Научная статья на тему 'Современные проблемы финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации'

Современные проблемы финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
VALUATION OF COSTS FOR PUBLIC SERVICES / RESTRUCTURING OF PUBLIC SECTOR / FINANCING OF BUDGETARY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Ксения Сергеевна, Москалева Елена Геннадьевна

Авторами в статье рассматриваются результаты проведенных мероприятий по реструктуризации бюджетной сферы в России. Приведены и раскрыты основные проблемы финансирования бюджетных учреждений на современном этапе, то есть после проведенных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации»

УДК 336.536 Экономические науки

Сидорова Ксения Сергеевна, студентка направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»

Москалева Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Авторами в статье рассматриваются результаты проведенных мероприятий по реструктуризации бюджетной сферы в России. Приведены и раскрыты основные проблемы финансирования бюджетных учреждений на современном этапе, то есть после проведенных реформ.

Abstract. The author considers the results of the measures to restructure the public sector in Russia. The authors spoke and revealed the main problems of financing of budgetary institutions at the present stage, that is, after the reforms.

Ключевые слова: нормирование затрат на выполнение государственной услуги, реструктуризация бюджетной сферы, финансирование бюджетных учреждений.

Keywords: valuation of costs for public services, restructuring of public sector, financing of budgetary institutions.

В связи с проведением ряда реформ в России полностью изменилась политическая, социальная и экономическая жизнь общества. Реформы коснулись множества накопившихся проблем, вовлекая в процесс реформирования все больше и больше новых проблемных сфер жизни России.

Одним из таких направлений стала реструктуризация бюджетной сферы Российской Федерации.

Реформирование бюджетного сектора в России началось еще с осени 2003 года на заседании Правительства Российской Федерации. Основная цель

проведения реформ в данной области - отделение бюджетных средств от учреждений и привязка их к государственным (муниципальным) услугам, которые оказывают данные учреждения.

Если мы рассмотрим систему финансирования бюджетных учреждений в целом, то заметим, что в настоящее время она все еще сохранила схожие черты с советской системой финансирования, которые проявляются через процессы нормирования и планирования. Однако в процессе реформирования были также учтены следующие новые условия:

- самостоятельность бюджетов различных уровней;

- региональная дифференциация цен и оплаты труда;

- рыночное ценообразование.

Главным направлением преобразования бюджетной сферы стало создание механизмов, при которых государственные (муниципальные) услуги могли бы предоставляться организациям различных организационно - правовых форм, в том числе негосударственных (немуниципальных) [1].

В связи с этим все государственные учреждения были разделены на две группы:

- учреждения, которые смогут функционировать в рыночных условиях;

- учреждения, неспособные функционировать в рыночных условиях.

В процессе реформирования все государственные учреждения были поделены на три типа: бюджетные учреждения, автономные учреждения и казенные учреждения. Первые два из которых, относятся к первой группе, в отношении которой была снята обязанность государства их гарантийного финансирования, а также было предоставлено право самостоятельного распоряжения средствами, полученными в результате внебюджетной деятельности. Казенные учреждения же остались в составе бюджетной сферы, но права распоряжения внебюджетными средствами они лишились.

В связи с заявлением Правительства Российской Федерации о реструктуризации бюджетного сектора, выделили следующие проблемы финансирования бюджетных учреждений:

- бюджетные учреждения принимают на себя денежные обязательства, превышающие лимит бюджета, таким образом, накапливают кредиторскую задолженность, которая ложится на бюджет;

- отсутствует система оценивания объёма внебюджетных доходов при расчёте финансирования из бюджета;

- отсутствует регламентация решений по распоряжению средствами, которые были получены от предпринимательской деятельности, что может привести к их неэффективному и нерациональному использованию;

- главные распорядители (распорядители) денежных средств не всегда ориентируются на рациональное использование средств, выделенных из бюджета, а также на достижение результатов, являющихся наиболее важными [1].

С целью устранения всех выявленных проблем и недостатков были проведены следующие мероприятия:

- повышено значение бюджета, в качестве главного инструмента реализации государственной политики в области экономики, путем установления связи задач бюджетного финансирования между различными сферами жизни общества;

- осуществлен постепенный переход к иным формам финансирования бюджетных учреждений, путем:

а) последовательного отказа от финансирования бюджетных учреждений сметного характера;

б) распространения применения механизмов государственного социального заказа;

в) использования методов распределения средств из бюджетов на конкурентной основе;

г) обеспечения финансовой привлекательности претворения в жизнь заданий, представленных государством [1].

Принцип бюджетного финансирования государственных (бюджетных) учреждений также поменялся в соответствии с целью реструктуризации бюджетной сферы.

В настоящее время текущая деятельность бюджетных учреждений определяется государственным (муниципальным) заданием на оказание

государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), которое устанавливается учредителем в обязательном порядке для всех бюджетных учреждений.

Оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания финансируется за счет предоставления бюджетным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, которая рассчитывается исходя из нормативных затрат, с оказанием определённых в государственном задании государственных (муниципальных) услуг.

Вместо прошлого финансирования всех понесенных расходов учреждением органы государственной власти на сегодняшний день заказывают у бюджетных учреждений определенный объем услуг и/или работ. Объемы заказанных услуг и/или работ определяются в государственном (муниципальном) задании и финансируются из бюджета по соответствующим нормативам.

Кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя законодательством Российской Федерации также предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям средств целевого характера. К ним относятся субсидии на иные цели, с помощью которых учредитель может финансировать расходы бюджетного учреждения, которые не относятся к их текущей деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания и к содержанию необходимого для этого имущества; бюджетные инвестиции; а также средства обязательного медицинского страхования (для учреждений здравоохранения) [2].

Предложенный на федеральном уровне подход к расчету нормативов содержится в Методических рекомендациях по установления общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (Письмо Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180).

Теперь перейдем к основным проблемам реформирования бюджетной сферы. Данные проблемы связаны как раз с механизмом финансирования государственных (бюджетных) учреждений.

Первая проблема связана с тем, что разработанные методические рекомендации по расчету нормативных затрат указывают на необходимость раздельного расчета норматив на оказание услуг и норматив на содержание особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества учреждения. Основная цель данного разделения заключается в обеспечении гарантированного финансирования содержания государственного имущества, которое закреплено за учреждением, даже если по некоторым причинам снизится объем заказанных услуг, работ.

Но смена принципа государственного финансирования бюджетных учреждений с «финансирования учреждения» на «финансирование оказываемой услуги» привела к развитию конкурентной среды в социальной сфере, путем привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг частных поставщиков. Однако данный подход не позволяет использовать рассчитанные нормативы для заказа государственных (муниципальных) услуг у частных поставщиков, потому что они не учитывают затраты на содержание имущества.

Вторая проблема связана с тем, что в соответствии с федеральным подходом нормативы должны рассчитываться на единицу услуг (работ) из ведомственных перечней государственных услуг (работ). Ведомственные перечни услуг (работ) утверждаются федеральными органами, которые осуществляют полномочия и функции учредителей бюджетных учреждений. Согласно рекомендациям нормативные затраты на единицу услуг из ведомственных перечней должны определяться:

1) отдельно по каждому бюджетному учреждению;

2) в среднем по группе бюджетных учреждений;

3) по группе бюджетных учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, которые учитывают специфические особенности их деятельности.

Такая детализация услуг в ведомственных перечнях является слишком крупной, чтобы осуществить расчёты нормативов удалось без чрезмерно грубого усреднения затрат. Необходимо более детализированное выделение услуг, на которые должны рассчитываться нормативы, в зависимости от величины расходов на их предоставление.

Третья проблема связана с тем, что финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения на выполнение государственного (муниципального) задания не может превышать объем бюджетных ассигнований, которые предусмотрены сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета на определенные цели на соответствующий финансовый год. То есть сначала определяется объем бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями, а только потом подгоняются нормативы под указанный объем [2].

Итак, из вышесказанного мы можем сделать следующий вывод, что основной проблемой реструктуризации бюджетной сферы на сегодняшний день являются сложности с изменением механизма финансирования бюджетных учреждений. Большинство бюджетных учреждений в настоящее время финансируется, путем составления государственного (муниципального) задания методом индексирования, то есть «от достигнутого», а нормативный метод, который планировался при реформировании, на практике пока не работает.

Библиографический список

1. Доклад Министра финансов Российской Федерации на заседании Правительства РФ 26 сентября 2003 г. // Правительство России. 2003. URL: http://m.government.ru/govworks/61/events/ (дата обращения: 04.04.2016);

2. Жигалов Д. В. Реформирование бюджетной сети: итоги, проблемы, перспективы // Бюджет.т. 2013. URL: http://bujet.ru/article/222889.php (дата обращения: 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.