УДК 657.6
Ерофтеева Н.В. студент магистратуры научный руководитель: Колесникова Е.В., к.э.н
доцент
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского Российская Федерация, г. Симферополь
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Государственный аудит представляет собой вид деятельности, который направлен на повышение эффективности управления национальными ресурсами, составляющими которых являются государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности и многое другое. Однако, в современных реалиях государственный аудит находится в не лучшем положении. При государственном аудите возникает ряд проблем от коррупции до нехватки высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, внешний государственный аудит, государственный аудитор.
Erofteeva N. V. master's degree student scientific coordinator: Kolesnikova E. V., Ph. D.
associate professor Vernadsky Crimean Federal University Russian Federation, Simferopol MODERN PROBLEMS OF STATE AUDIT IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Annotation: State audit is a type of activity that is aimed at improving the efficiency of management of national resources, components of which are public finances, natural resources, intellectual capital, property and much more. However, in modern realities, the state audit is not in the best position. The state audit raises a number of problems from corruption to the lack of highly qualified specialists.
Key words: state audit, audit chamber of the Russian Federation, control and accounting bodies, external state audit, state auditor.
Регулирование использования и управление государственными ресурсами как источником благосостояния населения является одной из важнейших задач государства. Контроль за их целевым использованием и эффективностью осуществляется институтом государственного аудита. Механизм института государственного аудита является не только
препятствие для финансовых и экономических нарушений и злоупотреблений, но и основой для сбережения и преумножения финансовых ресурсов. Институт государственного аудита в России существует и действует порядка двадцати лет в виде Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На данный момент государственный аудит представляет собой вид деятельности, который направлен на повышение эффективности управления национальными ресурсами, составляющими которых являются государственные финансы, природные ресурсы, интеллектуальный капитал, объекты собственности и другое. Государственный аудит является гарантом обеспечения независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, выступая от имени государства, ее эффективностью и возможностью достижения установленных целевых показателей развития.
Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства. Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать руководству бюджетных учреждений на каждом этапе осуществления своей деятельности принимать адекватные решения.
Однако, на сегодняшний день в Российской Федерации ощущается серьёзная нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере государственного контроля и аудита. Рабочие места в органах государственного контроля занимают узконаправленные специалисты с экономическим или юридическим образованием, поэтому работодатель (в лице государства) вынужден затрачивать дополнительные бюджетные средства на переподготовку кадров, повышение уровня их компетенции и квалификации. В свою очередь, высшие учебные заведения осуществляют подготовку аудиторов, но в основном для коммерческих организаций, которые имеют определённую специфику.
От качества подготовки государственных аудиторов зависит эффективность использования финансовых ресурсов государств для решения насущных социально-экономических проблем. «Государственный аудит» как направление подготовки высшего образования является достаточно
молодым. При этом большое количество ВУЗов готовит сегодня специалистов в сфере государственного аудита, но из-за ограниченности набора они не могут удовлетворить растущий спрос на этих специалистов и поэтому на рынке труда ощущается нехватка их на всех уровнях федерального контроля: от формирования понятийно-нормативной базы до проведения аудита эффективности бюджетных учреждений.
Основной задачей по решению данной проблемы можно выделить подготовку высококлассных специалистов финансово-юридической специализации, которые владеют глубокими фундаментальными знаниями в различных отраслях права, в области экономики, сфере государственного аудита, владеющих спецификой современных методик проведения контрольных мероприятий, а также навыков разработки и эффективной реализации управленческих решений. Свежий взгляд молодых специалистов обеспечит качественное развитие системы, наладит механизм взаимодействия устоявшихся принципов российского аудита и тенденцией в мировом государственном управлении. Одним из таких направлений можно считать значительное усиление внимания правительств стран запада не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но и к оправданности этих расходов.
В то же время, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов сферы государственного аудита, владеющих методами проверки отчётной документации, методиками проведения контрольно-ревизионных мероприятий и бухгалтерского учёта, способами анализа полученных данных и выявления тенденций, будет способствовать уменьшению бюрократизации аппарата управления, снижению сроков в принятии управленческих решений. Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед органами государственного финансового контроля — это содействие прозрачности механизма финансового контроля посредством соблюдения норм профессиональной этики аудиторов, формирование ценностной ориентации и воспитание культуры взаимодействия. Образовательный процесс должен обеспечить национальную экономику квалифицированными трудовыми ресурсами, кадрами «нового поколения», которые смогут трансформировать систему государственного аудита в нормативно-правовом и экономическом поле.
Использованные источники:
1. Двуреченских В.А. Основы государственного аудита. М. : Изд-во «Патриот», 2015.
2. Карепина О. И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. 2016. № 2. С. 32 - 39.
3. Лын, Я. И. Аудит как особая форма государственного финансового контроля [Электронный ресурс] // Экономика и право. 2013. Выпуск № 7-8. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—ep13-07/893
4. Максимов, Ю. Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль // Финансы. 2015. № 11. С.58.