Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСПРОЕКТАХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСПРОЕКТАХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Анжелика Геннадьевна, Першукова Светлана Аркадьевна, Федорова Наталья Евгеньевна, Филатов Владимир Владимирович

В статье рассматриваются современные проблемы коммуникации в бизнес-проектах консалтинговых компаний, разнообразные инструменты взаимодействия между сотрудниками. Показываются эффективные каналы и признаки бизнес-коммуникации. Среди причин возникновения проблем отмечаются недооценка или переоценка роли коммуникации, неспособность руководителя организовывать работу команды и др. Делается акцент на важности решения коммуникационных проблем в бизнес-проектах, что обусловлено динамично изменяющимися условиями рыночной среды и растущей конкуренцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Анжелика Геннадьевна, Першукова Светлана Аркадьевна, Федорова Наталья Евгеньевна, Филатов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF COMMUNICATION IN BUSINESS PROJECTS OF CONSULTING COMPANIES

The article deals with modern communication problems in business projects of consulting companies, various tools for interaction between employees. Shows effective channels and signs of business communication. Among the causes of problems are underestimated or overestimated the role of communication, the inability of the leader to organize the work of a team, etc. The emphasis is placed on the importance of solving communication problems in business projects, which is due to the dynamically changing conditions of the market environment and growing competition.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕСПРОЕКТАХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 2 2 41

УДК 316.35

Кузнецова Анжелика Геннадьевна,

магистрант, Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, Россия, г. Москва, e-mail: lika14@bk.ru

Першукова Светлана Аркадьевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, г. Москва, e-mail: pershukova-sa@rguk.ru

Федорова Наталья Евгеньевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры текстильных технологий, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва, e-mail: fedorova-ne@rguk.ru

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, Россия, г. Москва, e-mail: filatov_vl@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЕКТАХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

В статье рассматриваются современные проблемы коммуникации в бизнес-проектах консалтинговых компаний, разнообразные инструменты взаимодействия между сотрудниками. Показываются эффективные каналы и признаки бизнес-коммуникации. Среди причин возникновения проблем отмечаются недооценка или переоценка роли коммуникации, неспособность руководителя организовывать работу команды и др. Делается акцент на важности решения коммуникационных проблем в бизнес-проектах, что обусловлено динамично изменяющимися условиями рыночной среды и растущей конкуренцией.

Ключевые слова: коммуникация; малый бизнес; проблемы взаимодействия.

UDC 316.35

Kuznetsova Angelica Gennadievna,

Master's degree student, Moscow City University of Management of the Moscow Government Y. M. Luzhkova, Russia, Moscow, e-mail: lika14@bk.ru

Pershukova Svetlana Arkadyevna,

PhD. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, e-mail: pershukova-sa@rguk.ru

MODERN PROBLEMS OF COMMUNICATION IN BUSINESS PROJECTS OF CONSULTING COMPANIES

Fedorova Natalia Evgenievna,

PhD. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Textile Technologies, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, e-mail: fedorova-ne@rguk.ru

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Russia, Moscow, e-mail: filatov_vl@mail.ru

The article deals with modern communication problems in business projects of consulting companies, various tools for interaction between employees. Shows effective channels and signs of business communication. Among the causes of problems are underestimated or overestimated the role of communication, the inability of the leader to organize the work of a team, etc. The emphasis is placed on the importance of solving communication problems in business projects, which is due to the dynamically changing conditions of the market environment and growing competition.

Keywords: communication; small business; communication problems.

Важность решения коммуникационных проблем в рамках того или иного бизнеса обусловлена динамично изменяющимися условиями рыночной среды и растущей конкуренцией, потому компании вынуждены обращать внимание не только на финансовую составляющую своего успеха, но и формулировать успешную стратегию для информационного взаимодействия элементов внутри структуры [1].

Качество системы внутренних коммуникаций имеет важное значение для крупных компаний, так как, с одной стороны, решение многих задач, связанных с оптимизацией управленческого процесса, основано на непосредственном взаимодействии людей, а с другой - межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью [2].

Переходя к вопросам коммуникации в бизнес-проектах, следует отметить, что бизнес-проект представляет собой идею и сопутствующие средства по ее организации для создания продукта или услуги [4].

Многие организации стремятся управлять проектами, так как социально значимые проекты охватывают несколько сотен предприятий и тысячи людей. С юридической точки зрения, любое проектное управление должно быть регламентировано основными

требованиями нормативно-правовой базы. С другой стороны, управление проектами должно предусматривать и управление человеческими ресурсами и коммуникациями как исполнителями проекта. Само управление бизнес-проектами, его «внутренним» наполнением, а именно человеческими ресурсами и коммуникациями, является достаточно трудоемким процессом [14].

Требование достижения эффективной коммуникации не вызывает сомнения: благодаря оптимизации процесса коммуникации возрастают шансы успешного завершения любого проекта (внутри проекта и в его внешнем окружении). Работа над распространением информации о проекте может начаться на ранних стадиях для выявления сторонников и противников потенциальных изменений, что облегчит составление перспективного плана коммуникации или при наборе команды проекта [3].

Проблемы в коммуникации характерны не только для крупных компаний и внушительных бизнес-проектов: с ними могут сталкиваться и небольшие коллективы, для которых необязательно присутствие длинной цепочки делегирования и запутанной иерархической системы [5].

В любом случае, рождение вопросов о коммуникации обусловлено ее отсутствием или неоптимальной организацией. В общем плане в процессе коммуникации задейство-

ваны, по меньшей мере, три участника: пере -дающий субъект (коммуникатор); передаваемый объект (сообщение); принимающий субъект (реципиент) [6].

В сфере бизнеса и бизнес-проектов коммуникация связана с экономической деятельностью отдельных фирм, компаний, обществ, заключающих друг с другом различные сдел -ки (покупка товаров и услуг, технологий и пр.). Между ними в устной и письменной формах ведутся переговоры. Документация, которая сопровождает отдельные сделки, переговоры, контракты и т. д., достаточно объемная и соответствует определенным стандартам. При серьезной деловой коммуникации/переписке (в том числе и в случае межличностного общения) манипуляция как синоним заблуждений или лжи (в самом грубом смысле этого слова) недопустима с точки зрения и деловой этики, и результативности коммуникации [9].

Отмечается возникновение проблем коммуникации в бизнес-проектах по разным причинам:

1. Недооценка людьми роли коммуникации. Это означает, что каждый сотрудник или член команды проекта считает свои поступки простыми и понятными для других. Потому вызывает удивление тот факт, когда другой человек делает что-то совсем не так, как от него ожидалось, или по второму разу выполняет уже сделанную работу, или не делает какое-то действие (о котором его не просили, но сам он не догадался выполнить). Ликвидация данной проблемы - задача руководителя, который должен работать над формированием благоприятной атмосферы в коллективе. Однако здесь также надо иметь в виду, что призыв к командной работе и активные мероприятия в стиле тимбилдинга могут вызвать неоднозначную реакцию у тех членов коллектива, которые нацелены на самостоятельную и одиночную работу [8].

2. Неспособность руководителя организовывать работу команды, управлять информационными потоками и информацией. Для устранения данной причины необходимо детально изучить информационный менеджмент как основу процессов управления информацией [9].

3. Переоценка роли коммуникации. Данная причина выступает своеобразным ан-

тагонистом первой причины, так в данном случае коммуникация позиционируется не с инструментом достижения цели, а с самой ценностью, а потому вполне ожидаемо снижение эффективности коммуникации за счет роста временных затрат на передачу огромного объема информации, часть которой является лишней [7].

4. Качество и достоверность информации. Передача информации осуществляется с некоторыми искажениями вследствие трансформации мыслеобразов в вербальную форму и трансформации слов в мысле-формы принимающей стороны. Также в рамках данной проблемы возникает и вопрос о степени доверия к источнику информации: причина недоверия может быть оправданной или мнимой, и велика вероятность дойти до крайности: вне зависимости от того, что на самом деле сказано, восприятие будет в значительной степени определяться нашими ожиданиями [13].

Также следует отметить тот факт, что проблемы в восприятии информации могут возникнуть в ходе трудностей в межкультурной коммуникации: разность культур, даже если они объединены одним языком. Отмечается невозможность устранения данной проблемы, однако рекомендуется обширное обсуждение различных проблем в формате построения обширного контекста с использованием обратной связи и резюмирования, воплощающихся в вопросы типа «Правильно ли я понимаю, что...», «Ты имеешь в виду, что...».

Таким образом, полноценный обмен информацией возможен только при условии соответствующего опыты и понимания предмета двумя сторонами проекта. Различие опыта и понимания предмета проекта обусловливает необходимость организации коммуникации с учетом специфики данных различий [12].

Любая команда, которая занимается ведением и разработкой бизнес-проекта, позиционируется с объектом воздействия руководителя (другими словами, руководитель оказывает определенное воздействие на команду), а потому наиболее благоприятное «состояние» для него заключается в отсутствии каких-либо проблем внутри команды (которые, в свою очередь, неизбежно приводят к конфликтам) [11].

Деятельность команды проекта протекает динамично, а потому руководитель должен уметь приспосабливаться ко всем «группо-динамическим» процессам для управлениям ими.

Рассмотрев некоторые современные проблемы коммуникации в бизнес-проектах, подробно остановимся на решении коммуникационных проблем на базе компании BDO Unicon Outsourcing.

Группа БДО Юникон - ведущая российская аудиторско-консалтинговая группа компаний, основанная в 1989 г. Сегодня БДО Юникон предлагает своим клиентам всестороннюю поддержку в следующих областях: аудит, кон -сультирование по налогообложению и праву, финансовое консультирование, бизнес-

консультирование и системная интеграция. Компания предоставляет обслуживание неизменно высокого качества как национальным, так и международным клиентам. Исключительный уровень обслуживания, стандарты которого едины для всех членов международного объединения, основан на доверительных и прочных отношениях, которые выстраиваются с каждым клиентом. Инвестиция времени в изучении истинных потребностей клиентов позволяет оптимизировать внешний коммуникационный процесс.

Рассмотрим основные проблемы внутренней коммуникации команды при работе над новым проектом и способы их решения (табл.)

Таблица - Анализ современных проблем коммуникации на примере БДО Юникон

Характер проблемы коммуникации в бизнес-проектах консалтинговых компаний Решение проблемы

1. Несвоевременное предоставление информации сотрудникам о происходящих в компании и ее проектах бизнес-процессах 1. Использование разработанного компанией внутреннего портала, в рамках которого предусмотрено регулярное обновление новостной ленты, корпоративных исследований, мастер-классов, обучения и т. д. Кроме делового общения данный портал предусматривает возможность обмена между сотрудниками личными файлами и информацией с возможностью коллективного обсуждения. 2. Информирование команды в режиме реального времени периодичностью два раза в год: обсуждение планов на предстоящий год, подведение итогов, комментирование и разъяснение предполагаемых изменений. 3. Проведение соревнований между командами проектов по типу выдвижения в номинации на самый лучший проект, лучшего работника и т. д.

2. Напряженная атмосфера между подразделениями в силу того, что не все сотрудники знакомы друг с другом (особенно это касается тех, кто осуществляет работу над проектом дистанционно) 1.Объединение сотрудников в инициативные группы. 2.Организация воркшопов для руководителей отделов и проектов. З.Организация внутрикорпоративных мероприятий и тимбилдингов

3. Отсутствие надлежащей обратной связи 1. Организация исследования вовлеченности сотрудников при помощи анкетирования по методике опросника Q12. После получения результатов выбирается фокус-группа для получения наиболее глубо -кой обратной связи. 2. Организация дополнительных встреч руководства и членов команды для обсуждения текущих задач и стратегических вопросов

Таким образом, коммуникация играет фундаментальную роль во всех аспектах бизнеса. Поэтому очень важно, чтобы как внутренняя коммуникация в консалтинговых компаниях, так и коммуникационные навыки сотрудников были эффективными.

Список литературы

1. Азарова, Е. Д. Совершенствование использования внутренних коммуникаций (на примере ООО «Публичные коммуникации») / Е. Д. Азарова // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 209-218. - URL: https://moluch.ru/archive/242/55858/ (дата обращения: 22.03.2021).

2. Бабич, В. В. Влияние коммуникаций на успех в бизнесе / В. В. Бабич // Universum: экономика и юриспруденция. - 2018. - № 9 (54). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-kommunikatsiy-na-uspeh-v-biznese (дата обращения: 21.03.2021).

3. Большие данные и возможности их использования при разработке коммуникативной стратегии предприятий регионального промышленного комплекса / В. В. Безпалов, С. А. Лочан, Д. В. Федюнин, А. В. Иванов, С. А. Автономова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 1-2. - С. 28-34.

4. Гребенщиков, В. Н. Проблемы коммуникаций и способы их решения внутри организации на примере салона красоты «Prive 7» / В. Н. Гребенщиков // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 313-319. - URL: https://moluch.ru/archive/137/38424/ (дата обращения: 25.03.2021).

5. Ильина, С. И. Реализация оптимальной коммуникационной стратегии в условиях информационно-сетевой экономики / С. И. Ильина // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвя -щенный Юбилейному году РГУ им. А. Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. - Москва, 2020. - С. 86-89.

6. Кобулов, Б. А. Особенности мотивации труда сотрудников инновационной компании, работающей на рынке телекоммуникационных услуг / Б. А. Кобулов, Н. А. Кобиашвили, О. А. Бирюкова // Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. - 2008. - № 1. - С. 427-428.

7. Любина, О. Н. Культура государственной гражданской службы как основа модернизации государственного управления / О. Н. Любина // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. III Международная научно-практическая конференция : материалы и доклады / НОУ «Институт экономики и предпринимательства». - 2012. - С. 213-216.

8. Любина, О. Н. Культура государственной гражданской службы: проблемы сопротивления инновациям / О. Н. Любина // Вестник университета. - 2015. -№ 6. - С. 280-283.

9. Любина, О. Н. Культура профессиональных коммуникаций гражданских госслужащих: традиции и инновации / О. Н. Любина // Управление мегаполисом. -2012. - № 4. - С. 140-144.

10. Любина, О. Н. Молодежная политика правительства Москвы: состояние и приоритеты : учебно-методический комплекс для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательным программам повышения квалификации / О. Н. Лю -бина, И. Н. Ивакина. - Москва, 2012.

11. Рамазанов, И. А. Интегрированные коммуникации как основа современного подхода предприятий к планированию и рациональному использованию медиаресурсов / И. А. Рамазанов, Л. Е. Кравежина // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. -№ 21. - С. 3885-3894.

12. Рамазанов, И. А. Информационно-коммуникационная глобализация российской экономики / И. А. Рамазанов, А. Н. Струнгар // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 10. - С. 1549-1568.

13. Радько, С. Г Коммуникативная деятельность

в процедурах управления кадрами / С. Г Радько, В. Ю. Мишаков // Экономика, менеджмент и сервис: со -временный взгляд на актуальные проблемы : сборник научных трудов / под ред. В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. - Москва, 2018. - С. 169-179.

14. Современные проблемы коммуникации и понимания / Т. О. Клянчина, А. Г Жиркова, А. А. Коков-кина, А. А. Николаева, Н. Н. Богатырева // БМИК. -2014. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-kommunikatsii-i-ponimaniya (дата обращения: 22.03.2021).

References

1. Azarova E.D. Sovershenstvovanie ispol'zovaniya vnutrennix kommunikacij (na primere OOO «Publichny'e kommunikacii»), Molodoj uchenyj 2019, no. 4 (242), pp. 209-218. URL: https://moluch.ru/archive/242/55858/ (data obrashheniya: 22.03.2021).

2. Babich V.V. Vliyanie kommunikacij na uspex v biznese, Universum: e'konomika i yurisprudenciya, 2018, no. 9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kommunikatsiy-na-uspeh-v-biznese (data obrashheniya: 21.03.2021).

3. Bezpalov V.V., Lochan S.A., Fedyunin D.V., Ivanov A.V., Avtonomova S.A. Bol'shie danny'e i vozmozhnosti ix ispol'zovaniya pri razrabotke kommunikativnoj strategii predpriyatij regional'nogo promy'shlennogo kompleksa, Vestnik Altajskoj akademii e'konomiki i prava, 2020, no. 1-2, pp. 28-34.

4. Grebenshhikov V.N. Problemy' kommunikacij i sposoby' ix resheniya vnutri organizacii na primere salona krasoty' «Prive 7», Molodoj uchenyj, 2017, no. 3 (137), pp. 313-319. URL: https://moluch.ru/archive/137/38424/ (data obrashheniya: 25.03.2021).

5. N'ina S.I. Realizaciya optimal'noj kommunikacionnoj strategii v usloviyax informacionno-setevoj e'konomiki, Aktual'nye problemy' e'konomiki, kommercii i servisa : sbornik nauchnyx trudov kafedry kommercii i servisa, posvyashhennyj Yubilejnomu godu RGU im. A.N. Kosygina / pod redakciej V.Yu. Mishakova, L.E. Zernovoj. Moskva, 2020, pp. 86-89.

6. Kobulov B.A., Kobiashvili N.A., Biryukova O.A. Osobennosti motivacii truda sotrudnikov innovacionnoj kompanii, rabotayushhej na ry'nke telekommunikacionny'x uslug, Innovacii v usloviyax razvitiya informacionno-kommunikacionnyx texnologij, 2008, no. 1, pp. 427-428.

7. Lyubina O.N. Kul'tura gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby' kak osnova modernizacii gosudarstvennogo upravleniya, Rossiya v XXI veke: itogi, vy'zovy', perspektivy. III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya : materialy' i doklady' / Institut e'konomiki i predprinimatel'stva. 2012, pp. 213-216.

8. Lyubina O.N. Kul'tura gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby': problemy' soprotivleniya innovaciyam, Vestnik universiteta, 2015, no. 6, pp. 280-283.

9. Lyubina O.N. Kul'tura professional'ny'x kommunikacij grazhdanskix gossluzhashhix: tradicii i innovacii, Upravlenie megapolisom, 2012, no. 4, pp. 140-144.

10. Lyubina O.N., Ivakina I.N. Molodezhnaya politika pravitel'stva Moskvy': sostoyanie i prioritety : uchebno-metodicheskij kompleks dlya gosudarstvenny'x grazhdanskix sluzhashhix g. Moskvy', obuchayushhixsya

po obrazovatel'ny'm programmam povy'sheniya kvalifikacii. Moskva, 2012.

11. Ramazanov I.A., Kravezhina L.E. Integrirovanny'e kommunikacii kak osnova sovremennogo podxoda predpriyatij k planirovaniyu i racional'nomu ispol'zovaniyu mediaresursov, Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2015, vol. 16, no. 21, pp. 3885-3894.

12. Ramazanov I.A., Strungar A.N. Informacionno-kommunikacionnaya globalizaciya rossijskoj e'konomiki, Kreativnaya e'konomika, 2018, vol. 12, no 10, pp. 15491568.

13. Rad'ko S.G., Mishakov V.Yu. Kommunikativnaya deyatel'nost' v procedurax upravleniya kadrami, E'konomika, menedzhment i servis: sovremenny'j vzglyad na aktuaFnye problemy' : sbornik nauchnyx trudov / pod red. V.Yu. Mishakova, L.E. Zernovoj. Moskva, 2018, pp. 169-179.

14. Klyanchina T.O., Zhirkova A.G., Kokovkina A.A., Nikolaeva A.A., Bogaty'reva N.N. Sovremenny'e problemy' kommunikacii i ponimaniya, BMIK, 2014, no. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-kommunikatsii-i-ponimaniya (data obrashheniya: 22.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.