констатируется, что указанный запрет проник в новозаветное христианство под влиянием иудеохристиан. Авторы предлагают новую стратегию миссионерской работы среди самодийцев, которая будет возможна, если Архиерейский собор примет решение о послаблении соответствующих канонических запретов для самодийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY PROBLEMS OF MISSIONARY WORK AMONG THE SAMOYEDIC PEOPLES

The article examines one of the most important traditions of the Samoyedic peoples, which complicates the mission of the Russian Orthodox Church - the consumption of fresh blood of a young deer. This tradition refers to the practice of sacrifice, so it cannot be fully accepted by the Church as there is a canonical prohibition against consuming blood. As a result, a problem arises that hinders a successful mission among the Samoyedic peoples and impedes the growth of the Church. Despite the ban, there is also a modern medical assessment on the use of animal blood by humans, according to which a certain benefit of blood as a nutritional element is recognized. The state, in turn, is interested in maintaining the traditional way of life of the Nenets. It can be stated that the ban penetrated into new Testament Christianity under the influence of Judeo-Christians. The purpose of this article is to examine the effectiveness of missionary activity among the Samoyed peoples and to identify the possibility of missionary reception in light of the cultural tradition. The authors propose a new strategy for missionary work among the Samoyed people, which will be feasible if the Council of Bishops will consider relaxing the canonical prohibitions for the Samoyeds.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИССИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ»

УДК 2-1, 2-43, 2-76

Современные проблемы миссионерской работы среди самодийских народов

О. Л. Церпицкая1, иерей Даниил Яковов2

1 Санкт-Петербургская духовная академия, Российская Федерация, 191167, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17

2 Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью), Российская Федерация, 308009, Белгород, Белгородский пр., 75

Для цитирования: Церпицкая О. Л., Яковов Д. В. Современные проблемы миссионерской работы среди самодийских народов // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 97105. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.106

В статье рассматривается одна из наиболее важных традиций самодийских народов, которая осложняет миссию Русской православной церкви, — употребление в пищу свежей крови молодого оленя. Эта традиция относится к практике жертвоприношений, поэтому не может быть принята церковью, так как существует канонический запрет на вкушение крови. Таким образом, возникает проблема, которая препятствует успешной миссии среди самодийских народов. Однако, несмотря на запрет, существует и современная медицинская оценка употребления крови животных человеком, в соответствии с которой признается определенная польза крови как элемента питания. Государство, в свою очередь, заинтересовано в том, чтобы поддерживать традиционный образ жизни ненцев. В статье констатируется, что указанный запрет проник в новозаветное христианство под влиянием иудеохристиан. Авторы предлагают новую стратегию миссионерской работы среди само-дийцев, которая будет возможна, если Архиерейский собор примет решение о послаблении соответствующих канонических запретов для самодийцев. ^^

Ключевые слова: миссия, питание, кровь, Русская православная церковь, миссионерская деятельность, малочисленные народы.

О £

о

Миссия Русской православной церкви среди самодийских народов восходит к XVIII в. За прошедшее время были крещены многие самоеды, построены храмы и частично воцерковлены национальные обычаи. Некоторые периоды миссии оказались особенно результативными. К ним относится время деятельности священника Петра Попова, игумена Ири- ^^ нарха (Шемановского) и некоторых других1. Однако в целом миссия не 0ц стала успешной по сравнению с другими регионами, например Чувашской ^^

О

1 См. подробнее: Иринарх (Шемановский), иером. История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906; Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С. 411-434.

том3 2021

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2021 № 1

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.106 ду

№1 Республикой или Республикой Якутия2. Отчасти это обусловлено тем, что христианство до сих пор не воспринято самоедами как хотя бы некоторая часть их культуры, а кочевой образ жизни, жертвоприношения языческим богам и шаманизм способствовали сохранению традиционного образа жизни и уклада.

Оговоримся, что под эффективностью миссии мы подразумеваем сочетание краткосрочной и долгосрочной (что предпочтительнее) эффек-\ Г тивности, т. е. соотношение населения, принявшего крещение в результате ^^ миссионерской деятельности и удержавшегося в вере с интеграцией веро-учительных аспектов в культурную самоидентификацию.

В дореволюционный период в трудах миссионеров Приобья указаны следующие причины низкой эффективности миссии:

— отсутствие образования у ненцев;

— проблемы с транспортом;

— незнание миссионерами языка и культуры самоедов;

— отсутствие богослужебной и святоотеческой литературы;

— кочевой языческий образ жизни самоедов3.

В настоящее время лингвистические и логистические препятствия для миссии отсутствуют или минимальны: дети получают образование в государственных школах; наземный и воздушный транспорт позволяют ^^ добраться до удаленных стойбищ; все ненцы знают русский язык лучше, чем наречия соседних поселков4; литература доступна как в библиотечных фондах, так и в электронном формате.

Однако некоторые проблемы остаются. К ним относится незнание миссионерами языка и культуры самоедов (мы полагаем, что для успеха миссии необходимо знать родной язык адресата миссионерской деятельности, даже если последний говорит на языке миссионера5, так как без знания языка труднее заслужить доверие местных жителей). Кроме того, самоеды сохраняют традиционный языческий уклад жизни, на это даже направлены программы государственной поддержки6, что не противоречит устремлениям миссионеров, но осложняет отдельные аспекты проповеди, об одном из которых и пойдет речь.

том 3 2021

К S

О

[3

нч

уЦ

о

о

Рч

с

2 См. об этом: Серапион (Митько), игум., Яковов Д., свящ. Этнокультурные стратегии в современной православной миссии // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 2018. № 1 (25). С. 105.

3 См. подробнее: Шемановский И. С. Избранные труды: в 2 т. / сост., авт. вступ. ст. и послесл. Л. Ф. Липатова. Т. 1. М.: Советский спорт, 2011. С. 202.

4 См., напр.: Яковов Д. В., свящ. Дела житейские // Летопись священнослужения. URL: https://dan-prophet.livejournal.com/46161.html (дата обращения: 12.10.2020).

5 См. об этом: Церпицкая О. Л. Православная духовная миссия в контексте глобальных модернизационных процессов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 45-48.

6 Перечень мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, реализуемых в 2017-2020 гг. // Коренные малочисленные народы. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: https://kmns.admhmao.ru/ gosudarstvennaya-podderzhka (дата обращения: 17.10.2020).

Действительно, самоеды понимают русский язык, могут читать Евангелие и справочную литературу, и с этой точки зрения миссии ничего не препятствует. Однако когда речь заходит о принятии крещения, существенной проблемой становится необходимость отказаться от употребления в пищу свежей оленьей крови. Современные самоеды ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством и рыбной ловлей. В их культуре сохраняется практика кровавых жертвоприношений в благодарность за удачную охоту7. Пища современных ненцев — жирная рыба, оленье мясо и кровь. По их мнению, эти продукты составляют полноценный рацион питания, кровь дает им необходимые витамины и жизненную силу. Поскольку в христианстве существует запрет на употребление крови, самоеды не могут принять крещение. Они не обманывают миссионера, а просто не отходят от традиционного образа жизни, что делает миссию заведомо неэффективной.

Такое положение вещей — проблема для современной миссиологии, требующая всестороннего рассмотрения, так как она препятствует увеличению членов церкви и делает невозможным качественное улучшение состояния данного адресата миссии. Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос об употреблении крови с медицинской и богословской точек зрения.

Познакомившись с медицинскими рекомендациями по питанию8, находящимися в открытом доступе, а также с информацией о некоторых медицинских препаратах, мы пришли к выводу, что кровь в различных ее видах признается современной медициной полезной. Например, давно известный препарат гематоген, применяемый ради дополнительного питания детей, в своем составе в качестве основного компонента содержит черный пищевой альбумин — порошок, который получают из стабилизи- ^^ рованной или дефибринированной пищевой крови или ее форменных эле- |-Н ментов9. Или, например, популярная мазь солкосерил представляет собой не что иное, как депротеинизированный гемодериват крови телят10. Бо-

7 Государственный архив г. Тобольска. Ф. 156. Оп. 26. Д. 432. Л. 1 об.; Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 11 (62). С. 98-108.

S S

с

о м

н

нч

о

См., напр.: Волконская К. Гематоген: лекарство или лакомство? // Мед-инфо. URL:

Рц С

https://med-info.ru/content/view/2416 (дата обращения: 16.10.2020); Мотовилов К.Я., Поз-няковский В. М., Мотовилов О. К., Нициевская К. Н., Щербинин В. В. Пища — главный фактор здоровья и долголетия человека // Пища. Экология. Качество: труды XIV междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. 1: А-Л. Новосибирск: Золотой колос, 2017. С. 8-12; Перова Н. В. Компоненты здорового питания в оленьем мясе // Атмосфера. Кардиология. 2005. № 4. С. 38-41; Першина И. В. Особенности питания жителей Крайнего Севера // Научный вестник Арктики. 2019. № 6. С. 97-107.

9 Гематоген // MEDSIDE. URL: https://medside-ru.turbopages.org/medside.ru/s/gemat- том з ogen (дата обращения: 25.12.2020) 2021

10 Солкосерил мазь и гель — инструкция по применению, аналоги. URL: https:// medikym.ru/solkoseril (дата обращения: 16.10.2020). №1

том 3 2021

8 К

О

[2 нч

№ 1 лее того, сегодня на рынке существует масса стимулирующих препаратов именно из оленьей крови (крови марала).

В рацион практически всех славянских народов, считающихся христианскими, по сей день входит такой деликатес, как кровяная колбаса, а резники, приходящие к крестьянам резать скот, употребляли и продолжают употреблять в пищу теплую кровь. Правда, подчеркнем, что речь не идет об идоложертвенной крови. Особый интерес в этом контексте пред-\ Г ставляет собой современное научное обоснование употребления сырой ^^ крови и оленьего мяса: «.. .витамин С разрушается при тепловой обработке, поэтому мясо оленя часто употреблялось в сыром, замороженном или вяленом виде, а оленья кровь пилась еще теплой»11.

Полученные данные требуют богословского осмысления. В христианской традиции существует ряд запретов на употребление крови, начиная с Ветхого Завета и до эпохи Вселенских соборов. Однако даже на уровне переводов существуют некоторые расхождения, например в текстах синодального перевода и современного перевода Российского библейского общества (далее — РБО):

О

Синодальный перевод: Перевод РБО:

Строго наблюдай, чтобы не есть крови, Но ни в коем случае не употребляй в пищу потому что кровь есть душа: не ешь души кровь. Ведь кровь — это жизнь: не ешь вместе с мясом (Втор 12:23). жизнь вместе с мясом! (Втор 12:23).

м

.душа всякого тела есть кровь его: вся- .жизнь всякого живого существа — кий, кто будет есть ее, истребится (Лев кровь его. Кто употребляет ее в пищу, бу-17:14). дет уничтожен (Лев 17:14).

В книге Левит также содержится запрет на употребление сала:

Синодальный перевод: Перевод РБО:

Это постановление вечное в роды ваши, Вот вам предписание навеки — соблюдай-во всех жилищах ваших; никакого тука те его из рода в род, где бы вы ни жили: и никакой крови не ешьте (Лев 3:17). не употребляйте в пищу ни жир, ни кровь

(Лев 3:17).

Из Ветхого Завета мы восприняли идею о том, что душа животного и человека находится в крови:

Синодальный перевод: Перевод РБО:

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь И за вашу кровь — за отнятую жизнь — ваша, взыщу ее от всякого зверя (Быт 9:5). Я взыщу с того, кто прольет эту кровь,

будь то зверь, будь то человек, отнявший жизнь у брата своего (Быт 9:5).

Однако важно сказать, что слово «нефеш» (душа) в Торе понимается не как невидимая субстанция, а как биологическая жизнь:

Першина И. В. Особенности питания жителей Крайнего Севера. С. 99.

Синодальный перевод: Перевод РБО:

Душа тела в крови, и Я назначил ее вам Ибо жизнь живого существа — в его кро-для жертвенника, чтобы очищать души ви. Я назначил вам приносить кровь на ваши, ибо кровь сия душу очищает; пото- жертвенник, чтобы вы совершали свое ис-му Я и сказал сынам Израилевым: ни одна купление; эта кровь — жизнь, она прино-душа из вас не должна есть крови (Лев сит искупление. Поэтому Я сказал сынам 17:11-12). Израилевым, что никто из них и никто

из живущих среди них переселенцев не должен употреблять в пищу кровь (Лев 17:11-12).

В иудаизме запрет толкуется следующим образом:

Из сказанного «душой искупает» (17:11) я мог бы (заключить), что подлежит наказанию только за кровь посвященного (т. е. если человек ел кровь жертвенных животных). Поэтому сказано: «какую-либо, всякую кровь». <.. .> Ибо душа (жизнь) плоти. (Жизнь) всякого существа зависит от крови, и поэтому Я назначил возлагать ее на жертвенник для искупления души человеческой: пусть душа искупит душу12.

Следовательно, данный запрет отражает иудейскую идею искупления человеком своих грехов перед Богом с помощью жертвоприношения. Именно поэтому кровь становится священной — как единственное средство продления жизни человека она принадлежит Богу. Человек не может вкушать пищу, предназначенную для Бога.

Современный библеист архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) пишет, что «интерпретация библейских текстов в духе эллинистической антропологии прочно утвердилась в христианской догматике и еще прочнее в народном сознании. Так происходило с конца I в. до последнего времени»13. Он указывает на то, что «Soma есть a-tomos (не-делимое), отрицание всякой tom-e (деления), в том числе дихо- и трихотомии»14. По его мнению, деление человека на плоть и нематериальную субстанцию — душу — произошло под влиянием философии Аристотеля и не имеет под собой библей- I—i ского основания. С точки зрения экзегетики человек в Священном Писа- ^^ нии рассматривается как цельное существо, обладающее жизнью, данной Богом. Все слова о теле означают всего человека в его цельности: «Собственно, "Тело мое" означает "Я"; "Плоть моя" тоже означает "Я". Поскольку апостолы из Писания хорошо знали, что под словом «тело» понимается | Q весь человек как личность, они поняли, что Иисус, их Господь, с преломляемым и раздаваемым хлебом дарует им самого себя, гарантирует свое ^^ личное присутствие»15. р

12 Книга Вайикро. Недельный раздел Ахарей. Комментарий к 17:10-11 // Тора ^н с комментариями Рашии Сончино. URL: http://www.shabat-shalom.info/books/Tanach-ru/ Chumash_Rashi/29.htm (дата обращения: 16.10.2020).

13 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Человек в Священном Писании (экзегетический подход) // Центр христианской психологии и антропологии. 2015. URL: https://www.xpa-spb. ru/libr/Iannuarij-Ivliev/chelovek-v-Svyashhennom-Pisanii.html (дата обращения: 12.10.2020). том з

14 Там же. 2021

15 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Изд-во Библейско-богословского института, 2018. С. 361. №1

№ 1 Таким образом, мы не можем рассматривать запрет употребления

крови как запрет на поедание души. Он относится к сфере отношений человека и Бога, сфере сакрального в его ветхозаветном понимании.

А. П. Лопухин в «Толковой Библии» указывает, что отождествление крови с душой животного можно встретить у древних писателей — Вергилия, Эмпедокла, Пифагора и др.16 Кроме того, в комментарии на книгу Деяний (15:20), где также содержится запрет на употребление крови, он пишет:

Невоздержание от всего этого обращающихся в христианство язычников вызывало бы в евреях крайнее отвращение к ним и подавало бы немало поводов к смущениям, соблазнам и всяким неустройствам. «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло» (Злат., ср. Феофилакт)17.

том 3 2021

К

5

О «

о ы

Таким образом, данный запрет проник в новозаветное христианство под влиянием иудеохристиан. В то же время сами иудеи могли наследовать ^ ^ его под влиянием Египта, о чем косвенно свидетельствуют данные «Еврейской энциклопедии»:

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Рч

с

о

PQ

Запрет употреблять в пищу кровь, неоднократно повторяемый в Пятикнижии (например, Лев 3:17, Втор 12:16 и другие), запрет «есть с кровью» (Лев 19:26; ср. 1 Сам 14:32-34) и предписание покрывать землей кровь добытого на охоте дикого животного или птицы, «которых дозволено есть» (Лев 17:13), по-видимому, были противопоставлением обычаям других народов древнего Востока. (Предписание засыпать землей кровь диких животных и птиц позднейшая Га-лаха распространила и на кровь домашних; Хул. 6:1)18.

Среди правил Святых Апостолов есть правило 63, которое гласит:

Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его или звероядину, или мертвечину, да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Если же сие соделает мирянин, да будет отлучен19.

Среди правил Шестого Вселенского собора есть правило 67, которое гласит:

Божественное Писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животного каким-либо искусством приуготовляющих в снедь, и так оную ядущих, благорассмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен20.

16 Лопухин А. П. Бытие. Второзаконие // Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все Книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. СПб.: Бесплатное приложение к журналу «Странник», 1904-1913. Т. 1. С. 61, 115-116.

17 Лопухин А. П. Книга Деяний // Там же. Т. 10. С. 116.

18 Кровь // Электронная еврейская энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/judaism/ commandments-and-precepts/12243 (дата обращения: 12.10.2020).

19 Каноны, или Книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000. С. 23.

20 Там же. С. 90.

Самодийские народы живут в суровых климатических условиях Крайнего Севера, поэтому о лакомстве в этом контексте не может быть и речи. А если учитывать историю появления этого запрета и его толкование самими иудеями, то логично будет поставить вопрос о рассмотрении Архиерейским собором возможности послабления этого канона для самодийцев.

Кроме того, сам Новый Завет содержит ряд мест, вступающих в прямое противоречие с обозначенным запретом: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. <.. .> Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф 15:11, 16-18).

Помимо этих слов Христа, есть ряд утверждений апостола Павла, который был фарисеем и не отступил бы от Закона, если бы на то не было достаточного основания. Вот его высказывания о пище: «Для чистых все чисто» (Тит 1:14); «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор 10:25). Здесь речь идет об идо-ложертвенной пище, которая продается на торгу, а христианам, получившим свободу во Христе, можно есть и идоложертвенное (1 Кор 8:4-10). Иудейский кашрут более не действует ввиду «свободы, которую даровал нам Христос» (Гал 5:1).

Суммируя изложенное, отметим, что православная миссия среди самодийских народов была малоэффективной. Она заключалась в том, чтобы переучить кочевников, совершающих языческие обряды, сделать самоедов оседлыми, научить русской культуре и языку, заменив их национальные обряды и верования православной верой и богослужением. Однако, | \ ] несмотря на поддержку Российской империи и усилия талантливых мис- ^ч сионеров, попытка оказалась безуспешной. В Новейшее время мы можем ^^ продолжить миссионерскую стратегию, увещеваниями и материальной |-Н поддержкой склоняя эти народы к перемене жизни и нравов.

Однако на данном этапе государство заинтересовано в том, чтобы поддерживать традиционный образ жизни ненцев. Кроме того, медицинские исследования подтверждают пользу употребления крови, пусть и не в форме, принятой коренными малочисленными народами. Рассмотрев эти аргументы более подробно, а также проанализировав историю возникновения запрета на употребление крови в Ветхом Завете, иудаизме и христианстве, мы можем предложить новую стратегию миссионерской работы среди самодийцев. Рц

Христианская вера была государствообразующим и культурообразу-ющим фактором для Руси. Однако не нужно требовать от коренных мало- ^^ численных народов, чтобы они соответствовали готовому набору правил русской культуры. Им стоит дать право самим преобразить собственную культуру. Для этого необходимо внести на Архиерейский собор предложение о рассмотрении возможности снятия полного запрета на употре- 2021 бление крови для коренных, в том числе малочисленных, народов Севера в виде исключения (так как де-факто современный человек кровь в том №1

К

О

£ нч

о

о

м

том 3

№ 1 или ином виде употребляет), кроме крови идоложертвенной. И тогда, в случае удовлетворительного ответа, будет проще проповедовать этим народам учение о Христе, Церкви и таинствах сообразно их культуре, мировоззрению и быту. В вопросах веры мы должны хранить верность традиции и увещевать их непременно отказываться от жертвоприношений духам и следования языческим традициям. Но в отношении употребления пищи следует проявлять снисхождение, основанное на медицинских \ Г данных, ввиду суровости кочевого образа жизни и арктического климата. ^^ Это будет способствовать вначале количественному, а затем и качественному увеличению Церкви Христовой, позволит уделить внимание более важным вопросам веры и руководствоваться принципом апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подза-конен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, ч^ чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор 9:20-23).

Рч

Статья поступила в редакцию 27 октября 2020 г. ^^ Статья рекомендована к печати 19 ноября 2020 г.

О

Информация об авторах:

Церпицкая Ольга Львовна — д-р полит. наук, доц., преп.; olga-tserpitskaya@yandex.ru Иерей Даниил Яковов (Яковов Даниил Валентинович) — аспирант, преп.; daniilyakovov@ya.ru

том 3 2021

К S

О

[2 нч

Contemporary problems of missionary work among the Samoyedic peoples

O. L. Tserpitskaya1, priest Daniil Iakovov2

1 St. Petersburg Theological Academy,

17, nab. Obvodnogo Kanala, St. Petersburg, 191167, Russian Federation

2 Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary focus), 75, Belgorodsky pr., Belgorod, 308009, Russian Federation

For citation: Tserpitskaya O. L., Iakovov D. V. Contemporary problems of missionary work

among the Samoyedic peoples. Issues of Theology, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 97-105.

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.106 (In Russian)

The article examines one of the most important traditions of the Samoyedic peoples, which complicates the mission of the Russian Orthodox Church — the consumption of fresh blood of a young deer. This tradition refers to the practice of sacrifice, so it cannot be fully accepted by the Church as there is a canonical prohibition against consuming blood. As a result, a problem arises that hinders a successful mission among the Samoyedic peoples and impedes the growth of the Church. Despite the ban, there is also a modern medical assessment on the use of animal blood by humans, according to which a certain benefit of blood as a nutritional element is recognized. The state, in turn, is interested in maintaining the traditional way of life

of the Nenets. It can be stated that the ban penetrated into new Testament Christianity under the influence of Judeo-Christians. The purpose of this article is to examine the effectiveness of missionary activity among the Samoyed peoples and to identify the possibility of missionary reception in light of the cultural tradition. The authors propose a new strategy for missionary work among the Samoyed people, which will be feasible if the Council of Bishops will consider relaxing the canonical prohibitions for the Samoyeds.

Keywords: mission, nutrition, blood, Russian Orthodox Church, missionary work, small peoples.

References

Received: October 27, 2020 Accepted: November 19, 2020

Authors' information:

Iannuarii (Ivliev) arkhim. (2015) "Man in the Holy Scriptures (exegetic approach)", in Tsentr khristianskoi psikhologii i antropologii. Available at: https://www.xpa-spb.ru/libr/Iannuar-ij-Ivliev/chelovek-v-Svyashhennom-Pisanii.html (accessed: 12.10.2020). (In Russian) Iannuarii (Ivliev) arkhim. (2018) Gospel of Mark. The theological and exegetical commentary.

Moscow, Izdatel'stvo Bibleisko-bogoslovskogo instituta Publ. (In Russian) Irinarkh (Shemanovskii), ierom. (1906) History of the Obdorsk spiritual mission. 1854-1904.

Moscow, Pechatnia A. I. Snegirevoi Publ. (In Russian) Lar L. A. (2008) "Traditional religious and ritual life of the Nenets", in Izvestiia Rossiiskogo gosu-

darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, no. 11 (62), pp. 98-108. Lopukhin A. P. (1904-1913) The Explanatory Bible, or Commentary on all the Books of the Old and New Testaments of the Holy Scripture. In 11 vols. St. Petersburg, Besplatnoe prilozhenie k zhurnalu "Strannik" Publ. (In Russian) Motovilov K. Ya., Poznyakovskii V. M., Motovilov O. K., Nitsievskaia K. N., Shcherbinin V. V. (2017) "Food — the main factor of human health and longevity", in Pishcha. Ekologiia. Kachestvo: trudy XIV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. In 2 vols, vol. 1: ^^

A-L. Novosibirsk, Zolotoi kolos Publ., pp. 8-12. (In Russian) Perova N. V. (2005) "Components of healthy nutrition in reindeer meat", in Atmosfera. Kardi-

ologiia, no. 4, pp. 38-41. (In Russian) Pershina I. V. (2019) "Nutrition features of residents of the Far North" in Nauchnyi vestnik Arkti-

ki, no. 6, pp. 97-107. (In Russian) Serapion (Mit'ko), igum., Iakovov D., sviashch. (2018) "Ethno-cultural strategies in the modern Orthodox mission", in Gumanitarnye vedomosti Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L. N. Tolstogo, no. 1 (25), pp. 101-110. (In Russian) Shemanovsky I. S. (2011) Selected works. In 2 vols, vol. 1. Comp. by L. F. Lipatova. Moscow, Sovet-

skii sport Publ. (In Russian) Sumarokov P. (1883) "Missionary work in Siberia", in Khristianskoe chtenie, no. 9-10, pp. 411-434.(In Russian)

Tserpitskaya O. L. (2011) Orthodox spiritual mission in the context of global modernization processes. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian) ^^ Volkonskaya K. "Hematogen: medicine or treat?", in Med-info. Available at: https://med-info.ru/

content/view/2416 (accessed: 16.10.2020). (In Russian) r:

С

о

PQ

том 3

Olga L. Tserpitskaya — Dr. Sci. in Political Sciences, Associate Professor, Lecturer; 2021

olga-tserpitskaya@yandex.ru

Daniil V. Iakovov, priest — Postgraduate Student, Lecturer; daniilyakovov@ya.ru №1

S

С

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.