«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХИРУРГИИ ПОЗВОНОЧНИКА»
важно при диффу;шорастущих опухолях. В 13 (61,9%) случаях опухоли и неопухолевые патологические процессы крашювертебралыюю перехода были удалены тотально (4 - хордомы основания черепа и верхнешейных позвоночных сегментов, 2 - МТБ рака ночки в С1-С2 позвонки, 1 - плаз-моцитома С2 позвонка, 1- гистиоцитоз X С1-С2 позвонков, 1 - шгантоклеточная опухоль С2 позвонка, 1- ов оскт^Мешп и ретроснопднлолнстез тела С2 позвонка, 3 -нлатибазия, базиллярная импрессия и инвагинация зубовидного отростка С2 позвонка); с.убтоталыю (до 90% от первоначального объема опухоли) - 3 (14,3%) (все хордомы), частично - в 5 (23,8%) случаях; 3 - хордомы, 1 - МТБ молочной железы, 1 - базилярная импрессия. Интраоне-рационная ликворея отмечена в 5 (23,8%) случаях, послеоперационной ликвореи не было. Летальный исход отмечен в 1 (4,8%) случае, на 5 сутки после операции, вследствие острой дыхательной недостаточности, развившейся из-за обтурации кровью трахеи и бронхов, обусловленной кровотечением из гемангиомы смешанного тина, локализовавшейся в средней трети ската. Регресс клинических симптомов заболевания наблюдайся у большинства пациентов. Катамнез прослежен у всех пациентов. Реонериро-вана 1 пациентка (спустя 3 года после первичной операции)" гигантская хордома основания черепа и С1-С2 позвонков, произведено повторное трансоралыюе частичное удаление опухоли, с последующим удалением опухоли с использованием ретросигмовидного доступа. Метод одномоментной операции позволяет сократить пребывание пациента в стационаре и стоимость лечения, начать проведение реабилитации на 3-4 день после операции.
Заключение
Относительно небольшой клинический материал позволяет сделать предварительное заключение, что использование новых технологий в хирургии опухолей основания черепа и патологических процессов верхних шейных сегментов позвоночника в условиях нестабильности краниоцервикаль-ного сочленения оптимизирует хирургическую технику, позволяет уменьшить количество интра- и послеоперационных осложнений, повысить качество, улучшить результаты хирургического лечения, ускорить проведение реабилитации. Целесообразно расширение показаний к применению хирургических методов лечения у данной категории пациентов, которые ранее признавались практически неоперабельными. Необходимо дальнейшее совершенствование хирургической техники и методики оперативного лечения в области основания черепа и краниовертебрачыюго перехода.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСТЕОИНТЕГРАЦИОННЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ИМПЛАНТАТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Ш.Ш. Шотурсунов, А.Я. Пардаев, P.P. Рафиков ПИИ травматологии и ортопедии г, Ташкент, Узбекистан
Цель - сравнительный анализ остеоинтеграционных характеристик различных имплантатов, используемых в вертебралыюй хирургии.
Объектами исследования явились имплантационные материалы из пористой керамики, биополимера, пористого никелида-титана, аутокости, углерода и металлического сплава (вольфрам-титан). Экспериментальная работа выполнена на 60 беспородных кроликах. Им имплантировали данные материалы в тело поясничных позвонков. Кролики выводились из эксперимента группами через 3, 6, 12 месяцев.
Полный макроскопический анализ гистологических срезов выполнялся с использованием цифровой камеры. Непосредственный контакт костного матрикса с имнлан-
татом являлся критерием полного костного сращения. Наличие твердой и мягкой тканей на периферии имплан-тата рассматривалось как неполное сращение, а присутствие только мягкой ткани - как отсутствие сращения.
Для выявления статистически значимых различий между сращениями этих имплантатов были выполнены одномерные анализы с использованием точных критериев хи2 и Фишера.
Макроскопический анализ показал, что большинство имплантатов из аутокости (8 из 10), пористой керамики (7 из 10), никелида-титана (9 из 10) имеют полные костные сращения. У остальных имплантатов: углерод - 5 из 10 - полное сращение, 2 из 10 - неполное, биополимер -3 из 10 - полное, 2 из 10 - неполное, вольфрам-титан - 2 из 10 - полное и 2 из 10 - неполное.
Таким образом, экспериментальные исследования показам! наилучшие интеграционные качества имплантата из аутокости, пористого никелида-штана и пористой керамики.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИНИМАЛЬНО ИНВАЗИВНОЙ ХИРУРГИИ ДЕГЕНЕРАТИВНЫХ
ПОРАЖЕНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
Ю.А. Шулев, В.В. Стенаненко, МП. Юсупов, Ю.М Башкина, О. В. Посохина Городская многопрофильная больница М2; СПб Медицинская академия последипломного образования Санкт -Петербург, Россия
Стремление хирургов достичь эффективной декомпрессии спинного мозга и его корешков с сохранением подвижности сегмента является естественной тенденцией оптимизировать хирургические вмешательства при дегенеративных цервикальных стенозах. Применение фокальных прецизионных декомпрессий, не нарушающих стабильность позвоночного сегмента, занимают все больший удельный вес и являются серьезной альтернативой широким передним декомпрессиям с межтеловым блоком. При этом спорным остается вопрос о достаточное.™ декомнреесионных резервов и вероятности нестабильности оперированного сегмента при применении трансфорамшильных методов декомпрессии.
Целью данного исследования являлась сравнительная оценка клинических результатов у пациентов, подвергнутых передней цервикалыюй декомпрессии с межтеловым блоком (ACDF) и фораминалыюй декомпрессии (FD).
Нами проанализированы результаты хирургического лечения 162 пациентов со снондилогенной цервикалыюй миелонатией в период 1999 - 2007 гг. в возрасте от 32 до 68 лет, из них 108 (66,7%) мужчин и 54 (33,3%) женщины. Пациенты в зависимости от тина выполненной хирургической процедуры были разделены на 3 группы: I - передняя цервикачьная декомпрессия с межтеловым блоком - 61 (37,7%); II - передняя цервикальная декомпрессия с межтеловым блоком с фораминалыюй декомпрессией -50 (30,9%); III - фораминальная декомпрессия - 51 (31,4%).
Все пациенты наблюдались минимум 12 месяцев после операции. Для оценки болевого синдрома иснользовачась визуально-аналоговая шкала (VAS). У пациентов I группы боли в шее и в руке регрессировали медленнее, чем в двух других группах. Во II группе отмечайся хороший регресс болей в руке и в шее. В III группе - также хороший регресс болей в руке, однако медленнее регрессировали боли в шее.
EMS до операции 10,8 +/'- 1,6 и после операции - 14,8 +/'- 1,6 при передней цервикалыюй декомпрессии с межтеловым блоком и соответственно 11,2+/'-2,0 до и 14,7+/'-1,9 после операции фораминалыюй декомпрессии.
Случаев послеоперационной нестабильности через год после операций не было выявлено.
ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ РОССИИ
3(49) - 2008
123
МАТЕРИАЛЫ II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВРЕДЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Отдаленные неврологические исходы нрн передней цервнкалыюй мнкрофорамшилыюй декомпрессии сравнимы с исходами, описываемые рамичными авторами нри передней цервнкалыюй декомпрессии с межтеловым блоком.
Выводы: фораминальная декомпрессия может рассматриваться как эффективный малоинвазивный способ хирургического лечения пациентов с цервнкалыюй снон-днлогенной мнелонатией.
КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА
И.А. Поркнн, А.И. Тома, В.Г. Пинель, A.IO. Чомартов, В.Б. Арсенневич, Ю.И. Титова, Д.Ю. Сумин,
В.В. Островский, АЕ. Шульга ФГУ «•Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий>> Саратов, Россия
Цель исследования: для улучшения исходов лечения и повышения качества жизни пациентов с повреждениями позвоночника и спинного мозга разработать критерии дифференцированных подходов к применению у них различных комплексных оперативных и нейромодуляцион-ных методов.
Изучены ближайшие и отдаленные результаты комплексного лечения 220 больных в возрасте от 12 до 76 лет с переломами позвоночника. Из них у 71 (32,3%) пациента наблюдались неосложненные, а 149 (67,7 %) пострадавших - осложненные повреждения позвоночника.
Степень неврологических нарушений оценивали но шкале Frankel, тин перелома позвоночника определяли но классификации F. Denis. Дефицит просвета позвоночного канала (ДППК) в процентном отношении определяли но разработанной нами методике.
Помимо клинико-неврологического осмотра, дчя уточнения функционального, топографического и морфомет-рического состояния позвоночного столба, характера и степени травматического поражения спинного мозга выполнялись: снондилография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, а также - контрастная миелог-рафия и электронейромиография.
Сопоставительный ашишз данных юшннко-неврологических и инструментальных методов исследования, а также степени ДППК позволил разработать критерии отбора больных для применения неркутанной вертебропла-стики, кифопластики, комбинированных реконструктивных операций с использованием систем для кифопластики и дистрагирующе-стабилизирующих внешних и погружных устройств, разработанных в институте. При выявлении признаков нарушения проводниковой функции спинного мозга применялись методы нейромодуля-ции с помощью имплантируемых и наружных систем.
В результате дифференцированного подхода у 28 больных с компрессионными неосложненными ненроникаю-гцими переломами тел грудных и поясничных позвонков без деформации позвоночного канала на фоне остеоноро-за с индексом клиновидности 0,75 и выше положительный эффект в виде купирования болевого синдрома и восстановления онороснособности позвонка был получен после выполнения неркутанной цементной вертебропла-стки. Кифопластика с помощью SKY-системы и баллонон-ластики у 8 пациентов с индексом клиновидности менее 0,75 также дала положительный результат.
У 43 пациентов из 71 с неосложненной травмой позвоночника была выявлена деформация позвоночного канала но разработанной нами методике. При ДППК до 30% методом выбора была декомпрессия и устранение дефор-
мации позвоночного канала путем дистракции, которая оказалась эффективной у 26 пациентов. У 9 больных нри ДППК до 50% деформации позвоночного канала устранены посредством костно-пластической ламинэктомии с имнакцией костных отломков и последующей стабилизацией поврежденного сегмента позвоночника транснеди-кулярными системами, а у 5 с ДППК - до 50% эффективной была передняя декомпрессия позвоночного канала с фиксацией поврежденного сегмента позвоночника погружной кейджевой системой с использованием эндоскопической техники в 3 случаях. У 3 пациентов нрн ДППК свыше 50% фиксировать поврежденный сегмент позвоночника стало возможным только путем восстановления анатомической целостности позвоночного канала двухэтан-ным оперативным вмешательством с применением вентральных и транснедшсулярных стабилизирующих систем.
У 149 пациентов с осложненной травмой позвоночника для выбора метода и объема оперативного вмешательства, помимо оценки ДППК в процентном отношении, учитывали характер и степень повреждения спинного мозга. У этих пострадавших после декомпрессии нервно-сосудистых образований проводилась нейромодуляция с помощью имплантируемых и внешних систем. У 27 пациентов ДППК был меньше 30% с незначительным неврологическим дефицитом, у 86 - с ДППК до 50% отмечалось частичное поражение спинного мозга и у 36 с ДППК свыше 50% отмечалось полное нарушение проводимости спинного мозга с уровня травмы.
С учетом данных ДППК и степени повреждения спинного мозга у 29 пациентов выполнена костно-пчастическая ламинэктомня с имнакцией костных отломков и транснеди-кулярная фиксация поврежденного сегмента позвоночника. У 22 пострадавших была выполнена декомнрессивная ламинэктомня с ревизией спинного мозга и фиксацией поврежденного сегмента позвоночника транснедикулярной системой. У 52 больных осуществлена передняя декомпрессия позвоночного канача с фиксацией поврежденного сегмента позвоночника погружной кейджевой и вентральной системами. Двухэтанное оперативное вмешательство с задней и передней декомпрессией и стабилизацией поврежденного сегмента позвоночника но тину циркулярного блока произведено у 46 пациентов, в том числе у 5 - с использованием эндоскопической техники.
Критерием дчя выполнения ревизии субдурачьных пространств и спинного мозга служили: отсутствие проходимости но ликворным путям контрастного вещества нри интрао-нерационной миелографии, сохраняющаяся деформация ду-ралыюго мешка (несмотря на устранение деформации позвоночного канала), отсутствие пульсации спинного мозга. В итоге необходимость декомнрессивной ламинэктомии с вскрытием твердой мозговой оболочки и ревизией спинного мозга снизилась но сравнению с традиционными методами на 40%.
В результате проведенных лечебных мероприятий но разработанным методикам у 128 (85,9%) из 149 пациентов была достигнута надежная стабилизация поврежденного сегмента позвоночника и созданы условия для проведения ранних реабилитационных мероприятий направленных на восстановление проводниковых функций спинного мозга.
Разработанные критерии дифференцированного подхода к применению различных комплексных оперативных и стимуляционных методик у больных с повреждениями позвоночника позволили сократить сроки пребывания больных с неосложненной травмой в стационаре в 2 - 3 раза, улучшить исходы медицинской реабилитации на 10 - 12%, у больных с осложненной травмой позвоночника снизить уровень инвалидизации на 3 - 5% и значительно улучшить качество их жизни.
124
3(49) - 2008
ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ РОССИИ