Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования артериальной гипертонии у школьников'

Современные проблемы формирования артериальной гипертонии у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ARTERIAL HYPERTENSION / КОМПЬЮТЕРЫ / COMPUTERS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чобанов Рафик Энвер Оглы, Мехтиева Арзу Фахраддин Кызы

Развивающаяся компьютерная зависимость создает благоприятные условия для формирования АГ среди школьников и снижает их успеваемость. Подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чобанов Рафик Энвер Оглы, Мехтиева Арзу Фахраддин Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования артериальной гипертонии у школьников»

2. Коколина В. Ф., Мамедова У. К., Баринова А. М.Диспансеризация и распространенность гинекологических заболеваний у девочек и подростков Дагестана // Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2011. 36 с., С. 18-24.

3. Конь И. Я, Шевелева С. А., Кузнецова Г. Г. и др. Место пробиотических продуктов в лечении функциональных заболеваний кишечника у детей // Вопросы современной педиатрии, 2005. № 5. Т. 4. С. 73-76.

Modern problems of formation of arterial hypertension in schoolchildren

Chobanov R.1, Mehtieva A.2 (Republic of Azerbaijan) Современные проблемы формирования артериальной гипертонии

у школьников

Чобанов Р. Э.1, Мехтиева А. Ф.2 (Азербайджанская Республика)

1 Чобанов Рафик Энвер оглы / Chobanov Rafik — доктор медицинских наук, профессор;

Мехтиева Арзу Фахраддин кызы /Mehtieva Arzu — ассистент, кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения, Азербайджанский Медицинский Университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: развивающаяся компьютерная зависимость создает благоприятные условия для формирования АГ среди школьников и снижает их успеваемость. Подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

Abstract: developing computer addiction creates favorable conditions for the formation of hypertension among schoolchildren and lowers their academic performance. Such conditions are not created when computer load of schoolchildren not exceeding 60 min/day.

Ключевые слова: школьники, артериальная гипертензия, компьютеры. Keywords: children, arterial hypertension, computers.

Артериальная гипертония (АГ) - социально зависимое заболевание, в ее формировании большую роль играют факторы риска, обусловленные изъянами в образе жизни детей, их личностно-поведенческими особенностями. Среди них особенно следует отметить гиподинамию, избыточную массу тела, ожирение, гиперхолестеринемию, подверженность стрессам и другие [1, 2].

В различных сферах жизни школьников все более интенсивно используются различные компьютерные средства (стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны). Многочасовые занятия и игры с ними приводят к утомляемости, раздражительности, бессоннице, психическим перегрузкам, в 60-90 % регистрируются зрительные нарушения [3] и часто развивается миопия [4].

Цель работы - изучение состояния компьютерной зависимости школьников и оценка ее как фактора риска на формирование артериальной гипертонии.

Материал и методы. В школах г. Баку провели опрос 948 школьников (и их родителей) на наличие компьютерных средств (КС) и продолжительность использования их для ежедневных занятий и игр. Посредством детских тонометров у школьников 3-кратно измеряли артериальное давление (АД) - по приходу в школу, в середине занятий и после их окончания и рассчитывали средние значения систолического (САД) и диастолического (ДАД) давлений. АГ диагностировали при 95 перцентиле и выше, высокое нормальное АД (ВНАД) - при 90-94 перцентиле. Классные руководители выставляли школьникам ассоциированную среднюю оценку успеваемости.

Результаты. АГ выявили у 107 школьников (11,3±1,0 %), ВНАД - у 78 (8,2±0,9 %). Практически у всех школьников имелись разные КС. Продолжительность занятий и игр на КС у школьников с АГ составила в среднем 112,3±4,2 мин/день, у школьников с ВНАД - 97,0±4,6 мин/день, у 763 школьников без АГ и ВНАД (контроль) - 61,0±2,8 мин/день. При этом частота отличной оценки среди первых составила 13,1±3,3 %, среди вторых - 16,9±4,3 %, среди третных - 28,6±1,6, а продолжительность занятий и игр на КС соответственно 47,9±7,3; 44,8±7,9 и 29,6±3,8 мин/день. Продолжительность занятий и игр на КС школьников с АГ с неудовлетворительной оценкой успеваемости очень высокая и составляет в среднем 226,1±7,1мин/день. Столь же высокая она и у школьников с ВНАД -212,8±8,2 мин/день (t=1,23; P>0,05). Тогда как у школьников контрольной группы данный показатель намного меньше - 96,8±4,2 мин/день (t=12,60; P<0,001). Особенно небольшая продолжительность занятий и игр среди школьников контрольной группы, которым выставлена отличная оценка

101

успеваемости, - 29,6±3,8 мин/день, среди школьников с ВНАД она возрастает до 44,8±7,9 мин/день (t=1,73; P>0,05), а среди школьников с АГ соответственно до 47,9±7,3мин/день (t=2,22; P<0,05). Чрезмерная увлеченность школьников КС создает риск формирования среди них АГ. Даже у школьников, у которых в период проведения настоящей работы АГ и ВНАД не были выявлены, наблюдались такие дебютные симптомы АГ как головная боль, головокружение шум в ушах, утомляемость, беспокойный сон и прочие. В целом, на каждого школьника с АГ приходилось в среднем 3,07±0,15 подобных симптомов, на школьников с ВНАД соответственно 2,27±0,18 симптомов, (t=3,48; P<0,001), на школьников контрольной группы 1,03±0,12 симптомов (t=5,04; P<0,001). Многие родители также отмечали существенное снижение физической активности детей и, как следствие этого, увеличение их массы тела. Наряду с этим, компьютерная увлеченность способствует и снижению успеваемости школьников. Сопоставление полученных результатов позволяет полагать, что ежедневная компьютерная нагрузка школьников с учетом соблюдения гигиенических нормативов пользования КС не должна превышать 60 мин/день.

Выводы. Развивающаяся компьютерная зависимость создает благоприятные условия для формирования АГ среди школьников и снижает их успеваемость. Подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

Литература

1. Гурьева Е. Н. Факторы риска развития и прогрессирования первичной артериальной гипертензии у детей и подростков с метаболическим синдромом: Автореф. дисс. канд.мед. наук. М., 2012, 20 с.

2. Herouvi D., Karanasios E., Karayianni C., Karavanaki K. Cardiovascular disease in childhood: the role of obesity. // Eur. J. Pediatr. 2013; 172: 721-732.

3. Леонова Л. А., Бирюкович А. А., Савватеева С. С. Гигиеническое норматирование деятельности работы детей на персональных компьютерах // Гигиена и санитария, 2006. № 2, с. 25-28.

4. Лемберанская А. З. Распространенность миопии, влияние ее на умственно-физическое развитие и здоровье школьников и апробация подходов по коррекции их зрения. автореф. дисс... кан. мед.наук. Баку-2015., 20 с.

Clinical features of meningitis Aftaevа L.1, Mel'nikov V.2, Timerbulatov A.3 (Russian Federation) Клинические особенности течения менингитов Афтаева Л. Н.1, Мельников В. Л.2, Тимербулатов А. И.3 (Российская Федерация)

'Афтаева Лариса Николаевна / Aftaeva Larisa — кандидат медицинских наук, доцент; 2Мельников Виктор Львович /Mel 'nikov Viktor — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, кафедра микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней; 3Тимербулатов Али Ильясович / Timerbulatov Ali — студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: исследуются клинические особенности течения менингитов. При проведении исследования пациенты разделены на 2 группы: 16 пациентов с гнойным менингитом составили первую группу и вторую группу представили 17 больных серозным менингитом. Установлено, что этиологические неуточненные формы гнойных и вирусных менингитов составляют основную группу больных, пациенты с гнойными менингитами чаще подлежат госпитализации в ОРИТ. Abstract: studied clinical peculiarities of meningitis. The study patients were divided into 2 groups: '6 patients with purulent meningitis constituted the first group and a second group of'7 patients presented with serous meningitis. It was found that the etiological unspecified form ofpurulent meningitis and viral form the main group of patients, patients with purulent meningitis often be hospitalized in the ICU.

Ключевые слова: гнойный менингит, серозный менингит, менингоэнцефалит. Keywords: purulent meningitis, aseptic meningitis, meningoencephalitis.

Актуальность.

Менингиты продолжают оставаться одной из самых распространенных форм поражения центральной нервной системы у взрослых и детей [3]. Актуальность исследования менингита связана с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.