Научная статья на тему 'Современные представления о формировании и развитии математически и инженерно-технических компетенций при проведении внеурочной деятельности'

Современные представления о формировании и развитии математически и инженерно-технических компетенций при проведении внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДВУХУРОВНЕВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / РОБОТОТЕХНИКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плашинова Е.А., Гуляева А.С.

В данной статье приводится анализ современного представления о формировании математических, инженерно-технических и информационно-технологических компетенциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плашинова Е.А., Гуляева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные представления о формировании и развитии математически и инженерно-технических компетенций при проведении внеурочной деятельности»

Список использованной литературы:

1. Бурханов А.И., Хорошева Т.А., Лечебная физическая культура, 2015г,с 10.

2.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, 304 с

3.Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА: ПРАКТИКУМ, Томск, 2009г.

4. Попов С.Н., Иванова Н.Л. К 75-летию КАФЕДРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, МАССАЖА И РЕАБИЛИТАЦИИ РГУФК/ Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации № 3, 2003, С.5-7

© Моор В.А., Рыжова Н.С., 2020

УДК 37.011

Е.А. Плашинова,

учитель математики МАОУ СОШ №38,

г. Тюмень, РФ А.С. Гуляева, магистр 2 года обучения по специальности «Современное школьное математическое образование» ИМиКН ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,

г. Тюмень, РФ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной статье приводится анализ современного представления о формировании математических, инженерно-технических и информационно-технологических компетенциях.

Ключевые слова:

предметные компетенции, метапредметные компетенции, двухуровневые инженерные соревнования,

робототехника, внеурочная деятельность.

В связи с глобализацией, информатизацией и автоматизацией общества, развитием естественных наук и робототехники, перспективными направлениями становятся инженерно-технические и информационно-технологические специальности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту выпускник школы должен обладать рядом профессиональных характеристик, которые относятся к математическим и инженерно-техническим компетенциям. [5] С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится готовность учащихся применять на практике знания, полученные в ходе урочной и внеурочной деятельности.

В современном обществе всё чаще необходимы специалисты, обладающие информационно-технологическими навыками, для решения задач с постоянно повышающейся сложностью. Потребность в квалифицированных кадрах - это педагогический вызов новой технологической эпохи. Благодаря чему актуальным становится формирование и развитие математических, инженерно-технических и информационно-коммуникационных компетенций. [4, С 125]

Суть математической компетенции - это способность к анализу и структурированию данных и информации, вычислению по формулам, решению нестандартных задач, выявлению математических отношений, что позволяет человеку адаптироваться в быстро развивающейся социокультурной среде.

Инженерно-технические компетенции - компетенция, направленная на освоение навыков

структурированного, критического мышлений, нацеленного на освоения научных методов познания окружающего мира через конструкторскую деятельность. Инженерная компетенция самоорганизуется как подсистема в результате целенаправленной метапредметной деятельности. При целостном развитии различных способностей у учащихся формируется естественно научная картина мира с инженерным уклоном.

Под информационно-коммуникационной компетенцией понимают грамотное и эффективное использование программного и аппаратного обеспечений, интернет технологий, программирования и алгоритмизации в реальной жизни.

Иными словами, развитие вышеперечисленных компетенций у учащихся, будущих специалистов, способствует целесообразному применению математических и технических навыков для решения возникающих в повседневной жизни ситуаций.

При организации учебного процесса используются разнообразные формы организации деятельности, начиная от классических лекций, практик и лабораторных работ и заканчивая организацией внеурочной деятельности. Обычно, занятия в школе идут 40-45 минут, за это время учащиеся успевают усвоить учебный материал и решить ряд задач.

Постоянные однотипные занятия по предмету приводят к снижению уровня освоения материала школьниками. Для исправления ситуации в рамках одного предмета нужно формировать метапредметные навыки, межпредметные связи с другими дисциплинами, разнообразить виды деятельности. Однако, не на каждом занятии реально вести такую работу.

В последствии, полученные в школе знания, учащиеся не всегда могут применить при решении реальных задач в будущем. Согласно стандарту нового поколения, эти компетенции развиваются в рамках внеурочной учебной деятельности. Такая форма работы позволяет использовать приобретённые на уроках теоретические знания и практические навыки применить для решения комплексных инженерно-технических, информационно-технологических или иных задач разного уровня сложности. При этом у школьника будут развиваться самостоятельное и критическое мышления; коммуникативные, поисковые, конструкторские и математические компетенции.

Портрет современного выпускника подразумевает сформированность следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. [2, С 30]

Поворчан Ю.А. в своей работе рассуждал о целях формирования метапредметных компетенций и писал: «Формирование метапредметных компетенций является сложной задачей современного образования: квалифицированный сотрудник должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и общекультурными, формировать которые необходимо, начиная со школьного возраста». [3, С 28].

Реализация предметных и метапредметных компетенций происходит за счет проведения конструкторских и информационно-технологических кружков, инженерных и робототехнических соревнований, олимпиад по разным учебным предметам. [1, С 198]

Развитие и формирование метапредметных и предметных компетенций было рассмотрено на примере внеурочной деятельности курсов по инженерному проектированию, робототехнике и программированию, которые помогают школьниками реализовывать собственные проекты, и развивает навыки постановки цели и задачи, самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля, освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

Программа курса «Двухуровневые инженерные соревнования с элементами математики» соответствует всем требованиям федерального государственного стандарта нового поколения.

Двухуровневые инженерные соревнования - это соревнования, направленные на формирование метапредметных компетенций посредством развития таких важных качеств личности как:

коммуникативные, деятельностные, творческие и организаторские, при проведении инженерных соревнований на постоянной основе с этапами разного уровня сложности.

Двухуровневые инженерные соревнования - это соревнования, разбитые по уровням сложности, нацеленные на развитие навыков решения конструкторских и инженерно-технических задач при проектировании новых изделий.

Данные соревнования нацелены на развитие инженерно-технических компетенций школьников через прохождение соревнований разного уровня сложности вне зависимости от их технической подкованности. Курс состоит из последовательного проведения соревнований с последующим тестированием.

Предметными результатами прохождения курса «Двухуровневые инженерные соревнования с элементами математики» являются следующие навыки: -анализ блок-схем и чертежей; -конструирование новые рабочих моделей;

-нестандартного подхода к решению сложных конструкторских задач; -развития логико-математического мышления; -конструкторские, инженерно-технические и вычислительные.

Программа курсов дополнительного образования «В мире робототехники» и «В мире кода» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Они предназначены для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Основным содержанием курсов являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов и участия в робототехнических соревнованиях и олимпиадах по программированию.

Предметными результатами прохождения курсов «В мире робототехники» и «В мире кода» являются следующие навыки:

-программирования и алгоритмизации на блочных языках;

-создания игр, анимации и мультипликации средствами языка программирования;

- работы с конструктором и создания моделей; -работы с механизмами.

Вышеуказанные курсы имеют схожие метапредметные результаты:

-поиск информации в области высоких технологий;

-реализация идей и творческих задумок в интерактивной форме;

-поиск и внедрение инновационных идей;

-реализация готового технологического проекта;

-развитие творческого интереса;

-анализ проблемы и путей ее решения;

- планирование деятельности для достижения поставленной цели; -оценка собственных решений и решений других обучающихся.

Очевидно, что в рамках проведения урочной и внеурочной деятельности необходимо развивать метапредметные и предметные компетенции в целях формирования всесторонне развитой личности будущих специалистов в различных областях науки и техники. Таким образом, курсы дополнительного образования по инженерному конструированию, робототехнике и программированию помогают школьникам в профессиональной ориентации путем применения теоретических знаний на практике. Список использованной литературы:

1. Васильева Е.В., Селиверстова Л.В. Развитие некоторых личностных и метапредметных компетенций среднего общего образования с использованием командных и математических игр//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 197-200.

2. Кондратьева М.А. программа студии «Легоконструирование» на базе МАУ ДО центра развития творчества детей и юношества «Бригантина»// региональное образование XXI века: Проблемы и

перспективы. 2016. № 1. С. 28-33

3. Подворчан Ю.А. Формирование инженерных компетенций школьников на занятиях в компьютерном классе <^гай>>/ МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера», г. Томск// Томский политехнический университет, г. Томск, 2016 - С. 25-29

4. Родина П.Г. Организация деятельности по профессиональной ориентации учащихся среднего звена основной школы//Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2017. №2 (33). С. 121-133.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. Доступ из Национальная ассоциация развития образования и науки: https://fgos.ru/

© Плашинова Е.А., Гуляева А.С., 2020

УДК37

Самойлов М.

Магистрант 1 курса, Направление Инновационная деятельность В информационно - коммуникационной сфере,

МПГУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация

В статье описаны методы организации проведения учебно-тренировочных занятий; индивидуальный или групповой учебно-тренировочный урок.

Ключевые слова: Методика, тренировочные занятия, нагрузка, физические упражнения.

Общая структура занятий физическими упражнениями в основном определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. В начале занятий уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается.

Динамика работоспособности в течение одного занятия отражает эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения. Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.

Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу. Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.

Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.

Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.