Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования имиджа региона в социальных сетях (на примере Чеченской республики)'

Современные проблемы формирования имиджа региона в социальных сетях (на примере Чеченской республики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МЕДИА / MEDIA / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / THE IMAGE OF A REGIONAL / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKING / ГЛАВА РЕГИОНА / HEAD OF THE REGION / СУБЪЕКТ РФ / RUSSIAN FEDERATION SUBJECT / РАМЗАН КАДЫРОВ / RAMZAN KADYROV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кадырова Ш. Н.

Социальные сети стремительно становятся значительной и эффективной технологией в региональном имиджмейкинге. Важным инструментом формирования имиджа региона остаются личные блоги губернаторов. Однако в современном обществе, которое подвергает сомнению и критике высказывания традиционных спикеров, роль этого ресурса не однозначна. Данное исследование попытка проанализировать современную ситуацию вокруг соцсетей как платформы формирования регионального имиджа и изучить зависимость данного процесса от медиаактивности лидера региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF IMAGE OF THE REGION IN SOCIAL NETWORKS (ON AN EXAMPLE OF THE CHECHEN REPUBLIC)

Almost immediately, the social networks have become much more efficient technology in the regional image-making. An important instrument in shaping the image of the region continue to be personal blogs governors. In modern society that questioned and criticized the remarks of traditional speakers, the role of this resource is not clear. This study an attempt to analyze the current situation around the social networks as a platform forming a regional image and study the dependence of the process on mediaaktivnosti leader in the region.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования имиджа региона в социальных сетях (на примере Чеченской республики)»

Список литературы на английском языке / References in English

1. Vranchan E. V. Mifologizaciya tovara v sovremennoj reklame kak sposob manipulyativnogo vozdejstviya na soznanie potrebitelej [Mythologizing of goods in modern advertising as a way of manipulative effects on the minds of consumers] / E. V. Vranchan // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya [Almanac sovremennoy nauki i obrazovanija]. - 2014. - № 10 (88). - P. 56-58. [in Russian]

2. Zimina L. O. Kompressivnoe slovoobrazovanie v reklame [Compressive word formation in advertising] / L. O. Zimina // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta]. - 2007. -№ 22 (100). - Vyp. 17. - P. 47-50. [in Russian].

3. Zimina L. O. Princip ehkonomii v sovremennoj reklame: dis. kand. filol. nauk [Compressive word formation in advertising]: dis. of PhD in Philology / L. O. Zimina. - Novosibirsk, 2007. - 200 p. [in Russian]

4. Il'yasova, S. V. YAzykovaya igra v kommunikativnom prostranstve SMI i reklamy [Jazykovaja igra v kommunikativnom prostranstve SMI i reklamy] / S. V. Il'yasova, L. P. Amiri. - M.: Flinta, 2009. - 296 p. [in Russian]

5. Luk'yanova N. A. Vvedenie v rusistiku [Vvedenie v rusistiku] / N. A. Luk'yanova. - Novosibirsk: NGU, 2004. - 220 p. [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.218

Кадырова Ш.Н.

Кандидат филологических наук, Российский университет дружбы народов СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

(НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация

Социальные сети стремительно становятся значительной и эффективной технологией в региональном имиджмейкинге. Важным инструментом формирования имиджа региона остаются личные блоги губернаторов. Однако в современном обществе, которое подвергает сомнению и критике высказывания традиционных спикеров, роль этого ресурса не однозначна.

Данное исследование - попытка проанализировать современную ситуацию вокруг соцсетей как платформы формирования регионального имиджа и изучить зависимость данного процесса от медиаактивности лидера региона.

Ключевые слова: медиа, СМИ, региональный имидж, социальные сети, глава региона, субъект РФ, Рамзан Кадыров.

Kadyrova Sh.N.

PhD in Philology, Peoples' Friendship University of Russia MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF IMAGE OF THE REGION IN SOCIAL NETWORKS (ON AN EXAMPLE OF THE CHECHEN REPUBLIC)

Abstract

Almost immediately, the social networks have become much more efficient technology in the regional image-making. An important instrument in shaping the image of the region continue to be personal blogs governors. In modern society that questioned and criticized the remarks of traditional speakers, the role of this resource is not clear.

This study - an attempt to analyze the current situation around the social networks as a platform forming a regional image and study the dependence of the process on mediaaktivnosti leader in the region.

Keywords: the media, the image of a regional, social networking, head of the region, the Russian Federation subject, Ramzan Kadyrov.

Появление таких информационных ресурсов как социальные сети вызвано ценностями постиндустриального о бщества, где люди получили возможность формировать собственный стиль жизни, а иногда и собственную реальность. По мере их возникновения и развития возможность получения информации о регионе внешними группами населения серьезно увеличились. Оперативность, внедрение новых дополнительных сервисов, обеспечение интерактивного общения с аудиторией, применение гиперссылок на разные информационные блоки — все это создало хорошие перспективы для формирования регионального имиджа субъектов Российской Федерации.

Важнейшим показателем «жизненной активности» социальной сети предстает количество «говорящих» пользователей, которые открыто выражают свои взгляды и мнения посредством публичных сообщений в социальных СМИ. В сентябре 2016 г. в России таких активных пользователей было примерно 25 млн. человек, они создали свыше 435 млн. сообщений в месяц [1]. (Цифры приведены по пользовательской активности «ВКонтакте», Twitter, Facebook, Instagram - прим. авт.) Важно заметить, что акторы, наполняющие публичный контент, превращают социальные сети в индикатор настроений в обществе, предоставляя возможность улавливать «живые» социальные проблемы еще только в начале формирования определенных трендов. При этом сегодня люди принимают решение, куда им поехать отдыхать на основе информации в интернете, которую размещают им лично незнакомые пользователи, совокупный опыт которых способен поспорить в значимости с позицией традиционных СМИ. Кроме того, создатели и разрушители региональных имиджей — это поисковые системы с представленными по запросам отзывами пользователей. В процессе принятия решения о поездке можно просто ввести в строку поиска вопросы: «зачем ехать в...?», «что посмотреть в...?». Понять, куда ехать не стоит позволят запросы в «Google»: «плохие гостиницы в.» или «испорченный отдых».

Активные региональные структуры, в сущности, используют социальные сети как демонстрационную площадку и средство трансляции информации. В регионах социальные сети обеспечивают множество возможностей формирования благоприятного имиджа и продвижения территории:

- общение населения региона с жителями других субъектов и друг с другом (установление и поддержание контактов, обмен информацией, поиск работы, совместная реализация социально значимых проектов);

- взаимодействие участников социальной сети при достижении целей региона;

- разработка и утверждение посредством онлайн голосования рекомендаций по развитию региона;

- обеспечение общественной взаимопомощи участников социальной сети;

- создание и развитие благоприятного имиджа региона.

Таким образом, в современном обществе становление и развитие виртуального образа региона происходит параллельно по двум информационным потокам:

1) регион самостоятельно создает собственный образ посредством интернет-сайта, инициирования и моделирования дискуссий на общественно значимых форумах, размещения публикаций в интернет-СМИ, работы с сетевыми сообществами;

2) иные коммуникаторы - партнеры, конкуренты, обычные граждане - создают определенный образ территории. В связи с непредсказуемостью отображения в социальных сетях и блогосфере разных аспектов, оказывающих влияние на имидж региона, полный контроль данного процесса невозможен, однако его вполне возможно координировать в рамках коммуникации и контролировать создание определенного имиджа посредством «постфактумной коррекции» [2].

При общественной трансформации и информатизации общества грамотное формирование благоприятного имиджа региона является и показателем результативности проводимых в нем социальных преобразований. Определяющее значение при этом имеет позиция политических лидеров региона и их личностные качества. Серьезной проблемой выступает то, что большинство руководителей, не уделяют должного внимания созданию благоприятного имиджа и продвижению своих территорий. Подобное можно объяснить двумя факторами: недальновидность местных органов самоуправления и нежелание делать свои решения и их исполнение достоянием гласности. В результате имидж в регионах формируется стихийно, и в лучшем случае органы власти стараются нивелировать его отрицательные проявления в информационном пространстве и сделать его нейтральным.

Одним из самых медиаактивных региональных лидеров в России является глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров, который вот уже несколько лет подряд возглавляет рейтинги губернаторов. Например, два профильных исследования по теме: анализ агентства «Интериум» с 1 февраля по 1 мая 2015 года [3] и регулярно составляемые рейтинги информационно-аналитической системы «Медиалогия» [4]. В первом случае «Интериум» составляет итоговый список 35 губернаторов с собственными аккаунтами в «Facebook» и «ВКонтакте» (другие социальные сети не учитывалась в прошлые годы). «Медиалогия» же просчитывает МедиаИндекс. Рейтинг в этом случае строится на основе собственной базы СМИ системы «Медиалогия» из 32 000 источников (ТВ, радио, газеты, журналы, информагентства, Интернет-СМИ, блоги). Таким образом, МедиаИндекс позволяет качественно проанализировать эффективность PR с применением технологий лингвистического анализа. Формула МедиаИндекса включает: индекс цитируемости, позитив/негатив, заметность сообщения. В результате, Кадыров занял второе место после мэра Москвы С. Собянина.[4]

Рейтинг влияния губернаторов России показал, что глава Чечни стабильно входит в пятерку самых влиятельных лидеров республик РФ и его имя отнесено к разделу «Очень сильное влияние» (ежемесячно публикуется на страницах «Независимой газеты» и Regnum) [6,7,8]. В августе 2016 года Р.А. Кадыров в очередной раз обеспечил себе лидерство и в рейтинге цитируемости губернаторов-блогеров по данным «Медиалогии» [5].

Кадыров зарекомендовал себя как очень активный пользователь соцсетей. Его страничку в «Twitter» читает 336 тыс. человек. На аккаунт в фото-сервисе «Instagram» подписалось уже более 2 млн. интернет-пользователей. На Facebook его читает 764 236 человека. «ВКонтакте» у Кадырова 464 тысячи читателей. Уже через две недели после возвращения Кадырова в «Живой Журнал» его блог получил более 3 тысяч подписчиков. Фотографии и заметки главы Чечни быстро собирают сотни комментариев. При этом страница Р.А. Кадырова в ЖЖ занимает 937 место по популярности, т.е. попала в первую тысячу самых популярных блогов Рунета с ежедневной аудиторией читателей до 30 тыс. человек. Суммарно этот показатель превышает тираж отдельных крупных федеральных газет.

Подобная активность лидера сама по себе является благоприятным фактором формирования имиджа региона, т.к. подразумевает большую в сравнении с остальными регионами «доступность» для населения. Для обычных граждан «Instagram» и прочие социальные сети являются возможностью обратиться к руководству региона с личной проблемой, а для самого лидера Чечни они стали дополнительной возможностью мониторить общественное мнение. Очевидно, в связи с этим в регионе было учреждено новое ведомство - министерство по организации взаимодействия Правительства Чеченской Республики с гражданским обществом, которое возглавил самый активный пользователь «Instagram».

Положительным для имиджа Чечни является и то, что в чеченском сегменте Рунета появляется все больше блогеров (или пиарщиков, выдающих себя за блогеров). При общем населении республики в 1 324 800 Brands Analytics фиксирует в сентябре 2016 г. следующее количество активных блогеров в чеченском сегменте рунета: Twitter: - 911 чел., LiveJournal - 65 [9].

Общеизвестно, что в сознании основной части россиян устоялся ряд стереотипов о Чечне: война, терроризм, разруха, дотации, а также взаимное агрессивное отношение друг к другу молодежи из Чечни и других регионов России. Р.А. Кадыров много раз говорил о своем стремлении привлечь в регион дополнительные инвестиции, сделать его образцовым субъектом РФ. Реализовать эту идею можно только исключив негативные стереотипы и заменив новыми положительными образами. На своих страницах чеченские блогеры публикуют в основном снабженные

фотоконтентом посты о стройках в республике, материалы о новых заводах и производствах, православном храме в Грозном и т.д.

Между тем, как показывает исследование, столь яркая активность регионального лидера и желание его профессионального окружения публиковать комментарий от имени своего руководителя по самому казалось бы незначительному поводу в социальных сетях может иметь и обратный эффект. В октябре 2016 года на страницах социальных сетей (преимущественно Instagram) развернулся очередной скандал с участием главы Чечни Рамзана Кадырова и президента ММА России (Союз смешанных боевых единоборств ММА) Александром Емельяненко. Обмен комментариями к происходившим в Грозном юниорских боях MMA Grand Prix Akhmat-2016 вновь вызвал всплеск античеченских настроений в обществе. В соцсетях стали набирать популярность хештеги #ЗаЕмельяненко и #ФедорПрав. Риторика публикаций постепенно приобретала характер агрессии, достигая уровня межнационального противоборства. Объединение участников интернет-полемики в сообщества происходило по этническому признаку, т.к. поддержку Кадырову оказали представители Чечни и других Кавказских республик. А вокруг Емельяненко мобилизовались сторонники под призывами националистического характера, поскольку глава российского ММА является кумиром русской православной молодежи, среди которых немало адептов крайне правых идей. Основными темами публикаций незаинтересованных авторов были прогнозы по возможным комментариям руководства страны, а также параллели на другие инциденты с участием Кадырова.

Таким образом, активность главы республики влечет повышенный интерес широкой внешней общественности к его личности, который транслируется на интерес к региону. Преимущественно положительный контент информационных потоков не может не вызывать критический интерес к публикациям. А спектр информационных ресурсов и технологий сегодня дает массу возможностей для проверки и анализа опубликованного материала. Отсюда и наибольшее количество, в сравнении с другими регионами, альтернативных материалов о ситуации в Чечне с правами человека или коррупцией [10].

Список литературы / References

1. Brend Analytics. Статистика социальных сетей [Электронный ресурс] URL: https://br-analytics.ru/statistics/author (дата обращения: 10.10.2016).

2. Филатова О. Г. Методологические подходы к оценке социально-экономического имиджа государства // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 167 - 182.

3. Р. Кадыров возглавил рейтинг активности губернаторов в соцсетях [Электронный ресурс] URL: http://www.ramzan-kadyrov.ru/press.php?releases&press_id=5912&month=06&year=2015 (Дата обращения: 10.10.2016)

4. Медиалогия. Рейтинг губернаторов - сентябрь 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.mlg.ru/ratings/governors/ (Дата обращения: 10.10.2016)

5. Медиалогия. Рейтинг губернаторов-блогеров - август 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.mlg.ru/company/pr/4381/ (Дата обращения: 10.10.2016)

6. Орлов Д. Рейтинг влияния глав субъектов РФ в июле 2016 [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/2154048.html (Дата обращения: 10.10.2016)

7. АПЭК подготовило рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации в сентябре 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.apecom.ru/news/?ELEMENT_ID=3126 (Дата обращения: 10.10.2016)

8. Орлов Д. Рейтинг влияния глав субъектов РФ в апреле 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/ideas/2013-06-04/6_rating.html (Дата обращения: 10.10.2016)

9. Brands Analytics. Статистика социальных сетей. [Электронный ресурс] URL: https://br-analytics.ru/statistics/am, https://br-analytics.ru/statistics/am?hub_id=2&date=201609&period_type=month (Дата обращения: 10.10.2016)

10. Лента.т. Монологи чеченцев о свободе слова. «Любая критика тут не выходит за пределы кухни». [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/24/chechnya/.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Brend Analytics. Statistika sotsial'nykh setej [Statistics of social networks] [Electronic resource]. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author (accessed: 10.10. 2016). [in Russian]

2. Filatova O. G. Metodologicheskie podkhody k otsenke sotsial'no-ehkonomicheskogo imidzha gosudarstva [Methodological approaches to assessing the socio-economic image of the state] // Imidzh gosudarstva / regiona: sovremennye podkhody: novye idei v teorii i praktike kommunikatsii: sb. nauch. trudov. Vyp. 3 / otv. red. D. P. Gavra. SPb.: Roza mira, 2009. S. 167 - 182. [in Russian]

3. R. Kadyrov vozglavil rejting aktivnosti gubernatorov v sotssetyakh [Kadyrov headed the ranking of governors activity in social networks]. [Electronic resource]. URL: http://www.ramzan-kadyrov.ru/press.php?releases&press_id=5912&month=06&year=2015 (accessed: 10.10.2016). [in Russian]

4. Medialogiya. Rejting gubernatorov - sentyabr' 2016. (Medialogia. Rating Governors - September 2016). [Electronic resource]. URL: http://www.mlg.ru/ratings/governors/ (accessed: 10.10. 2016) [in Russian]

5. Medialogiya. Rejting gubernatorov-blogerov (Medialogia. Rating bloggers governors - August 2016). [Electronic resource]. URL: http://www.mlg.ru/company/pr/4381/ (accessed:10.10.2016) [in Russian]

6. Orlov D. Rejting vliyaniya glav sub"ektov RF v iyule 2016 (Rating the influence of heads of subjects of the Russian Federation in July 2016). [Electronic resource]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2154048.html (accessed: 10.10. 2016) [in Russian]

7. APEK podgotovilo rejting vliyaniya glav sub"ektov Rossijskoj Federatsii v sentyabre 2016 g.(APEC has prepared a rating of the impact of the heads of the Russian Federation in September 2016). [Electronic resource]. URL: http://www.apecom.ru/news/?ELEMENT_ID=3126 (accessed: 10.10.2016) [in Russian]

8. Orlov D. Rejting vliyaniya glav sub"ektov RF v aprele 2015 (Rating the influence of heads of subjects of the Russian Federation in April 2015). [Electronic resource]. URL: http://www.ng.ru/ideas/2013-06-04/6_rating.html (accessed: 10.10.2016). [in Russian]

9. Brands Analytics. Statistika sotsial'nykh setej. (Brands Analytics. Statistics of social networks). [Electronic resource]. URL: https://br-analytics.ru/statistics/am, URL: https://goo.gl/TKewyQ (accessed: 10.10. 2016) [in Russian]

10. Lenta.ru. Monologi chechencev o svobode slova. «Lyubaya kritika tut ne vyhodit za predely kuhni» ([Monologues Chechens about freedom of speech. "Any criticism here is not beyond the kitchen."]). [Electronic resource] URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/24/chechnya/[in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.111 Карачина О.Е.

ORCID: 0000-0001-5340-9617, Кандидат филологических наук, Международный гуманитарно-лингвистический институт НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РУССКИХ

И АНГЛИЙСКИХ ПАРЕМИЯХ

Аннотация

Данная статья ставит своей целью установить национально-культурные различия в понимании таких ключевых категорий экономического сознания, как отношение к богатству и бедности, жадности и щедрости, долгу и бережливости. Материалом для исследования послужили пословицы и поговорки русского и английского языков. Паремии, способные в концентрированном виде фиксировать наиболее ценный опыт, мудрость и предпочтительные модели поведения народа, стали ценным источником эмпирических данных. В целях верификации наблюдения и выводы лингвистического анализа были подкреплены актуальными статистическими данными социологических опросов, демонстрирующих экономические установки и предпочтения современных россиян и англичан.

Ключевые слова: экономическое сознание, паремии, бедность, богатство, жадность, щедрость, бережливость, расточительность, долг.

Karachina O.E.

ORCID: 0000-0001-5340-9617 PhD in Philology, International Institute for Humanities and Linguistics DOMINATING MORAL AND ETHICAL VALUES OF RUSSIAN AND ENGLISH ECONOMIC

CONSCIOUSNESS

Abstract

The article seeks to establish cultural differences in the key economic categories of economic awareness: attitude to poverty and richness, greed and generosity, debt and thrift. For source of empirical data, we turn to proverbs and sayings, which distil the most valuable experience and store wisdoms and prescriptive behavioral patterns. For verification, observations and conclusions of the linguistic analysis are checked against the up-to-date statistical data showing the attitudes of modern English and Russians towards the studied categories.

Keywords: economic awareness, proverbs and sayings, poverty, richness, greed, generosity, debt, thrift.

Наблюдаемое в последние десятилетия преобладание антропоцентризма в научной парадигме современной лингвистики привело к расширению диапазона исследований, в значительной степени за счет обращения к психологической и социальной составляющей Homo Loquens - человека говорящего. Фокусом данного исследования является вербализация экономического сознания, характерного для представителя конкретного этно -социума. Исходя из того, что национальные особенности языкового поведения более отчетливо выявляются при соприкосновении с иноязычной культурой, для своего исследования национальных особенностей языкового проявления экономического сознания мы выбрали сопоставление русскоязычной и англоязычной культур. В качестве теоретических «единиц» анализа структуры экономического сознания выступают осознаваемые элементы психологического отношения личности к экономической среде: 1) экономическое мышление (способность осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность), 2) экономические мотивы (стремление к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму, альтруизму и т.п.), 3) экономические нормы (вид социальных норм, регулирующих экономическое поведение), 4) экономические представления (комплексно организованная социально детерминированная система представлений об экономических объектах, являющаяся субъективным отражением объективной экономической реальности) [1, с.50].

В данном случае объектом нашего изучения стали нравственные категории, такие как отношение к бедности и богатству, жадности, щедрости, бережливости и расточительности, а также их положение в системе нравственных приоритетов.

Одним из ключевых экономических представлений является отношение к богатству и бедности. В обеих культурах состояние богатства определяется наличием денег, обеспечивающим физический комфорт, достойный социальный статус, свободу выбора и уважение окружающих (Есть чем звякнуть, так можно и крякнуть, A heavy purse makes a light heart). Вместе с тем, и в англоязычном и русскоязычном сознании богатство не всегда ассоциируется со счастьем и довольством (Кто до денег охоч, тот не спит и ночь, Who owns too much remains unhappy). В сознании русского народа богатство не связывалось с упорным трудом и накоплением. Под влиянием православной веры выше богатства считалось богатство духовное, а богатство материальное рассматривалось как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.