УДК 75.07.04
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЦВЕТОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
САДРИТДИНОВА ГУЗАЛЬ АЙРАТОВНА
Магистрант, Казахский Национальный педагогический университет имени. Абая. спец.
Живопись. Казахстан, Алматы
Аннотация. Статья посвящена анализу художественных течений в Казахстане, с акцентом на сформировавшийся уникальный стиль и характерные цветовые решения, используемые современными Казахстанскими художниками. Актуальность исследования обусловлена быстрыми изменениями в казахстанском искусстве, отражающими культурные и социальные трансформации страны. В рамках работы были рассмотрены ключевые стили, включая соцреализм, импрессионизм и авангардизм, а также их влияние на формирование уникальной художественной идентичности. Исследование основано на визуальном анализе произведений современных казахстанских художников, а также на беседах с представителями арт-сообщества. Выявлены характерные цветовые палитры, используемые в живописи, и их взаимосвязь с работами художников прошлого. Результаты показывают, как цвет и форма в современном искусстве служат не только эстетическим целям, но и являются важными средствами выражения культурной самобытности.
Ключевые слова: Современная казахстанская живопись, колорит, цветовая палитра, современные техники, изобразительное искусство
Современная казахстанская живопись представляет собой уникальное явление, в котором переплетаются традиционные культурные корни и современные художественные тенденции. Казахстан, находясь на пересечении Европы и Азии, стал местом, где встречаются различные культурные влияния, что отражается в разнообразии художественных стилей и техник. Колорит работ художников Казахстана всегда выделялся теплыми цветами и насыщенностью. Основным фактором, влияющим на это, является сама территория Казахстана. Цветовосприятие людей, живущих в разных географических точках, является различным. Этому свидетельствует иисследование Виктории Финлей «Цвет: Природная история палитры» [1] оно подтвердило, что восприятие цвета зависит от физиологических особенностей человеческого глаза и их распределение в сетчатке. Это влияет на то, как зрители воспринимают цветовые комбинации в живописи. Автор этого исследования подчеркивает, как цвета влияли на искусство и его особенности в разные периоды истории и в разных регионах. Эта концепция иллюстрирует, что цвет — это не просто визуальный опыт, а богатая ткань, сотканная из истории, культуры, науки и личных рассказов. Это даёт основание полагать, что цветовосприятие Казахстанских живописцев сформировалось благодаря культурным и географическим особенностям нашего региона.
Со времен обретения независимости в нашей стране наблюдается активное развитие новых направлений искусства, что связано со стремлением к самовыражению и поиском новой идентичности в условиях глобализации и быстрого социального изменения. Актуальность исследования современных художественных течений в Казахстане обусловлена не только интересом к отечественным талантам, но и важностью понимания того, как национальное изобразительное искусство адаптируется и трансформируется под влиянием мировых тенденций. В этом контексте живопись становится не только средством самовыражения, но и инструментом, позволяющим художникам обращаться к вопросам идентичности и культурного наследия. Повествуя на ново сформированном живописном языке, художники создают современную историю изобразительного искусства страны.
Стоит отметить, что современная казахстанская живопись, базируясь на созданном в 60е годы фундаменте возводит свою, уникальную школу. В ней встречаются веяния различных стилей в сочетании с современными технологиями. Изобразительное искусство в современном понимании не вступает в конфронтацию с инновациями, а наоборот интегрируется в технологии. (рис 1.) Иллюстрации цифровых художников все чаще становятся наполнены национальными сюжетами, в которых можно отследить манеры и приемы, использованные Казахстанскими «шестидесятниками». Ш.С. Турганбаева и В.А. Сидоров говоря о колорите [1] отмечают, что «Отражая историю, ментальные колористические особенности, специфику образного мышления, эта невидимая связь емко и глубоко выражает суть национального своеобразия, художественно-эстетических предпочтений казахского народа являя собой одну из форм художественного самовыражения этноса.» В связи с этим, проводя сравнительный иконологический анализ работ современных иллюстраторов и живописных работ таких художников как Шаймардан Сариев, Салихитдин Айтбаев и Абдрашит Сыдыханов, можно отметить то, что иллюстраторы во многом сохраняют некоторые стилистические особенности построения фигур, палитру теплых цветов, а также изображают национальные узоры, и присущие Казахстану пейзажи и юрты в фоновых элементах. (рис.2)
Рисунок 1. Иллюстратор Канал Роза. Изображение опубликовано @_rosieee_
Рисунок 2. Сариев Шаймардан, «Кыз - Жибек» (1984 г., х., м., 150x21) В то время как иллюстрация во многом вбирает в себя технические особенности творчества шестидесятников, нынешняя традиционная живопись ставит больший акцент на эмоциональном составляющем, вдохновляясь цветовой палитрой художников прошлого, но усиливая ее звучание более открытыми цветами.
Ярким примером могут служить цветовые особенности современных пейзажистов, можно сказать, что большинство из них работают в достаточно импрессионистской манере, часто прибегая к использованию комплементарных цветовых сочетаний.
Один из художников, прекрасно характеризующих современное живописное искусство -Алматинский пейзажист Алексей Федорович Уткин. Манера письма этого живописца
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
сформировалась под влиянием уникального городского колорита. Переменчивую Алматинскую погоду художник часто передает комплементарными цветовыми сочетаниями, позволяющими создавать на холсте эмоции, знакомые каждому горожанину. (рис.3) По словам художника он каждый раз пытается открывать для себя что-то новое, познавая разные грани и способы реализации идеи на холсте. «Я как-то покупал разбавитель для красок, но мне дали вместо него другой состав, который я ранее не применял, краска начала кататься по холсту, но я решил продолжить и посмотреть, что из этого получится. Так родилась одна из работ», -поведал А. Ф. Уткин, об одной из своих работ выставленной на выставке «Я и Алматы - город, забравший сердце». Изучая работы живописца, можно отметить, что, периодически используя в творческом процессе современные цифровые устройства (рис.4) А.Ф. Уткин создаёт эскизы и наброски, в которых зачастую важную роль выполняет именно цветовое решение, созданное при помощи линии, а тон и форма являются второстепенными. Многие из этих цифровых эскизов автор впоследствии реализует на холсте, создавая живописное произведение при помощи акриловой краски. Акрил, являясь краской с активной цветопередачей помогает живописцу добиться звонкости цвета в своих работах.
Рисунок 3. А. Ф. Уткин. Живопись, х., м. 2023г.
Рисунок 4. А. Ф. Уткин. Цифровой Набросок. 2024г.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Передача эмоционального составляющего через подобные цветовые приёмы является важнейшей характеристикой Казахстанской живописи. Говоря о роли цвета в передачи эмоциональной глубины, стоит рассмотреть работы одного из значимых живописцев Казахстанской современности Килибаева Нурлана Аталыковича. Яркий представитель современного казахстанского искусства, он экспериментирует с цветами, сочетая традиционные казахские мотивы с современными живописными приемами. (рис.5) Его работы часто наполнены насыщенными, но не перегруженными цветами, которые привлекают внимание и создают визуальную гармонию. Н. А. Килибаев использует цвет для усиления
эмоционального воздействия на зрителя. Как отмечает в беседе сам Н.А.Килибаев, палитра подобна закулисью театра, где происходит главное действие. В его картинах можно заметить, как теплые землистые оттенки соседствуют с яркими акцентами, символизируя диалог между прошлым и настоящим. Один из ключевых приемов художника — игра на контрастах. В его полотнах яркие цвета сталкиваются с более приглушенными оттенками, что создает глубину и многослойность. Например, Н.А. Килибаев часто использует золотистые тона, которые отсылают к символике солнца и земли в казахской культуре, символизируя жизненную силу и мудрость. В его работах также прослеживается влияние восточной философии, где цвета становятся метафорами для передачи духовных связей. Характерной для казахстанской живописи является и сюжетная составляющая работ художника. В сочетании с детализированно прописанными элементами и национальными узорами присущий историческому Казахстану, колорит раскрывается и формирует уникальность и узнаваемость живописных работ.
Рисунок 4. Н. А. Килибаев 300*200 х.,м. 2023г
Рассматривая картины современного периода, мы сталкиваемся с визуальными парадоксами, которые очень трудно словесно интерпретировать. Плоскость и пространство, форма и хаос, цвет и бесцветность, предмет и беспредметность - смотрящему едва удалось утвердиться на нескольких позициях, как следующий момент созерцания уже опровергает их одну за другой, вызывая известный внутренний дискомфорт. Так происходит до тех пор, пока мы не догадываемся, что одной из главных составляющих живописи сегодняшнего дня является время. В отличие от объективной картины за нашим окном, в «окне» живописного холста мы видим психическое пространство - пространство, вобравшее в себя время субъективного переживания художника. [3]
Современная казахстанская живопись представляет собой сложный, многослойный культурный феномен, который ускользает от четкой классификации. Однако можно отметить,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
что художники часто обращаются к цвету как к одному из важнейших средств выражения. Яркие, открытые палитры не просто служат визуальной экспрессией, но становятся символом динамики, жизни и пространственных величий. В работах многих авторов прослеживается влияние импрессионизма, выраженное в цветовых решениях, это можно рассматривать как инструмент передачи изменчивости света, воздушности и эмоционального состояния. Однако казахстанская живопись идёт дальше, соединяя это наследие с собственным культурным кодом.
Художники Казахстана используют цвет не только для того, чтобы запечатлеть внешнюю реальность, но и для того, чтобы погружаться в глубины национального самосознания и исторической памяти. Эти открытые цветовые решения резонируют с духом степей, передают ощущение бескрайности и свободы, которые лежат в основе казахской ментальности. Цвет становится не просто визуальной характеристикой, а метафизическим элементом, с помощью которого художники исследуют национальную идентичность. Цвет, являясь доминантом в современной Казахстанской живописи берет на себя роль основной повествовательной силы. Тон чаще второстепенен, однако главенствует над формой, создавая ее достаточно рублено. Казахстанская живопись редко гонится за слепым копированием действительности, позволяя главенствовать метафорам и образам. Прекрасно этот прием демонстрирует в своих работах современный казахстанский живописец Алмас Нургожаев.
А. Нургожаев принадлежит к самому молодому поколению художников, его творческий путь начался в 2010-годы. Он открыт всем новым направлениям и течениям и готов сам сказать новое слово в искусстве. Произведения художника - это особое художественное пространство, в котором находят отражение его внутренний мир, его раздумья, его душевные переживания.[4] Используя цвет в своих работах, он решает композицию, тоном создаёт форму, а при помощи перспективы усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. А. Нургожаев в своих живописных произведениях стремится к монументальности композиции, сознательно отказываясь от детализации. Он достигает общего, сохраняя дистанцию между собой и холстом, т.е. художник стремится больше к философскому осмыслению, чем к внешнему бытовому описанию. Примером тому могут служить композиции автора «Пробуждение», «Парение», «Диалог», «Перед согласием», «С небес», «Пост», «Разговор по душам». Для автора важно главный образ представить всегда крупным планом. Создается впечатление, что предметам и фигурам на плоскости холста становится тесно. [4]
Рисунок 4. А. Нургожаев «Новая мелодия» х., м. 2018г
Казахстанская живопись выделяется своей способностью сочетать исторические
традиции и современные течения. В то время как многие художники за пределами Казахстана
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
ориентируются на устоявшиеся стили, казахстанские художники активно экспериментируют с формами и цветами.
Цветовая гармония, в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность, где отмечено также, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности. [3]
Для казахстанских искусствоведов проблема национального восприятия цвета в живописи остро обозначилась несколько лет назад. Семантика колорита Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст 87 Инновационные технологии в высшей школе казахских художников советского пери ода - предмет, изученный в достаточной степени, хотя каждое новое исследование способно открывать новые грани. Но современный художественный язык, в частности, живописный, представляет собой большой интерес не только как художественное явление, но как своеобразная культурный индикатор. [5]
Говоря о форме, стоит отметить одного из современных казахстанских художников -Евгения Анатольевича Фридлина. Павлодарский художник воспевает цвет через геометричность построения в своих работах. Увидеть эту неповторимую цветовую гармонию можно в серии его работ «Крыши и дворы», а также в серии «Восток». Цитируя самого художника, можно охарактеризовать видение казахстанских живописцев «Мы пишем цвет и свет, а не конкретный забор» Е. А Фридлин часто прибегает к ярким, насыщенным цветам и экспериментирует с различными стилистическими подходами. Его выставки пользуются популярностью как в Казахстане, так и за рубежом, особенно среди европейских коллекционеров. Это объясняется его интересом к импрессионизму, который продолжает сохранять актуальность на международной арт-сцене. Его искусство также отражает личную привязанность к исторической Алмате, которую он изображает в разных состояниях — от тепла и уюта до разрушающейся красоты старых зданий.(рис.б) Выставки Е.А. Фридлина, такие как "Разное" и "Геометрия цвета", демонстрируют не только его техническое мастерство, но и способность находить новые формы выражения, что делает его одним из наиболее ярких современных казахстанских художников.
Рисунок 6. Е. Фридлин. Осенний парк х., м. 60*80 2020г.
Одним из характерных приемов казахстанских живописцев является то, что большинство из них работают в технике Алла-прима и достаточно редко прибегают к длительным лессированным работам. Данная техника позволяет художникам сохранять открытость цвета, его чистоту и звонкость. Цвет в свою очередь, казахстанском искусстве выполняет важную
роль, служа не только для эстетического оформления, но и для передачи эмоций и идей. Яркие и насыщенные цвета часто используются для создания динамики и акцентов, в то время как более спокойные и пастельные оттенки создают атмосферу умиротворения и глубины. Цветовые решения становятся отражением культурных и природных особенностей региона.
Таким образом можно заключить, что современное искусство Казахстана является уникальным и многообразным явлением, в котором цвет выступает в качестве одного из главных элементов, определяющих выразительность и эмоциональную насыщенность произведений. Казахстанские художники часто прибегают к использованию чистых и насыщенных оттенков, что позволяет им создавать яркие и запоминающиеся визуальные образы. Эти оттенки не только привлекают внимание зрителей, но и передают глубокие чувства, которые становятся понятными и близкими многим.
Вдохновение, полученное от художников шестидесятников, стало важным аспектом творческого процесса для многих современных казахстанских художников. Это влияние проявляется не только в выборе цветовой палитры, но и в темах, которые исследуются в их работах. Художники этой эпохи оставили значительное наследие, которое продолжает оказывать воздействие на новые поколения творцов. Однако современная живопись Казахстана не поддается четким критериям и классификациям. Вместо этого она развивается своим собственным путем, сочетая традиционные элементы и современные техники.
В результате, казахстанское искусство формирует уникальную художественную идентичность, которая отражает многообразие культурных влияний и стремление к самовыражению. Каждое произведение искусства становится отражением внутреннего мира художника и его восприятия окружающей действительности. Этот динамичный процесс создает богатую палитру художественных выражений, открывая новые горизонты для восприятия и интерпретации.
Казахстанская живопись представляет собой не только визуально-эстетичные образы, но и важный культурный и социальный пласт, который продолжает развиваться и адаптироваться к современным реалиям. Формирование современного искусства — длительный и многогранный процесс, в ходе которого происходит взаимодействие различных культурных и исторических контекстов. Каждый новый стиль и направление, возникающие в казахстанском искусстве, становятся результатом сложных внутренних и внешних факторов, что делает его динамичным и многослойным. Этот процесс не является односторонним; он включает в себя диалог между прошлым и настоящим, художниками и зрителями, а также культурными традициями и современными тенденциями. В конечном итоге, этот уникальный путь создает пространство для самовыражения и креативности, что делает казахстанское искусство значимым как на местном, так и на международном уровнях. Процесс формирования художественной идентичности продолжается, открывая новые горизонты для интерпретации и восприятия, и оставляя заметный след в мировой культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Color: A Natural History of the Palette Victoria Finlay. 464 pages • first pub 2003
2. К вопросу развития колорита народного искусства в современных условиях. ISSN 19915497. Мир науки, культуры, образования. № 5 (30) 2011 / Ш.С. Турганбаева и В.А. Сидоров
3. Зайцев А. Цвет и изображение. - «Искусство». - 1970. - № 3. - С. 45.
4. 2009-2024 Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева https://gmirk.kz/ дата обращения 17.10.2024
5. Т.М. Кожагулов. Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст -2017.- С. 93