Научная статья на тему 'Современные правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности России'

Современные правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
948
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВА / ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / LAW / SAFETY / RIGHT / PRODUCTION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич

В статье раскрывается проблемы формирования эффективного механизма правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности, иерархия продовольственной безопасности, влияние на системы международных отношений, органы государственной власти входящие в систему обеспечения продовольственной безопасности России и подведомственные им федеральные службы и надзоры. Исследованы нормативно правовые акты, входящие в систему обеспечения продовольственной безопасности. Рекомендовано для решения обозначенных проблем, форсировать принятие Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и поэтапно его вводить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern legal problems of the provision to food safety to Russia

Problems of the shaping the efficient mechanism of the legal regulation of the provision opens in article to food safety, hierarchy to food safety, influence upon systems of the international relations, organs state authorities entering system of the provision to food safety to Russia and подведомственные by him federal services and controls. The Explored normative legal acts provision to food safety. It Is recommended for decision of the marked problems, speed up taking the Federal law "About food safety of the Russian Federation" and in stages its enter.

Текст научной работы на тему «Современные правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности России»

11.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, к.ю.н. Должность: главный специалист-эксперт. Место работы: Управление федеральной поддержки территорий МЧС России.

Аннотация: В статье раскрывается проблемы формирования эффективного механизма правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности, иерархия продовольственной безопасности, влияние на системы международных отношений, органы государственной власти входящие в систему обеспечения продовольственной безопасности России и подведомственные им федеральные службы и надзоры. Исследованы нормативно правовые акты, входящие в систему обеспечения продовольственной безопасности. Рекомендовано для решения обозначенных проблем, форсировать принятие Федерального закона ««О продовольственной безопасности Российской Федерации» и поэтапно его вводить.

Ключевые слова: закон, безопасность, права, производство, управление.

MODERN LEGAL PROBLEMS OF THE PROVISION TO FOOD SAFETY TO RUSSIA

Belharoev Hadjimurad Umatgireevich, PhD at law. Position: main specialist-expert. Place of employment: Management of federal support territory EmerCOM Russia.

Annotation: Problems of the shaping the efficient mechanism of the legal regulation of the provision opens in article to food safety, hierarchy to food safety, influence upon systems of the international relations, organs state authorities entering system of the provision to food safety to Russia and подведомственные by him federal services and controls. The Explored normative legal acts provision to food safety. It Is recommended for decision of the marked problems, speed up taking the Federal law "About food safety of the Russian Federation" and in stages its enter.

Keywords: law, safety, right, production,

management.

Одной из важнейших проблем формирования эффективного механизма правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности является отсутствие универсального понятийного аппарата, позволяющего обеспечить комплексный, единообразный подход при формировании законодательства в данной сфере общественных отношений. Отсутствие единого методологического подхода к пониманию тех или иных дефиниций в сфере различных аспектов обеспечения безопасности, вызвано как субъективными, так и объективными причинами, появлением все новых и новых характеристик и свойств единого эколо-го-социального пространства, попытка заимствования терминологии, методологии, миропонимания присущих различным отраслям знаний, постепенным пониманием искусственности разделения знаний на «естественно-научные», «общественные», экологические», «гуманитарные» и т.д. Ещё одной проблемой в этой области является чрезвычайная подвижность

законодательства, регулирующего вопросы энергетической безопасности.

Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» является некорректной идеализацией, а термин «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.

Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» определял безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В новом Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» отсутствует такое определение.

В некоторых международных документах под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.

Термин «безопасность» также можно понимать как «отсутствие опасности», предотвращение всех возможных рисков (как непосредственных, так и потенциальных), как некая социально-правовая утопия, идеал гуманистического общества.

Безопасность является многофакторным понятием, включающим в себя различные элементы из различных сфер общественной жизни. Одним из важнейших составляющих системы безопасности нашей страны является продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность не может существовать сама по себе, она является частью национальной безопасности, и должна рассматриваться в ее контексте. В этом случае, по аналогии с определением национальной безопасности, продовольственную безопасность можно рассматривать как «состояние страны, при котором отсутствуют внешние и внутренние угрозы важнейшим аспектам энергетики или осуществляется их устранение».

Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач политики обеспечения продовольственной безопасности.

В соответствие со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность .

При этом продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импорто-замещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорга-

низмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Важнейшее место в обеспечении внутренней, да и национальной безопасности в целом, занимала обеспечение экономической безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции 2000г.) говорилось: «Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства».

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;

улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; развитие рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе развитие конкурентоспособности вырабатываемых российским производителем товаров и услуг;

гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности 1.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации.

Также целями обеспечение национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:

совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет продовольственную безопасность одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95 %; сахара - не менее 80 %; растительного масла - не менее 80 %; мяса и мясопродуктов - не менее 85 %; молока и молокопродуктов - не менее 90 %; рыбной продукции - не менее 80 %; картофеля - не менее 95 %; соли пищевой - не менее 85 %.

Исходя из выше изложенного мы приходим к выводу, что в структуре системы экономической безопасности коренное место занимает продовольственная безопасность. В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, развития производства продовольственной и другой сельскохозяйственной продукции, расширения отечественного рынка, снижения его зависимости от мирового рынка продовольствия, повышения социального положения и

уровня жизни людей в самых различных регионах России.

Способность государства организовать функционирование такой важнейшей сферы жизнеобеспечения населения, как продовольственная сфера, является необходимым условием обеспечения его национальной безопасности и суверенитета, гарантией социального мира в стране и спокойствие в обществе. Продовольственная безопасность - это одна из необходимых гарантий реального, а не декларативного права человека на жизнь. Это - не просто вид экономической безопасности. Это - громадного значения политический фактор, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. «Чем меньше остается хлеба, тем больше в нем политики», - говорили во времена гражданской войны и революции. Этот принцип справедлив и сегодня.

Продовольственная безопасность становится также и мощным геополитическим фактором, порождающим новые глобальные угрозы, связанные с продовольственно-демографическим кризисом, охватившим многие страны третьего мира.

Из сравнения этих дефиниций видно, что сущностное содержание понятия продовольственной безопасности сводится их авторами к способности государства обеспечить устойчивое обеспечение продуктами питания различных слоев населения.

На первый взгляд, с этим трудно спорить, но при более детальном рассмотрении вопроса нельзя не заметить, что способность и практическая реализация этой способности - совсем не одно и тоже.

К тому же нельзя по старинке все сводить к государству. Проблема продовольственной безопасности касается, прежде всего, каждого человека и всего общества. В соответствии с общей теорией национальной безопасности способность государства обеспечить нормальное питание населения есть только одна из характеристик самого государства, как основного субъекта обеспечения национальной безопасности. Поэтому во всех этих определениях продовольственной безопасности речь идет о ее обеспечении, но сущность самой категории не раскрывается.

Общая теория национальной безопасности требует четкого разделения коренных понятий: система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности. Исходя из этих теоретических посылок, мы предлагаем следующее определение категории продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в продовольственной сфере от внутренних и внешних угроз.

Продовольственная безопасность подразделяется на глобальную продовольственную безопасность, национальную продовольственную безопасность, региональную продовольственную безопасность и локальную продовольственную безопасность.

Все эти виды продовольственной безопасности в той или иной степени связаны между собой. Уровень глобальной продовольственной безопасности сказывается на продовольственной безопасности всех стран мира и целых континентов.

Продовольственная безопасность достигается проведением единой государственной политики в продовольственной и агропромышленной сфере, системой мер правового, экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозам продовольственной безопасности. Основные направления

обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности детально изложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г и Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Сущность продовольственной безопасности должна выражаться в формулировке самого понятия «продовольственная безопасность». В этой связи следует отметить, что впервые термин «продовольственная безопасность» был введен в практику на состоявшейся в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО после резкого роста мировых цен на зерно, и раскрыт как понятие более чем через 20 лет на аналогичной конференции. В Концепции ФАО о продовольственной безопасности этот термин трактуется следующим образом: «Продовольственная безопасность - это когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих

потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни». Основной целью существования и развития человека и общества, следует признать удовлетворение потребностей, реализацию своих интересов.

Так за последние три года цены на продовольствие выросли на 83% и продолжают расти в тридцати трех странах мира кризисная ситуация на грани социальных взрывов населения этих стран.

Соответственно продовольственная безопасность влияет на системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, вооружённых конфликтов и воин.

В систему обеспечения продовольственной безопасности России входят, в первую очередь, такие органы государственной власти, как Совет Безопасности Российской Федерации, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, МЧС России, ФТС, МВД России, ФПС, ФСБ, подведомственные им федеральные службы и надзоры.

Устойчивость российского продовольственного рынка определяется объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, уровнем закупочных и розничных цен на них.

Продовольственную независимость Российской Федерации можно считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80 %. Допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в Российской Федерации.

В проекте законопроекта «О продовольственной безопасности России», разрабатываемом в Государственной Думе РФ с 1995 года под продовольственной безопасностью понимается способность государства обеспечивать достаточное и устойчивое питание населения, независимо от действия внутренних и внешних угроз и влияний, что является одним из необходимых условий суверенитета государства и обеспечения основных прав населения. К сожалению, данный закон до сих пор не принят по разным причинам, но периодически реанимируется в кулуарах Думы.

Таким образом, для решения выше обозначенных проблем необходимо форсировать принятие закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и поэтапно его вводить в жизнь.

Список литературы:

1. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Рим 13 ноября 1996г.

2. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

5. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

6. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны // Экономист. - 2008. - № 5.

7. Бекетов Н.В. Проблемы продовольственной безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4.

8. Клименко А.С. Хозяйства населения в обеспечении продовольственной безопасности // ЭКО. - 2009. -№ 2.

9. Механизмы нейтрализации рисков и использования ресурсов обеспечения продовольственной безопасности регионов России / И.П.Кружилин, К.Н.Кулик, И.П.Свинцов, В.В.Мелихов // Использование и охрана природ. ресурсов в России. - 2010. - № 5.

10. Чернова О. А. К проблеме нормативно-правового обеспечения правоприменительной деятельности в сфере обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров // Рос. юстиция. - 2008. - № 5.

11. Euro News. Роберт Зерик. 30.05.2008.

Literature list:

1. The Roman declaration about worldwide food safety. Rome 13 ноября 1996г.

2. The Federal law "About safety" from December 28 2010 390-FZ.

3. Strategy to national safety to Russian Federation before 2020 is Approved by Edict of the President to Russian Federation from 12 May 2009 537

4. The Dictation Government Rf from 17.11.2008 1662-r "About Concepts long-term social-economic development to Russian Federation for a period of before 2020".

5. The Edict of the President to Russian Federation from January 30 2010 120 "About approving the Doctrine to food safety to Russian Federation".

6. Altuhov A.I. Food safety as factor social-economic development of the country // Ekonomist. - 2008. - 5.

7. Beketov N.V. The Problems to food safety to Russia // Nac. interests: priorities and bezopasnosti. - 2009. - 4.

8. Klimenko A.S. The Facilities of the population in provision of food safety // EKO. - 2009. - 2.

9. The Mechanisms to neutralizations risk and use resource provision to food safety region to Russia /

I.P.KRUZHILIN, K.N.KULIK, I.P.SVINCOV, V.V.MELIHOV // Use and guard prirod. resource in Rossii. - 2010. - 5.

10. CHernova O.A. To problem normative-legal provision правоприменительной to activity in sphere of the quality and safety provision of the foodstuffs // Ros. yusticiya. -2008. - 5.

11. Euro News. Robert Zerik. 30.05.2008.

Рецензия

на статью Белхароева Х.У., к.ю.н., главного специа-листа-эксперта Управления федеральной поддержки территорий МЧС России на тему: «Современные правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности России»

Актуальность темы не вызывает сомнения, в статье раскрываются проблемы формирования эффективного механизма правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности. Отсутствие единого методологического подхода к пониманию тех или иных дефиниций в сфере различных аспектов обеспечения безопасности, отсутствие универсального понятийного аппарата, позволяющего обеспечить комплексный, единообразный подход при формировании законодательства в данной сфере общественных отношений. Также исследованы нормативно правовые акты: Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Рим 13ноября 1996 г.,

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»,

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и т.д.

Раскрывается иерархия продовольственной безопасности, влияние на системы международных отношений, органы государственной власти входящие в систему обеспечения продовольственной безопасности России и подведомственные им федеральные службы и надзоры.

Таким образом, в статье, раскрываются проблемы продовольственной безопасности Российской Федерации, рекомендовано для решения обозначенных проблем, форсировать принятие Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и поэтапно его вводить.

С учетом важности проблемы продовольственной безопасности Российской Федерации представляется необходимым рекомендовать статью для опубликования в научном журнале «Пробелы в российском законодательстве»

Заведующий кафедрой «Предпринимательского права» Российской академии предпринимательства Доктор юридических наук, профессор Ю.Г. Шпаковский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.