Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства'

Современные проблемы формирования организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / AGRICULTURE / MULTIFUNCTIONALITY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривокора Юрий Николаевич

В статье предложена система условий, требований, принципов и элементов, обеспечивающих создание современного организационно-экономического механизма устойчивого развития аграрного сектора с учетом многофункциональности сельских территорий, многофункционального развития сельского хозяйства; обозначены основные элементы механизма, содержание его системообразующих подсистем, принципы и функции, критерии эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary problems of formation of the organizational-economic mechanism of multifunctional agriculture

The paper gives a system of conditions, requirements, principles and elements providing creation of the contemporary organizational and economic mechanism of a sustainable development of agrarian sector taking into account multifunctionality of rural territories and multidimensional development of agriculture. The author designates its main subsystems, principles and functions, as well as the efficiency criteria.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства»

УДК 338.43 ББК 65.32 К 82

Ю.Н. Кривокора

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Ставропольского технологического института сервиса (филиала ФБГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»), г. Ставрополь. Тел.: (928) 317 58 62, е-mail: krivokora_stis@inbox.ru.

Современные проблемы формирования организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства

(Рецензирована)

Аннотация. В статье предложена система условий, требований, принципов и элементов, обеспечивающих создание современного организационно-экономического механизма устойчивого развития аграрного сектора с учетом многофункциональности сельских территорий, многофункционального развития сельского хозяйства; обозначены основные элементы механизма, содержание его системообразующих подсистем, принципы и функции, критерии эффективности.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, сельское хозяйство, многофункциональность, организационно-экономический механизм.

Yu.N. Krivokora

Candidate of Economics, Associate Professor of Economy and Management Department, Stavropol Institute of Service Technology (Branch) South-Russian State University of Economics and Service, Stavropol. Ph.: (928) 317-58-62, e-mail: krivokora_sti s@inbox.ru

Contemporary problems of formation of the organizational-economic mechanism of multifunctional agriculture

Abstract. The paper gives a system of conditions, requirements, principles and elements providing creation of the contemporary organizational and economic mechanism of a sustainable development of agrarian sector taking into account multifunctionality of rural territories and multidimensional development of agriculture. The author designates its main subsystems, principles and functions, as well as the efficiency criteria.

Keywords: sustainable development, rural areas, agriculture, multifunctionality,

organizational and economic mechanism.

Как генеральная мировая тенденция концепция устойчивого развития, получившая официальное мировое признание на Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в России послужила основой важных официальных правительственных документов, обеспечивающих стратегические приоритеты реализуемых в стране реформ, включая стратегию развития до 2020 г. Согласно Концепции перехода к устойчивому развитию, само устойчивое развитие определяется как «стабильное социальноэкономическое развитие, не нарушающее своей природной основы» [1].

Вполне очевидно, что для России возможности перехода к устойчивому развитию заключены в устойчивом развитии ее сельских территорий. Из 1 млрд. 710 млн. га земельного фонда РФ на долю сельских и преимущественно сельских административных районов приходится 98% территории государства (согласно международным критериям,

установленным ОЭСР).

Осмысление глубины экономических, социальных, экологических проблем сельских территорий, необходимость повышения уровня жизни и качества жизни селян повернули государство и бизнес к насущным вопросам села. В результате становится логичным тезис о том, что обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий в первую очередь зависит от развития отраслей, имеющих непосредственное отношение к использованию природно-ресурсного потенциала. Ключевые отрасли такого рода (сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, пищевая промышленность, лесная промышленность и т.д.) включают в себя агропромышленный комплекс (АПК). Особое место среди них отводится аграрному сектору, значимость которого легко иллюстрируют следующие данные: на долю сельского хозяйства приходится 6,3% валового внутреннего продукта, 9,7% занятых в экономике, более 50(%?) отраслей отечественной экономики сопряжены с аграрной сферой, 26% населения живет в сельской местности [2, с. 32, 74, 100.]. Как видно, состояние аграрной отрасли напрямую влияет на уровень социально-экономического развития страны и создает условия для сохранения и развития сельских территорий, природного потенциала страны. Двадцатилетнее реформирование экономики сопровождается снижением производственного потенциала сельского хозяйства и эффективности его использования, наблюдается систематическое сокращение посевных площадей и поголовья скота в сельскохозяйственных организациях, продолжается катастрофическое истощение плодородия почв, деградация материально-технической базы, средняя рентабельность в отрасли по-прежнему ниже, чем в других сферах экономики. И как следствие - абсолютное большинство сельскохозяйственных организаций функционирует малорентабельно или убыточно, многие из них обанкротились и самоликвидировались. Развитие аграрной отрасли существенно замедляется резким сокращением численности сельского населения из-за снижения уровня и качества его жизни, в результате чего исчезают сельские территории. Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, его уровень еще не достиг дореформенного значения.

Наиболее актуальные направления экономических исследований сосредоточены на задаче обоснования и построения механизмов устойчивого развития сельских территорий на базе развития селообразующих предприятий аграрного сектора экономики. Однако исследователи отмечают, что до сих пор отсутствуют необходимые для развития сельских территорий условия:

- эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала аграрной отрасли как хозяйственной структуры сельских территорий;

- регулирование процессов развития сельского хозяйства с учетом реальных потребностей страны и населения и имеющегося ресурсного потенциала;

- результативное функционирование механизма экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках функционально-отраслевой структуры отечественного агропромышленного комплекса;

- эффективное управление процессами развития хозяйственной структуры, отвечающей за продовольственное обеспечение страны, социальное и экологическое развитие сельской местности [3, с. 8].

По нашему мнению, устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий в действительном виде может быть реализовано на базе многофункционального развития сельского хозяйства, в полной мере учитывающего исторические, экономические, социальные, экологические, природно-ресурсные и другие особенности регионов России и обеспечивающего эффективное функционирование хозяйствующих субъектов, преодоление негативных тенденций в состоянии аграрной экономики. При этом следует исходить из двойственности содержания указанной категории многофункционального сельского развития: многофункциональное развитие сельских территорий и многофункциональность самого сельского хозяйства [4, с. 26]. Особо важно учитывать тот факт, что обеспечение первой составляющей является главнейшим фактором осуществления второй составляющей.

В международном контексте многофункциональность сельского хозяйства (Multifunctionality of Agriculture) [5] представляет собой концепцию, согласно которой сельское хозяйство в дополнение к производству продуктов питания имеет множество других функций, таких, как охрана окружающей среды, поддержание сельской занятости, обеспечение продовольственной безопасности страны; на этой концепции основывается идея о том, что при либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией должны учитываться не только собственно торговые аспекты, но и неторговые функции сельского хозяйства.

Тем самым категория многофункциональности существенно расширяет толкование понятия устойчивого развития, под которым подразумевается способность отрасли адаптироваться к условиям и факторам внешней среды [6], способность формировать и перестраивать институциональную среду, способность образовывать стратегические предпосылки для эффективного и экологически безопасного производства.

Сложность, комплексность и многоаспектность многофункционального развития сельского хозяйства, подтвержденная многочисленными исследованиями, требуют ее рассмотрения только на основании системного подхода. Комплексное многофункциональное развитие сельского хозяйства призвано повысить устойчивость, конкурентоспособность отрасли за счет более полной реализации ее ресурсного потенциала. С этих позиций в качестве ключевых составляющих многофункционального развития нами выделяются организационно-экономическая, производственно-технологическая, социальная,

экологическая и институциональная подсистемы. Соединенные в единую комплексную систему, они отражают уровень многофункционального развития отрасли в целом.

Считаем, что определяющим для развития отрасли является действенный организационно-экономический механизм многофункционального развития сельского хозяйства, в котором меры государственного регулирования подстроены к адекватной системе экономических отношений, обеспечивая освоение достижений научно-технического прогресса и совершенствование на этой основе средств производства, внедрение инноваций, прогрессивных систем и методов управления.

Организационно-экономический механизм многофункционального развития сельского хозяйства служит механизмом адаптации аграрной отрасли к изменению внешней среды. В современных рыночных условиях он может быть определен как комплекс элементов двух направлений [7, с. 6-7]:

- элементы чисто рыночного характера, строящиеся на объективных законах рыночной экономики и представляющие собой совокупность категорий, определяющих саморегулирование рыночных отношений (спрос, предложение, цена, конкуренция);

- элементы государственного регулирования экономики, имеющие как экономический, так и административный характер, без чего в современных условиях чрезвычайно сложных и многогранных отношений субъектов рынка уже невозможно представить себе цивилизованные рыночные отношения.

Значимость уточнения теоретических и практических аспектов организационноэкономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства обусловлена следующими причинами:

- отсутствием системного подхода и неоднозначностью интерпретации в вопросах многофункциональности аграрной отрасли и формирования соответствующей организационной, экономической и хозяйственной структуры;

- неразработанностью методологии реализации положений по созданию

условий многофункционального развития сельского хозяйства и регулирования процессов продовольственного обеспечения, социального и экологического развития сельских территорий.

Очевидно, что содержание организационно-экономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства обусловлено, в первую очередь, предназначением самой отрасли и условиями среды формирования данного механизма. Именно специфические особенности сельского хозяйства (использование в производстве

биологических средств труда, сочетание естественного и экономического процессов производства, его сезонный характер, пространственная рассредоточенность, зависимость от почвенно-климатических условий и др.), по нашему мнению, в значительной мере предопределяют систематизацию методов, способов и форм организации внешних и внутренних производственно-экономических отношений. В свою очередь, наличие социальных и экологических составляющих в сельскохозяйственном производстве формирует дополнительные существенно важные элементы в составе организационноэкономического механизма многофункционального развития. В современных условиях трансформации экономики формирование организационно-экономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства необходимо выстраивать на основе принципа максимального учета синергетического влияния всех основополагающих факторов. Процесс влияния обозначенных факторов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Логическая взаимосвязь факторов, предопределяющих содержание организационно-экономического механизма многофункционального развития

сельского хозяйства

Организационно-экономический механизм многофункционального развития сельского хозяйства должен включать совокупность мер организационного и экономического воздействия на состояние АПК, продовольственного рынка и сельских территорий с целью управления процессами продовольственного обеспечения, развития социальных и экологических сфер и их регулирования. Основу данного механизма, с одной стороны,

составляет организационный блок (механизм), представляющий собой совокупность функционально взаимосвязанных юридических лиц различных организационно-правовых форм, их хозяйственных подразделений, а также физических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. С другой стороны, он немыслим без не менее значимого экономического механизма, включающего различные методы и формы.

Основу данного механизма, с одной стороны, составляет организационный блок (механизм), представляющий собой совокупность функционально взаимосвязанных юридических лиц различных организационно-правовых форм, их хозяйственных подразделений, а также физических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. С другой стороны, он немыслим без не менее значимого экономического механизма, включающего различные методы и формы воздействия на производственно-сбытовые и финансовые процессы в сельском хозяйстве.

В соответствии с рисунком 2 можно представить строение организационноэкономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства.

Рисунок 2. Структурное представление содержания организационноэкономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства

Важнейшей структурой организационно-экономического механизма

многофункционального развития сельского хозяйства является экономический механизм как конкретное выражение действующих рыночных законов развития субъектов хозяйствования в производственной системе, формирующийся на основе аграрной политики государства.

Оптимальное сочетание элементов экономического механизма обусловливают его основную цель: способность хозяйствующих субъектов противостоять воздействию

негативных факторов, оперативно вносить коррективы и реагировать на изменения рыночной среды. Главной задачей экономического механизма является обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов всех сфер АПК в повышении эффективности

сельскохозяйственного производства, создании необходимых условий для преобразования экономических отношений, успешном решении проблемы устойчивого экономического и социального развития отрасли. Важной функцией экономического механизма становится формирование принципиально нового подхода к адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку и действенных рычагов эффективного их функционирования. Новый экономический механизм должен выстраиваться на принципах государственного регулирования и поддержки отрасли, саморегулирования хозяйствующих субъектов под действием рыночных законов.

Таким образом, экономический механизм многофункционального развития сельского хозяйства - это постоянно развивающаяся, открытая и сложная система, состоящая из проявляющихся (реализующихся) на разных уровнях органически взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, формирующихся под действием рыночных законов и государственной политики, направленных на эффективное использование всех ресурсов в процессе производства, призванная обеспечить его устойчивое развитие.

Нами выделены следующие методологические подходы формирования организационно-экономического механизма многофункционального сельского хозяйства:

1. комплексный подход, который рассматривает многофункциональность как взаимосвязь производственных, социальных и экологических элементов;

2. динамический подход, позволяющий учитывать изменение ситуации во времени и руководствоваться принципом «постоянного улучшения»;

3. функциональный подход, предполагающий разработку и реализацию управленческих решений во взаимодействии субъектов и объектов управления.

Разработка организационно-экономического механизма направлена на полноценное и эффективное выполнение встроенных в него функций:

- аналитическая функция (выявление резервов повышения эффективности деятельности и прогнозов дальнейшего развития организации);

- организационно-координирующая (определение уровней управления и структурных подразделений, установление характера их подчиненности и взаимосвязи между ними);

- учетно-контрольная (сбор, обработка информации об оценке результатов деятельности организации, контроль показателей);

- стимулирующая (способы воздействия на участников с целью соблюдения стандартов и правил поиска возможности повышения эффективности деятельности) [8, с.

31].

Предлагаемый организационно-экономический механизм многофункционального развития сельского хозяйства формируется с обязательным учетом следующих принципов:

1) стратегического соответствия - вся деятельность в области многофункционального развития сельского хозяйства должна соответствовать стратегическим целям развития отрасли;

2) сбалансированности - обеспечивая развитие отрасли, многофункциональность сельского хозяйства одновременно нарушает ее устойчивость. Для обеспечения устойчивости необходим баланс между интересами развития и интересами текущей деятельности, причем в условиях цикличности функционирования;

3) динамичности - необходимо учитывать интенсивное изменение характеристик деятельности в многофункциональности сельского хозяйства;

4) комплексности - многофункциональное сельское хозяйство не является однородным и однофакторным явлением, а состоит из множества направлений деятельности (научных, организационных, технических, экономических, финансовых, кадровых), которые должны быть интегрированы в единый комплекс;

5) адаптивности - система должна своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды;

6) системности - предопределяется, с одной стороны, необходимостью рассмотрения сельского хозяйства как части региональной экономики и экономики страны, а с другой стороны, - как системы, состоящей из сложной совокупности взаимосвязанных объектов -производственной, социальной и экологической инфраструктуры;

7) единства качественных (проблемных) и количественных параметров перспективного развития сельского хозяйства - в процессе выбора вариантов решения проблем удовлетворения потребностей жителей территории необходима количественная оценка следующих параметров: уменьшение безработицы, повышение качества жизни населения, обеспечение населения продуктами питания, обоснование масштабов природоохранной деятельности, совершенствование структуры экономики сельского хозяйства и т.д.;

8) многовариантности - выражается как в постановке целей и задач, так и в выборе путей и сроков достижения поставленных целей, а также ранжировании параметров перспективного развития сельского хозяйства в зависимости от темпов экономического роста, развития предпринимательства и инфраструктуры рынка;

9) социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также принципы четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников.

В качестве основных критериев эффективности организационно-экономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства предлагается рассматривать:

- надежность организационно-экономического механизма, включающую в себя достоверность, соответствие приемов и методов работы современному уровню научнотехнического прогресса, а также уровень подготовки, стаж практической деятельности и стабильность кадров;

- оптимальность организационно-экономического механизма, включающую в себя обоснованность ступенчатости (иерархичности) организационных структур, а также соотношение централизации и децентрализации управления применительно к конкретным условиям, нормы управляемости и т.д.;

- оперативность организационно-экономического механизма, включающую в себя ценность и своевременность подготовки и принятия решений [9, с. 62].

Возможности организационно-экономического механизма многофункционального развития сельского хозяйства сосредоточены в обеспечении высокой степени адаптивности аграрного сектора экономики к меняющимся условиям, в образовании действенной системы, поддерживающей устойчивость развития сельских территорий.

Примечания:

1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 // СПС КонсультантПлюс. М., 2012. Загл. с экрана.

2. Россия в цифрах. 2012: краткий стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2012. 573 с.

3. Куркина Н.Р. Организационно-экономический механизм развития системы

продовольственного обеспечения (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра

экон. наук. М., 2010. 42 с.

4. Гайсин Р.С. Многофункциональность сельского развития // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 12. С. 24-28.

5. Англо-русский экономический словарь. URL: http : //economy_en_ru.academic . ru. Загл. с экрана.

6. Юдина Е.В. Формирование механизма устойчивого развития молочного скотоводства // Омский научный вестник. 2011. № 4. С. 56-58.

7. Матвеева Е.Е. Организационно-экономический механизм развития специализации

производства молока в Российской Федерации (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010. 50 с.

8. Черданцев В.П. Организационно-экономический механизм закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Челябинск, 2011. 47 с.

9. Перчаткина И.Н. Оценка устойчивости развития птицеводческого холдинга // АПК: Экономика и управление. 2008. № 12. С. 62-63.

References:

1. On the concept of transition of the Russian Federation to a sustainable development: Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 No. 440 // Legal reference system ConsultantPlus. M, 2012. Title from the screen.

2. Russia in figures. 2012: short stat. coll. / Rosstat. M.: Rosstat, 2012. 573 pp.

3. Kurkina N.R. Organizational and economic mechanism of development of system of food supply (theory, methodology, practice): Author’s summary of dissertation for Doctor of Economics degree. M., 2010. 42 pp.

4. Gaysin R.S. Multifunctionality of rural development // Economics of agriculture of Russia. 2007. No. 12. P. 24-28.

5. English-Russian economic dictionary. URL: http://economy_en_ru.academic.ru. Title from the screen.

6. Yudina E.V. Formation of the mechanism of a sustainable development of dairy cattle breeding // Omsk scientific bulletin. 2011. No. 4. P. 56-58.

7. Matveeva E.E. The organizational and economic mechanism of development of specialization of milk production in the Russian Federation (the theory, methodology, practice): Author’s summary of dissertation for Doctor of Economics degree. M., 2010. 50 pp.

8. Cherdantsev V.P. The organizational and economic mechanism of purchases and deliveries of agricultural production for the state needs in the conditions of self-regulation: Author’s summary of dissertation for Doctor of Economics degree. Chelyabinsk, 2011. 47 pp.

9. Perchatkina I.N. Assessment of stability of development of poultry-farming holding // Agrarian and industrial complex: economy and management. 2008. No. 12. P. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.