Научная статья на тему 'Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы'

Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1789
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ / ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / ПРИНЦИПЫ СУДОХОДСТВА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котова Мария Витальевна

Задача исследование проблемы связанной с развитием единой судоходной системы внутренних водных путей и разработкой нового международного правового режима судоходства на международных реках Европы. Модель/методология правовой анализ Мангеймской Конвенции о судоходстве по Рейну 1868 года и в Белградской конвенции 1948 года о режиме судоходства на Дунае. Выводы в статье анализируется отсутствие на сегодняшний день в международном праве зафиксированных в международно-правовых документах принципов правового регулирования судоходства на международных реках. Оригинальность/ценность формулирование основных принципов правового регулирования судоходства на международных реках Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern principles of legal regulation of navigation on the international rivers of Europe

The main object the research of a problem connected with the development of the uniform navigable system of internal waterways and the development of a new international legal regime of navigation on the international rivers of Europe. Legal method the legal analysis of the Convention regarding the regime of navigation on the Danube 1948 and revised convention for Rhine navigation 1868. Conclusion there are no principles of legal regulation of navigation on the international rivers which recorded in international legal documents. Originality/value a formulation of the basic principles of legal regulation of navigation on the international rivers of Europe.

Текст научной работы на тему «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы»

10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10); КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.07)

10.1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУДОХОДСТВА НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕКАХ ЕВРОПЫ

Котова Мария Витальевна, аспирант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: ma-ria7kotova@gmail.com

Аннотация

Задача - исследование проблемы связанной с развитием единой судоходной системы внутренних водных путей и разработкой нового международного правового режима судоходства на международных реках Европы.

Модель/методология - правовой анализ Мангейм-ской Конвенции о судоходстве по Рейну 1868 года и в Белградской конвенции 1948 года о режиме судоходства на Дунае.

Выводы - в статье анализируется отсутствие на сегодняшний день в международном праве зафиксированных в международно-правовых документах принципов правового регулирования судоходства на международных реках.

Оригинальность/ценность - формулирование основных принципов правового регулирования судоходства на международных реках Европы.

Ключевые слова: международное право, международные реки, внутренние водные пути, принципы судоходства, правовой режим судоходства.

THE MODERN PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF NAVIGATION ON THE INTERNATIONAL RIVERS OF EUROPE

Kotova Maria Vitalevna, postgraduate student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International Law chair. E-mail: maria7kotova@gmail.com

Annotation: The main object - the research of a problem connected with the development of the uniform navigable system of internal waterways and the development of a new international legal regime of navigation on the international rivers of Europe. Legal method - the legal analysis of the Convention regarding the regime of navigation on the Danube 1948 and revised convention for Rhine navigation 1868. Conclusion - there are no principles of legal regulation of navigation on the international rivers which recorded in international legal documents. Originality/value - a formulation of the basic principles of legal regulation of navigation on the international rivers of Europe. Keywords: international law, international rivers, internal waterways, principles of navigation, legal regime of navigation.

Внутренние водные пути Европы являются важнейшей частью инфраструктуры европейских государств, обеспечивающей транспортные связи европейских государств друг с другом, а также экспортно-импортные

перевозки в прямом водном сообщение в порты стран не только Европы, но и Азии.

В настоящее время в Европе развивается единая судоходная система внутренних водных путей.

С технической точки зрения единая европейская судоходная система будет представлять собой сеть взаимосвязанных естественных и искусственных водных путей, позволяющую судам внутреннего плавания осуществлять трансъевропейское судоходство с переходом из одного речного бассейна в другой [ 6, с. 130].

В этой связи задача разработки нового международного правового режима судоходства на международных реках Европы становится все более актуальной.

Приоритетным направлением в этой сфере является сотрудничество приречных и неприречных государств в решении вопросов связанных с унификацией и обеспечением взаимного признания основных нормативных документов, необходимых для осуществления судоходства на международных реках, в том числе на Рейне и Дунае.

Для эффективного взаимодействия государств друг с другом в этой сфере деятельности необходимо применение ими единых принципов правового регулирования судоходства на международных реках.

Так, профессор Гуцуляк В. Н. говорит о том, что общими международно-правовыми основами регулирования режима международных рек должны служить принципы суверенного равенства сторон, взаимной выгоды, всестороннего учета взаимных интересов в использовании вод реки [8, с. 460].

Вместе с тем необходимо отметить, что процесс развития и кодификации принципов международного права в части, касающейся судоходства по международным рекам Европы, начался с принятия Заключительного акта Венского конгресса 1815 года. До этого времени судоходство по международным рекам, в общем и целом, было единственным видом использования рек, и подвергалось монополистическому регулированию прибрежными государствами.

Заключительный акт Венского конгресса впервые содержал положения, касающиеся вопросов регулирования судоходства на международных реках Европы, в том числе впервые были разработаны и установлены специальные принципы судоходства. Согласно ст. ст. 108-116 Генерального акта:

1. Государства, через территорию которых протекают одна и та же международная река, регулируют вопросы навигации на ней по взаимному согласию;

2. Судоходство на международных реках открыто для всех наций;

3. Полицейские правила должны быть одинаковы для всех наций и благоприятны для торговли;

4. Каждое прибрежное государство должно выполнять работы, необходимые для обеспечения навигации в его части реки;

5. Транзитные налоги отменяются, взимаются только сборы на покрытие расходов по работам, проводимым в интересах общей навигации [7, с. 116].

Таким образом, Заключительным актом Венского конгресса 1815 года были утверждены универсальные

международные нормы регулирующие судоходство по международным рекам. Однако для претворения их в жизнь требовалось заключение особого соглашения прибрежными государствами. Таким соглашением прибрежные государства устанавливали определенный правовой режим судоходства на конкретной международной реке.

Так, часть принципов Заключительного акта Венского конгресса нашла свое отражение в Мангеймской Конвенции о судоходстве по Рейну 1868 года с добавленными позднее дополнительными протоколами, являющейся действующим юридическим документом в настоящее время (далее Мангеймская конвенция 1868 г.), и в Белградской конвенции 1948 года о режиме судоходства на Дунае (далее Белградская конвенция 1948 г.).

Не смотря на то, что и Мангеймская конвенция 1868 г. и Белградская конвенция 1948 г. содержат в своих положениях ряд вышеуказанных принципов, они установили разные правовые режимы судоходства на реках Рейн и Дунай. Кроме того, конвенции установили различные по объему и содержанию полномочия речных комиссий: Рейнской и Дунайской. Это в немалой степени затрудняет эффективное сотрудничество между ними. Каждая речная комиссия вправе самостоятельно решать все вопросы связанные с судоходством на международной реке. Это привело к тому, что на Рейне и Дунае применяются разные правила плавания, технические предписания, установлены разные способы выдачи судовых документов и другое.

До настоящего времени различия в правовых режимах судоходства на этих реках не устранены.

Однако, анализируя положения Мангеймской конвенции 1868 г. и Белградской конвенции 1948 г. можно выделить следующие принципы правового регулирования судоходства на международных реках:

1) общие принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы, которые вытекают из принципов международного права.

К ним относятся:

- Принцип суверенитета прибрежных государств

Каждое прибрежное государство распространяет

свою верховную власть на ту часть международной реки, которая протекает по территории этого государства. Каждое из них, как и собственник всей реки, может, stricto jure, пользоваться ее водами, удовлетворяя ими собственные нужды и нужды своих поданных, и исключать других от этого пользования [4, с. 155].

Другое дело, что такая исключительность допускается не всегда, хотя бы потому, что применение принципа свободы судоходства предусмотрено как в Ман-геймской конвенции 1868 г., так и в Белградской конвенции 1948 г.

Вместе с тем в преамбуле Белградской конвенции 1948 г. прямо установлено, что данная конвенция заключается в соответствии с интересами и суверенными правами придунайских стран.

- Принцип равенства прибрежных и неприбрежных государств.

Судоходство на международных реках должно осуществляться на основе равенства, как прибрежных, так и неприбрежных государствах. Прибрежные государства не должны наносить ущерб правам неприбрежных государств.

Указанный принцип находит свое непосредственное выражение в статье 1 Белградской конвенции 1948 г. где говорится о том, что навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых су-

дов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства [1, вып. 14].

Кроме того, в решение, принятом Апелляционной палатой Центральной комиссии судоходства по Рейну, от 10 февраля 2013 года, также было установлено, что все заинтересованные стороны в судоходстве на Рейне нужно рассматривать одинаково, вне зависимости от различий экономического, социального, политического или иного характера. В результате чего, различные соглашения (например, устанавливающие технические характеристики судна) должны быть оправданны объективными элементами относительно общей безопасности, организованного движения или общего интереса [9].

Таким образом, вместе с Гроцием, Пуфендорфом и Ваттелем необходимо за всеми государствами признать право безвредного пользования и плавания, в котором не может быть безусловно отказано никакому дружественному государству и его подданным, в интересе международных сношений [10, с. 191].

- Принцип сотрудничества прибрежных и неприбрежных государств.

С целью установления нового правового режима судоходства на международных реках Европы прибрежные и неприбрежные государства должны сотрудничать друг с другом. В настоящее время такое сотрудничество осуществляется через Центральную комиссию судоходства по Рейну и Дунайскую комиссию.

Так, Европейская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну в марте 2003 г. заключили Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее систематический обмен информации и регулярные встречи между двумя организациями для координации их деятельности, в том числе решений вопросов связанных с гармонизацией законодательства Европейского Союза и Центральной комиссии судоходства по Рейну и обеспечения их параллельного обновления.

Вопрос о сотрудничестве Дунайской комиссии с международными правительственными организациями был подробно обсужден Комиссией еще на 60-й сессии, которая приняла постановление о возможности предоставления таким организациям статуса наблюдателя. Председатель совещания констатировал, что укрепляющееся сотрудничество Дунайской Комиссии с Европейской Комиссией является необходимым и полезным и что его следует развивать и осуществлять, для того чтобы оно служило интересам всех государств - членов Дунайской Комиссии и государств-членов Европейского Союза [5, с. 29-31].

2) специальные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы:

- Принцип свободы судоходства на международных реках.

Под свободой судоходства подразумевается свобода плавания по всей судоходной части реки, свобода захода в порты и пользования на равных основаниях портовыми сооружениями, свобода перевозки пассажиров из открытого моря и обратно и между портами разных государств [3, с. 72-82].

Указанный принцип находит свое отражение, как в Мангеймской конвенции 1868 г., так и в Белградской конвенции 1948 г.

В соответствии со статьей 1 Мангеймской конвенцией 1868 г. судоходство устанавливалось свободным по Рейну и его притокам от Базеля до открытого моря как вверх, так и вниз по течению, для судов всех нацио-

нальностей в отношении перевозки товаров и пассажиров, при соблюдении установленных в конвенции положений и полицейских предписаний в целях всеобщей безопасности [2].

Однако свобода судоходства была ограничена после вступления в силу Дополнительного протокола № 2 к Мангеймской конвенции 1868 г. в 1985 году. Судоходство судов государств - членов Центральной комиссии судоходства по Рейну между портами, расположенными на Рейне и его притоках, а также на водных путях, соединяющих Рейн с морем, осуществляется только по правилам, установленными Центральной комиссией судоходства по Рейну. Центральной комиссии судоходства по Рейну были установлены требования о том, что плавание судов неприрейнских государств возможно в случае, если судно освидетельствовано в одной из прирейнских стран, а судоводитель имеет рейнский патент. Документы должны быть выданы органом одного из прирейнских государств и должны соответствовать предписаниям ЦКСР. В случае если, документы выданы организациями других государствах - неприренйских, то юридической силы они не имели, а суда не имела право прохода по реке Рейн.

Тем не менее 27 ноября 2002 года был принят Дополнительный протокол № 7 к Мангеймской конвенции 1868 г., которым данные ограничения снимались. Согласно этому протоколу документы, необходимые для плавания судов на реке Рейн могут выдаваться и другими «договаривающимися государствами», в первую очередь членами Европейского Союза. А судовые свидетельства и патенты Центральная комиссия судоходства по Рейну может признать в случае, если они выданы неприрейнскими организациями, но на основе сходных с рейнскими предписаниями.

В соответствии со статьей 1 Белградской конвенции 1948 г. навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства [1].

Свобода судоходства по Конвенции также означает право судов, с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.

Однако свобода судоходства на реке Дунай имеет и ограничения, а именно плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. При этом плавание по Дунаю военных кораблей при-дунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами [1].

Конвенции о режиме судоходства на Дунае не установила каких-либо ограничений, связанных с признанием судовых удостоверений или удостоверений судоводителей, выданных неприбрежными государствами.

- Принцип единства правил плавания (навигации) по международным рекам

Установление правил плавания (навигации) по международным рекам необходимо в первую очередь для обеспечения безопасности судоходства на реках, а также для установления единого порядка пользования судами на международных реках.

Такие правила, применяемые на международных реках, должны осуществляться без дискриминации по мотивам национальной принадлежности судов, пунктов их отправления и назначения или по каким-либо другим причинам.

В настоящее время, безопасность судоходства на реке Рейн обеспечивается в соответствии, с правилами о навигации на Рейне, которые содержатся в единообразных инструкциях. Применяются они на всем протяжении реки (хотя это не устраняет установление отличных от норм, содержащихся в инструкциях, конкретные нормы для определенных участков реки). Эти инструкции устанавливаются исключительно Центральной Комиссией судоходства по Рейну.

Прибрежные государства (члены Центральной Комиссией судоходства по Рейну) не принимают никаких норм на национальном уровне, которые могли бы каким-либо образом ограничить судоходство на Рейне, за исключением если эти нормы не затрагивают правил судоходства.

Что касается реки Дунай, то согласно статье 23 Белградской конвенции 1948 г. судоходство в низовьях Дуная и районе Железных Ворот осуществляется в соответствии с правилами плавания, установленными Администрациями указанных раионов. Судоходство на остальных участках Дуная осуществляется согласно с правилами, установленными соответствующими при-дунаискими странами, по территории которых протекает Дунаи, а в тех раионах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, - согласно с правилами, установленными по соглашению между этими государствами.

При установлении правил плавания, придунаиские государства и Администрации будут учитывать основные положения о плавании по Дунаю, установленные Дунайской комиссиеи [1].

Таким образом, в настоящее время существуют абсолютно два разных порядка правил плавания (навигации) по международным рекам Рейн и Дунай, установление которых относится к компетенции речных комиссии.

- Принцип поддержания и улучшения судоходного водного пути на международных реках

Каждое прибрежное государство должно оберегать реку в пределах своей территории, поддерживать судоходство путем содержания судоходных водных путей международной реки и гидротехнических сооружений при плавании по ним.

Необходимо отметить, что и Мангеймская конвенция 1868 г., что и Белградская конвенция 1948 г., указанный принцип относится исключительно к компетенции прибрежным государства.

Так, Мангеймская конвенция 1868 г. устанавливает принцип сохранения, поддержания и улучшения судоходного водного пути Рейна. Так каждое государство в пределах своей территории прокладывает и содержит в хорошем состоянии бечевник, а также фарватер Рейна; правительства прибрежных государств следят за тем, чтобы судоходство по Рейну не мешали построенные на реке сооружения; по заданию правительств всех прибрежных государств производятся инспекционные осмотры состояния реки, оцениваются результаты мер, принятых для его улучшения, и определятся наличие новых препятствий, мешающих судоходство [2].

Несмотря на то, что данные работы выполняются прибрежными государствами, Центральная Комиссия

судоходства по Рейну контролирует и исследует работы, которые могут затронуть навигацию.

Согласно статье 3 Белградской конвенция 1948 г. придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условии судоходства, а также не ставить препятствии или помех для судоходства на фарватерах Дуная. По вопросам, указанным в настоящей статье, придунайские государства консультируются с Дунайской Комиссией.

Прибрежные государства могут в своих пределах предпринять работы по обеспечению судоходства, выполнение которых необходимо по возникшим срочным и непредусмотренным обстоятельствам. Государства сообщат Комиссии причины, вызывающие эти работы, и представят краткое описание этих работ.

- Принцип свободы транзита

Судоходство тесно связано с торговлей, которая влияет на развитие как самого государства, так и на развитие международных экономических отношений. В целях международного регулирования, судоходство постоянно рассматривалась как экономическая деятельность, то есть как деятельность транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов осуществляется не только приречными государствами, но и государствами, территорию которых река не пересекает.

Для стран, не имеющих выхода к морю, транзит через территории других государств для доступа к транспортным услугам является существенным условием их интеграции в международную экономику.

Мангеймская конвенция 1868 г. и Белградская конвенция 1948 г. установили, что прибрежные государства никакие сборы за транзит, будь то прямой, после перегрузки на другое судно или после выгрузки на склады, как таковой, с судов, плотов, пассажиров и товаров, взимать не будут, кроме того, такие сборы даже не подлежат установлению [2].

Представленная система принципов правового регулирования судоходства на международных реках представляет собой единую взаимосвязанную систему. Это взаимосвязь проявляется в том, что ни один из принципов не является самостоятельным и не может рассматриваться в отдельности без других. Нарушение одного принципа влечет за собой несоблюдение других. Поэтому только применение в совокупности всех этих принципов позволит обеспечить установление единого правового режима судоходства на единой судоходной системы внутренних водных путей в Европе.

Список литературы:

1. Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948г. // Сборник действующих договоров. Вып. 14. М., 1957.

2. Мангеймской Конвенции о судоходстве по Рейну 1868 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ccr-zkr.org/files/ conventions/ convrev_e.pdf.

3. Хельсинкские правила использования вод международных рек от 20 августа 1966 Г.//ММП. — 1979. — Вып. 19. — С. 72—82.

4. Гефтер А.В. Европейское международное право. С-П.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1880. 155 с.

5. Гранков Л. Дунайское судоходство в ожидании перемен/ // Морской флот. - 2004. - № 3. - С. 29-31

6. Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М.: Юридическая литература, 2004. 130 с.

7. Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 1: От Французской революции до империалистической войны.- М.: Литиздат НКИД, 1925. 116 с.

8. Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред.К. А. Бекяшев. — 4-еизд., пе-рераб. и доп. — М.: ТК Велби,Изд-воПроспект, 2005. 460 с.

9. Решение, принятое Апелляционной палатой Центральной комиссии судоходства по Рейну, от 10 февраля 2013 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ccr- zkr. org/ files/ chambredesappels/ arrets/ ee_ca473Z_Waldhof_fr.pdf

10. Wheaton, International Law. I, 2. 4. & 12. 18.19 и его Histoire du droit des gens. II, P. 191.

Рецензия

на статью аспиранта кафедры международного права Российского университета дружбы народов Котовой Марии Витальевны «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы»

Статья Котовой М.В. «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы» написана на актуальную тему.

Актуальность темы базируется на следующих факторах:

1. В современную эпоху в Европе развивается единая судоходная система внутренних водных путей. С технической точки зрения единая европейская судоходная система будет представлять собой сеть взаимосвязанных естественных и искусственных водных путей, позволяющую судам внутреннего плавания осуществлять трансъевропейское судоходство с переходом из одного речного бассейна в другой.

2. Задача разработки нового международного правового режима судоходства на международных реках Европы становится все более актуальной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новизна темы Котовой М.В. разрабатываемой в статье «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы» основывается на том, что на сегодняшний день в международном праве отсутствуют зафиксированные в международно-правовых документах принципы правового регулирования судоходства на международных реках.

Статья написана хорошим научным стилем, факты и выводы, приводимые в статье Котовой М.В. «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы», основаны на скрупулёзном правовом анализе Мангеймской Конвенции о судоходстве по Рейну 1868 года и в Белградской конвенции 1948 года о режиме судоходства на Дунае.

Статья Котовой М.В. «Современные принципы правового регулирования судоходства на международных реках Европы» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам данного уровня и рекомендуется к публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов, д.ю.н Мещерякова О.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.