Научная статья на тему 'Современные проблемы машиностроения и возможные пути решения'

Современные проблемы машиностроения и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4674
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ОБОРУДОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБМЕН КАДРАМИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MECHANICAL ENGINEERING / EQUIPMENT / MODERNIZATION / ENTERPRISE / PERSONNEL EXCHANGE / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тукуреев В.И., Корепанова Е.Г.

Рассматриваются актуальные проблемы российского машиностроения и возможные пути их решения. Приводятся примеры программ обмена студентами, аналоги которых можно сделать в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DOMESTIC MECHANICAL ENGINEERING AND POSSIBLE SOLUTIONS

The article studies current problems of the Russian mechanical engineering and possible ways of their decision. The article gives examples of students’ exchange programs which analogs can be made in Russia.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы машиностроения и возможные пути решения»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космические комплексов

УДК 658.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. И. Тукуреев, Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: slavkinfish@mail.ru

Рассматриваются актуальные проблемы российского машиностроения и возможные пути их решения. Приводятся примеры программ обмена студентами, аналоги которых можно сделать в России.

Ключевые слова: машиностроение, оборудование, модернизация, предприятие, обмен кадрами, промышленность.

MODERN PROBLEMS OF DOMESTIC MECHANICAL ENGINEERING AND POSSIBLE SOLUTIONS

V. I. Tukureev, E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: slavkinfish@mail.ru

The article studies current problems of the Russian mechanical engineering and possible ways of their decision. The article gives examples of students' exchange programs which analogs can be made in Russia.

Keywords: mechanical engineering, equipment, modernization, enterprise, personnel exchange, industry.

Машиностроительный комплекс в большинстве развитых стран признается ведущей отраслью производства. В настоящий момент в данной отрасли происходит слияние в крупные структуры. От уровня развития машиностроения зависит производительность труда, успешная деятельность ведущих отраслей экономики, обеспечение научно-технического прогресса страны в целом. Перспективы экономического и социального развития страны предъявляют новые требования к уровню машиностроения. Не лишним будет изучить функционирование машиностроения в странах, лидирующих в данном сфере на мировом рынке. Данная отрасль является двигательной силой для других отраслей промышленности в стране.

Для улучшения ситуации в российском машиностроении можно предпринять несколько действий, которые могут поспособствовать достижению конкурентно способного уровня. В частности: модернизация старого оборудования, поддержка государства на региональном и федеральном уровнях, создание новых предприятий там, где они действительно нужны.

Кроме того, можно перенять опыт немецких коллег. В Германии выстроена цепочка от изготовления материалов и узлов деталей до сборочного процесса и транспортировки готовой продукции [1]. Каждый этап проверяется и контролируется. Чтобы применить такую систему в России необходимо поднимать общий уровень кадров по стране, улучшать качество материалов, используемых в изготовлении.

В настоящее время на многих заводах и предприятиях России широкое распространение получила

практика глубокой модернизации имеющихся станков, которые были произведены в СССР [2]. С помощью таких улучшений предприятия получают возможность использовать современные технологии, опираясь на мировые стандарты. Также это позволяет сэкономить немалую сумму денег. Зарубежная практика показывает, что модернизация и переоснащение старого оборудования проходит очень успешно и продуктивно. Многие странны Европы, выкупают у российских компаний станки, реставрируют их, а затем продают как новое оборудование, затрачивая при этом не так много средств. Для отечественных компаний решением многих проблем может стать именно модернизация старого оборудования своими силами, чем покупка нового. Кроме того, нужно понимать, что модернизировать множество предприятий сразу - невозможно. Для этого нет необходимых финансовых и человеческих ресурсов. Одной из основных задач государства является выбор приоритетных направлений машиностроения, которые смогут вывести страну на мировой рынок.

Имеющееся отставание России от лидеров машиностроения необходимо ликвидировать с помощью государственной поддержки. Сложившаяся ситуация должна решаться на двух уровнях - федеральном и региональном. Таможенные пошлины, транспортные и другие налоги сильно занижают чистую прибыль предприятий. Данные меры могут служить решениями в сложившейся ситуации.

Также одним из основных факторов повышения конкурентоспособности машиностроения предприятия должны отталкиваться от потребителей, а кон-

Решетневские чтения. 2017

кретно - от экономико-географического положения. В рейтинге «Топ-100 машиностроительных компаний 2015 года» судостроительные предприятия базируются на море (Калининград, Санкт-Петербург, Владивосток), авиационные заводы находятся в Москве и Московской области, так как Москва - один из мировых центров авиасообщения [3]. Россия - страна больших расстояний, затраты на транспортировку техники являются существенными и в некоторых случаях решающими.

Одним из наиболее логичных решений будет строительство или восстановление предприятий в тех регионах, где это необходимо. Например, предприятия, которые изготавливают нефте и газодобывающее оборудование, должны базироваться в местах, где есть разработанные месторождения данных полезных ископаемых.

Немаловажным аспектом повышения общего уровня машиностроения в стране является взаимовыгодное сотрудничество между предприятиями в плане обмена опытом и кадрами. Региональная поддержка может заключаться в субсидировании за счет средств из бюджета, программ помощи по трудоустройству населения и обеспечения их жильем. Также, средств из бюджета могло бы хватить на технологическое переоснащение и перевооружение основного оборудования на предприятиях. Такая практика имеет место быть только в Москве или ближайших к ней регионах.

В США существует программа Work and Travel, благодаря которой студенты со всего мира могут получить работу на 3-4 месяца в любой части страны [4]. Данная программа является примером обмена опытом между людьми со всего мира. Похожие программы, которые пользуются спросом, существуют в Канаде и Европе. В России существует только обмен студентами между отечественными университетами и зарубежными студентами-партнерами, но после ввода санкций все меньше студентов едет за границу для обучения и обмена опытом.

Для начала, необходимо сотрудничество с консульствами стран, которые выдают студенческие визы. Ведь для многих получение визы является отталкивающим фактом при обучении за границей. Если упростить её выдачу, то уехать учиться станет проще. Это увеличит поток обмена студентами между Россией и зарубежьем. Кроме того, следует отметить, что предоставление гарантированных мест в вузах и на предприятиях для зарубежных студентов положительно скажутся на взаимоотношениях между отечественными и заграничными предприятиями, учебными заведениями.

Подводя итоги вышеописанного можно сказать, что у России есть большой потенциал для развития машиностроения до конкурентоспособного уровня на мировом рынке. Однако существует немало препятствий для этого. Такие проблемы как плохое качество материалов и старое оборудование можно решить в ближайшие 3-5 лет. В долгосрочной перспективе необходимо готовить новых специалистов, пользоваться наработками коллег из-за рубежа. Не последнюю роль в решении этих проблем будут играть поддержка государства в лице финансирования и министерства образования.

Библиографические ссылки

1. Информационно-аналитический портал «Конкуренция и рынок». [Электронный ресурс]. URL: http ://konkir.ru/sites/default/files/archive/kir_60 .pdf (дата обращения: 18.09.2013).

2. Машиностроительный портал «Сделано у нас». [Электронный ресурс]. URL: https://sdelanounas.ru/ blogs/70601/ (дата обращения: 19.11.2015).

3. Деловой портал «Управление Производством». [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro.ru/ library/production_management/productivity/100mashine ry.html (дата обращения: 08.09.2015).

4. Центр международного обмена. [Электронный ресурс]. URL: http://workandtravel.iec.ru/ (дата обращения: 21.08.2017).

References

1. Informacionno-analiticheskij portal "Konkurencija i rynok" (Information-analytical portal "Competitiveness and market" [Jelektronnyj resurs]. Available at: http:// konkir.ru/sites/default/files/archive/kir_60.pdf (accessed: 18.09.2013).

2. Mashinostroitel'nyj portal "Sdelano u nas". (Machine building portal "Made by us") [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://sdelanounas.ru/blogs/70601/ (accessed: 19.11.2015).

3. Delovoj portal "Upravlenie Proizvodstvom". (Business portal "Manufacture management") [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.up-pro.ru/library/ production_management/productivity/100mashinery.html (accessed: 08.09.2015).

4. Centr mezhdunarodnogo obmena. (The centre of International Exchange) [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://workandtravel.iec.ru/ (accessed: 21.08.2017).

© Тукуреев В. И., Корепанова Е. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.