Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
век / таймлайн / скрипт / хронологическая таблица / century / timeline / script / chronological table

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова О.В.

В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения хронологии в школе, формы и методы изучения хронологии из опыта работы учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF STUDYING CHRONOLOGY AT SCHOOL

In this paper, issues related to the study of chronology at school, forms and methods of studying chronology from the teacher's work experience were considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 9 (78) Том 4. СЕНТЯБРЬ 2024 г. УДК 37

Сафронова О.В.

учитель истории и обществознания Школа при Посольстве России в Мексике (г. Мехико, Мексика)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация: в данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения хронологии в школе, формы и методы изучения хронологии из опыта работы учителя.

Ключевые слова: век, таймлайн, скрипт, хронологическая таблица.

Изучение хронологии на уроках истории имеет очень большое значение, так как помогает устанавливать ход событий, их причины и следствия. Лишь изучив хронологические рамки событий можно определить их причинно-следственные связи с предшествующими и последующими событиями. На уроках истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даты основных событий, явлений, процессов, без которых изучение истории невозможно.

Подробное знакомство с хронологией начинается на уроках истории в 5 классе при изучении темы «Счет лет в истории», учащиеся знакомятся с понятиями столетие, век, тысячелетие. Изучая новый материал важно фиксировать внимание учащихся на новых датах. Записать дату на доске, показать на экране, а если дата важна для запоминания, то необходимо вернуться к ней во время повторения и закрепления изученного материала.

Новую изученную дату всегда соотносить с уже изученными событиями. Например, с помощью таких заданий: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет правил тот или иной исторический деятель?» и т.д.

Важно научить школьников самостоятельно датировать факт, отталкиваясь от изученной даты. Например: «Прошло 2 года после Куликовской битвы», учащиеся могут сами определить, о каком времени идет речь.

Уже в 5 классе, после того как учащиеся овладели понятием «век», нужно давать им задания на соотнесение изучаемых дат с веком или его частью (учащиеся должны уметь определять «начало», «конец», «середина века», «первая половина века», «четверть века»).

Можно соотносить дату с рисунком, это облегчит запоминание, особенно в 5-6 классах. Это может быть простой символ, который ребенку несложно изобразить (скрещенные мечи, фигуры ...)

В каждом классе можно вести исторический календарь, записывая на обычном календаре (или сделав его всем классом) изучаемые события. И в конце года на таком календаре будут отмечены все изученные даты.

При изучении хронологии можно использовать хронологическое домино и в начале урока 2-3 минуты в виде игры повторять даты. В старших классах можно составлять логические цепочки дат. Например, учитель называет три даты первых русско-турецких войн и просит завершить их датой 19 века. Умение составлять логические цепочки учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю три, четыре, пять...», а также игры «Один лишний»

После того как будут накоплены определенные знания хронологических фактов, можно давать задания на восстановление последовательности исторических событий. Учитель диктует события вне правильной последовательности, а ученики, вспоминая их даты, расставляют в правильной хронологической последовательности. Например, битва на Калке, Ледовое побоище, стояние на реке Угре и т.д.

В течении года можно вести хронологические таблицы, сопоставляя события истории России и Всемирной истории.

Простой, но эффективный способ работы по запоминанию дат — использование карточек. На карточках ученики пишут даты определенной темы

или раздела. Учитель просит поднять карточку с датой названного им события (например, отмены крепостного права - 1861 год).

Еще одна интересная форма работы - с линией времени (таймлайн). Это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Она помогает формировать у учащихся системный взгляд на исторические события творчески, развивая фантазию. Линии времени можно делать по-разному: самостоятельно в тетради, распечатывать шаблонами (их может готовить учитель, а могут дети выбирать самостоятельно), использовать интерактивные сервисы. Таймлайн можно использовать для итогового обобщение по теме или разделу на уроке, выдать в качестве домашнего задание, и конечно, обобщать и повторять хронологию при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Эта форма работы может быть творческой и наглядной, так как даты можно сопровождать рисунками, портретами исторических деятелей, биографическими данными.

На уроках истории можно использовать скрипты. Это краткое изречение изученного материала, оформленного в таблице, схеме с наводящими картинками-подсказками. В конце урока, учащиеся заполняют скрипт по пройденной теме, особое внимание обращая на изученные даты.

Таким образом, все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии, делать изучение истории легче, доступнее и интереснее. Но выбор учителем приемов и форм изучения хронологии должен быть связан с возрастными особенностями школьников, а также с целесообразностью их использования на том или ином уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014;

2. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. - М.: Просвещение, 2016;

3. М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014

Safronova O.V.

teacher of history and social studies Russian Embassy School in Mexico (Mexico City, Mexico)

MODERN METHODS OF STUDYING CHRONOLOGY AT SCHOOL

Abstract: in this paper, issues related to the study of chronology at school, forms and methods of studying chronology from the teacher's work experience were considered.

Keywords: century, timeline, script, chronological table.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.