Научная статья на тему 'Современные проблемы и перспективы высшего сестринского образования'

Современные проблемы и перспективы высшего сестринского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и перспективы высшего сестринского образования»

современные проблемы и перспективы высшего сестринского образования

© Н.Г. Петрова, С.Г. Погосян

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

Сложившаяся к началу нынешнего столетия в России система подготовки кадров среднего медицинского персонала включала обучение в медицинских училищах (колледжах) на базе 9-х или 11-х классов общего образования (с получением специальности медицинская сестра, акушерка, фельдшер, фельдшер-лаборант), последующую углубленную подготовку (специализацию), высшее сестринское образование по специальности «менеджер сестринского дела». Возможно было также последующее написание кандидатской или докторской диссертации по специальности «общественное здоровье и здравоохранение».

Существенные изменения произошли в этой системе после присоединения России к Болонскому процессу, которые преимущественно затронули высшее сестринское образование. Была прекращена подготовка по программе специалитета и начата подготовка по системе бакалавриата. При этом изменились: длительность обучения (с пяти до четырех лет); правила поступления (высшее образование ранее могли получать только специалисты со средним медицинским образованием, а в новой системе — как они, так и выпускники школ); специальность (по окончании бакалавриата она звучит как «академическая медицинская сестра, преподаватель»); перспективы дальнейшего роста выпускников (для бакалавров стало возможным последующее обучение в магистратуре и лишь по окончании ее — защита диссертации).

Все это поставило в довольно сложные условия как высшие учебные заведения, так и обучающихся (выпускников) по программе бакалавриата, а также имеющих среднее специальное образование. Во-первых, в совершенно разных условиях оказались лица, имеющие среднее специальное и среднее образование. В первом случае они владеют основами сестринской профессией. И задачей бакалавриата является углубление их знаний и более четкая специализация (поскольку многие из обучающихся имеют опыт работы в конкретной сестринской специальности

/ области медицины и во время учебы продолжают работать), а также значительный упор на дисциплины управленческого цикла (поскольку, как свидетельствуют результаты проведенного анкетирования, основной целью получения высшего образования для данной категории студентов является карьерный рост, подразумевающий выполнение управленческих функций). Выпускники школ практически не имеют представления о сестринском деле, и обучение основам этой специальности должно быть приоритетным в процессе профессиональной подготовки. В то же время дисциплины управленческого цикла для них менее актуальны, а зачастую (в силу малого жизненного опыты) малопонятны и недостаточно востребованы. Соответственно, для этих групп студентов программа обучения должна существенно отличаться, что не предусмотрено в существующем образовательном стандарте и лишь в небольшой степени может быть реализовано за счет вариативной части учебного плана.

Нельзя не отметить и следующее обстоятельство. Специальность «академическая медицинская сестра» до настоящего времени отсутствует в номенклатуре медицинских специальностей, и соответственно, для нее отсутствуют квалификационные требования. Поэтому преподавателям вузов достаточно сложно обеспечить практическую направленность учебно-педагогического процесса, который в соответствии с требованиями стандарта должен обеспечить компетент-ностный подход в подготовке специалистов. При некоем «классическом» наборе этих компетенций, которыми должен овладеть выпускник (заметим, он может работать как в практическом здравоохранении, так и быть преподавателем), все же необходимо (для индивидуализации обучения, что также является немаловажным требованием в современное время) более четкое понимание всеми участниками образовательного процесса, а также работодателями, к какой конкретно деятельности готов тот или иной выпускник.

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461

И, в частности, специалист, претендующий на занятие руководящей должности, должен получить системные знания по управленческим и психолого-педагогическим дисциплинам. Поэтому, на наш взгляд, актуальной проблемой является специализация бакалавриата (как это принято во многих западных странах).

Отчасти вопросы специализации подготовки могли бы быть решены на последующих этапах обучения. Однако практически нерешенным является вопрос подготовки специалистов сестринского дела в магистратуре. В настоящее время единственно возможным для бакалавров сестринского дела является обучение в магистратуре по общественному здоровью и здравоохранению. Однако, во-первых, по этой специальности могут обучаться и лица с другим профессиональным образованием, имеющие другой

клеточные технологии для поиска новых аналогов прогестерона

уровень подготовки и другие образовательные потребности. Во-вторых, в ряде западных стран не только существует магистратура, связанная именно с сестринским делом, но она к тому же специализирована по различным направлениям (в том числе в рамках управленческой, клинической, преподавательской работы). То же самое справедливо и в отношении написания кандидатских и докторских диссертаций, которые возможны только по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». То есть необходимо введение соответствующей научной специальности (или нескольких). Эти и другие проблемы требуют своего безотлагательного решения, что позволит готовить различные категории высококвалифицированных кадров среднего медицинского персонала с учетом современных требований науки, образования и здравоохранения.

© М.А. Петросян1, Н.О. Мележникова2, А.П. Домнина3, В.А. Андрюшина4, Л.И. Петрова1, Т.С. Горячая3, Н.Н. Ткаченко1, Т.С. Клейменова1, В.О. Полякова1

1 ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург;

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

3 ФГБНУ «Институт цитологии РАН», Санкт-Петербург;

4 ФИЦ Биотехнологии РАН, Институт биоинженерии

Актуальность проблемы

В последние десятилетия клеточные технологии находят все более широкое применение в разных областях биомедицины, в том числе для тестирования новых лекарственных препаратов. С этой целью успешно используются постоянные клеточные линии, полученные из опухолевых тканей, а также создаются новые путем трансдукции различных репортерных конструкций в определенную клеточную модель. Такие линии стабильны по своим характеристикам, однако могут значительно отличаться от клеточных линий, полученных из здоровых тканей, вследствие чего оценка воздействия лекарственного препарата может оказаться не вполне корректной. К тому же клеточные культуры, полученные из тканей пациента, позволят разработать новые подходы к персонализированному подбору лекарственных препаратов.

В 2004 году из эндометрия человека была впервые выделена популяция эндометриаль-ных стволовых клеток. К настоящему времени она довольно подробно изучена, а недавние исследования продемонстрировали ее способность к децидуальной трансформации при одновременном воздействии прогестерона и эстрадиола. В экспериментах in vivo способность препарата вызывать дециду-альную трансформацию эндометрия является показателем его гестагенной активности. Представляет интерес изучить способность разных аналогов прогестерона индуцировать децидуализацию в клеточной культуре эндометрия.

Цель исследования

Оценить возможность использования культуры эндометрия человека в качестве клеточной модели для изучения фармаколо-

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.