© Плевинскис П. В.
УДК 340.6:616-001: 629.1131.115
Плевинскис П. В.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНТАКТИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
С НИЖНЕЙ (ДНИЩЕВОЙ) ЧАСТЬЮ АВТОМОБИЛЯ
Одесский национальный медицинский университет (г. Одесса)
Данная публикация относится к диссертационному исследованию на соискание ученой степени доктора медицинских наук доцента кафедры судебной медицины ОНМУ, к. м. н. Плевинскиса П. В. Работа кем-либо не финансируется.
Вступление. Несмотря на то, что вопросам травмирования тела человека колесом (колесами) автомобиля уделялось значительное внимание [4, с. 56-62], все же его следует признать недостаточным, особенно в смысле выработки правильного подхода эксперта к этому виду автомобильной травмы.
Кроме того, практика судебно-медицинской экспертизы убедительно свидетельствует о том, что травмирование человека нижней частью автомобиля может происходить и без контакта колес автомобиля с телом человека; пострадавший может травмироваться исключительно деталями днища автомобиля. Вместе с тем, морфология таких повреждений не изучена, этот вид травмирования человека до последнего времени отсутствовал в общепринятой классификации автомобильной травмы.
Не до конца учтено и то обстоятельство, что дальнейшее совершенствование парка легковых автомобилей, без сомнения, не могло не отразиться на морфологии телесных повреждений у лиц, пострадавших в результате травмирования пострадавших колесами и днищем автомобиля.
Такая тенденция, по-видимому, во многом связана с тем, что перекатывание колесами через тело пешехода рассматривалось, прежде всего, с точки зрения идентификационного значения следов перекатывания на теле и одежде для установления автомобиля, совершившего «переезд». Остальным вопросам (таким, как направление перекатывания колес через тело, положение тела на дорожном покрытии в момент перекатывания) уделяется мало внимания; интересы исследователей, в основном, направлены не на изучение перекатывания колесами как такового, а на часто предшествующий ему первичный удар пешехода наружными частями автомобиля [1,2], [5, с. 63-76], [3, с. 132-137].
Перечисленными причинами актуальность проблемы далеко не исчерпывается.
Дело еще и в том, что травма в результате контакта тела с колесами (днищем) автомобиля как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается нечасто. Гораздо чаще контакт тела человека с колесами и (или) днищем автомобиля
является всего лишь составляющей комбинированных видов автомобильной травмы. Как правило, это контактирование автомобиля с пешеходом, находящимся в вертикальном или близком к нему положении, с последующим падением пешехода на дорожное покрытие и травмированием его тела колесами и днищем автомобиля.
В таких случаях задача эксперта, производящего судебно-медицинскую экспертизу, значительно усложняется, поскольку эксперту приходится решать вопрос о происхождении каждого из имеющихся у пострадавшего телесных повреждений (устанавливать, какие из них образовались непосредственно от контактирования с колесами и днищем автомобиля, а какие - при предшествующем контактировании автомобиля с пешеходом, находящимся в вертикальном или близком к нему положении, и падении пешехода на дорожное покрытие).
Цель исследования. Изучить морфологию телесных повреждений, образующихся при контактировании с телом человека днищевой части автомобиля, разработать дифференциально-диагностические критерии, позволяющие диагностировать такие телесные повреждения, а также предложить оптимальный алгоритм работы эксперта в случаях указанного вида автомобильной травмы.
Объект и методы исследования. Для выяснения того, какова морфология телесных повреждений у пострадавших в случае контактирования тела с днищевой частью автомобиля, была изучена морфология телесных повреждений у соответствующих пострадавших (29 случаев за период с 2012 г. по 2015 г., по материалам Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы).
Все пострадавшие были травмированы легковыми автомобилями как отечественного, так и зарубежного производства (ЗАЗ, ГАЗ-24, ВАЗ, Дэо, Тойота, Ниссан), и в ходе ДТП погибли. У пострадавших изучалась морфология полученных телесных повреждений, и специфические особенности последних.
Результаты исследований и их обсуждение.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что изучаемый вид травмирования человека - травмирование днищевой частью автомобиля - имеет свои особенности, которые позволяют успешно проводить дифференциальную диагностику, в частности, между перекатыва-
нием через тело колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля.
Эти особенности следующие:
1. Основной механизм травмирования тела человека днищевой частью автомобиля - сдавление тела между деталями днища и дорожным покрытием. Вместе со сдавлением, может иметь место удар (нижними частями бампера и деталями подвески), и трение (при протаскивании тела по дорожному покрытию).
2. Морфологию образовавшихся телесных повреждений определяет, в основном, механизм сдавления.
3. Сдавление тела между днищевой частью автомобиля и дорожным покрытием, удары нижними частями автомобиля и трение как результат протаскивания тела по дорожному покрытию, сопровождаются возникновением достаточно характерных повреждений, как правило, в области туловища и головы пострадавшего, а именно:
3.1. Образовавшиеся от сдавления множественные переломы ребер (местные и отдаленные, располагающиеся по различным анатомическим линиям, но чаще всего - по ключичным);
3.2. Множественные, чаще всего закрытые, оскольчатые переломы костей таза, ключиц, лопаток, образующиеся в основном в результате сдав-ления;
3.3. Разрывы и размозжения внутренних органов (печени, почек, реже селезенки, разрывы диафрагмы, сопровождающиеся перемещением органов в смежные полости тела), образующиеся в результате сдавления;
3.4. Видимая деформация (уплощение) туловища как результат сдавления;
3.5. Обширные осаднения туловища, образующиеся, как правило, в результате протаскивания тела по дорожному покрытию;
3.6. Обширные ушиблено-рваные раны туловища за счет действия деталей подвески автомобиля (как правило, за счет удара);
3.7. Обширные ушиблено-рваные раны головы пострадавшего с повреждением костей мозгового и лицевого черепа в проекции ран, разрушением вещества головного мозга (за счет удара деталями подвески автомобиля); в ряде случаев может происходить не только удар в область головы деталями подвески, но и сдавление головы между днищем и дорожным покрытием, вследствие чего образуется и видимая деформация (уплощение) головы в том или ином направлении.
4. Что касается повреждений в области конечностей пострадавшего, то они не отличаются характерностью. В основном, это осаднения той или иной направленности; эти повреждения образуются в результате протаскивания конечностей по дорожному покрытию. В силу небольшого объема конечностей, они, как правило, не могут сдавливаться между днищем автомобиля и дорожным покрытием, и, соответственно, не имеют никаких признаков сдавления.
5. На теле и одежде пострадавшего нередко обнаруживаются значительные наложения горючесмазочных материалов.
6. При сдавлении тела между днищем автомобиля и дорожным покрытием на тело пострадавшего не действуют рабочие поверхности колеса (протектора) автомобиля, в результате чего на теле и одежде пострадавшего отсутствуют следы протектора колес автомобиля.
Выводы. Проанализировав полученные данные, в целях дифференциальной диагностики между перекатыванием через тело пострадавшего колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля можно использовать следующие основные дифференциально-диагностические критерии, конкретно указывающие на травмирование тела днищем автомобиля:
• обширные повреждения в области туловища пострадавших, преимущественно за счет сдавления туловища между днищем автомобиля и дорожным покрытием;
• наличие на туловище пострадавших повреждений, которые можно отнести за счет действия деталей подвески автомобиля;
• наличие в области головы пострадавших как повреждений от действия деталей подвески автомобиля, так и повреждений от сдавления головы между днищем автомобиля и дорожным покрытием. Последние встречаются реже, и, как правило, в случае расположения головы на выступе неровностей дорожного покрытия;
• отсутствие следов протектора на одежде и теле пострадавших;
• отсутствие признаков сдавления на верхних и нижних конечностях пострадавших;
• наличие обширных осаднений (следов протаскивания тела по дорожному покрытию) как на туловище и голове, так и на конечностях пострадавших;
• наличие обширных загрязнений горюче-смазочными материалами тела и одежды пострадавших.
Однако, следует констатировать, что травмирование тела человека днищем автомобиля в его классическом («чистом») виде может возникать только при определенном взаиморасположении автомобиля и тела лежащего на дорожном покрытии человека:
• в случае продольного (или косопродольного) положения туловища по отношению к продольной оси автомобиля;
• при условии такого же расположения верхних и нижних конечностей.
При других вариантах взаиморасположения тела пострадавшего и движущегося автомобиля (например, при поперечном или косопоперечном положении тела по отношению к продольной оси автомобиля, либо при продольном расположении тела, но при этом - раскинутых в стороны руках или отведенных в сторону нижних конечностях) -классическая травма днищем автомобиля не будет иметь место, а, скорее всего, будет иметь место
комбинированное травмирующее воздействие автомобиля на тело - как травматизация тела днищем автомобиля, так и перекатывание колесом (колесами) через части тела (как правило, конечности).
В последнем случае комбинация признаков, указывающих как на действие днища автомобиля, так и колес последнего, позволит сделать правильные выводы о механизме травмы.
Итак, говоря о контакте колес и днища автомобиля с телом человека, можно выделить следующие основные варианты такого контакта:
• контакт тела с колесом (либо колесами) автомобиля;
• контакт тела с днищем автомобиля;
• комбинированный контакт тела пострадавшего как с колесом или колесами, так и с днищем автомобиля.
Перспективы дальнейших исследований. Представляется, что перечисленные особенности судебно-медицинской экспертизы в случае травмирования человека днищевой частью автомобиля будут иметь существенное значение в судебно-медицинской диагностике этого вида травмы.
Литература
1. Коршаков И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда / И.К. Коршаков. - Москва, «Транспорт», 1988. - 141 с.
2. Коршаков И.К. Определение скорости автомобиля в момент наезда на пешехода / И.К. Коршаков, П.П. Чалкин, А.Л. Чубчен-
ко. - Москва, 1992. - 23 с.
3. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. - Москва, Изд-во «Экза-
мен», 2003. - С. 132-137.
4. Фетисов В.А. Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале «Судебно-медицинская экс-
пертиза» за период с 1958 по 2012 г. / В.А. Фетисов, С.А. Смиренин, А.В. Нестеров [и др.] // Судебно-медицинская экспертиза. - 2014. - № 3. - С. 56-62.
5. Шевцов С.А. Расследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий / С.А. Шевцов, К.В. Дубонос. - Харьков,
«Факт», 2003. - С. 63-76.
УДК 340.6:616-001: 629.1131.115
СУЧАСН1 УЯВЛЕННЯ ПРО КОНТАКТ ЛЮДИНИ З НИЖНЬОЮ (ДНИЩЕВОЮ) ЧАСТИНОЮ АВТО-МОБ1ЛЯ
Плевшсюс П. В.
Резюме. Розглянут питання специфiчного BapiaHTa ДТП - травмування людини днищевою частиною автомобтя. Перелiченi обставини цього виду травмування тта людини, а також мехаызми утворення Ti-лесних ушкоджень при цьому.
Встановлено, що у випадку травмування тта людини днищевою частиною автомобтя ттесы ушко-дження, що утворюються, мають особливу, досить специфiчну морфолопю.
Проведене до^дження говорить про те, що вивчений вид травмування людини - травмування днищевою частиною автомобтя - мае сво! особливост^ як дозволяють успшно проводити диференцмну дiагностику, зокрема, мiж перекочуванням через тто колеса (колес) автомобтя та травмуванням тта днищем автомобтя.
Ключовi слова: судова медицина, автомобтьна травма, пшохщ, мехаызм ушкоджень.
УДК 340.6:616-001: 629.1131.115
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНТАКТИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА С НИЖНЕЙ (ДНИЩЕВОЙ) ЧАСТЬЮ АВТОМОБИЛЯ
Плевинскис П. В.
Резюме. Рассмотрены вопросы специфического варианта ДТП - травмирования человека днищевой частью автомобиля. Перечислены обстоятельства этого вида травмирования тела человека, а также механизмы образования телесных повреждений при этом.
Установлено, что в случае травмирования тела человека днищевой частью автомобиля образующиеся телесные повреждения имеют особую, весьма специфическую морфологию.
Проведенное исследование говорит о том, что изученный вид травмирования человека - травмирование днищевой частью автомобиля - имеет свои особенности, которые позволяют успешно проводить дифференциальную диагностику, в частности, между перекатыванием через тело колеса (колес) автомобиля и травмированием тела днищем автомобиля.
Ключевые слова: судебная медицина, автомобильная травма, пешеход, механизм повреждений.
UDC 340.6:616-001: 629.1131.115
PRESENT-DAY CONCEPTS OF MAN CONTACTING WITH THE BOTTOM SIDE OF THE CAR
Plevinskis P. V.
Abstract. Questions of a specific variant of road accident the person are considered by a part of the automobile. Circumstances of this kind bodies of the person, and also mechanisms of formation {education} of physical injuries are listed thus.
It was found that in the case of injury to the human body of the bottom side of the car produced injuries have a special, very specific morphology, namely, damages with the following properties are formed:
- From multiple fractures of edges (local and remote, settling down on various anatomic lines, but more often) are formed.
- Plural, more often the closed, splintered crises of bones of a basin, formed basically in result.
- Breaks internal bodies (a liver, kidneys, less often than a spleen, the breaks of a diaphragm accompanying with moving of bodies in adjacent cavities of a body), formed in result.
- Seen deformation trunks as result.
- Extensive the trunks formed, as a rule, as a result of dragging of a body on a road covering.
- Extensive lacerations of a trunk due to action of details of a suspension bracket of the automobile (as a rule, due to impact).
- Extensive lacerations of a head of the victim with damage of bones of a brain and obverse skull to a projection of wounds, destruction of substance of a brain (due to impact by details of a suspension bracket of the automobile); in some cases can occur not only impact in area of a head details of a suspension bracket, but also heads between the bottom and a road covering owing to what it is formed and seen deformation heads in this or that direction.
- As to damages in the field of finitenesses of the victim they do not differ typicalness. Basically, it this or that orientation; these damages are formed as a result of dragging finitenesses on a road covering. By virtue of small volume of finitenesses, they, as a rule, cannot be squeezed between the bottom of the automobile and a road covering, and, accordingly, have no any attributes.
- On a body and clothes of the victim significant imposings combustive-lubricating materials are quite often found out.
- At bodies between the bottom of the automobile and a road covering on a body of the victim do not operate working surfaces of a wheel (protector) of the automobile therefore on a body and clothes of the victim there are no traces of a protector of wheels of the automobile.
The lead {carried out} research speaks that the investigated kind the person - a part of the automobile - has the features which allow to carry out {spend} successfully differential diagnostics, in particular, between through a body of a wheel (wheels) of the automobile and bodies the bottom of the automobile.
Keywords: forensic medicine, car accident injury, the pedestrian, mechanisms injuries.
Рецензент - проф. Старченко 1.1.
Стаття надшшла 14.02.2016 року