Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕНИН'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕНИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная педагогика / этнопедагогика / социальная психология / этническая социализация / традиции этноса / информационная среда / глобализация. / Social pedagogy / ethnopedagogy / social psychology / ethnic socialization / ethnic traditions / information environment / globalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахо Феликс Радост Медессе Т.

Автор обращается к размышлениям о механизмах наследования ценностей и нормативов культуры подростками в условиях нарастания влияния информационной среды и глобализации современного мира, рассказывает о традициях народа Республики Бенин, его обычаях и верованиях, организации этнической социализации подростков и юношества. Особое внимание автор обращает на проникновение в культуру народов Африки современной европейской и американской культуры, что свидетельствует о всеобщей глобализации мира, взаимовлиянии культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахо Феликс Радост Медессе Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND TRENDS IN THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF ADOLESCENTS BASED ON THE TRADITIONS OF THE PEOPLE OF THE REPUBLIC OF BENIN

The author turns to reflections on the mechanisms of inheritance of values and cultural norms by adolescents in the context of the growing influence of the information environment and the globalization of the modern world. The author talks about the traditions of the people of the Republic of Benin, their customs and beliefs, the organization of ethnic socialization of adolescents and youth. The author pays special attention to the penetration of modern European and American culture into the culture of the peoples of Africa, which indicates the general globalization of the world, the mutual influence of cultures.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕНИН»

УДК 37.013.42+ 37.013.43

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕНИН

© 2024 Ахо Феликс Радост Медессе Т.

аспирант кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail: nekipelov03331 @yandex.ru

Курский государственный университет

Автор обращается к размышлениям о механизмах наследования ценностей и нормативов культуры подростками в условиях нарастания влияния информационной среды и глобализации современного мира, рассказывает о традициях народа Республики Бенин, его обычаях и верованиях, организации этнической социализации подростков и юношества. Особое внимание автор обращает на проникновение в культуру народов Африки современной европейской и американской культуры, что свидетельствует о всеобщей глобализации мира, взаимовлиянии культур.

Ключевые слова: социальная педагогика, этнопедагогика, социальная психология, этническая социализация, традиции этноса, информационная среда, глобализация.

MODERN PROBLEMS AND TRENDS IN THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF ADOLESCENTS BASED ON THE TRADITIONS OF THE PEOPLE

OF THE REPUBLIC OF BENIN

© 2024 Aho Felix Radost Medesse T.

Postgraduate Student, Department of Educational Psychology and Social Pedagogy,

e-mail: nekipelov03331 @yandex.ru

Kursk State University, Kursk, Russia

The author turns to reflections on the mechanisms of inheritance of values and cultural norms by adolescents in the context of the growing influence of the information environment and the globalization of the modern world. The author talks about the traditions of the people of the Republic of Benin, their customs and beliefs, the organization of ethnic socialization of adolescents and youth. The author pays special attention to the penetration of modern European and American culture into the culture of the peoples of Africa, which indicates the general globalization of the world, the mutual influence of cultures.

Keywords: social pedagogy, ethnopedagogy, social psychology, ethnic socialization, ethnic traditions, information environment, globalization.

Современный мир стремительно меняет свой облик, обостряя противоречия между странами и народами, между «развитыми» и «развивающимися» обществами, между традиционной и глобализирующейся культурой этносов. Сегодня мир становится многополярным, указывая странам и континентам путь к выходу из многовековой зависимости от экономического и культурного диктата, от колониального рабства к строительству справедливого и гуманного общества. Но во всех этих изменениях важнейшей целью и ценностью оказывается человек, его

мировоззрение, его ценностно-смысловое самоопределение в пространстве культуры. По сути, разворачивается борьба за человека, за его приверженность традиционным ценностям, за воспроизводство национального самосознания. Одним из важнейших результатов этой борьбы за человека должна стать его устойчивая этнокультурная идентичность, внутреннее ощущение принадлежности к конкретному этносу и его культуре. Такая социально-педагогическая задача особенно актуальна для государств Африки, находившихся несколько столетий в колониальной зависимости от стран Запада. На недавней встрече лидеров африканских государств с президентом России В.В. Путиным в Санкт-Петербурге был подтвержден курс Африки к сохранению и воспроизводству национальных культур, сохранению этнического и культурного своеобразия народов. Россия показывает достойный пример поликультурного, полиэтничного общества, в котором много веков дружно и солидарно живут почти двести народов. Пример и помощь России важны для государств Африки, поскольку открывает колоссальные возможности для социального, экономического и культурного развития.

Сегодня уже очевидно, что глобализация мира негативно отразилась на культурном развитии народов Африки. Фактически продолжается колонизация в новом формате - в формате навязывания норм, ценностей, образа жизни, культурных стереотипов и установок. Особенно чуткими к восприятию чужих культур оказываются подростки, которые быстро интериоризируют нормы и ценности европейцев и американцев и тиражируют их в своей среде, становясь адептами культур бывших колонизаторов и попадая в плен новомодных культурных тенденций, которыми увлечена европейская молодежь. Духовная экспансия, «поклонение чужим идолам», культурная интервенция особенно наглядно проявляется в состоянии языка, который стремительно вытесняется чужими. В странах Африки молодежь свободно владеет французским, английским языками и все реже говорит на своем, родном языке. Вполне обычным явлением в среде африканских подростков и молодежи становятся современные элементы универсальной европейской молодежной одежды: джинсы, футболки, бейсболки, кроссовки - такие же массовые и обычные элементы одежды в Африке, как и в Европе, и в Америке, и в России. В руках африканских подростков смартфоны, компьютеры; они активно смотрят американские и европейские фильмы, слушают музыку. Как и в Европе, подростки в Африке знают вкус чипсов и кока-колы. Они такие же подростки, как и их сверстники в «развитых» странах.

Но за всеми этими мощными глобальными тенденциями и культурными заимствованиями стоит неистребимая тяга коренных народов Африки к своим национальным культурным корням, к своим духовным истокам, к социальному опыту своего народа. Этот устойчивый интерес к собственной национальной истории и культуре стал особенно активен на фоне развернувшейся специальной военной операции России, связанной с защитой русскоязычного населения Крыма, Донбасса, Луганска, Запорожья, Херсона. В Африке люди хорошо понимают причины этой операции, ее истинные мотивы. Речь идет о защите Русского мира, который для народов Африки был всегда примером истинного интернационализма, солидарности, сотрудничества, был всегда дружественным, поддерживал борьбу народов Африканского континента за национальную свободу, за освобождение от оков колониализма.

Глобализация культуры оставляет в душах юных граждан Африки очень глубокие следы, которые укореняются в сознании подрастающего поколения и становятся отправной точкой в понимании социальной реальности, норм строительства взаимоотношений с окружающими людьми, отношения входящего в жизнь поколения к национальной истории и культуре и самому важному для каждого

человека - экзистенциальному выбору, пониманию своего предназначения в жизни и способам реализации своих способностей. Это самая важная и самая тонкая сфера -сфера ценностно-смыслового самоопределения человека, от которой зависят его отношение к себе и другим, жизненные приоритеты и жизненная позиция, выбор способов самореализации [3; 4; 5; 6; 7]. Это сфера борьбы за человека, за его будущее, за судьбу народа, к которому он принадлежит. Значит, идентификация себя с этносом -важный показатель всего социального развития личности, меры освоения и присвоения растущим человеком традиционных норм и ценностей своего этноса [15; 26; 27; 33; 34]. О проблемах и тенденциях в формировании этнокультурной идентичности подростков сегодня убедительно пишут многие исследователи [1; 2; 12; 13; 14; 28; 29; 30; 39]. Практически все они говорят о рисках и опасностях этнической социализации подростков в «цифровую эпоху», которая служит мощным деструктивным фактором, отрывающим входящего в жизнь человека от традиционных культурных корней, от социокультурного опыта предшествующих поколений [16; 17; 18; 31; 32].

Степень актуальности проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков в Республике Бенин вполне сопоставима с тем, сколь актуальной эта проблема является для всего африканского континента. Информационная среда делает подростка практически «гражданином мира», снимая все барьеры, обеспечивая доступ к любым ресурсам и любому контенту. Это принципиально новая социокультурная ситуация, в которой подросток получает доступ к интересующим его источникам, становясь зависимым от тех ярких и соблазнительных предложений, которые посылает ему «мировая паутина», безмерные просторы Интернета [24]. Единственным условием для потребления информации из этой среды является владение языком, преимущественно английским. Язык дает возможность веб-сёрфинга, поиска в Сети интересующих подростка источников, из которых он черпает то, что соответствует его запросам. Здесь есть две опасности: первая - неограниченное время пребывания в Сети, «уход подростка в виртуальную реальность»; вторая - превращение цифровой среды в самый сильный, личностно значимый для подростка фактор влияния, в референтный источник информации. При этом степень критического восприятия информации в силу возраста подростка, конечно, является ограниченной: подросток убежден, что все, что есть в Интернете, - это самая правильная и самая точная информация, в достоверности которой нельзя сомневаться [22; 36; 37]. Превращение информационной среды в мощнейший источник формирования базовых социальных представлений личности делает влияние родителей, старших членов семьи, школьных учителей, по сути, малозначительным, неэффективным. Традиционные субъекты социального воспитания в условиях цифровой цивилизации перестают оказывать доминирующее влияние и процесс социализации подростка становится стихийным, неуправляемым, неконтролируемым [10; 11]. А это означает, что невозможно прогнозировать, с какой этнокультурной идентичностью подросток выйдет в самостоятельную взрослую жизнь, сохранит ли он в себе базовые ценности и нормы культуры этноса или унаследует идеи и смыслы чужой культуры [38].

Результаты исследования, полученные нами в ходе масштабных опросов подростков в Республике Бенин, показывают, что цифровая среда уже стала самым референтным источником представлений респондентов о мире, в котором они живут, нормах и ценностях традиционной культуры. Уже есть первые смысловые искажения и нравственные деформации, которые становятся возможными под влиянием информационной среды. При этом нормы и ценности культуры своего народа уходят на дальний план, выглядят архаичными, несовременными, не помогают лучше понять мир, в котором подростку предстоит жить [25]. В частности, наши опросы показывают растущее желание подростков уехать из Бенина, поселиться в Европе, найти работу

в другой стране - об этом заявляют более 32% подростков (п=1500, сентябрь 2023 г.). Значительная часть респондентов не видят для себя будущего в своей стране, считают свою страну малоперспективной для жизни, испытывают этнический нигилизм почти 23% подростков. Для еще одной категории подростков вполне характерно мнение о своей стране как обществе, которое до сих пор не порвало с колониальным прошлым, живет на остатках французской культуры, не имеет будущего - так считают 13% подростков. Но есть и большая часть подростков, для которых их страна является истинной Родиной, дает надежды и силу, позволяет строить планы на будущее, позволяет трудиться на благо своей семьи и рода - это мнение 32% подростков. Конечно, не все подростки осознают все сложности и риски трудовой миграции, не все представляют, что означает для молодого, полного сил человека, оказавшегося в чужой стране, стать при этом «человеком третьего сорта», изгоем, для которого доступны самые тяжелые виды труда в богатых и благополучных странах. Есть хорошая русская пословица: «Где родился - там и пригодился». Нет смысла для молодого человека искать «более счастливое место под солнцем», покидая свою страну и отделяясь от своего народа. Утратив связь со своей Родиной, со своим народом, человек становится социальным изгоем, оторвавшимся от своего рода, но не укоренившимся в чужой земле. Полученные нами результаты заметно отличаются от полученных ранее, в которых значительно больше подростков выражали желание покинуть Родину, уехать в более благополучные страны (в сентябре 2021 г. таких подростков было 82%). В опросе сентября 2023 г. подростки не изъявляли желания уехать на учебу в другую страну, а потом, после учебы, вернуться в Бенин и работать на благо своей страны (в опросе 2021 г. таких подростков было всего 12%).

На вопрос о том, какие традиции народа Бенина они хотели бы сохранить и передать своим детям, как и два года назад, практически все ответы оказались сопряжены с традиционной религией, принятыми в ней нормами, правилами, ценностями. Это вполне ожидаемый результат: традиции вуду в Бенине очень сильны, с ними связаны многие нормы образа жизни людей, обычаи, ритуалы, суеверия. Религиозная жизнь в Бенине охватывает практически все земное бытие человека, сопровождает каждого на протяжении всей его жизни. И даже «после жизни» общение с духами предков служит важным фактором социального поведения человека, исполнения им всех моральных норм, принятых в обществе. Нормы и смыслы вуду глубоко укоренены в сознании жителей Бенина (как и многих других государств в Африке), служат регуляторами широкого спектра социальных отношений и поведения детей, молодежи, взрослых, пожилых и стариков. Традиции вуду практически полностью определяют процесс формирования самосознания этноса, его образ жизни, способы коммуникации в обществе.

Вуду предписывает особый порядок имянаречения детей в культуре Бенина. Имя - это всегда связь с прошлым, это продолжение прошлого в новой, будущей жизни, оно служит идентификационным символом, знаком, который ребенку дает его семья. Имя -бесценный дар, который одновременно означает и долг, и ответственность, и миссию человека на земле. Для жителей Бенина имянаречение означает «дать жизнь» ребенку. Имя ко многому обязывает личность, оно конституирует, направляет растущего человека, задает его вектор движения по жизни, предопределяет его судьбу. В имянаречении ребенка нередко участвует оракул, поддерживающий связь с духами предков, которые становятся ангелами-хранителями ребенка и «берегут его от злых духов», «от рока судьбы». Как правило, ребенку дается имя авторитетного предка, деяния которого высоко ценились при его жизни, продолжают высоко цениться и после его ухода. Авторитет предка служит гарантией нравственной чистоты ребенка, его духовной и физической крепости, нравственного здоровья будущего взрослого человека. Так через

имя происходит сопряжение прошлого, настоящего и будущего. Имя обязывает совершать нравственные поступки, жить по совести, трудиться честно, быть добрым и отзывчивым человеком, помогать другим людям, что позволит окружающим людям высоко ценить человека и его деяния. Для развития подростка полученное им при рождении имя служит своеобразным оберегом, нравственным символом, заставляя растущего человека помнить о необходимости совершать добрые дела, помогать другим людям, проявлять милосердие, сострадание, сотрудничество [19; 20; 21].

Предписываемые этой религией ценности и нормы поведения служат важной культурной традицией, определяющей облик и социальное поведение детей, подростков, молодежи в Бенине. Вуду выступает одной из «духовных скреп», обеспечивающих сплоченность, монолитность, целостность общества Бенина; не позволяет человеку оторваться от своих корней, утратить связь с родом, племенем; обеспечивает воспроизводство традиционной культуры в сознании входящих в жизнь поколений подростков. Но для значительной части подростков влияние вуду ослабевает - информационная среда разрушает привычный взгляд на жизнь человека и его отношения с социальной средой, с делами и заботами этноса, его историей и культурой. Ресурсы информационной среды уже работают против человека. При всех преимуществах и кажущихся очевидными удобствах пользования информационными ресурсами, при всех возможностях, которые цифровая среда открывает человеку, она не может компенсировать или заменить самого человека, сделать его счастливым, обеспечить ему реальную включенность в социальную жизнь, в коллективный труд, в радость и эмоции общинного бытия людей [8; 23; 35]. Общинно-коллективистский дух является важным результатом социального взаимодействия людей, их открытости друг другу, готовности помочь, поддержать, поделиться хлебом и кровом, разделить радость и боль, сострадать и сопереживать вместе с другими людьми [9]. Информационная среда дистанцирует людей друг от друга, обособляет, индивидуализирует бытие, а значит, ослабляет человека, уводит его от солидарного образа жизни, в котором невозможно в одиночку бороться с природными катаклизмами, вести современное хозяйство, растить хлеб, охотиться и добывать пищу. Традиции солидарного бытия вырабатывались и закреплялись в социокультурном опыте этноса веками. Общинно-коллективистская форма жизни позволяет человеку обрести защищенность, чувство безопасности, включенности других людей в преодоление личных трудностей. Общинный дух позволяет человеку осознать: ты не один, ты не одинок в этом мире - рядом с тобой надежные, верные друзья, которые не оставят тебя одного, не предадут, будут с тобой и в горе, и в радости. Но и сам человек должен быть ориентирован на принесение пользы окружающим его людям, своей общине, своему роду и племени. Это, по сути, известный макаренковский принцип ответственной зависимости и взаимной ответственности [5]. Сама жизнь, многовековой опыт этноса привели людей к осознанию ценности и необходимости солидарного сосуществования в этом мире. Разрушение этого принципа, отказ от него неизбежно ведут к утрате идентичности личности со своим этносом, со своей культурой. И влияния информационной среды становятся реальной угрозой формированию этнокультурной идентичности, сохранению общинно-коллективистского духа народа.

Этнокультурная социализация детей в Бенине начинается очень рано, практически с первых лет жизни ребенка, и главным средством социализации оказывается совместный семейный труд. Через труд в сознание ребенка приходит понимание важнейших нравственных смыслов и норм, представление о том, что без труда невозможно физическое выживание человека. Через совместный труд приходит в индивидуальный опыт ребенка совокупность навыков социальной коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи. Эти очень важные социальные

качества обретаются детьми в совместных играх, танцах, песнопениях, религиозных обрядах и ритуалах. Пожалуй, самыми выразительными качествами народа Бенина являются коллективизм и любовь к своей малой родине. Коллективизм в сознании детей и подростков рождается от коллективного труда, от совместного досуга и танцев, а патриотизм - от общей боли и скорби, от общего сострадания и сопереживания. Эти очень важные социальные эмоции действуют как мощные интегрирующие силы, как важные духовные предпосылки для обеспечения единства народа.

Конечно, современный мир универсализирует жизнь людей, задает «стандарты» образа жизни, отношений, поведения. Африка не спешит изменять себя и слепо следовать «канонам» глобализации. Возможно, народы Африки остаются той немногочисленной частью населения планеты, где еще сохраняется подлинная самобытность этнических культур, где этническая социализация детей и молодежи строится на соблюдении культурной традиции, где влияние религии еще столь ощутимо, что не позволяет растущему человеку выйти за рамки социально-одобряемого поведения. В этом видится ресурс самосохранения этноса, воспроизводства его национального духа, его национального самосознания.

Что же включает в себя программа психологического сопровождения процесса формирования этнокультурной идентичности подростков? В каких видах и формах она реализуется? Как влияет на освоение подростками ценностей и нормативов традиционной культуры народа Бенина?

Программа формирования этнической идентичности «Мы - бенинцы» ориентирована на учащихся 6-9 классов. Она включает беседы и тренинги для подростков 12-15 лет.

Основная цель программы - обеспечение процесса формирования этнокультурной идентичности подростков, воспитание уважительного отношения к традициям национальной культуры, к истории своего народа, актуализация понятия «Родина» в сознании подростков.

Программа включает в себя 8 разделов. Тематически они представлены следующим образом:

1. «С чего начинается Родина?» (знакомство, мотивация и целеполагание).

2. «Я родом из континента Африка...».

3. «История моего народа» (формирование уважительного отношения к национальной истории и формирование этнической идентичности).

4. «Из мелких песчинок состоит прочный камень» (уникальность отдельной личности и преимущества сплоченной общности).

5. «Я люблю Африку» (образы Родины в сердце каждого бенинца).

6. «Мудрость народа» (осмысление этического кодекса африканского этноса).

7. «История моей семьи в истории моей Родины» (диалектика семейной и национальной истории).

8. «Мое будущее - в будущем моей великой страны» (диалектика социального и индивидуального в этнокультурной идентичности африканцев).

Соответственно, в каждом разделе есть свой набор тем и проблем, получающих детальное освещение. Речь идет о конкретизации общей тематики реальным содержанием, максимально приближенным к национальной истории и культуре, к традициям народа Бенина.

Важной предпосылкой успешности реализации программы «Мы - бенинцы» является грамотное психологическое сопровождение процесса формирования этнокультурной идентичности подростков, создание благоприятной, комфортной среды.

Сохранение и укрепление этнокультурной идентичности подростков сегодня во многом обеспечивается здоровым консерватизмом традиционной культуры народа

Бенина. Традиции продолжают оказывать влияние на молодежь и удерживать ее в поле социально-нормативного поведения. Но с каждым годом сделать это становится все сложнее: социальные сети, ресурсы информационной среды уводят подростков и молодежь в пространства чужих культур, внедряют в сознание растущего поколения ценности и нормативы глобальной культуры. Понятно, что важнейшим институтом этнокультурного воспитания, внедряющим традиционные ценности в сознание подростков, была и остается семья со всем ее внутренним миром, со всеми традиционными делами и заботами, со всем ее многопоколенным укладом и образом жизни. Миссию семейных воспитателей реализуют не только родители, но и дедушки и бабушки, даже ушедшие в мир иной предки, которые своим отношением к людям, своим образом жизни, своим трудом на благо других людей и страны дают пример истинного благочестия и трудолюбия, веры и верности, духовного единения со своим народом.

Библиографический список

1. Баландин, Д. Н. Личность подростка в информационной среде: проблемы и противоречия психологического сопровождения этнической социализации подростков / Д. Н. Баландин // Теория и практика современного воспитания и обучения: сборник статей / редактор А. Н. Махинин. - Воронеж: ВГПУ, 2023. - С. 396-402.

2. Баландин, Д. Н. Психологическое сопровождение процесса формирования этнокультурной идентичности подростков на основе межпоколенного диалога подростков / Д. Н. Баландин // Ученые записки. Электронный журнал Курского госуниверситета. - 2023. - № 4 (68). - С. 318-325. - ШЬ: ЬПр8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get рШУ5141/ (дата обращения: 12.03.2024).

3. Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

4. Булатников, И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи / И. Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - Том 18. - № 1-1. - С. 146-152.

5. Булатников, И. Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А. С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№ 2 (26). - С. 99-112.

6. Булатников, И. Е. Современные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи сквозь призму концепции А. С. Макаренко: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2013. - № 2 (17). - С. 58-65.

7. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - №1 (52). - С. 185-200.

8. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). -С. 14-34.

9. Дорофеева, З. Е. Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей / З. Е. Дорофеева, П. М. Козырева // Социологические исследования. - 2023. -№ 8. - С. 86-100.

10. Идентичность и социализация в современном мире: сборник методик / под редакцией Т.Д. Марцинковской. - Москва: МИГУ, 2015.

11. Марцинковская, Т. Д. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение / Т. Д. Марцинковская, Н. С. Полева // Мир психологии. - 2017. - №1. - С. 24-37.

12. Репринцев, А. В. Герои нашего времени. На каких героических примерах подвигов современников можно воспитывать молодёжь? / / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2023. - №1-2 (56-57). - С. 50-65.

13. Репринцев, А. В. Диалектика социального и индивидуального в процессе этнической социализации подростков / А. В. Репринцев // Теория и практика современного воспитания и обучения. материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2023. - С. 223-231.

14. Репринцев, А. В. Механизмы интериоризации личностью ценностных смыслов / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2023. - С. 81-108.

15. Репринцев, А. В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания / А. В. Репринцев // Психология и педагогика социального воспитания / под редакцией А. Г. Кирпичника. - Кострома: КГУ, 2020. - С. 33-40.

16. Репринцев, А. В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2023. -С.143-177.

17. Репринцев, А. В. Русский мир как пространство подлинного гуманизма: риски и противоречия инкультурации современных подростков и юношества / А. В. Репринцев // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. - Чебоксары: ЧГПУ, 2022. - С. 279-288.

18. Репринцев, А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодёжи / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2023. -С.177-217.

19. Репринцев, А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 1 (52). - С. 167-184.

20. Репринцев, А. В. Формирование ценностно-смыслового базиса личности: диалектика свободы, необходимости и ответственности / А. В. Репринцев // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль, 2021. - С. 26-31.

21. Репринцев, А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 306-321. - ШЬ: И11р8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get р(^/4192/ (дата обращения: 12.12.2023).

22. Репринцев, А. В. Этническая социализация подростков и юношества в условиях эскалации международной напряженности: как сохранить нормы и ценности гуманизма? / А. В. Репринцев // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. - Ереван, 2022. - С. 520-531.

23. Репринцев, А. В. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики / А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков // Научные ведомости Белгородского

государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Том 33. -№7 (256). - С. 142-149.

24. Рогач, О. В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия / О. В. Рогач, Е. В. Фролова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2022. -Вып. 2. - С. 305-314.

25. Социальные сети в первом полугодии 2023 [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: https://mediascope.net/news/1681112/ (дата обращения: 12.02.2024).

26. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - Москва: Аспект Пресс, 2014. - 352 с.

27. Сухоруков, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - С. 322-334. - иИЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4193/ (дата обращения: 12.02.2024).

28. Сухоруков, И. С. Культурная трансмиссия в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков: риски цифровизации / И. С. Сухоруков // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. - Ереван, 2022. - С. 653-669.

29. Сухоруков, И. С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде / И. С. Сухоруков // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. -Том 26. - № 4. - С. 14-24.

30. Сухоруков, И. С. Подростковые сообщества в социальных сетях как фактор формирования этнокультурной идентичности личности: риски социализации поколения «2» / И. С. Сухоруков // Гуманизация образовательного пространства. - Саратов: СГУ,

2021. - С. 390-400.

31. Сухоруков, И. С. Подросток между традициями национальной культуры и реалиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности личности / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. -

2022. - №4 (55). - С. 184-198.

32. Сухоруков, И. С. Традиции народа в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: итоги и выводы эмпирического исследования / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. - Чебоксары: ЧГПУ, 2021. - С. 329-338.

33. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И. С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. -Ярославль, 2021. - С. 247-252.

34. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. - Чебоксары, 2020. - С. 196-204.

35. Сухоруков, И. С. Ценностно-смысловые основы свободного самоопределения подростка в социальной среде: механизмы этнокультурной самоидентификации личности / И. С. Сухоруков // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль, 2021. - С. 112-117.

36. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков

в условиях глобализации культуры / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. - 2021. -№4 (51). - С. 193-210.

37. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 723-734. - №Ь: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-identichnost-lichnosti-podrostka-v-kontekste-kulturno-istoricheskogo-podhoda-v-sotsialnoy-psihologii (дата обращения: 12.02.2024).

38. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография: в 2 томах. Том 1 / под редакцией М. И. Рожкова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. - 295 с.

39. Шайгерова, Л. А. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах / Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко, О. В. Ваханцева, Ю. П. Зинченко и др. // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 3(35). - С. 4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.