Научная статья на тему 'Современные проблемы и перспективы развития российских моногородов'

Современные проблемы и перспективы развития российских моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНОГОРОД / НАСЕЛЕНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ГРУППЫ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / SINGLE-INDUSTRY TOWN / POPULATION / GROUPS / SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарьян Юлия Артемовна, Курбатова Анастасия Николаевна

В данной статье рассмотрены моногорода России, экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий. Сегодня для России это чрезвычайно острая в социальном, экономическом, политическом плане проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems and prospects of development of Russian single-industry towns

This article describes the Russian company towns whose economies are completely dependent on a rather successful experiencing problems or have become totally uncompetitive in the new market conditions only one or two enterprises. Today for Russia it is an extremely acute problem in social, economic and political terms.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и перспективы развития российских моногородов»

вод о том, что отклонения в совокупности ниже допустимого уровня. Для этого целесообразно разработать научно-обоснованную методику определения показателей ожидаемой суммы искажений.

Предполагается, что сформулированные предложения будут способствовать более рациональной и эффективной организации аудиторской проверки операций с основными средствами.

Примечания:

1. Лосева A.C., Фецкович И.В. Учет и аудит материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях. Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза : Наука и Просвещение, 2017. - С. 157-166.

2. Лосева A.C., Фецкович И.В. Развитие экологического учета на предприятиях масложировой промышленности АПК//Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2017. - №2 (16). - С. 92-99

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN SINGLE-INDUSTRY TOWNS Markaryan Yuliya Artemovna, PhD of Technical sciences, Associate Professor Kurbatova Anastasia Nikolaevna, student

Department of Economics, Don State Technical University, Rostov-on-Don

This article describes the Russian company towns whose economies are completely dependent on a rather successful experiencing problems or have become totally uncompetitive in the new market conditions only one or two enterprises. Today for Russia it is an extremely acute problem in social, economic and political terms.

Keywords: single-industry town; population; population; groups; specialization.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ

В данной статье рассмотрены моногорода России, экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий. Сегодня для России это чрезвычайно острая в социальном, экономическом, политическом плане проблема.

Ключевые слова: моногород; население; численность; группы; специализация.

УДК 338.24 ВАК РФ 08.00.05

© Маркарьян Ю.А., 2018 © Курбатова А.Н., 2018

Моногород представляет собой населенный пункт, в котором экономическая деятельность непосредственно сопряжена с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий.

Перечень моногородов, который действует на данный момент в России, (№668-р от 16.04.2015) состоит их 319 монопрофильных городов, в которых на начало 2016 г. проживало 13025 тыс. человек, что составляет примерно 9% населения нашей страны. Главными аспектами для установления категории города считаются: положение градообразующего предприятия, оценка безработицы в городе в сравнение со средними показателями по стране, мнение населения о социально-экономической ситуации в городе с помощью проведения опросов. [3]

В неблагополучных монопрофильных городах, которые относятся к "красной зоне", по данным Росстата в начале 2016 г. проживало 3217 тыс. чел., либо 25% жителей моногородов России. Еще 5620 тыс. чел., которые составляют 43% жителей моногородов, жили в городах с рисками ухудшения социально-экономического положения. В моногородах со стабильным социально-экономическим положением проживало лишь 4188 тыс. чел., или 32% жителей монопрофильных городов. Можно сделать вывод, что в России примерно 2/3 всех жителей монопрофильных городов проживает в городах со сложной социально-экономической обстановкой, или имеется возможность ухудшения состояния. [1]

МАРКАРЬЯН Юлия Артемовна, кандидат технических наук, доцент у. markarjan@yan dex. ru

КУРБА TOBA Анастасия Николаевна, студентка

кафедра Экономики, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

ш %

о

ш

2: о

X

о ^

л

■X ■X ■X

200

Имеющиеся нормативная правовая база включает в себя разные распоряжения, которые закрепляют такое понятие, как "градообразующее предприятие". В соответствие с мнением Минрегиона моногородом признается населенный пункт, в котором 25% и более жителей трудятся на одном предприятии либо не менее 50% продукции, которая там изготавливается, принадлежит к одной сфере производства. Монопрофильный город является сложной структурой, где сам город и предприятие непосредственно связаны между собой. Именно градообразующее предприятие обеспечивает жизнедеятельность всего населения данного населенного пункта. Так как продукция, изготовленная на таком предприятие, включает в себя затраты социальной инфраструктуры, себестоимость увеличивается и товар становится часто неконкурентоспособным. Это и является одной из главных проблем таких предприятий, которые обеспечивают одни всю инфраструктуру города.

Согласно суждениям специалистов, населенный пункт имеет возможность называться моногородом в следующих случаях:

- если в населенном пункте имеется одно или несколько однотипных компаний, которые относятся к одной сфере деятельности, или обслуживают единый небольшой сегмент рынка;

- если в населенном пункте существуют цепочки технологически связанных предприятий, которые работают на единый конечный рынок, не считая предприятия, обслуживающие внутренние потребности пункта;

- если имеется большая зависимость доходной части бюджета пункта от функционирования одного (или нескольких) больших компаний;

- если в пункте имеется однотипный состав рабочей силы;

- если пункт значительно отдален от крупных городов. Это уменьшает возможность жителей быть. [3]

Поселок Беринговский, который находится в Чукотском Автономном Округе, является самым маленьким монопрофильным городом в РФ по численности населения, в котором проживают 837 жителей. Данный поселок специализируется на угледобыче. Таких маленьких пунктов больше всего в Северо-Западном Федеральном Округе. В основном там занимаются производством лесо- и пиломатериалов, а также строительных материалов.

Самым большим монопрофильным городом по численности населения называют То-

льятти, в котором проживают 713 тыс. чел., по данным на 2016 г. Менее крупные города, в которых живут 200-500 тыс. человек, это Набережные Челны, Нижнекамск, Магнитогорск, Череповец, Новокузнецк и Нижний Тагил. Почти все эти города принадлежат ктак называемой "зеленой" зоне, т.е. пунктам, в которых наблюдается стабильное положение. Но стоит отметить, что Череповец и Набережные Челны сейчас относятся к "красной зоне" из-за сокращения работников в градообразующих предприятиях, а также проглядывается неблагоприятная конъюнктура рынка, на которых они функционируют.

Средняя по России численность жителей моногородов является примерно 40 тыс. человек. Закономерным является то, что в стабильных с экономической точки зрения монопрофильных городах количество проживающих в среднем выше, чем в менее благополучных населенных пунктах. В начале 2016 года средняя численность проживающих в городах "зеленой" зоны составила примерно 60 тыс. человека городах "красной" и "желтой" зоны население было около 34-36 тыс. человек.

В России в 61 регионе из 85 есть моногорода. Чаще всего они расположены на Поволжье и в Сибири. На территории Поволжья (79 населенных пункта) и Сибири (66 населенных пункта) располагаются около половины отечественных моногородов, где живут 55% всего населения монопрофильных городов. Стоит отметить, что в этих регионах расположено большое количество "проблемных" монопрофильных городов, которые относятся к "красной" и "желтой" зонам (см. рис. 1).

Большое количество моногородов можно встретить в Центральном и Уральском округах. Центральный округ включает в себя 61 монопрофильный город, но данные поселения обычно обладают небольшой численностью населения. Лишь только в 7 моногородах Центрального Округа количество проживающих составляет больше 40 тыс. человек, а в среднем в данном округе численность является около 19,9 тыс. человек, что представляется минимальным показателем среди всех округов РФ. Имеется различная специализация в данных населенных пунктах: пищевая, текстильная промышленность, производство строительных материалов, деревообработка, и др.

Уральский Федеральный Округ многопрофильные города предстает самыми большими в России по численности населения. Это в большей степени зависит от их отраслевой специализации: оборонная промышленность, ме-

таллургия и машиностроение. Население в этом округе обычно равно в среднем 65,6 тыс. человек, а в 6 монопрофильных городах количество населения составляет больше 100 тыс. чел.. В данной местности имеется 37 моногородов, что равно 20 % от всего населения округа.

Рисунок 1 - Численность населения моногородов различных категорий по округам РФ [1]

Обстановка с развитием в 10 субъектах страны (см. табл. 1) играет большую роль, так как население в данных регионах стало больше 20%, при этом средний показатель в России равен 9%. В Кемеровской области установлен самый высокий показатель в 60,2%. В самой области расположено 24 монопрофильных города, которые в основном занимаются добычей угля. Третья часть данных населенных пунктов принадлежат к "красной" зоне и имеют сложную социально-экономическую ситуацию. Прежде всего это города со специализацией угледобычи и черной металлургии: Прокопьевск, Анжеро-Судженск и др.

Кроме Кемеровской области, Челябинская и Свердловская области, а также Республика Карелия также принадлежат к регионам с большой численностью населения, которые проживают в монопрофильных городах. На данный момент это более 10 городов на местности субъекта. Специализация этих субъектов хорошо выражена: Челябинская и Свердловская области - черная или цветная металлургия, а Республика Карелия - лесозаготовительная и целлюлозно-бумажная промышленность.

В республике Татарстан и Хакасия, а также в Амурской, Архангельской, Вологодской и Самарской областяхтакже имеется высокая доля населения, которые проживают в монопрофильных городах. Но количество этих моного-

родов относительно невелико - это около 2-7 городов на территории каждого субъекта.

Меньше всего проживают в монопрофильных образованиях в Омской - это около 0,3% жителей, Новосибирской - 1,0% жителей, Рязанской областях - 1,1 % жителей.

В соответствие с вычислениями (см. табл. 1), максимальное коли-моногородов из 319, или специализиру-металлургии, обработке металлических руд, в черной ме-, а также производстве редких 59 моно-ьных образо-около18,5% машинострои-специализа-образом, в моногородах со специализацией в сфере металлургии и машиностроения проживает примерно 60% населения всех монопрофильных городов.

Еще около 38 моногородов имеют специализацию в отраслях деревообработки и изготовление неметаллической продукции. Чаще всего в таких моногородах с данными специализациями проживают меньше всего населения - 10,2% от всех жителей моногородов.

Редкими отраслями специализации являются: оборонное производство в 8 моногородах, атомная отрасль в 7 моногородах и транспорт в 4 моногородах. В общем, численность проживающих с данными специализациями составляет около 8% от всей численности жителей монопрофильных городов.

Л ишь у 2 из 11 отраслевых групп моногородов имеется стабильная социально-экономическая ситуация. Это моногорода, специализирующиеся на пищевой промышленности -47% "зеленой" зоны (Нижегородская, Оренбургская, Пензенская области, Республика Мордовия) и в атомной отрасли - 71 % "зеленой" зоны (Челябинская,Томская,Тверская области). Преобладание благоприятных и стабильных монопрофильных образований с данными специализациями среди других можно связать с тем, что на продукцию данных предприятий именно этих отраслей имеется стабильный спрос. Однако есть проблемы в этих отраслях. Например, производство этилового спирта в поселке Петровский Ивановской области и Мариин-

00 1-Н

о си

О-<

со си

к^ С Ё

201

ЪС

ш

s ъс а

г

о

Ж

о

со

*

* *

202

ском Посаде в Республике Чувашии. На данных предприятиях было проведено сокращение работников на 31,8% в связи с уменьшением спроса.

Таблица 1 - Распределение количества моногородов и населения моногородов по специализации градообразующих предприятий [1]

Предприятия, которые специализируются в деревообрабатывающей,текстильной и оборонной промышленности относятся к "красной" зоне,т. к. имеется высокая доля населенных пунктов со сложной социально-экономической ситуацией. [2]

К примеру, 47% моногородов - специализируются на деревообработке (Республика Карелия, Архангельская и Брянская области), 42% - текстильная специализация (Ивановская, Владимирская,Ярославская области). Основными причинами сложного социально-экономического положения в данных областях видят в устаревании производственных мощностей, которые не позволяют изготовлять конкурентоспособную продукцию в таких условиях, а также большом износе инфраструктуры. В монопрофильных образованиях с данными проблемами живут около 1,9% от всего количества жителей моногородов.

К "проблемной" категории близка оборонная специализация. В этой специализации "зеленая" и "красная" зоны показали одинаковые результаты в 38%. Стабильными производствами являются производители пороха и взрывчатых веществ в Брянской, Рязанской, Тамбовской областях. Проблемным показал себя завод "Молот" в Кировской области, в котором все

имущество в 2017 г. было выставлено на продажу. Можно также вспомнить завод "Дагди-зель" в городе Каспийск, в котором наблюдаются большие финансовые трудности.

Стоит отметить, что даже большие отраслевые группы монопрофильных городов имеют риски ухудшения социально-экономического положения. Если произойдут неблагоприятные изменения на рынках, на которых функционируют предприятия, само положение может резко измениться в плохую сторону. [5]

В связи с имеющимися проблемами Правительство РФ создало федеральную программу поддержки моногородов, которая была разработана Министерством регионального развития РФ. Основными целями данной программы являются: усовершенствование градообразующих производств; изменение экономики самого населенного пункта; формирование малого и среднего бизнеса; модернизация имиджа города и улучшение качества жизни населения.

Осуществление данных целей должно привести к росту конкурентоспособности градообразующих предприятий, сведению на минимум рисков, уменьшению безработицы, привлечению квалифицированной рабочей силы, инвестициям.

В 2015 г. 50 моногородов уже получили свою государственную поддержку сусловием модернизации самих населенных пунктов. В дальнейшем планируется увеличить число получающих поддержку монопрофильных образований от государства.

Правительству РФ придется решить задачу, которая заключается в том, чтобы сформировать систему изменения положения в моногородах, состоящую в обеспечении саморазвития городов и их приспособлении к изменяющейся окружающей среде без непрерывного финансирования от государства. [6]

Проблема моногородов существует не только в России. Данным вопросом заинтересовались эксперты Института немецкой экономики (\\l\l) в Кельне.

По данным исследователей, в стране существует примерно 500 населенных пунктов, где в той или иной мере доминантным является одно предприятие. При этом в западной части Германии функционируют сотни градообразующих предприятий, на территории бывшей ГДР их практически не осталось.

Стоит сказать, что Германия имеет диверсифицированную экономику, именно благодаря этому почти во всех городах страны структура бизнеса вполне сбалансированная. Однако около 300-500 населенных пунктов можно назвать моногородами.

Чаще всего первыми вспоминают Леверку-зен и Вольфсбург, в которых находятся штаб-квартиры и головные заводы химико-фармацевтической компании Bayer и автоконцерна Volkswagen .

Также одними из самых популярных моногородов явля ются Л юдви гсхафен с его хими чес-ким концерном BASF и Вальдорф со штаб-квартирой производителя программного обеспечения SAP. Эрланген часто именуют "городом Siemens", из Гютерсло управляют меди-аконцерном Bertelsmann, в Инголыитадте -автозавод Audi. Несколько городов поменьше, такие, как Оберкохен с оптическим производством фирмы Carl Zeiss, Метцинген со штаб-квартирой производителя одежды Hugo Boss.

Интересным фактом можно назвать то, что все вышесказанные города находятся в Западной Германии. В Восточной Германии в свое время тоже существовали моногорода, но после того, как произошло воссоединение страны, данные предприятия по цепочке становились банкротами, так как стали неконкурентоспособными. Такие города, как Магдебург, Дессау, Лойна или Котбус, пережили в 1990-х годах и в начале этого века глубочайший кризис, потеряли тысячи рабочих мест, и из них уехала почти все молодое население.

На данный момент моногорода в Германии чаще всего представляются очень успешными. Для предприятий условиями успеха являются: продукция инновационного характера, конструкторские разработки и широкомасштабные научные исследования, разветвленные кооперационные связи и интернационализация бизнеса. Для успеха в Германии существуют все предпосылки: благоприятный инвестиционный климат, который обеспечиваю муниципальные власти. Сюда можно отнести минимум бюрократии, быстрые и гибкие решения, умеренные или низкие ставки местных налогов. Таким образом, можно сказать, что в основе успеха лежит оптимальное взаимодействие науки, бизнеса и власти.

В отличие от России, у которой развитие моногородов в большей мере зависит от поддержки федеральных властей, в Германии решающее значение обычно имеют городские власти.

Федеральных программ помощи моногородам в Германии нет. В свою очередь городские власти создают благоприятный инвестиционный климат, с помощью которых появляются различные новые предприятия, в дальнейшем сможет стать доминирующей в своем городе, тем самым поможет развитию, как самому населенному пункту, так и населению в целом.

Примеры моногородов Германии:

1. Самым типичным моногородом Германии являюется Вольфсбург-автоград, который был построен рядом с основанным в 1938 году заводом Volkswagen. Сегодня Volkswagen считается крупнейшим автостроителем Европы , обеспечивает высокими зарплатами половину из 123 тысяч жителей города и три четверти налоговых поступлений в его бездефицитный бюджет. Также инвестирует в футбольную команду, которая не раз носила статус чемпиона страны.

2. В очень маленьком Папенбурге (35 тысяч жителей) производят очень большие океанские суда (на 6 тысяч пассажиров). Верфь Meyer Werft специализируется на роскошных лайнерах для ведущих круизных компаний мира, и каждый раз, когда этих гигантов спускают на воду и по реке Эмс примерно 40 километров осторожно буксируют до моря, туристы приезжают издалека.

3. История Леверкузена начиналась в 1861 году как рабочий поселок рядом с фабрикой. А стал известным он благодаря аспирину, который стала выпускать переехавшая сюда в конце XIX века фирма Bayer. Этот химико-фармацевтический концерн по сей день является моногородом. Сейчас концерну и городу приносит славу футбольный клуб "Байер 04", который считается второй "заводской командой" в чемпионате Германии наряду с "Вольфсбур-гом".

4. В баварском городе на Дунае Инголыи-тадт можно встретить много красивых старинных церквей и зданий, но затмит их инженерская мысль и автомобильный дизайн в музее компании Audi. Ее штаб-квартира и головной завод превратили Инголыитадт в еще один немецкий автоград. Производитель популярных во всем мире автомобилей премиум-клас-са обеспечивает две трети налоговых поступлений в городской бюджет.

5. Эмден представляет собой самый западный порт Германии на Северном море. В пос-

I

UJ

S ^

О ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z

О X

о

rt

■X ■X ■X

204

ледние десятилетия он также стал считаться автоградом. В 1964 году Volkswagen решил соорудить в этом аграрно-рыболовном регионе завод, чтобы прямо с конвейера отправлять автомобили на экспорт. Сейчас здесь выпускают VW Passat. Туристы приезжают в средневековый Эмден летом на различные фестивали, а зимой - на рождественские ярмарки в гавани.

6. Еще одним немецким автоградом считается Opel. В Рюссельсхайме находится его штаб-квартира и головной завод. Стоит отметить, что отец-основатель компании Адам Опель сам автомобили никогда не выпускал. Он был крупнейшим в Германии конца XIX века производителем велосипедов. Имеемо поэтому в дни городских праздников местные любят демонстрировать автозаводчанам и их семьям, с чего начиналась история автограда.

7. Одной из ключевых отраслей экономики Германии наряду с автопромом является химия. Людвигсхафен-на-Рейне считается родиной крупнейшего в мире химического концерна BASF.

8. Метцинген. Бренд Hugo Boss популярен во всем мире. В разработке и маркетинге коллекций мужской, женской и детской одежды у чувствуют люди из городка с населением чуть больше 20 тысяч человек. Здесь Хуго Фердинанд Босс в 1924 году начал шить рабочие спецовки. На данный момент Метцинген стал еще и центром шопинг-туризма.

9. Гютерсло. В холдинг Bertelsmann сейчас входяттелеканалы и радиостанции по всей Европе, крупнейшее англоязычное издательство, журналы, типографии, права на музыкальные произведения. Его штаб-квартира

находится там же, где в 1835 году было создано маленькое издательство религиозной литературы. Раньше это был бедный аграрный край. Сегодня Гютерсло - один из лидеров мировой медиаиндустрии. [4]

Таким образом, в Германии моногорода являются национальным достоянием, которые стараются развиваться сами, без чьей либо помощи.

Примечания:

1. Институт комплексных стратегических исследований. Аналитический доклад о населении российских моногородов и их отраслевой специализации [электронный ресурс] // URL: https:// ¡css.ru/vokrug-statistiki/obzor-rossijskix-monogorodov (дата обращения: 28.01.2018).

2. Кузенков А.Л. Решение Проблемы Моногородов http://www.rusarticles.com/promyshlennost-statya/reshenie-problemy-monogorodov-3225402.html (дата обращения: 28.01.2018).

3. Москаленко И.О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). - Т. II. - М.: РИОР, 2011. - С. 157-160. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9Z408/ (дата обращения: 28.01.2018).

4. Made for minds / Моногорода в Германии либо успешны, либо перестают ими быть. - URL: http:// www.dw.com/ru/a-1 9277880 (дата обращения: 28.01.2018)

5.Нещадин A.A. Моногорода России [электронный ресурс] // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON [сайт]. URL: http:// dom.viperson.ru/wind.php?ID=631 953&soch=1. (дата обращения: 28.01.2018).

6. Перспективы моногородов в современной России [электронный ресурс] // Memoid [сайт]. URL:http://www.memoid.ru/node/ Perspektivy_monogorodov(flaTa обращения: 28.01.2018).

LIFE INSURANCE MARKETS IN THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURESAND PROSPECTS Ovanesyan Natalya Matveevna, DSc of Economics, Assistant Professor Sopelnik Ekaterina Yuryevna, Postgraduate student, Assistant

Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The article deals with the dynamics of growth of life insurance. Problems of development of life insurance in Russia and ways of their solution. The analysis of the life insurance market, the share of life insurance in the total premium is carried out.

Keywords: life insurance; insurance services; life insurance market; contributions and life insurance payments.

РЫНКИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РФ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается динамика роста страхования жизни. Проблемы развития страхования жизни в России и пути их решения. Производится анализ рынка страхования жизни, доли страхования жизни в совокупной премии. Ключевые слова: страхование жизни; страховые услуги; рынок страхования жизни; взносы и выплаты по страхованию жизни.

УДК339.13:368 ВАК РФ 08.00.10

© Ованесян Н.М., 2018 © Сопельник Е.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.