Научная статья на тему 'Современные представления о контактировании человека с нижней (днищевой) частью автомобиля'

Современные представления о контактировании человека с нижней (днищевой) частью автомобиля Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная медицина / автомобильная травма / пешеход / механизм повреждений / forensic medicine / car accident injury / the pedestrian / mechanisms injuries

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Плевинскис П. В.

Questions of a specific variant of road accident the person are considered by a part of the automobile. Circumstances of this kind bodies of the person, and also mechanisms of formation {education} of physical injuries are listed thus. It was found that in the case of injury to the human body of the bottom side of the car produced injuries have a special, very specific morphology, namely, damages with the following properties are formed: From multiple fractures of edges (local and remote, settling down on various anatomic lines, but more often) are formed. Plural, more often the closed, splintered crises of bones of a basin, formed basically in result. Breaks internal bodies (a liver, kidneys, less often than a spleen, the breaks of a diaphragm accompanying with moving of bodies in adjacent cavities of a body), formed in result. Seen deformation trunks as result. Extensive the trunks formed, as a rule, as a result of dragging of a body on a road covering. Extensive lacerations of a trunk due to action of details of a suspension bracket of the automobile (as a rule, due to impact). Extensive lacerations of a head of the victim with damage of bones of a brain and obverse skull to a projection of wounds, destruction of substance of a brain (due to impact by details of a suspension bracket of the automobile); in some cases can occur not only impact in area of a head details of a suspension bracket, but also heads between the bottom and a road covering owing to what it is formed and seen deformation heads in this or that direction. As to damages in the field of finitenesses of the victim they do not differ typicalness. Basically, it this or that orientation; these damages are formed as a result of dragging finitenesses on a road covering. By virtue of small volume of finitenesses, they, as a rule, cannot be squeezed between the bottom of the automobile and a road covering, and, accordingly, have no any attributes. On a body and clothes of the victim significant imposings combustive-lubricating materials are quite often found out. At bodies between the bottom of the automobile and a road covering on a body of the victim do not operate working surfaces of a wheel (protector) of the automobile therefore on a body and clothes of the victim there are no traces of a protector of wheels of the automobile. The lead {carried out} research speaks that the investigated kind the person – a part of the automobile – has the features which allow to carry out {spend} successfully differential diagnostics, in particular, between through a body of a wheel (wheels) of the automobile and bodies the bottom of the automobile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY CONCEPTS OF MAN CONTACTING WITH THE BOTTOM SIDE OF THE CAR

Рассмотрены вопросы специфического варианта ДТП – травмирования человека днищевой частью автомобиля. Перечислены обстоятельства этого вида травмирования тела человека, а также механизмы образования телесных повреждений при этом. Установлено, что в случае травмирования тела человека днищевой частью автомобиля образующиеся телесные повреждения имеют особую, весьма специфическую морфологию. Проведенное исследование говорит о том, что изученный вид травмирования человека – травмирование днищевой частью автомобиля – имеет свои особенности, которые позволяют успешно проводить дифференциальную диагностику, в частности, между перекатыванием через тело колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля.

Текст научной работы на тему «Современные представления о контактировании человека с нижней (днищевой) частью автомобиля»

© Плевинскис П. В.

УДК 340.6:616-001: 629.1131.115

Плевинскис П. В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНТАКТИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

С НИЖНЕЙ (ДНИЩЕВОЙ) ЧАСТЬЮ АВТОМОБИЛЯ

Одесский национальный медицинский университет (г. Одесса)

Данная публикация относится к диссертационному исследованию на соискание ученой степени доктора медицинских наук доцента кафедры судебной медицины ОНМУ, к. м. н. Плевинскиса П. В. Работа кем-либо не финансируется.

Вступление. Несмотря на то, что вопросам травмирования тела человека колесом (колесами) автомобиля уделялось значительное внимание [4, с. 56-62], все же его следует признать недостаточным, особенно в смысле выработки правильного подхода эксперта к этому виду автомобильной травмы.

Кроме того, практика судебно-медицинской экспертизы убедительно свидетельствует о том, что травмирование человека нижней частью автомобиля может происходить и без контакта колес автомобиля с телом человека; пострадавший может травмироваться исключительно деталями днища автомобиля. Вместе с тем, морфология таких повреждений не изучена, этот вид травмирования человека до последнего времени отсутствовал в общепринятой классификации автомобильной травмы.

Не до конца учтено и то обстоятельство, что дальнейшее совершенствование парка легковых автомобилей, без сомнения, не могло не отразиться на морфологии телесных повреждений у лиц, пострадавших в результате травмирования пострадавших колесами и днищем автомобиля.

Такая тенденция, по-видимому, во многом связана с тем, что перекатывание колесами через тело пешехода рассматривалось, прежде всего, с точки зрения идентификационного значения следов перекатывания на теле и одежде для установления автомобиля, совершившего «переезд». Остальным вопросам (таким, как направление перекатывания колес через тело, положение тела на дорожном покрытии в момент перекатывания) уделяется мало внимания; интересы исследователей, в основном, направлены не на изучение перекатывания колесами как такового, а на часто предшествующий ему первичный удар пешехода наружными частями автомобиля [1,2], [5, с. 63-76], [3, с. 132-137].

Перечисленными причинами актуальность проблемы далеко не исчерпывается.

Дело еще и в том, что травма в результате контакта тела с колесами (днищем) автомобиля как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается нечасто. Гораздо чаще контакт тела человека с колесами и (или) днищем автомобиля

[email protected]

является всего лишь составляющей комбинированных видов автомобильной травмы. Как правило, это контактирование автомобиля с пешеходом, находящимся в вертикальном или близком к нему положении, с последующим падением пешехода на дорожное покрытие и травмированием его тела колесами и днищем автомобиля.

В таких случаях задача эксперта, производящего судебно-медицинскую экспертизу, значительно усложняется, поскольку эксперту приходится решать вопрос о происхождении каждого из имеющихся у пострадавшего телесных повреждений (устанавливать, какие из них образовались непосредственно от контактирования с колесами и днищем автомобиля, а какие - при предшествующем контактировании автомобиля с пешеходом, находящимся в вертикальном или близком к нему положении, и падении пешехода на дорожное покрытие).

Цель исследования. Изучить морфологию телесных повреждений, образующихся при контактировании с телом человека днищевой части автомобиля, разработать дифференциально-диагностические критерии, позволяющие диагностировать такие телесные повреждения, а также предложить оптимальный алгоритм работы эксперта в случаях указанного вида автомобильной травмы.

Объект и методы исследования. Для выяснения того, какова морфология телесных повреждений у пострадавших в случае контактирования тела с днищевой частью автомобиля, была изучена морфология телесных повреждений у соответствующих пострадавших (29 случаев за период с 2012 г. по 2015 г., по материалам Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы).

Все пострадавшие были травмированы легковыми автомобилями как отечественного, так и зарубежного производства (ЗАЗ, ГАЗ-24, ВАЗ, Дэо, Тойота, Ниссан), и в ходе ДТП погибли. У пострадавших изучалась морфология полученных телесных повреждений, и специфические особенности последних.

Результаты исследований и их обсуждение.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что изучаемый вид травмирования человека - травмирование днищевой частью автомобиля - имеет свои особенности, которые позволяют успешно проводить дифференциальную диагностику, в частности, между перекатыва-

нием через тело колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля.

Эти особенности следующие:

1. Основной механизм травмирования тела человека днищевой частью автомобиля - сдавление тела между деталями днища и дорожным покрытием. Вместе со сдавлением, может иметь место удар (нижними частями бампера и деталями подвески), и трение (при протаскивании тела по дорожному покрытию).

2. Морфологию образовавшихся телесных повреждений определяет, в основном, механизм сдавления.

3. Сдавление тела между днищевой частью автомобиля и дорожным покрытием, удары нижними частями автомобиля и трение как результат протаскивания тела по дорожному покрытию, сопровождаются возникновением достаточно характерных повреждений, как правило, в области туловища и головы пострадавшего, а именно:

3.1. Образовавшиеся от сдавления множественные переломы ребер (местные и отдаленные, располагающиеся по различным анатомическим линиям, но чаще всего - по ключичным);

3.2. Множественные, чаще всего закрытые, оскольчатые переломы костей таза, ключиц, лопаток, образующиеся в основном в результате сдав-ления;

3.3. Разрывы и размозжения внутренних органов (печени, почек, реже селезенки, разрывы диафрагмы, сопровождающиеся перемещением органов в смежные полости тела), образующиеся в результате сдавления;

3.4. Видимая деформация (уплощение) туловища как результат сдавления;

3.5. Обширные осаднения туловища, образующиеся, как правило, в результате протаскивания тела по дорожному покрытию;

3.6. Обширные ушиблено-рваные раны туловища за счет действия деталей подвески автомобиля (как правило, за счет удара);

3.7. Обширные ушиблено-рваные раны головы пострадавшего с повреждением костей мозгового и лицевого черепа в проекции ран, разрушением вещества головного мозга (за счет удара деталями подвески автомобиля); в ряде случаев может происходить не только удар в область головы деталями подвески, но и сдавление головы между днищем и дорожным покрытием, вследствие чего образуется и видимая деформация (уплощение) головы в том или ином направлении.

4. Что касается повреждений в области конечностей пострадавшего, то они не отличаются характерностью. В основном, это осаднения той или иной направленности; эти повреждения образуются в результате протаскивания конечностей по дорожному покрытию. В силу небольшого объема конечностей, они, как правило, не могут сдавливаться между днищем автомобиля и дорожным покрытием, и, соответственно, не имеют никаких признаков сдавления.

5. На теле и одежде пострадавшего нередко обнаруживаются значительные наложения горючесмазочных материалов.

6. При сдавлении тела между днищем автомобиля и дорожным покрытием на тело пострадавшего не действуют рабочие поверхности колеса (протектора) автомобиля, в результате чего на теле и одежде пострадавшего отсутствуют следы протектора колес автомобиля.

Выводы. Проанализировав полученные данные, в целях дифференциальной диагностики между перекатыванием через тело пострадавшего колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля можно использовать следующие основные дифференциально-диагностические критерии, конкретно указывающие на травмирование тела днищем автомобиля:

• обширные повреждения в области туловища пострадавших, преимущественно за счет сдавления туловища между днищем автомобиля и дорожным покрытием;

• наличие на туловище пострадавших повреждений, которые можно отнести за счет действия деталей подвески автомобиля;

• наличие в области головы пострадавших как повреждений от действия деталей подвески автомобиля, так и повреждений от сдавления головы между днищем автомобиля и дорожным покрытием. Последние встречаются реже, и, как правило, в случае расположения головы на выступе неровностей дорожного покрытия;

• отсутствие следов протектора на одежде и теле пострадавших;

• отсутствие признаков сдавления на верхних и нижних конечностях пострадавших;

• наличие обширных осаднений (следов протаскивания тела по дорожному покрытию) как на туловище и голове, так и на конечностях пострадавших;

• наличие обширных загрязнений горюче-смазочными материалами тела и одежды пострадавших.

Однако, следует констатировать, что травмирование тела человека днищем автомобиля в его классическом («чистом») виде может возникать только при определенном взаиморасположении автомобиля и тела лежащего на дорожном покрытии человека:

• в случае продольного (или косопродольного) положения туловища по отношению к продольной оси автомобиля;

• при условии такого же расположения верхних и нижних конечностей.

При других вариантах взаиморасположения тела пострадавшего и движущегося автомобиля (например, при поперечном или косопоперечном положении тела по отношению к продольной оси автомобиля, либо при продольном расположении тела, но при этом - раскинутых в стороны руках или отведенных в сторону нижних конечностях) -классическая травма днищем автомобиля не будет иметь место, а, скорее всего, будет иметь место

комбинированное травмирующее воздействие автомобиля на тело - как травматизация тела днищем автомобиля, так и перекатывание колесом (колесами) через части тела (как правило, конечности).

В последнем случае комбинация признаков, указывающих как на действие днища автомобиля, так и колес последнего, позволит сделать правильные выводы о механизме травмы.

Итак, говоря о контакте колес и днища автомобиля с телом человека, можно выделить следующие основные варианты такого контакта:

• контакт тела с колесом (либо колесами) автомобиля;

• контакт тела с днищем автомобиля;

• комбинированный контакт тела пострадавшего как с колесом или колесами, так и с днищем автомобиля.

Перспективы дальнейших исследований. Представляется, что перечисленные особенности судебно-медицинской экспертизы в случае травмирования человека днищевой частью автомобиля будут иметь существенное значение в судебно-медицинской диагностике этого вида травмы.

Литература

1. Коршаков И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда / И.К. Коршаков. - Москва, «Транспорт», 1988. - 141 с.

2. Коршаков И.К. Определение скорости автомобиля в момент наезда на пешехода / И.К. Коршаков, П.П. Чалкин, А.Л. Чубчен-

ко. - Москва, 1992. - 23 с.

3. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. - Москва, Изд-во «Экза-

мен», 2003. - С. 132-137.

4. Фетисов В.А. Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале «Судебно-медицинская экс-

пертиза» за период с 1958 по 2012 г. / В.А. Фетисов, С.А. Смиренин, А.В. Нестеров [и др.] // Судебно-медицинская экспертиза. - 2014. - № 3. - С. 56-62.

5. Шевцов С.А. Расследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий / С.А. Шевцов, К.В. Дубонос. - Харьков,

«Факт», 2003. - С. 63-76.

УДК 340.6:616-001: 629.1131.115

СУЧАСН1 УЯВЛЕННЯ ПРО КОНТАКТ ЛЮДИНИ З НИЖНЬОЮ (ДНИЩЕВОЮ) ЧАСТИНОЮ АВТО-МОБ1ЛЯ

Плевшсюс П. В.

Резюме. Розглянут питання специфiчного BapiaHTa ДТП - травмування людини днищевою частиною автомобтя. Перелiченi обставини цього виду травмування тта людини, а також мехаызми утворення Ti-лесних ушкоджень при цьому.

Встановлено, що у випадку травмування тта людини днищевою частиною автомобтя ттесы ушко-дження, що утворюються, мають особливу, досить специфiчну морфолопю.

Проведене до^дження говорить про те, що вивчений вид травмування людини - травмування днищевою частиною автомобтя - мае сво! особливост^ як дозволяють успшно проводити диференцмну дiагностику, зокрема, мiж перекочуванням через тто колеса (колес) автомобтя та травмуванням тта днищем автомобтя.

Ключовi слова: судова медицина, автомобтьна травма, пшохщ, мехаызм ушкоджень.

УДК 340.6:616-001: 629.1131.115

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНТАКТИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА С НИЖНЕЙ (ДНИЩЕВОЙ) ЧАСТЬЮ АВТОМОБИЛЯ

Плевинскис П. В.

Резюме. Рассмотрены вопросы специфического варианта ДТП - травмирования человека днищевой частью автомобиля. Перечислены обстоятельства этого вида травмирования тела человека, а также механизмы образования телесных повреждений при этом.

Установлено, что в случае травмирования тела человека днищевой частью автомобиля образующиеся телесные повреждения имеют особую, весьма специфическую морфологию.

Проведенное исследование говорит о том, что изученный вид травмирования человека - травмирование днищевой частью автомобиля - имеет свои особенности, которые позволяют успешно проводить дифференциальную диагностику, в частности, между перекатыванием через тело колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля.

Ключевые слова: судебная медицина, автомобильная травма, пешеход, механизм повреждений.

UDC 340.6:616-001: 629.1131.115

PRESENT-DAY CONCEPTS OF MAN CONTACTING WITH THE BOTTOM SIDE OF THE CAR

Plevinskis P. V.

Abstract. Questions of a specific variant of road accident the person are considered by a part of the automobile. Circumstances of this kind bodies of the person, and also mechanisms of formation {education} of physical injuries are listed thus.

It was found that in the case of injury to the human body of the bottom side of the car produced injuries have a special, very specific morphology, namely, damages with the following properties are formed:

- From multiple fractures of edges (local and remote, settling down on various anatomic lines, but more often) are formed.

- Plural, more often the closed, splintered crises of bones of a basin, formed basically in result.

- Breaks internal bodies (a liver, kidneys, less often than a spleen, the breaks of a diaphragm accompanying with moving of bodies in adjacent cavities of a body), formed in result.

- Seen deformation trunks as result.

- Extensive the trunks formed, as a rule, as a result of dragging of a body on a road covering.

- Extensive lacerations of a trunk due to action of details of a suspension bracket of the automobile (as a rule, due to impact).

- Extensive lacerations of a head of the victim with damage of bones of a brain and obverse skull to a projection of wounds, destruction of substance of a brain (due to impact by details of a suspension bracket of the automobile); in some cases can occur not only impact in area of a head details of a suspension bracket, but also heads between the bottom and a road covering owing to what it is formed and seen deformation heads in this or that direction.

- As to damages in the field of finitenesses of the victim they do not differ typicalness. Basically, it this or that orientation; these damages are formed as a result of dragging finitenesses on a road covering. By virtue of small volume of finitenesses, they, as a rule, cannot be squeezed between the bottom of the automobile and a road covering, and, accordingly, have no any attributes.

- On a body and clothes of the victim significant imposings combustive-lubricating materials are quite often found out.

- At bodies between the bottom of the automobile and a road covering on a body of the victim do not operate working surfaces of a wheel (protector) of the automobile therefore on a body and clothes of the victim there are no traces of a protector of wheels of the automobile.

The lead {carried out} research speaks that the investigated kind the person - a part of the automobile - has the features which allow to carry out {spend} successfully differential diagnostics, in particular, between through a body of a wheel (wheels) of the automobile and bodies the bottom of the automobile.

Keywords: forensic medicine, car accident injury, the pedestrian, mechanisms injuries.

Рецензент - проф. Старченко 1.1.

Стаття надшшла 14.02.2016 року

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.