Научная статья на тему 'Современные проблемы экологического образования'

Современные проблемы экологического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / HIGHER EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / STATE / ECOLOGICAL POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Майорова Е. И.

Рассматривается экологическое образование как часть системы общего высшего образования. Констатируется зависимость уровня экологического образования от экологической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Майорова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education as a part of general higher education is considered. The interrelation between the level of ecological education and the ecological policy of the state is ascertained.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы экологического образования»

ПРАВО

вышало 10 %, что составляет 1,5 млрд долларов. Скорее всего, это произошло из-за того, что «КредитСвисГрупп», бывшая соорганизатором IPO в Гонконге, посоветовала инвесторам не покупать акции компании именно в связи с ответственностью «Базового элемента» и лично О. Дерипаски за загрязнение Байкала. Частный банк «Квариден Лью» вычеркнул «Русал» из списка инвестиций, отменив планы покупки акций этой компании [5].

Министерство финансов Норвегии решило исключить из списка активов пенсионного фонда страны акции «Норникеля». Решение было принято по рекомендации Комитета по этике Пенсионного фонда Норвегии. Поводом для исключения акций стало нарушение этических норм, которые выразились в нанесении значительного экологического ущерба со стороны российской компании.

Деятельность компании на Таймырском полуострове влечет за собой выбросы неприемлемого количества двуокиси серы и тяжелых металлов. Кроме того, Комитет заявляет, что это привело к значительному и продолжительному ущербу окружающей среде, а также заболеваниям местных жителей.

Однако, когда дело касается размеров прибыли, любые другие соображения, любые этические нормы перестают работать. Ситуацию могли бы смягчить экологическое просвещение и экологическая культура, да

и просто культура. Но последние годы даже тот тонкий культурный слой, который нарос на россиянине в процессе многолетнего обязательного государственного образования, чрезвычайно истончился. Уровень образовательных услуг неизмеримо понизился. Это обстоятельство в совокупности с постоянной пропагандой в СМИ, особенно на ТВ, культа рыночных отношений привело к обесцениванию таких вечных ценностей, как порядочность, бескорыстие, гуманизм. Такое уже бывало в истории России, но потом все возвращалось на круги своя. Возможно, именно бесконтрольное, ради наживы уничтожение нашей природы станет тем импульсом, который замедлит процесс скатывания россиян к состоянию тупой массы, требующей только хлеба и зрелищ, и заставит, наконец, ощутить себя гражданами страны, некогда великой.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2. Гаврилов, Б.Я. О коррупционности уголовного закона / Б.Я. Гаврилов // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. - М.: Проспект, 2010.

3. http: // gazaryan-suren. livejournal. com.42338 html.

4. Козлова, Н. Берег крутых / Н. Козлова // Российская газета. 8.11.2011.

5. Зеленый мир. - 2001. № 13-16.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. МАЙОРОВА, декан гуманитарного ф-та МГУЛ, зав. каф. права, проф., д-р юр. наук

В российском образовании, как и в обществе в целом, назрело множество проблем. Широко обсуждается выступление Министра образования Дмитрия Ливанова по поводу сокращения в два раза количества бюджетных мест в вузах и «уход от всеобщего бесплатного высшего образования». Официальных заявлений министерства по этому поводу не было, но общая тенденция, декларируемая «партией власти» - это сокращение количества вузов за счет укрупнения, закрытие тех учреждений, которые фактически занимаются

[email protected]

«торговлей дипломами в рассрочку». Спору нет, существование подобных вузов дискредитирует самою идею высшего образования, однако это свидетельствует лишь о том, что высшая школа адекватно отреагировала на вызовы рыночной экономики.

Представители оппозиционных партий («Справедливая Россия») высказывают далеко не новую идею о повышении качества образования путем выделения квот для молодых специалистов, улучшения материальной базы вузов, повышения зарплаты преподава-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

119

ПРАВО

телей. Действительно, принцип материальной заинтересованности еще никто не отменял, тем более что низкооплачиваемым преподавателям высшей школы со всех сторон напоминают, что они живут в эпоху «рынка».

По данным Мосгорстата, в первом квартале 2012 г. средняя зарплата в организациях, осуществляющих финансовую деятельность, достигла 100 905 руб., на предприятиях связи - 62 350 руб., оптовой и розничной торговли - 50 485 руб.; в организациях, осуществляющих строительную деятельность, - 46 705 руб., на обрабатывающих производствах - 43 411 руб., в научных организациях -43 065 руб., в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг - 41 020 руб., в организациях, ведущих образовательную деятельность - 34 915 руб. (Московская правда, № 109 от 28 мая 2012 г.).

Можно сколько угодно говорить о радениях государства, направленных на повышение качества образования, изыскивать разнообразные способы оптимизации процесса обучения, но простейший анализ финансирования по отраслям показывает, что образование российских граждан не входит в число приоритетных задач государства. Более того, образование рассматривается как наиболее затратная статья расходов в госбюджете, не приносящая быстрых доходов. Неудивительно, что ни один российский вуз не вошел в пятерку ведущих в мире.

Государство откровенно заявляет, что сегодня требуется очень небольшое количество специалистов с высшим образованием, довольно много так называемых техников (бакалавров) и огромное количество неквалифицированного обслуживающего персонала. То есть образование перестает быть традиционным уважаемым и общепринятым во всем цивилизованным мире способом повысить свой общественный статус - перестает быть «социальным лифтом».

На этом неутешительном общем фоне обсуждение конкретно экологического образования представляется несколько наивным.

Но игнорирование данного направления в системе высшей школы обусловливается и другими причинами. Главная из них - это то,

что в сырьевой стране, потерявшей статус ведущей промышленной державы, не имеющей конкурентоспособной промышленности, забота о сохранении природы рассматривается как явление не только ненужное, но и просто вредное. «^Бизнесу выгодна нынешняя система. Платежи и штрафы за загрязнение смехотворны, лучше заплатить за выявленные случайной проверкой нарушения, чем сокращать нагрузку» - сетуют в Росприроднадзоре. В РСПП же указывают на коррупционную составляющую деятельности контролеров в 100 млрд руб. в год, а невыполнение законов объясняют «чрезмерной ригористичностью законодательства» (Коммерсантъ № 91 от 23 мая 2012). Страна с сырьевой экономикой, в которой охрана окружающей среды всего лишь декларируется, не заинтересована в подготовке высококлассных специалистов-экологов.

Сказанное наглядно иллюстрируется следующими примерами.

При крайней злободневности экологических проблем и огромном количестве российских вузов (744) всего 21 (2,82 %) имеют экологические или инженерно-экологические факультеты. Количество технических вузов, организовавших подобные факультеты, несколько выше: 10 из 238, т.е. 8,82 %. При этом отсутствуют общепринятые обоснованные программы экологической подготовки. Каждое учебное заведение по-своему понимает структуру экологических знаний и навыков студентов. Если рассмотреть состав имеющихся экологических факультетов, можно отметить, что на половине из них отсутствуют кафедры, связанные с экологией или экологической безопасностью. Например, в Казанском государственном архитектурно-строительном университете на факультете инженерных систем и экологии имеются кафедры: Водоснабжения и водоотведения; Теплогазоснабжения и вентиляции; Теплоэнергетики; Автоматики и электротехники; Профессионального обучения и педагогики. Такое же положение в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете. Факультет называется Инженерно-экологический и включает кафедры Гидротехнических сооружений и гидравлики; Теплогазоснабжения и вентиля-

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПРАВО

ции; Водоснабжения и водоотведения. Название факультета, в котором присутствует слово экология или его производные чаще всего формальное и не отражает ситуацию в целом. Примеры можно продолжить, но тенденция очевидна и однозначна.

Ранее разрабатывались целевые экологические программы, направленные, в частности, на снижение политической напряженности в стране. В конце 80-х годов прошлого столетия были подготовлены концепция и программа развития образования и подготовки кадров в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 г.; в 1997 г. по инициативе Госкомэкологии была принята Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России», рассчитанная на период до 2010 г. Теперь подобные программы упразднены, поскольку всё происходящее в сфере использования природных ресурсов уже нельзя обосновать никакими соображениями, кроме получения быстрой прибыли.

Десятилетие реформ стало серьезным испытанием для морально-нравственных устоев российского общества. После того, как государство сложило с себя большинство функций, роль идеологического наставника и даже показало пример в пользу отказа от лишнего груза этических обременений, игнорирование традиционных моральных предписаний стало в ряде случаев экономически и социально выгодным. Особенно ярко это проявляется в области экологических проблем. Срубить дерево, уничтожить муравейник, подстрелить птицу - это же не особо тяжкое преступление и даже не преступление вовсе. Недавно один высокий полицейский чин ратовал за исключение из Уголовного кодекса РФ составы экологических преступлений, не признавая за ними такого признака, как общественная опасность.

Что же мы имеем в результате? Застройка частными коттеджами и многоквартирными домами ранее неприкосновенной территории Лосиного острова, долгое время являвшегося резерватом чистого воздуха для Московского региона и столицы; застройка

водоохранных зон с открытым выпуском стоков в водоемы в нарушение всех санитарных норм; уничтожение (под маркой благоустройства) особо охраняемых природных территорий в пределах города. И это в столице, где сосредоточены все федеральные органы надзора и контроля. В регионах положение еще более удручающее.

Идея высшего менеджмента государства о переносе трудпроцесса и проживания элиты в более комфортные по сравнению с Москвой условия обсуждалась довольно давно. Многие предполагали, что планируется перевод административной столицы страны в Сочи - иначе к чему эти грандиозные строительные проекты; ведь не для одноразового же использования. Однако теперь известно, что для чиновников город будет в наиболее сохранившихся южных районах Московской области - что, впрочем, не исключает и сочинский вариант.

Не-элита останется в загазованной, переполненной автомобилями старой Москве с ее устаревшими инженерными коммуникациями и непроезжими дорогами.

Более 100 лет назад, когда промышленная индустрия только начинала развиваться, рост городов не превзошел все разумные пределы и еще не появились экологические проблемы в их современной остроте, известный французский энтомолог Ж.А. Фабр предсказал: «Человек погибнет, убитый непомерным ростом того, что он называет цивилизацией».

Сейчас мы вплотную подошли к этой

черте.

Надо отметить, что и вся мировая экономика работает в природный кредит, потребляя на 50 % больше биоресурсов, чем могла себе позволить, ставя задачу сбалансированного развития. К такому выводу пришел Всемирный фонд дикой природы (WWF) совместно с Лондонским зоологическим обществом и «Всемирной сетью по экологическому следу» в докладе «Живая планета-2012», приуроченном к июньской конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» в Рио-де-Жанейро. Ожидается, что на ней главы госу-дарств-участников и правительств попытаются договориться о совместных действиях

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

121

ПРАВО

по продвижению зеленой экономики и дальнейших мерах борьбы с бедностью и истощением природных ресурсов. К несчастью, решения ставших традиционными конференций в Рио-де-Жанейро имеют всего лишь рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

Об этом остается только сожалеть, поскольку, как известно, международные правовые акты имеют приоритет перед внутригосударственными. А у российского государства, несмотря на то, что в число его функций входит и экологическая, отсутствует целостная политика по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Экологическое законодательство непрозрачно и противоречиво. Огромное количество ведомственных подзаконных актов не имеют связи с федеральными законами. Из-за противоречий в законодательстве большинство природоохранных исков либо не принимается к рассмотрению, либо заведомо обречено на отказ в удовлетворении. Принятый Госдумой в 2011 г. в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области охраны окружающей среды», известный как ТНОС, грешит теми же недостатками.

Крепнет убеждение: никому не нужна четкость нормативных актов, не требуется никакой ясности законодательства, чтобы удобней было ловить рыбку в мутной воде. Поэтому вузам не выгодно готовить специалистов в области экологии и экологического права. Есть ли перспектива развивать экологическое образование в подобных условиях? Востребовано ли оно жизнью? Зачем учить (и учиться) тому, что никогда не принесет прибыли, а будет лишним обременением. Но образование - не служанка экономики, в чем пытаются убедить нас в последнее время; образование - это процесс воспитания человека, формирования его мировоззренческих концепций, общей культуры. Годы учебы - это годы накопления интеллектуального потенциала, который будет питать творческие потребности личности всю сознательную жизнь и стимулировать обретение новых знаний.

Мир мыслится не только пространством рынка. Нельзя приспосабливать образование к скверному уровню развития сегодняшней российской промышленности и искусственно снижаемому уровню культуры. Если пойти по этому пути, в будущем образуется огромный пласт людей, которым культура, как и природа, будут вовсе не нужны. У Олдоса Хаксли в его антиутопии «Дивный новый мир» любить природу дозволялось лишь представителям высших каст, поскольку удовольствие, за которое не надо платить, не должно быть доступно всем. Низшим же кастам разрешалась только любовь к увеселениям на природе.

После обзора неутешительного состояния экологического образования возникает традиционный для россиянина вопрос: что делать? Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию В.Бурматов предложил в качестве спасительных мер для системы высшего образования в целом - образовательный кредит и целевой прием. На наш взгляд, необходимое условие возрождения экологического образования -это восстановление действенного федерального министерства охраны окружающей среды. Оно будет отвечать за геополитику в этой сфере, обеспечение экологической безопасности (у МЧС последнее время это не очень получается), экологический контроль, экологический надзор, экологическую экспертизу (которую тоже необходимо восстановить), экологическое образование и пр. Тогда станет очевидным, какое огромное количество специалистов в различных областях экологии требуется для работающей системы охраны окружающей среды и рационального природопользования, для экологической модернизации предприятий. Будут востребованы и образовательный кредит, и целевой прием, и, наконец, государство обнаружит, какое множество его граждан готово принять участие в благородном деле охраны и восстановления искалеченной за годы реформ природы.

Библиографический список

1. Московская правда. № 109 от 28.05.2012.

2. Коммерсант. № 91 от 23.05.2012.

3. Экология и право. № 46, 2012/2.

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.