УДК - 316.453
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ
Д.С. Сувеев
Автор описывает теоретические основы инновационного развития ЖКХ. Излагаются изменения институциональных основ функционирования ЖКХ, анализируется их влияние на инновационной развитие данной сферы: со стороны института собственности, института государственного регулирования.
Ключевые слова: инновационное развитие ЖКХ, институт собственности, институт государственногорегулирования, институт тарифного регулирования
Инновационная трансформация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относится к одной из сложных социально-экономических проблем, что связано с кризисным состоянием этой крупнейшей сферы социально значимых бытовых услуг.
К наиболее острым моментам здесь следует отнести постоянный рост стоимости коммунальных услуг для населения, высокую степень износа основных фондов (порядка 82%), убыточность данной сферы для действующих здесь хозяйственных субъектов, кризис системы менеджмента, а также ряд других.
Назрела необходимость в очередных преобразованиях в данной сфере, в осуществлении ее инновационного развития. По этой причине для определения наиболее рациональных путей реформирования следует учитывать сложившуюся систему норм и ограничений, т. е. институциональные основы функционирования ЖКХ.
В литературе инновационное развитие трактуется с двух позиций:
- как средство обеспечения стратегического преимущества предприятий, не осуществляющих разработку инноваций в качестве основного вида своей коммерческой деятельности (фирма-реципиент инноваций);
- как деятельность инновационной фирмы, получающей основную долю своего дохода от разработки и диффузии результатов собственных научно-технических разработок [4, С. 11].
Под инновационным развитием ЖКХ Фатиев М.Д. понимает цепь реализованных в данной сфере новшеств. Согласно точке зрения названного автора, наибольший успех достигается, когда процесс внедрения нововведений охватывает не одну узкую область (например, оказание жилищно-коммунальных услуг), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.), т.е. при реализации комплексного подхода к инновациям.
Таким образом, инновационное развитие включает в себя наряду с основным инновационным процессом, также развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала ЖКХ города. В свою очередь, инновационный потенциал предполагает как потенциальные, так и уже мобилизованные ресурсы для реализации инновационной стратегии и организационный механизм ЖКХ города [6, С. 8].
Традиционно, предприятия ЖКХ выступают в качестве реципиентов инноваций, и принимают последние из научной, научно-технической сфер с целью повышения собственной конкурентоспособности, качества обслуживания, в ответ на меры по государственной стандартизации и регламентации собственной деятельности. Соответственно, определение, данное Фатиевым М.Д., следует дополнить следующим образом: инновационное развитие жилищнокоммунального хозяйства - совокупность комплексных мероприятий по внедрению инноваций в данной сфере, а также по повышению и мобилизации ее инновационного потенциала, осуществляемых с целью устойчивого стратегического развития ЖКХ города.
Субъекты инновационного развития ЖКХ можно классифицировать иерархически:
- органы федеральной власти в лице Президента и Правительства Российской Федерации, Министерства регионального развития, Федеральной службы по тарифам и др.;
- органы государственной власти субъектов федерации, осуществляющие регулирование деятельности в данной сфере;
- органы муниципальной власти, осуществляющие регулирование и размещающие муниципальный заказ на коммунальные услуги;
- весь спектр предприятий и организаций сферы ЖКХ (товарищества собственников жилья,
управляющие компании, ресурсоснабжающие компании, предприятия по техническому обслуживанию жилого фонда и др.);
- структурные подразделения (управленческие, производственные и др.) предприятий и организаций сферы ЖКХ.
Первые три группы субъектов несут в себе также и институциональную природу. Реализация инновационного потенциала ЖКХ является возможной только в системе специфических ограничений, присущих данной сфере хозяйствования.
Соответственно, ключевой задачей становится анализ действующего хозяйственного (институционального) механизма с точки зрения существующих инновационных возможностей и определение путей его совершенствования.
При этом система норм и ограничений налагается как на перечень инноваций, применяемых в коммунальном хозяйстве, так и на возможности и стимулы к их внедрению. В частности, жилищно-коммунальные услуги обладают высокой социальной значимостью, принадлежат к группе услуг по жизнеобеспечению, потребитель не может от них отказаться, они не имеют субститутов, их производство совпадает с потреблением, инженерная инфраструктура привязана к определенной территории, имеется неэластичный характер спроса [8, С. 257].
Эти, а также другие особенности приводят к тому, что в данной сфере практически не находят свое применение продуктовые инновации, инновации создающие новые потребности и рыночные ниши. Напротив, распространены технологические, процессные, адаптационные инновации, более полная их классификация представлена на рис. 1.
Инновации в ЖКХ
По объекту внедрения
Технологические
I
I
Управленческие
Т
Маркетинговые
Экономические
Степень научной новизны
I
Первичные Инновации второй
инновации волны
£
Субъект внедрения
I
Централизованные Децентрализованные
1
По причинам проведения
Адаптационные Опережающие
(реактивные) (стратегические)
Масштаб
нововведений
Диффузные
Место распространения, разработки и внедрения
Внутриорганизационные 1 Внутриотраслевые
Внутригосударственные
Подсистема внедрения инноваций Степень новизны
1
Целевая Обеспечивающая
подсистема подсистема
Управляемая Управляющая Базисные Улучшающие
подсистема подсистема
Системные
Псевдоинновации
Рис. 1 - Виды инноваций, находящих применение в ЖКХ
На инновационное развитие коммунальной сферы оказывают влияние достаточно большое число устойчивых групп социальных отношений, в основе которых лежат институты собственности и государственного регулирования. Ведущая роль института собственности в развитии ЖКХ в российской практике исторически связана с периодом административно-плановой
экономики, когда вся коммунальная система находилась в государственной собственности, имела единую систему планирования и управления. Такой же порядок сохранялся длительное время после перехода страны к рыночным отношениям, что можно объяснить использованием данной сферы в качестве амортизатора последствий либерализации цен. Однако нерыночный характер отрасли впоследствии подвергался жесткой критике со стороны большинства экономистов, которые связывали ее кризисное состояние с неэффективностью государства в качестве собственника и существовавшим на тот момент механизмом формирования стоимости услуг, при котором потребитель производил лишь частичную оплату. Таким образом, сложившийся по состоянию на 1990-е годы институт собственности в ЖКХ предопределял подходы к управлению отраслью, перечень функционирующих в ней институциональных субъектов и не способствовал инновационному развитию ввиду отсутствия мотивации и финансовых ресурсов для его осуществления. Исходя из этого, были обозначены основные направления реформирования данной сферы: передача действующих здесь предприятий в частную собственность и переход к формированию тарифов по экономически обоснованным расценкам, т. е. на основе полного возмещения населением произведенных затрат.
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс РФ ввел в оборот ряд новых экономических субъектов коммунального хозяйства (граждан, юридических лиц, органы государственной власти и муниципального самоуправления), утвердил основные виды взаимоотношений между ними, их права и обязанности. Впоследствии были приняты многочисленные поправки к указанному правовому акту, путем которых корректировался ход проведения реформы ЖКХ.
Согласно ЖК РФ жилые помещения могут предоставляться гражданам на основе договора социального найма или на основе права собственности. Управление общедомовым хозяйством осуществляется на основе права общей собственности на него со стороны жильцов. В качестве субъектов управления этим имуществом предусматриваются собственники жилья (непосредственное управление), товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы, которые наделены правами посредничества между жильцами дома и подрядными организациями, управляющие организации. Предполагалось, что полученное многообразие контрагентов коммунального рынка вызовет стимулирование инновационного процесса в сфере ЖКХ за счет развития конкуренции между ними и привнесения т. н. предпринимательской инициативы, которая традиционно рассматривалась как основная движущая сила экономического развития. В частности, на это указывали такие классики теории инновационного развития, как И. Шумпетер, Г. Менш, П. Друкер. В данном случае под предпринимателем рассматривается экономически активный рыночный субъект, осуществляющий поиск новых способов удовлетворения потребностей потребителей с целью получения дохода.
Таким образом, главной задачей реформирования ЖКХ большинство авторов видело создание реальных экономических взаимоотношений в отрасли, уход от административной формы управления, развитие предпринимательской инициативы [1].
Предприятия ЖКХ стали выступать в качестве полноправных субъектов рыночной экономики, что сделало их подверженными влиянию таких факторов внешней среды, как конкуренция, предпочтения потребителей, а также потребовало от них соблюдения важнейших внутренних принципов самофинансирования и самоокупаемости. По состоянию на 2009 год, в России насчитывалось 193 тыс. жилых домов, обсуживавшихся на основе новых форм управления, на проведение капитального ремонта в которых выделено 354,6 млрд. рублей [2]. Научноисследовательскими организациями предложен ряд технологических новшеств и нововведений, которые находят свое применение в качестве инноваций, однако, в достаточно ограниченных объемах. В целях повышения качества предоставляемых услуг, формирования эффективных механизмов управления жилим фондом, внедрения энергосберегающих технологий, принято закрепленное Федеральным Законом решение о создании государственной некоммерческой корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», посредством которой оказывается финансовая поддержка проведения капитального ремонта и внедрения инновационных технологий в коммунальной сфере. 1 Однако принятые меры, в том числе появление новых
институциональных субъектов не повлекли за собой интенсивного инновационного развития ЖКХ.
Высказывавшиеся ранее гипотезы относительно того, что переход на полное возмещение
1 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»: Федеральный Закон №185-ФЗ от 21 июля 2007 года (в ред. от 11.07.2011). В данной редакции документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
населением коммунальных услуг, а также передача основной роли по обслуживанию жилого фонда частным компаниям автоматически помогут решить накапливавшиеся годами проблемы, в том числе проблему постоянного удорожания предоставляемых услуг, пока не находят подтверждения. Сама система внутрифирменного управления, мотивация, хозяйственный механизм на предприятиях ЖКХ остался неизменным. Это приводит к сохранению неэффективных бизнес-процессов, отсутствию стимулов к оптимизации производства. Наблюдается явное противоречие между изменившимися экономико-правовыми условиями хозяйствования и применяемыми как на микро-, так и на макроуровне технологиями управления. По этой причине актуальной задачей остается создание эффективного института профессионального управления жилым фондом.
Повышение инновационной активности может быть достигнуто, прежде всего, за счет формирования нормативно-правовой базы, устанавливающей условия при которых стимулируется спрос на инновации. В то же время, в России на настоящий момент отсутствуют нормы, регулирующие деятельность инновационных структур в сфере ЖКХ, в том числе, регулирование вопросов, связанных с правовой инновационной защитой, вопросами вовлечения в экономический оборот интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.) [7].
Сущностные характеристики жилищно-коммунальных услуг, в частности, их высокая социальная значимость и выполнение функций жизнеобеспечения, предопределяют высокую роль института государственного регулирования. Немаловажным фактором здесь также является наличие локальных монополий, обусловленных технологическим единством коммунальной инфраструктуры, большая часть которой была создана в период наличия полной государственной собственности в этой сфере. Таким образом, регулирование отношений между субъектами коммунальных отношений является гарантом соблюдения на современном этапе баланса интересов всех субъектов рынка. В период, охватывающий 2004-2011 годы, отмечается интенсивное законотворчество, направленное на совершенствование системы государственного регулирования в коммунальной сфере. За этот срок были приняты, в частности, федеральные законы: от 30.12.04 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», от 21.07.04 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и другие. Среди всего многообразия указанных нормативных актов можно выделить три основных направления государственного регулирования ЖКХ:
- тарифное регулирование;
- стандартизация качества коммунальных услуг для населения;
- стимулирование энергосбережения и энергоэффективности коммунальных субъектов.
Институт тарифного регулирования на настоящий момент регламентирован Жилищным
Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлениями органов власти всех уровней об установлении предельных величин тарифов и предельных индексов их роста. Ведущим институциональным субъектом в этих отношениях является Федеральная служба по тарифам. Данный орган исполнительной власти осуществляет правовое регулирование в сфере установления государством цен (тарифов) на товары и услуги. В то же время, вопреки предпринятым мерам существующие проблемы, в том числе рост тарифов на коммунальные услуги, являются сдерживающим фактором в инновационном развитии ЖКХ. При существующем механизме образования затрат, расположенные выше по цепочке создания коммунальных услуг фирмы не имеют возможности контролировать их себестоимость, что влечет за собой отсутствие источников формирования инвестиционных ресурсов для целей инновационного развития. Введение в состав тарифов на коммунальные услуги инвестиционной составляющей помогает решить данную проблему лишь частично.
Новой тенденцией в государственном регулировании ЖКХ стала разработка технических стандартов оказания коммунальных услуг - постановления Правительства РФ: «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов» от 2 октября 2009 г., «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 года и др. Последние, в частности, устанавливают вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей услуг за ненадлежащее их качество.
Среди технологических инноваций в ЖКХ в настоящее время большое внимание уделяется применению энергосберегающих технологий (введение стандартов энергоэффективности при строительстве новых зданий и доведение до их уровня уже существующей инфраструктуры и жилого фонда). Это должно позволить сократить непроизводственные потери поставляемых
потребителям коммунальных ресурсов и снизить стоимость жилищно-коммунальных услуг за счет фактора норматива (объема) потребления[5, С. 323]. На реализацию этой инициативы направлен ряд нормативно-правовых актов, в частности:
- Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 ноября 2009 года №261-ФЗ устанавливает основы регулирования в данной сфере;
- «Правила установления требований к программам в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 №340)
устанавливают стандарты раскрытия информации и принципы установления нормативов энергосбережения, содержащихся в программах по повышению энергетической эффективности коммунальных предприятий и естественных монополий;
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» устанавливает целевые показатели роста энергоэффективности и перечень мероприятий по их достижению.
В настоящее время отмечается повышение эффективности мер по энергосбережению на предприятиях тепло- и водоснабжения, однако затраты на обозначенные мероприятия, которые имеют по своей сути инновационный характер, до сих пор превышают получаемую экономию (табл. 1).
Таблица 1
Эффективность мероприятий по энергосбережению в отдельных отраслях ЖКХ
России за 2008-2009 годы
Показатель 2008 2009 2010 %
Предприятия теплоснабжения:
Затраты на мероприятия по энергосбережению, тыс. руб 11084909,7 11456992,1 12185382,6 9,93
Экономия от мероприятий по энергосбережению, тыс. руб 1671334,6 2372584,5 1823143,3 9,08
Отношение эффект/затраты, % 15,08 20,71 14,96 0,67
Предпрития водоснабжения:
Затраты на мероприятия по энергосбережению, тыс. руб 2866250,6 806760,9 1552696,7 45,83
Экономия от мероприятий по энергосбережению, тыс. руб 338399,5 324792,4 405003,3 19,68
Отношение эффект/затраты, % 11,81 40,26 26,08 120,93
Институт применения технических регламентов энерго- и ресурсосбережения, направленный на постепенное приближение стандартов энергоэффективности к нормативам, принятым в промышленно развитых странах, может послужить аналогом конкуренции в тех отраслях ЖКХ, где господствуют естественные локальные монополии и стимулировать тем самым инновационный процесс. Роль государства здесь должна измениться от прямого регулирования к установлению единых правил деятельности для всех субъектов этого рынка [4, С. 130].
На настоящий момент институционализация отношений в сфере ЖКХ еще не завершена, при этом она происходит под воздействием как регулируемых, так и стихийных процессов. Влияние предпринятых в ходе осуществления коммунальной реформы мер на инновационное развитие отрасли не является однозначным. Наблюдаются как позитивные тенденции, так и ряд сохранившихся проблемных мест, перешедших в новое качество вместе с внедрением рыночных отношений. В то же время задачи по использованию инновационных возможностей социальных институтов в процессе реформирования ЖКК должны быть направлены на решение ключевых проблем коммунального хозяйства: новации изношенных основных фондов, повышения качества обслуживания, стабилизации тарифной политики. Для этого необходимо задействовать все механизмы и возможности инновационного развития ЖКХ, которые имеются на сегодняшний день в сфере формирования рынка жилья, развития инженерной инфраструктуры, финансирования ЖКХ и социальной поддержки населения, включая его инновационные инициативы
The author describes the theoretical bases of innovative development of housing municipal economy. The changes in institutional bases of housing municipal economy functioning are given, their influence on innovative development of the given area from the side of the property institute and state regulation institute is analyzed.
The key words: innovative development of housing municipal economy, property institute, state regulation institute, tariff regulation institute
Список литературы
1. Ермолаев Е.Е. Методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающее его инновационные возможности // Транспортное дело России 2009, № 3. С. 72-74.
2. Итоги статистического обследования по вопросам изучения способов управления
многоквартирными домами: Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/database/cbsd/ (дата обращения:
09.06.2011)
3. Кузык Б.Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю. В. Яковец. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2005. 624 с.
4. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: КомКнига, 2006. 332 с.
5. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Л. Иноземцева. Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. 288 с.
6. Фатиев М.Д. Инновационное развитие жилищно-коммунального хозяйства города: монография / М.Д. Фатиев. М.: Издательство «Палеотип», 2006. 140 с.
7. Феклистов О.И. Реализация стратегических целей инновационного развития ЖКХ // Вестник Чувашского университета. № 3, 2009. С. 536-542.
8. Экономика муниципального сектора / Под ред. А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 464 с.
Об авторе
Сувеев Д.С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, suveev_ds@hotmail. com