Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 9 (78) Том 4. СЕНТЯБРЬ 2024 г. УДК 37
Сафронова О.В.
учитель истории и обществознания Школа при Посольстве России в Мексике (г. Мехико, Мексика)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Аннотация: в данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения хронологии в школе, формы и методы изучения хронологии из опыта работы учителя.
Ключевые слова: век, таймлайн, скрипт, хронологическая таблица.
Изучение хронологии на уроках истории имеет очень большое значение, так как помогает устанавливать ход событий, их причины и следствия. Лишь изучив хронологические рамки событий можно определить их причинно-следственные связи с предшествующими и последующими событиями. На уроках истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даты основных событий, явлений, процессов, без которых изучение истории невозможно.
Подробное знакомство с хронологией начинается на уроках истории в 5 классе при изучении темы «Счет лет в истории», учащиеся знакомятся с понятиями столетие, век, тысячелетие. Изучая новый материал важно фиксировать внимание учащихся на новых датах. Записать дату на доске, показать на экране, а если дата важна для запоминания, то необходимо вернуться к ней во время повторения и закрепления изученного материала.
Новую изученную дату всегда соотносить с уже изученными событиями. Например, с помощью таких заданий: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет правил тот или иной исторический деятель?» и т.д.
Важно научить школьников самостоятельно датировать факт, отталкиваясь от изученной даты. Например: «Прошло 2 года после Куликовской битвы», учащиеся могут сами определить, о каком времени идет речь.
Уже в 5 классе, после того как учащиеся овладели понятием «век», нужно давать им задания на соотнесение изучаемых дат с веком или его частью (учащиеся должны уметь определять «начало», «конец», «середина века», «первая половина века», «четверть века»).
Можно соотносить дату с рисунком, это облегчит запоминание, особенно в 5-6 классах. Это может быть простой символ, который ребенку несложно изобразить (скрещенные мечи, фигуры ...)
В каждом классе можно вести исторический календарь, записывая на обычном календаре (или сделав его всем классом) изучаемые события. И в конце года на таком календаре будут отмечены все изученные даты.
При изучении хронологии можно использовать хронологическое домино и в начале урока 2-3 минуты в виде игры повторять даты. В старших классах можно составлять логические цепочки дат. Например, учитель называет три даты первых русско-турецких войн и просит завершить их датой 19 века. Умение составлять логические цепочки учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю три, четыре, пять...», а также игры «Один лишний»
После того как будут накоплены определенные знания хронологических фактов, можно давать задания на восстановление последовательности исторических событий. Учитель диктует события вне правильной последовательности, а ученики, вспоминая их даты, расставляют в правильной хронологической последовательности. Например, битва на Калке, Ледовое побоище, стояние на реке Угре и т.д.
В течении года можно вести хронологические таблицы, сопоставляя события истории России и Всемирной истории.
Простой, но эффективный способ работы по запоминанию дат — использование карточек. На карточках ученики пишут даты определенной темы
или раздела. Учитель просит поднять карточку с датой названного им события (например, отмены крепостного права - 1861 год).
Еще одна интересная форма работы - с линией времени (таймлайн). Это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Она помогает формировать у учащихся системный взгляд на исторические события творчески, развивая фантазию. Линии времени можно делать по-разному: самостоятельно в тетради, распечатывать шаблонами (их может готовить учитель, а могут дети выбирать самостоятельно), использовать интерактивные сервисы. Таймлайн можно использовать для итогового обобщение по теме или разделу на уроке, выдать в качестве домашнего задание, и конечно, обобщать и повторять хронологию при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Эта форма работы может быть творческой и наглядной, так как даты можно сопровождать рисунками, портретами исторических деятелей, биографическими данными.
На уроках истории можно использовать скрипты. Это краткое изречение изученного материала, оформленного в таблице, схеме с наводящими картинками-подсказками. В конце урока, учащиеся заполняют скрипт по пройденной теме, особое внимание обращая на изученные даты.
Таким образом, все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии, делать изучение истории легче, доступнее и интереснее. Но выбор учителем приемов и форм изучения хронологии должен быть связан с возрастными особенностями школьников, а также с целесообразностью их использования на том или ином уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014;
2. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. - М.: Просвещение, 2016;
3. М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014
Safronova O.V.
teacher of history and social studies Russian Embassy School in Mexico (Mexico City, Mexico)
MODERN METHODS OF STUDYING CHRONOLOGY AT SCHOOL
Abstract: in this paper, issues related to the study of chronology at school, forms and methods of studying chronology from the teacher's work experience were considered.
Keywords: century, timeline, script, chronological table.