Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2360
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / КНИЖНЫЙ ДИЗАЙН / ЧЕЛОВЕК / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КНИЖНОЕ ДЕЛО / TRENDS / BOOK DESIGN / PERSON / CREATIVE PROCESS / BOOK BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рашидов Жамшид Хусан Угли

В статье проведен анализ современных проблем и тенденций развития книжного дизайна. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического анализа отечественного опыта. Освещены технические возможности современной полиграфии, которые непосредственно влияют на облик книги. В конкурентной рыноной среде дизайн книги рассматривается как объект маркетинга и влияние его на траекторию развитие книги. Описываются основные тенденции обложки книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY PROBLEMS AND TRENDS OF BOOK DESIGN DEVELOPMENT

The article analyzes modern problems and trends in the development of book design. Research methodology - analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical national experience. The technical possibilities of modern printing are highlighted, which directly affect the appearance of the book. In a competitive market environment, book design is viewed as an object of marketing and its impact on the book's development trajectory. The main trends of the book cover are described.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА Рашидов Ж.Х. Email: [email protected]

Рашидов Жамшид Хусан угли - заведующий кафедрой, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проведен анализ современных проблем и тенденций развития книжного дизайна. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического анализа отечественного опыта. Освещены технические возможности современной полиграфии, которые непосредственно влияют на облик книги. В конкурентной рыноной среде дизайн книги рассматривается как объект маркетинга и влияние его на траекторию развитие книги. Описываются основные тенденции обложки книги.

Ключевые слова: тенденции, книжный дизайн, человек, творческий процесс, книжное дело.

CONTEMPORARY PROBLEMS AND TRENDS OF BOOK DESIGN

DEVELOPMENT Rashidov J.&

Rashidov Jamshid Husan ogli - Head of Department, DEPARTMENT OF MINIATURES AND BOOK GRAPHICS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes modern problems and trends in the development of book design. Research methodology - analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical national experience. The technical possibilities of modern printing are highlighted, which directly affect the appearance of the book. In a competitive market environment, book design is viewed as an object of marketing and its impact on the book's development trajectory. The main trends of the book cover are described. Keywords: trends, book design, person, creative process, book business.

УДК 37.036.5

В современном мире книга является не только связующим элементом между человеком и определенными знаниями, заключенными в ней, но и имеет художественно -развлекательный характер.

Книга стала частью повседневной жизни почти каждого человека и способна не только заинтересовать сюжетом, но и переместить в любое время, место и стать свидетелем какого-либо события.

С ростом популярности книг и повышения конкуренции на рынке книгоиздательства встала проблема книжного дизайна. В процессе изучения потребительских требований стало ясно, что значительную роль начал играть внешний вид книги. Для того чтобы заставить потребителя хотя бы заинтересоваться книгой нужно было сделать красивую, оригинальную обложку.

Книжный дизайн — это важный творческий процесс, направленный на создание внешнего вида книги, включающий в себя выбор формы, цвета, иллюстрации, шрифтов, художественной подачи, переплета, способный передать главный смысл какого-либо произведения и привлечь внимание потенциального потребителя [1, с. 50].

Книжный дизайн стремится создать нечто новое на основе традиционного. Проблема заключается в создании универсальной формы хранения и передачи информации с помощью языка, графики и т.п.

На данном этапе в век информационных технологий информацию можно получить из интернета и в электронном виде, что делает бумажный носитель не современным. С одной стороны информационные технологии облегчили процесс создания дизайна, но поставили еще одну задачу - это создание современных носителей информации, которые будут практичными в современном мире.

Сейчас информацию можно получить не только покупая бумажную книгу, но и электронную в специальных онлайн-библиотеках, для которых так же нужно придумать привлекательный дизайн, чтобы привлечь больше пользователей.

Так можно сделать вывод о том, что книги так же популярны, но главная задача сейчас это создание новых, современны, практичных способов передачи и хранения информации, которые будут соответствовать внешнему быстроразвивающемуся миру и на данный этап книжный дизайн развивается и следует современным тенденциям.

Далее будут рассмотрены популярные современные методы оформления внешнего вида бумажных книг.

В современных книжных магазинах огромный выбор книг, с различными дизайнерскими оформлениями, которые непрерывно соревнуются друг с другом и стремятся перейти на новый уровень дизайна.

Но существуют некоторые тенденции, которые позволяют эффектно представить книгу покупателям и пользуются спросом [2, с. 122].

Первая тенденция книжного дизайна — это нанесение рисунка или букв на обрезах книжного блока. Рисунок может быть нанесен на верхних, нижних и боковых торцах.

Данное оформление выглядит эффектно и несомненно выделяется на фоне других книг, что позволяет привлечь внимание потенциальных покупателей.

Чтобы закрасить обрез необходима специальная краска, предотвращающая слипание листов между собой. Нанесение рисунка происходит сразу после обрезки.

В обложках книги чаще встречается портретное решение, которые заимствованны из плакатов художественных фильмов, где главные герои изображены на передних планах и второстепенные герои создают сюжетную композицию. Этот подход можно обосновать с точки зрение маркетинга, где все действие нацелено на продажу путем воздействия на психологию человека. Человеку свойственно сопереживать. В основном в художественных произведениях все действие происходит вокруг героев. Художественная книга, являясь культурном объектом, в то же время является продуктом производства. Рыночные требования напрямую влияют на облик книги. В такой ситуации очень важно, кто будет формировать эстетику книжного оформления.

Зачастую читатели начинают поиск книги по корешку, что делает эту часть книги не менее важной, чем обложка. Поэтому все больше дизайнеров стараются в своей композиции корешок задействовать так, чтобы он являлся продолжением самой обложки, а не отдельным элементом.

В современном дизайне уже много времени не сдает позиции лакирование. Существуют различные виды лакирования, такие как матовое, флуоресцентное, глиттерное, глянцевое и другие. Так же можно создать лакирование выборочной части обложки и комбинировать с вышеперечисленным, что позволит сделать яркую и оригинальную обложку, которая способна привлечь внимание к книге.

Для придания дорогого вида книге часто используют тиснение, которое делает выделяющийся и объемный рисунок на обложке. Чаще всего тиснение выполняется с помощью давления клише. Тиснение может быть так же фольгой различных цветов или блинтовое тиснение, которое создается клише без использования фольги [3].

Это оригинальное решение, которое позволяет выполнить обложку, например, в трехмерном объеме, что придаст книге более интересный вид. Данная техника

выполняется при помощи металлических фигур, но сейчас зачастую можно встретить лазерную высечку, так как она позволяет выполнить фигуры любой сложности и позволит обработать более детально какие-либо элементы дизайнерского решения, что позволяет дизайнеру не ограничивать себя в создании оригинальной обложки для книги.

Такие обложки могут быть креативным решением, предохраняющим от загрязнений или частью внешнего оформления. Так же у суперобложки есть рекламная функция.

Суперобложка должна изготавливаться из прочных материалов, которые устойчивы к истиранию, такие как ламинированная бумага, картон и т.д.

Так как чаще всего суперобложка — это внешнее оформление, ее надевают поверх основной обложки.

С помощью такого оформления можно сделать такую композицию, которая будет не только завораживать своим видом, но и разбудит интерес к книге, ставшей причиной создания обложки [4, с. 43].

Во многих странах очень популярна тенденция с вырубкой, через которую видно основную обложку.

Главное отличие суперобложки от полусупер это то, что вторая закрывает какую-либо отдельную часть переплета, создавая интересный эффект. Такие обложки все больше набирают популярность, их особенность в том, что хоть и простые идеи, но выглядеть могут достаточно креативно, если правильно подобрать цветовую гамму и материал. Например, полупросвечивающая пластиковая полусуперобложка, которая может закрывать название на основной обложке, создавая загадочность.

Это выделение какого-либо элемента обложки - шрифта, логотипа, цвета, фигуры, которое повторяется на протяжении всей серии книг.

Книги могут иметь индивидуальный шрифт или цвет, но оформление или одна из фигур книги может повторяться, тогда получится одновременно и что-то уникальное, и образующее одно целое с серией книг.

В классическом построении серии все элементы находятся на закреплённых за ними местах и не меняют свое положение на протяжении всех книг серии. В современных книжных сериях европейских издательств для обозначения серии используется единое цветовое решение, но при этом шрифт у каждой книги может быть уникальным, подобранным под каждую книгу. Основной элемент серии, например, треугольник, может располагаться на переплёте не на одном и том же месте, а на разных.

Для создания уникального образа обложки дизайнеры используют не стандартные материалы, изменяя книгу и делая ее выделяющейся из общей массы. Многие издания имитируют поверхность кирпича, дерева и других не обычных материалов.

Нестандартные внесерийные издания интригуют читателя за счёт необычного воплощения идеи, заключённой в книге.

Достаточно популярный прием, применяемый для дизайна сайтов и рекламы, теперь дошел до обложек книг, делая их более загадочными и интригующими для глаз потенциального читателя.

Суть этого приема заключается в том, что основное изображение на обложке частично перекрывают графические фигуры или случайные мазки. Иногда наблюдается выделение цветами второстепенных элементов для отвлечения внимания от основного (Например: обложка черно-белая, а мазки цветные), что позволяет сначала остановить взгляд на выделенных деталях, а потом углубиться в основную иллюстрацию [5, с. 54].

Так же можно отметить, что большую популярность набирают книги с мягкой обложкой, а не с твердой.

Итак, современный книжный дизайн — это создание не только красивой и привлекательной обложки, но и внедрение идей, практичных для окружающего мира

и потенциальных покупателей. Так же новые технологии нашли свое применение и в современных тенденциях книжного дизайна, с помощью новых технологий художники не ограничиваются в идеях и придумывают привлекающие внимание обложки книги.

Список литературы /References

1. Беспалова Э.К. Одна, две или три науки? / Э.К. Беспалова // Книга: исслед. и материалы. М., 2017. Сб. 86/1. С. 50-66.

2. Дворкина М.Я. Специальность «библиотековедение» в номенклатуре специальностей научных работников / М.Я. Дворкина // Румянцевские чтения: материалы междунар. науч. конф. (М., 19-21 апреля 2011 г.). М., 2015. С. 122-130.

3. Ельников М.П. Теоретические проблемы методологии книги: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М.П. Ельников. М., 2015. - 38 с.

4. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития. 2015 г.: отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федерал. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. 78 с.

5. Леликова Н.К. Наука о книге в России, или К вопросу о методологии исторических исследований / Н.К. Леликова // Книга: исслед. и материалы. М., 2017. Сб. 86/1. С. 67-88.

6. Utanova U.A. Scientifically-Philosophical Analysis Of Cultural And Spiritual Heritage // International Journal on Integrated Education, 2019. Т. 2. № 1. С. 53-55.

7. Сабирова Р.Г., Утанова У. «Народная культура»: понятие, сущность, социально-философский анализ // ББК 72я43 С 56, 2016. С. 183.

8. Утанова У.А. Общечеловеческое и национальное в народной культуре // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Vedecko vydavatel ke ce trum Soc o fera-CZ sro, 2014. . 38. С. 91-95.

9. Акбарходжаев Абдулазиз Ахмадходжаевич Штрихи к творчеству Анвара Мамаджанова // Проблемы науки, 2020. № 6-1 (151). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://cyberle ka.ru/art cle/ / htr h -k-tvorchestvu-anvara-mamadzhanova/ (дата обращения: 26.11.2020).

10. Нурманов Э.А. Художники-графики Узбекистана (1930-2020) // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 6-1 (151).

11. Qizi P.C.A. Types of ornaments and their importance in miniature art // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 3 (148).

12.Хаджиметов Б.Б. Повышение качества образования путём эффективного использования информационно-коммуникационных технологий // XIV Международная научно-практическая конференция (второй этап) «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.