Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования искусства менеджмента'

Современные проблемы формирования искусства менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО МЕНЕДЖМЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМООБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРА / MANAGEMENT ART / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / SELF-EDUCATION / KNOWLEDGE / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Эдуард Михайлович

Представлен комплекс проблем формирования искусства менеджмента в современных условиях развития экономики России. Искусство управления должно включать теоретические знания, практические навыки, личностные, нравственные и этические качества. Особое внимание уделяется факторам роли искусства в совершенствовании менеджмента, проблемах развития искусства не только в деятельности менеджера, но и в деятельности персонала менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Problems of Formation of the Art of Management

The main factors that provide the development of the management art are listed and proved in this article. It was defined that the management art should include the theoretical knowledge, practical skills, personal, moral and etic qualities.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования искусства менеджмента»

УДК 005.2 DOI 10.12737/22786

Получено 11.04.2016 Одобрено 18.04.2016 Опубликовано 17.09.2016

Коротков Э.М.

д-р экон. наук, профессор кафедры «Корпоративное управление» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва

e-mail: korem9@yandex.ru

Современные проблемы формирования искусства менеджмента

Аннотация

Представлен комплекс проблем формирования искусства менеджмента в современных условиях развития экономики России.

Искусство управления должно включать теоретические знания, практические навыки, личностные, нравственные и этические качества. Особое внимание уделяется факторам роли искусства в совершенствовании менеджмента, проблемах развития искусства не только в деятельности менеджера, но и в деятельности персонала менеджмента.

Ключевые слова:

искусство менеджмента, профессиональная подготовка, самообучение, знания, культура.

Korotkov E.M.

Doctor of Economic Sciences, Professor, "Corporate Governance" Department, FSBEI HE State University of Management, Moscow

e-mail: korem9@yandex.ru

Modern Problems of Formation of the Art of Management

Abstract

The main factors that provide the development of the management art are listed and proved in this article. It was defined that the management art should include the theoretical knowledge, practical skills, personal, moral and etic qualities.

Keywords:

management art, professional qualifications, self-education, knowledge, culture.

В современных условиях развития экономики России существует объективная ситуация, при которой в обеспечении конкурентных преимуществ организации повышается роль качества менеджмента в таких его характеристиках, как обеспеченность персоналом, обладающим необходимыми компетенциями, инициативностью, способностью брать на себя ответственность за достижение целей организации и принимать оптимальные решения в сложной и изменчивой обстановке

Совокупность этих характеристик отражает искусство менеджмента, роль которого возвышается в связи с новыми тенденциями развития экономики в нашей стране, к ним относятся следующие:

1. Обострение конкуренции

Экономические условия, как в России, так и за рубежом, требуют особого внимания к обеспечению конкурентоспособной позиции компании на рынке . В инновационной экономике понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с понятием «творчество» . Применение нестандартных творческих идей и решений в менеджменте — прямой результат повышения интенсивности конкурентной борьбы

Искусство менеджмента работает на создание конкурентных преимуществ

2. Заголовок кризисных явлений

В процессах управления принимаются те решения, которые или углубляют кризис, если они ошибочны и не достаточно учитывают его последствия, или выводят из кризиса, если они удачны и своевременны Искусство менеджмента позволяет найти пути смягчения кризиса, его профилактики и, более того, удачного выхода из него

3. Усложнение проблем менеджмента

Сложность управления современным производством во многом определяется коммуникационными, социальными и другими факторами его развития Возникающие проблемы менеджмента часто обусловлены неожиданными изменениями экономической конъюнктуры, процессами ускорения технологического прогресса, усложнением социально-психологической структуры современного человека, кардинальными изменениями его образа жизни под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, использования сложных технических средств различного назначения

4. Компетентностный подход к подготовке современного менеджера и персонала менеджмента

Новые ориентиры в развитии образования также характеризуют потребность в формировании искусства менеджмента . В современных условиях развития давать в результате образования только квалификацию оказывается недостаточным . Необходимо не только обеспечивать уровень профессиональной подготовки, но и характер социального существования в профессиональной жизни . Знания, навыки и умения должны быть дополнены и трансформированы в новое качество развитыми способностями, приобретенными ценностями и готовностью к различным ситуациям изменений . Именно это характеризуют компетентности, отражающие более высокий уровень качества менеджмента, перевод его в разряд искусства .

5. Креативизация менеджмента

В связи с возникновением новых технологий разработки управленческих решений и учета разнообразных характеристик его качества повышается роль навыков выполнения творческих задач, творческого подхода в решении современных проблем, в умении определять и выбирать альтернативы из их вариантов, в развитии индивидуальных способностей и потенциала мышления

Динамика и возрастающая сложность регулирования отношений в сфере социально-экономических систем обусловливают необходимость пересмотра критериев эффективности менеджмента, вывод их на новый уровень, учитывающий, помимо прочего, такой фактор, как искусство менеджмента

Однако на современном этапе развития науки управления проблема искусства менеджмента требует дальнейшего исследования в области научно-обоснованной концепции развития и эффективной реализации искусства менеджмента в российских условиях, факторов его формирования в структуре человеческого капитала, методов оценки состояния и мотивирования искусства менеджмента .

К содержанию проблемы можно отнести следующие ключевые моменты:

1. Противоречия между потребностями современного менеджмента и возможностью их реализации . Потребности определяются реальностью развития экономики, а возможности — механизмом формирования и реализации искусства менеджмента

2 . Недостаточность разработки концептуальных положений искусства менеджмента в плане условий рыночной экономики

3 . Роль образования в обеспечении развития искусства менеджмента и удовлетворения потребностей его современной практики Искусство можно определить как одну из комплексных характеристик деятельности человека, отражающую его творческие представления о результатах и процессе этой деятельности Организация человеческой деятельности является образом, переработанных в сознании менеджера представлений об успешных результатах управления

Искусство не заменяет ни один вид деятельности человека, но каждую деятельность моделирует специфично

Ключ к пониманию этой специфичности заключен в следующих функциях искусства:

• общественно-преобразующая функция искусства;

• познавательно-эвристическая функция;

• научно-концептуальная функция;

• функция предвидения;

• информационная и коммуникативная функция;

• воспитательная функция;

• гедонистическая функция .

Все они имеют непосредственное отношение к искусству менеджмента, ведь менеджер должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения

Деятельно-преобразующее начало искусства менеджмента проявляется в том, что деятельность менеджера и его управленческие решения оказывают идейное и этическое воздействие на людей . Включая людей в направленную и ценностно-ориентированную деятельность, искусство менеджмента участвует в социальном преобразовании общества .

Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке и являются средством передачи опыта и навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты С точки зрения научно-концептуальной функции искусства оно выступает как форма анализа реального мира . Менеджер непременно преломляет в своей творческой деятельности собственные наблюдения и размышления по поводу реальной жизни и убеждений других людей . Таким образом, он создает целостную концепцию развития организации, которая составляет сплав его неповторимой творческой личности

Одним из свойств искусства является предвидение, т е обоснованное предположение о будущем состоянии явлений в развитии организации, явлений, не известных в настоящий момент, но поддающихся определению . Функция предвидения — это одна из основных функций менеджмента, в реали-

зации которой прослеживается роль искусства А . Файоль, один из основоположников современного менеджмента, отмечал: «Управлять — это предвидеть» По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления «Предвидеть означает исчислять будущее и подготавливать его . . .» .

Искусство коммуникации — неотъемлемая и важная часть жизни и деятельности человека, особенно деятельности в сфере управления . Неудачно выстроенные коммуникации осложняют отношения между людьми, способствуют дезорганизации деловой жизни Способность к правильному выстраиванию процесса коммуникации является одним из важнейших средств достижения успеха в менеджменте Искусство коммуникации говорит о возможности влиять на других, убеждать в правоте точки зрения, подавать свои идеи подчиненным, мотивировать их на эффективную работу

Искусство формирует гармоничный строй чувств и мыслей людей . С точки зрения воспитательной функции, а такая существует в менеджменте, его искусство влияет на развитие людей внутри организации, как профессиональное, так и нравственное Развитие людей внутри организации является непременным условием формирования человеческого капитала

Гедонистическая функция искусства определяет его специфическое, ничем не заменимое качество формировать способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности Современный менеджер все в большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем Искусство менеджмента позволяет формировать командный дух и групповую сплоченность, влияет на усвоение корпоративной культуры, ценностных ориентаций Построенная менеджером команда формирует позитивное отношение даже к рутинной работе, поскольку она становится условием пребывания в коллективе друзей и единомышленников

Как формируется искусство менеджмента, от чего зависит его реальное проявление в практике управления, как оно сочетается с необходимостью научно-концептуального подхода к управлению и с необходимостью профессиональной подготовки — это основные вопросы, отражающие проблематику искусства менеджмента

Американские специалисты П . Дизель и У. Раньян справедливо отмечают: « искусство управления людьми стало одним из критических моментов в оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности работы руководства»

Искусство менеджера проявляется в его способности использовать свои научные знания, практический опыт и индивидуальные качества для профессионального и личного развития персонала, формирования у него результативного отношения к работе, которое обеспечивает эффективность деятельности организации

Понимание эффективности менеджмента часто связывают с искусством менеджмента, профессионализмом и опытом менеджера, этикой его поведения и отношением к персоналу В этом смысле говорят об «эффективном менеджере», каким и должен быть современный менеджер

Эффективность развития организации находит свое выражение с помощью таких характеристик искусства менеджмента, как качество управленческого решения, технология менеджмента, деловая репутация, лидерство, антикризисный менеджмент Управленческое решение является главным фактором деятельности менеджера Привлечение персонала к участию в разработке управленческих решений есть реализация искусства менеджмента Искусство менеджмента проявляется и в том, какие решения принимаются и как они реализуются Энергетический потенциал управленческого решения отражает степень владения менеджером искусством принятия качественных управленческих решений Искусство менеджмента позволяет принимать креативные управленческие решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют положительные последствия для коллектива предприятия, его партнеров и общества в целом

Искусство менеджмента влияет на эффективность организации через технологии менеджмента, т е технологии решения проблем и работы с людьми Искусство менеджера проявляется в разработке эффективной технологии управления, которая дает экономию ресурсов, главным образом экономию времени, и гарантирует своевременность управленческих решений

Искусство менеджмента наиболее ярко проявляется в общении менеджера с людьми, способностях неформального воздействия на человека, воодушевлении его на эффективную работу и ответственное отношение к делу Именно искусство менеджмента определяет соотношение формального и неформального управления, формирование авторитета менеджера и проявление его лидерства Эффективность управления организацией определяется лидерскими навыками руководителя, его способностями вовлекать подчиненных в процесс

принятия и реализации управленческих решений Лидерство необходимо для создания команды из группы людей, превращение их в силу, которая является устойчивым конкурентным преимуществом Искусство менеджера через лидерство позволяет стимулировать людей работать сообща, мотивировать подчиненных на то, чтобы они показывали свои наилучшие результаты Искусный менеджер способен балансировать индивидуальные устремления участников команды с целью создания синергии — результата, который намного превышает сумму индивидуальных вкладов

Искусство менеджмента позволяет вовремя разрешать конфликтные ситуации . Антикризисное управление в значительной мере связано с искусством менеджмента . Для искусного менеджера кризис — это очередная сложная проблема, которую он успешно решает

Можно выделить основные образовательные основания, которые влияют на формирование искусства менеджмента:

1. Система знаний, которая формирует мышление, определяющее, главным образом, успех деятельности. Образование должно быть направлено не столько на презентацию знаний, сколько на формирование мышления на основе получаемых знаний, повышение интеллектуального потенциала, который определяется не объемом знаний, а их структурой, системой, качеством, концептуальной целостностью Сегодня в совокупности дисциплин подготовки менеджера не часто встречаются дисциплины «Искусство менеджмента», «Креативный менеджмент»; недостаточно объемны дисциплины «Управление изменениями», «Психология менеджмента», «Латентный менеджмент» — это дисциплины, которые формируют и развивают искусство менеджмента

2 . Состав компетенций, на который ориентирован образовательный процесс. В современных условиях развития давать в результате образования только квалификацию оказывается недостаточным Необходимо не только обеспечивать уровень профессиональной подготовки, но и характер социального существования в профессиональной жизни Знания, навыки и умения должны быть дополнены и трансформированы в новое качество развитыми способностями, приобретенными ценностями и готовностью к различным ситуациям (вид деятельности, роли, полномочия, психологические нагрузки и пр . ). Именно это характеризуют компетентности, отражающие более высокий уровень развития образования Компетенции как результат образования составляют только основу дальней-

шего развития профессионализма, личности и являются фактором формирования и развития искусства менеджмента

3 . Требуют своего развития и использования ситуационные методы в системе образования. Современные технологии, в том числе и компьютерные, ускоряют процесс приобретения навыков принятия решений в условиях рыночной экономики, анализа ситуаций, проектирования программ и организаций

4 . Использование тестирования и специальных программ оценки готовности будущих менеджеров к преобразованиям (инновационный потенциал учащегося). Такие программы повышают эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала . Они могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериальную оценку: уровень знаний, полнота, устойчивость, системность, практическая направленность и пр

5 . Использование консультационно-тестовых программ развития творческих и аналитических способностей будущих менеджеров. Такие программы ориентированы не столько на проверку наличия знаний, сколько на их характер, структуру, системность, способы использования и оперирования знаниями, типа мышления и индивидуальные особенности реализации этого типа . Консультационно-тестовые программы — это не ответы на вопросы, это анализ предложений решения проблемы, выбор варианта по критерию близости к истине или успеху, возможность учета временных параметров интеллектуальной деятельности и многое другое

6 . Педагогическое искусство, которое необходимо в практике развития искусства менеджмента. Преподавательский корпус играет ведущую роль в подготовке менеджеров . Его интеллектуальный потенциал, педагогическое мастерство и искусство способствуют формированию личности менеджера, развитию способностей, пониманию профессии

Перечисленные факторы определяют роль образования в формировании искусства менеджмента Формирование модели искусного менеджера должно начинаться в ходе его профессионального обучения и подготовки

Можно сформулировать следующие рекомендации в области образовательной подготовки менеджеров:

• необходимо пересмотреть структуру и приоритеты знаний будущих менеджеров с позиций типологического развития мышления и использования новых образовательных технологий, построенных на виртуальных презентациях знаний;

• следует провести психологическую коррекцию процесса обучения по критериям обеспечения сотрудничества и благоприятного социально-психологического климата;

• необходимо включение в программу подготовки менеджеров курса «Креативный менеджмент» и специального курса «Искусство менеджмента» Образование — это не столько получение знаний,

сколько развитие способностей Развитие способностей к творческой деятельности должно закладываться в процессах образования

Эффективность профессионального сознания определяется сочетанием, сопряжением и структурой знаний Проблема проявляется не только в структуре дисциплин, но и в методике их представления Можно давать знания в виде устоявшихся, общепринятых положений, апробированных рекомендаций, но можно, и это в большей мере соответствует задачам креативного образования, в виде непрерывного циклического процесса развития знаний, в котором главную роль играет проблема и различные пути ее разрешения В креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема

Самой ценной способностью человека является способность к творчеству Креативное образование опирается на эту способность и позволяет ее развивать . Для формирования искусства менеджмента необходимо креативное образование — альтернатива образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, исполнительскому Креативное образование расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения

Внедрение креативного менеджмента в образовательный процесс позволяет реализовать все перечисленные рекомендации по совершенствованию образовательной подготовки менеджеров Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства в области профессиональной деятельности, которое рождается и проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенных условиях образования

Введение в образовательный курс специальной дисциплины «Искусство менеджмента» позволит знакомить студентов со специфическими аспектами, связанными с теоретическим обоснованием искусства менеджмента, должны рассматриваться факторы, способствующие формированию и развитию искусства менеджмента В ходе изучения дисциплины у будущих менеджеров должно складываться понимание того, как управлять процессом формирования и развития искусства менеджмента,

каким образом зависит эффективность организации от искусства менеджмента

В деятельности менеджера существует три взаимосвязанных составляющих успеха: научность, опыт и искусство

Научность отражает комплекс знаний, которыми располагает менеджер, знаний, позволяющих делать объективную оценку ситуаций, проводить анализ проблем, учитывать все факторы изменяющейся обстановки и тенденций развития в их взаимозависимости и системе . Научность — это не только обладание знаниями, но и подход к управлению, основанный на использовании знаний, поиск объективных факторов и оценка объективных условий управления

Научность определяется образованием менеджера, комплексом знаний, полученных в процессе образования и получаемых в процессах непрерывного самообразования Научность зависит не просто от объема знаний, их энциклопедического характера, а, главным образом, от структуры знаний, методологии их освоения, формы и расположения в долгосрочной памяти человека .

Формирование опыта управленческой деятельности является важным фактором формирования и развития искусства менеджмента Опыт характеризует освоенные навыки работы, большой объем практической информации о различных ситуациях, позитивных и негативных последствиях принятых ранее решений, рациональных подходах к выполнению тех или иных работ

Опыт должен трансформироваться под тенденции развития реальности, изменяться в процессах развития управления Этому способствуют системы дополнительного и непрерывного образования, предназначенные для корректировки опыта и его обогащения . Большую роль в этом играет также ротация персонала, позволяющая создавать обстановку новизны и корректировать сложившиеся приемы работы Наконец, самообразование влияет также и на осмысление собственного опыта, его корректировку по реальным условиям действительности

Овладение научными знаниями ускоряет приобретение и накопление опыта и способствует превращению его в искусство менеджмента

Для развития искусства менеджмента необходим комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль знаний, опыта и индивидуальных качеств менеджера в достижении эффективности управления

Литература

1 . Анкудинов Ю . А. Хозяйственный руководитель . Стиль

и методы работы [Текст] / Ю . А. Анкудинов . — М . : Ро-сагропром, 1989 .

2 . Вудкок М. Раскрепощенный менеджер [Текст] /

М . Вудкок, В . Фрэнсис . - М . : Дело, 1991 .

3 . Мартынов С . Д . Профессионалы в управлении [Текст]

/ С .Д . Мартынов . — Л . : Лениздат, 1991 . 4. Столяренко Л .Д . Основы психологии [Текст] / Л .Д . Столяренко . — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5 . Харрипттон Дж . Совершенство управления изменени-

ями [Текст] / Дж. Харрипттон . — М . : Стандарты и качество, 2008 .

6 . Хачатурян А. А. Управление человеческими ресурсами

в бизнес-организации . Стратегические основы [Текст] / А.А. Хачатурян . — М . : ЛКИ, 2008 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1 . Ankudinov Y.A. Khozyaystvennyy rukovoditel'. Stil' i metody

raboty [Economic managers . The style and methods of work]. Moscow, Rosagroprom Publ. , 1989 .

2 . Woodcock M . , Francis V. Raskreposhchennyy menedzher

[Emancipated manager]. Moscow, Delo Publ. , 1991 .

3 . Martinov S . D . Professionaly v upravlenii [Professionals in

management]. Leningrad, Lenizdat Publ. , 1991 .

4 . Stolyarenko L . D . Osnovy psikhologii [Fundamentals of

psychology]. Rostov on Don, Phoenix Publ. , 1997 .

5 . Harriptton J . Sovershenstvo upravleniya izmeneniyami

[Perfection change management]. Moscow, Standards and kachestvo Publ. , 2008 .

6 . Khachaturyan A. Upravlenie chelovecheskimi resursami v

biznes-organizatsii. Strategicheskie osnovy [Human Resource Management in the business IT organizations . Strategic Framework] Moscow, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.