Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ИНДИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
688
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / КОРРУПЦИЯ В ИНДИИ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИНДИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОННОСТЬ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич, Бражников Дмитрий Анатольевич, Брюхнов Александр Анатольевич

В настоящем исследовании авторский коллектив изложил проблематику, связанную со становлением современных законодательных основ по борьбе с коррупцией в Индии. Основу данной работы составило изучение первоисточников законодательного характера и последующее их содержательное анализирование. Исследовав широкую группу первоисточников борьбы с коррупцией в Индии, авторы смогли проследить историю индийского антикоррупционного законодательства с момента государственной независимости страны. При этом довольно подробно авторским коллективом охарактеризованы основные индийские антикоррупционные законодательные акты. Практическая направленность исследования выражается в возможности использования его результатов в научно-исследовательской и преподавательской деятельности отечественных научно-исследовательских учреждений, образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGAL FOUNDATIONS OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN INDIA

In this study, the team of authors outlined the problems associated with the formation of modern legislative framework to combat corruption in India. The basis of this work was the study of primary sources of a legislative nature and their subsequent meaningful analysis. By examining a wide group of primary sources for the fight against corruption in India, the authors were able to trace the history of Indian anti-corruption legislation since the country’s state independence. At the same time, the team of authors described in some detail the main Indian anti-corruption legislative acts. The practical orientation of the research is expressed in the possibility of using its results in research and teaching activities of domestic research institutions, educational organizations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ИНДИИ»

УДК 343.352 (100) ББК 67.408

© 2022 г. Кобец Петр Николаевич,

главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России,

доктор юридических наук, профессор.

E-mail: pkobets37@rambler.ru

Бражников Дмитрий Анатольевич,

заведующий кафедры административного и финансового права Российской таможенной

академии, кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: Dbrazh@yandex.ru

Брюхнов Александр Анатольевич,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института

МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: lexandr@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ИНДИИ

В настоящем исследовании авторский коллектив изложил проблематику, связанную со становлением современных законодательных основ по борьбе с коррупцией в Индии. Основу данной работы составило изучение первоисточников законодательного характера и последующее их содержательное анализирование. Исследовав широкую группу первоисточников борьбы с коррупцией в Индии, авторы смогли проследить историю индийского антикоррупционного законодательства с момента государственной независимости страны. При этом довольно подробно авторским коллективом охарактеризованы основные индийские антикоррупционные законодательные акты.

Практическая направленность исследования выражается в возможности использования его результатов в научно-исследовательской и преподавательской деятельности отечественных научно-ис-следовательскихучреждений, образовательных организаций.

Ключевые слова: причины коррупции, законодательные основы, коррупция в Индии, законотворчество, законодательные органы, индийская правовая система, антикоррупционное законодательство, законность, нормотворчество, правовое регулирование, гражданское общество.

Kobets Pyotr Nikolaevich - Chief Researcher, the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.

Brazhnikov Dmitry Anatolievich - Head of the Department of Administrative and Financial Law,

the Russian Customs Academy, PhD in Law, Associate Professor.

Bryukhnov Alexander Anatolievich - Associate Professor, the Department of Criminal Law and Criminology,

the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

MODERN LEGAL FOUNDATIONS OFTHE FIGHTAGAINST CORRUPTION IN INDIA

In this study, the team of authors outlined the problems associated with the formation of modern legislative framework to combat corruption in India. The basis of this work was the study ofprimary sources of a legislative nature and their subsequent meaningful analysis. By examining a wide group of primary sources for the fight against corruption in India, the authors were able to trace the history of Indian anti-corruption legislation since the country's state independence. At the same time, the team of authors described in some detail the main Indian anti-corruption legislative acts. The practical orientation of the research is expressed in the possibility of using its results in research and teaching activities of domestic research institutions, educational organizations.

Keywords: causes of corruption, legislative framework, corruption in India, lawmaking, legislative bodies, Indian legal system, anti-corruption legislation, legality, rulemaking, legal regulation, civil society.

На протяжении всей своей истории Индия сталкивалась с несколькими вторжениями. Британская компания высадилась в Индии в начале XVII в. в качестве торговцев, но постепенно начала превращаться из торговой

компании в правящую силу. Британцы были озабочены только укреплением своего господства и власти. Британское правление оказало разрушительное воздействие на социальную, экономическую, культурную и политическую

жизнь индийцев, что постепенно вынудило простые массы и правителей восстать против британского правления. Несколько аграрных, племенных и политических восстаний вспыхнули против иностранного правления, но именно восстание 1857 г. стало стартовой площадкой для всей последующей борьбы против британского правления. Постоянно растущая осведомленность, контакты с внешним миром и стремление освободить страну породили к концу XIX в. организованное движение, которое в 1947 г. положило конец 200-летнему британскому правлению. Сразу же после принятия 15 августа 1947 г. государственной независимости в Индии борьба с коррупцией начала набирать обороты [1, с. 75].

Отечественными учеными отмечается, что довольно непростая характеристика индийской правовой цивилизации не позволяет утверждать о наличии в стране единой культуры права. Универсальную основу этой нормативной системы составляют религиозные и философские традиции в совокупности с религиозными концепциями законов дхармы, кармы, касты и др. [2, с. 184]. Такую территориальную подсистему общего индийского права приходилось применять вне зависимости от расовой принадлежности, вероисповедования и иных различий, поскольку первоначально ее привнесли в индийское общество западные колониальные власти [3, с. 535].

Субъектами преступлений являются не только физические лица, но и могут выступать юридические лица в виде корпораций, ассоциаций, объединений [4, с. 25]. В соответствии со ст. 1, 2 и 5 УК Индии предусматривается уголовная ответственность за совершение преступлений на всей индийской территории (за исключением штатов Джамму и Кашмир), а также противоправных деяний, совершенных за пределами страны, но только в том случае, если есть возможность привлечения виновных лиц к уголовной ответственности в Индии [5, с. 435].

В 1947 г. индийским правительством принимается «Закон о предотвращении коррупции» - «Prevention of Corruption Act, 1947». В указанном акте рассматриваются вопросы, касающиеся предотвращения коррупции и взяточничества. Данный законодательный акт обязал суд устанавливать определенные презумпции вины в отношении обвиняемого. В соответствии с его положениями бремя доказывания было переложено с обвинения

на обвиняемого. Расследование в отношении обвиняемого должен был вести офицер не ниже чина заместителя начальника полиции [6, с. 48].

Новый законодательный акт «О предупреждении коррупции» (№ 49 от 1988 г.) - Prevention of Corruption Act, 1988 (№ 49 of 1988) вступил в силу в сентябре 1988 г. Он является законодательным актом Парламента Индии, принятым для борьбы с коррупцией в государственных учреждениях и предприятиях государственного сектора Индии [7]. Кроме служащих центрального правительства и союзных территорий, служащие государственных предприятий, национализированных банков, служащие кооперативных обществ центрального правительства и правительства штата, получающие финансовую помощь, служащие Комиссии по университетским грантам, вице-канцлеры, профессора и ученые в учреждениях, получающие финансовую помощь от центрального правительства или правительства штата, или даже от местных властей, были объявлены государственными служащими. Однако депутаты парламента, хотя и выполняют общественные обязанности, остаются вне сферы действия этого Закона.

Закон 1988 г. распространяется на всю Индию, за исключением штатов Джамму и Кашмира, и распространяется на всех индийских граждан, проживающих в стране или за ее пределами [8, с. 19]. Основные положения Закона 1988 г. ясно дают понять, что он предназначен для применения к ситуациям, когда индийский государственный служащий принимает незаконное вознаграждение от любого лица, будь то в Индии или за рубежом. Если преступление в отношении государственного служащего доказано в суде, то оно наказывается лишением свободы на срок не менее шести месяцев, но не более пяти лет. Таким образом, шестимесячное тюремное заключение является обязательным, суды не имеют дискреционных полномочий в этом отношении. Если государственный служащий признан виновным в совершении преступления, то он наказывается лишением свободы на срок не менее двух лет, но не более семи лет, а также штрафом. Данный законодательный акт не распространяется на выплату незаконных вознаграждений иностранным должностным лицам.

Принятие закона «О предупреждении коррупции» 1988 г. не повлекло серьезных успе-

хов в борьбе с коррупцией, в него был внесен ряд значительных изменений, которые вступили в силу 26 июля 2018 г. [9, с. 110]. Кроме того, в принятом Законе «О Поправках» 2018 г. (Amendment Act) была предпринята попытка привести закон «О предупреждении коррупции» 1988 г. в соответствие с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции 2005 г., которая была ратифицирована Индией в 2011 г. [10].

До принятия поправок Закон «О предупреждении коррупции» 1988 г. в первую очередь криминализировал получение взятки государственным служащим, а взяткодатель мог быть наказан в соответствии с данным законом только за подстрекательство к преступлению, совершенному получателем взятки. Однако в соответствии с поправками факт предоставления какого-либо «неправомерного преимущества» другому лицу (непосредственно или через третью сторону) с намерением побудить любого государственного служащего (или вознаградить любого государственного служащего) ненадлежащим образом выполнить какую-либо государственную работу, теперь сам по себе является преступлением. Исключения были сделаны для лиц, которые вынуждены были дать взятку и сообщают об этом властям в течение семи дней, и лиц, которые предлагают или дают взятку после информирования властей (для оказания помощи властям в расследовании в отношении получателя взятки). Однако поправки упразднили иммунитет, ранее действовавший в соответствии со ст. 24 рассматриваемого закона, для взяткодателя, давшего показания в ходе коррупционного процесса против взяточника [11, с. 30].

Кроме того, принятые в 2018 г. поправки также позволили включить конкретные положения, касающиеся ответственности коммерческих организаций (в том числе компаний) и их должностных лиц за совершение преступлений, предусмотренных законом «О предупреждении коррупции» 1988 г. Правительству были даны полномочия арестовывать или производить конфискацию любых денежных средств или имущества, приобретенного в результате совершенного преступления, предусмотренного рассматриваемым законодательным актом. Ключевые преступления, предусмотренные данным законом (включая подкуп государственного служащего и подкуп государственного служащего коммерческой организацией), были включены в

качестве основных преступлений в соответствии с законом «О предотвращении отмывания денег» 2002 г., поэтому доходы от таких преступлений теперь подпадают под действие индийских законов о борьбе с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных незаконным путем [12, с. 48].

Закон о предотвращении отмывания денег 2002 г. - Prevention of Money Laundering Act, 2002 (далее - PMLA) является Законом Парламента Индии, принятым с целью предотвращения отмывания (легализации) денежных средств, полученных незаконным путем и обеспечения конфискации имущества, полученного в результате указанной процедуры. Он вступил в силу с 1 июля 2005 г. и сегодня является основой правовой базы, созданной Индией для борьбы с отмыванием денежных средств [13]. PMLA предусматривает замораживание, арест и конфискацию доходов от преступлений. В PMLA были внесены поправки в 2005, 2009, 2012 и 2019 гг. PMLA криминализирует отмывание (легализацию) незаконных денежных средств. Легализация денежных средств определяется как прямые или косвенные попытки потворствовать, или сознательно помогать, или сознательно становиться участником, или фактическое участие в процессе или деятельности, связанной с доходами от преступлений (включая их сокрытие, владение, приобретение или использование), и проекция или требование такого имущества как незапятнанного имущества. Закон о финансах 2019 г. - Finance Act, 2019 наряду с другими поправками, имеющий более широкую цель борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, внес дополнительные поправки в PMLA, разъясняющие определение «доходы от преступлений», в соответствии с которым доходы от преступлений включают имущество, не только полученное в результате запланированного преступления, но и любое имущество, которое прямо или косвенно может быть получено в результате любой преступной деятельности [14]. Кроме того, PMLA определяет категории таких деяний, как преступления с трансграничными последствиями. Первая категория охватывает деяния, совершенные за пределами Индии, которые являются преступлениями как по индийскому законодательству, так и по местным законам, и доходы от которых переводятся в Индию. Вторая категория охватывает преступления, совершенные в Индии,

доходы от которых пытаются перевести за границу [15, с. 4].

Согласно оценке ряда специалистов по рассматриваемому вопросу, важнейшим направлением противодействия коррупции в Индии выступают мероприятия, которые обеспечивают прозрачность функционирования управленческого аппарата. В этой связи необходимо упомянуть о Законе «О праве на информацию» (Right to Information Act (далее -RTI). Этот закон был принят Парламентом Индии 15 июня 2005 г. и полностью вступил в силу 12 октября 2005 г. [16]. Данный законодательный акт устанавливает правила и процедуры, касающиеся права граждан на информацию. Он заменил собой прежний закон о свободе информации 2005 г. В соответствии с положениями Закона «О праве на информацию» любой гражданин Индии может запросить информацию у государственного органа правительственного органа или органа государственной власти, который обязан ответить оперативно, или в течение тридцати дней. В случае дела, затрагивающего жизнь и свободу заявителя, информация должна быть предоставлена в течение 48 часов. Это одно из любопытных антикоррупционных решений индийского правительства помогает простым гражданам фиксировать коррупционные факты. В соответствии с рассматриваемым законодательным актом рядовые граждане направляют запросы по проверке предполагаемых фактов коррупционных отношений, а чиновники государственных структур обязаны их рассмотреть и дать ответ. Таким образом, любому индийскому гражданину страны дано право запроса информации у представителей органов власти и управления, которые обязаны ее предоставить или дать ответ в установленные законодательством сроки. А в случае отказа либо нарушения сроков предоставления информации, чиновникам придется заплатить персональный штраф [17, с. 27].

Данный нормативно-правовой акт превратился в мощное оружие в деятельности представителей гражданского общества по противодействию коррупции. Также рассматриваемый законодательный акт, облегчивший доступ к информации, узаконивший штрафы чиновников, предоставил право простым индийцам получить полагаемые им государственные услуги, не давая за это взятки в государственных органах. Закон также требует,

чтобы все государственные органы компьютеризировали свои записи для широкого распространения и активно использовали определенные категории информации, чтобы граждане имели минимальные возможности для официального запроса информации [18, с. 75].

Закон RTI принимался как инструмент борьбы с коррупцией в Индии в первую очередь для обеспечения прозрачности и благого управления в стране. Основываясь на контент-анализе данного нормативного акта, можно с уверенностью утверждать, что закон RTI преуспел в уменьшении информационной асимметрии и разоблачении коррупции. Государственные служащие стали относительно отзывчивыми и подотчетными службе с момента принятия данного закона [19, с. 386].

Индийские граждане рассматривают право на информацию как окончательное освобождение от британского колониализма. Они воспринимают данный законодательный акт как инструмент расширения прав и возможностей обычных граждан и изменения культуры управления, сделав ее прозрачной, менее коррумпированной, основанной на широком участии и подотчетности [20, с. 62]. Индийцы отмечают, что помимо противодействия коррупции, запросы на получение информации, которые делаются в соответствии с этим законом, обеспечивают решение широкого круга социальных вопросов, включая земельные и экологические права, пособия по социальному обеспечению, реформу финансирования политических партий, гражданскую инфраструктуру и даже государственно-частное партнерство [21, с. 187]. В соответствии с рассматриваемым законодательным актом в Индии каждый день подается более 4 800 заявок. За первые десять лет действия закона было подано более 17 500 000 заявлений по запросу информации.

Помимо указанного законодательного акта, по мнению экспертов, еще лучше повысить прозрачность функционирования органов государственной власти и управления могли бы новейшие информационные и коммуникационные технологии, а также усиление такого элемента, как social media - социальные медиа. Социальные медиа в Индии формируются как влияющая сила во всех сферах жизни. Он используется различными организациями для обогащения коммуникационных стратегий. Использование социальных сетей расширяет сотрудничество между различными

заинтересованными сторонами, обеспечивая обратную связь и стимулируя участие граждан. Инновационное использование технологий способствует развитию демократии в стране путем поощрения прозрачности, отзывчивости правительства и активного участия в этой работе представителей гражданского общества. Государственное управление использует социальные сети для взаимодействия с гражданами, чтобы активизировать их участие в развитии страны. Социальные сети позволяют использовать множество способов для того, чтобы служить мостом между правительством и гражданами. Использование социальных сетей в индийском частном секторе привлекает внимание в следующих областях: управление взаимоотношениями с клиентами, маркетинг и бренд-менеджмент, в то время как для институционализа-ции социальных сетей в государственном управлении было предпринято не так уж много шагов. В настоящее время данный вопрос недостаточно изучен, поскольку пока что недостаточно исследований относительно использования индийским правительством социальных сетей для участия граждан в жизни страны [22, с. 845].

Важным законодательным актом в сфере борьбы с коррупцией в Индии является «Закон о защите информаторов 2011 г.» - Whistle Blowers Protection Act, 2011. В нем предусмотрены механизмы по расследованию коррупционных проявлений и злоупотреблению властью госслужащими, и в том числе защита лиц, разоблачающих предполагаемые правонарушения в государственных органах [23]. Данный законодательный акт направлен на обеспечение адекватной защиты лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, совершенных государственными служащими и умышленном злоупотреблении дискреционными полномочиями, которые наносят очевидный ущерб государству. Данным законодательным актом регламентированы и обеспечены адекватные гарантии против виктимизации информаторов. Он также направлен на обеспечение наказания за ложные жалобы [24].

В принятом Парламентом Индии «Законе о компаниях 2013 г.» - Companies Act, 2013 содержатся положения, которые могут препятствовать мошеннической деятельности в компаниях и корпорациях. Так, в рассматриваемом законодательном акте говорится об увеличении штрафных санкций за мошенническую

деятельность, предоставление дополнительных полномочий Управлению по расследованию мошенничеств - Serious Fraud Investigation Office, а также обязательную ответственность аудиторов за выявление мошенничеств и повышенную ответственность независимых директоров.

Статья 129 Закона 2013 г. предусматривает, что финансовая отчетность компании, помимо прочего, должна давать правдивое и справедливое представление о состоянии дел компании. Кроме того, в соответствии со ст. 134 каждый баланс и отчет о прибылях и убытках компании (кроме банковской компании) должны быть подписаны от имени ее совета директоров двумя директорами компании, включая управляющего директора и секретаря компании. Статья 447 определяет мошенничество в широком смысле, включая любое действие, бездействие, сокрытие любого факта или злоупотребление служебным положением, совершенное любым лицом или любым другим лицом при их попустительстве любым способом с намерением обмануть, получить неправомерную выгоду или нанести ущерб интересам компании, ее акционерам, кредиторам или любому другому лицу, независимо от того, имеет ли место какая-либо неправомерная прибыль или неправомерные убытки. Лица, осужденные за мошенничество, подвергаются суровым уголовным последствиям: если мошенничество связано с суммой не менее 1 миллиона рупий или 1 процента оборота компании (в зависимости от того, что меньше), то наказанием является лишение свободы на срок не менее шести месяцев, который может быть продлен до 10 лет. Если мошенничество связано с общественными интересами, то срок лишения свободы должен быть не менее трех лет, а также штраф в размере не менее суммы, связанной с мошенничеством, и который может быть увеличен до трехкратной суммы. Если сумма, вовлеченная в мошенничество, превышает вышеупомянутые пороговые значения и не затрагивает общественных интересов, то назначается наказание в виде тюремного заключения на срок до пяти лет или штрафа до 5 миллионов рупий, или и того, и другого.

Статья 177 рассматриваемого законодательного акта требует, чтобы каждая листин-говая компания имела механизм обеспечения противодействия мошеннической деятельности и обеспечила адекватный механизм их

защиты персонала, сообщающего обо всех имеющихся проблемах в компании. Кроме того, аудиторы, бухгалтеры и секретари компаний в обязательном порядке должны сообщать о любых подозрениях в мошенничестве центральному правительству, если они в ходе выполнения своих обязанностей приходят к убеждению, что сотрудники их компании совершают преступные деяния. Статья 182 ограничивает способность компаний делать прямые или косвенные взносы в пользу политической партии или любого лица в политических целях. Она также требует, чтобы все компании раскрывали суммы и получателей таких взносов в своих счетах прибылей и убытков. Нарушение этого раздела карается лишением свободы и штрафом. Закон 2013 г. также обязывает компании вести бухгалтерские книги и финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета. За нарушение вышеуказанных положений предусмотрены штрафы и тюремное заключение. Основными особенностями данного закона являются: благоприятное для бизнеса корпоративное регулирование инициативы в поддержку бизнеса; повышенная подотчетность руководства; более строгое правоприменение. Он заменяет «Закон о компаниях 1956 г.» - Companies Act, 1956, который оказался устаревшим с точки зрения борьбы с коррупционными проявлениями, возникающими в XXI столетии [25].

Одним из важнейших направлений по развитию национальной антикоррупционной политики является принятие закона Локпала и Локаюта 2013 г. - Lokpal and Lokayuktas Act, 2013, широко известного как закон Локпала, вступившего в силу с 16 января 2014 г., который является антикоррупционным актом индийского Парламента, стремится обеспечить создание института Локпала для расследования обвинений в коррупции в отношении некоторых важных государственных чиновников, включая премьер-министра, минист-

Литература

1. Лунев С.И. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3.

2. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 4 (333).

ров кабинета министров, членов парламента, должностных лиц группы центрального правительства и по вопросам, связанным с ними [26].

В 2015 г. Парламент Индии принял «Закон о нераскрытых иностранных доходах и активах (введение налога) 2015 г.» - Black Money (Undisclosed Foreign Income and Assets) and Imposition of Tax Act, 2015, чтобы наложить штрафы на «черный нал», накопленный за рубежом [27]. В соответствии с Законом предоставлена единовременная возможность декларировать зарубежные активы. Если доход не будет задекларирован, то к нераскрытым иностранным доходам и активам применяется единая ставка налога в размере 30 % и штраф в размере 300 % от суммы налога. Умышленные попытки уклониться от уплаты налогов на зарубежные доходы и активы повлекут за собой строгое тюремное заключение на срок от трех месяцев до 10 лет, а также штраф. Цель этого закона - вернуть в страну доходы и активы, находящиеся за рубежом. В результате только резидент Индии получает возможность декларировать нераскрытые активы. Правительство дает временные рамки для раскрытия активов. Если резидент, владеющий нераскрытыми активами, декларирует эти активы в установленные сроки, они не подлежат судебному преследованию [28].

Таким образом, исследование авторским коллективом проблематики становления и развития законодательных основ по борьбе с коррупцией в Индии после обретения ею государственной независимости в 1947 г. свидетельствует о том, что с 1947 г. в стране началась законотворческая работа по борьбе с коррупцией. Есть снования полагать, что законодательные положения будут становиться все более важными аспектами индийского антикоррупционного режима, а регулирующие органы в будущем будут все больше полагаться на эти положения в своей ежедневной профессиональной деятельности.

Bibliography

1. Lunev S.I. Indian civilization in the globalizing world // World economy and international relations. 2003. № 3.

2. Krasheninnikova N.A., Tricoz E.N. The Criminal Code of India of 1860: the history of creation and characteristic features. News of higher educational institutions. Jurisprudence. 2017. № 4(333).

3. Кобец П.Н. Генезис законодательных основ противодействия взяточничеству в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 3.

4. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Цели и система наказаний в Уголовном кодексе Индии 1860 г. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2018. № 1.

5. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Институт наказания в Уголовном кодексе Индии 1860 года: пенологические теории// Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 3.

6. Balasubrahmanyam V. Jurisdiction // Essays on the Indian Penal Code: published on the centenary of the Indian Penal Code / ed. by S. Govin-darajulu. Bombay, 1962.

7. UPL: https://books.google.ru/books?id=v qsgAAAAIAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 19.06.2021).

8. Кобец П.Н. Особенности формирования и эффективного функционирования механизма взаимодействия гражданского общества и полиции Индии в сфере противодействия преступности // Вестник развития науки и образования. 2018. № 12.

9. Абрамов Б.Д. Особенности индийской модели развития: опыт и перспективы. Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 5.

10. UPL: https://www.mondaq.com/india/white-collar-crime-anti-corruption-fraud/724856/preven-tion-of-corruption-amendment-act-2018-booster-for-the-honest-or-the-corrupt (дата обращения: 19.06.2021).

11. Слонская М.С. Коррупция в Индии: масштабы и методы борьбы с ней // Азия и Африка сегодня. 2015. № 7(696).

12. UPL: https://www.gibsondunn.com/amend-ments-to-prevention-ofcorruption-act-1988-impli-cations-for-commercial-organizations-doing-busi-ness-in-india/ (дата обращения 19.06.2021).

13. UPL: https://web.archive.org/web/20080 612100751 /http://fiuindia.gov.in/pmla2002.htm (дата обращения: 19.06.2021).

14. UPL: https://corporate.cyrilamarchan dblogs.com/2019/09/finance-act-2019-prevention-money-laundering-act-amendment/ (дата обращения: 19.06.2021).

15. Умралкар Подмакар Бхикаджи. Современное уголовное право Индии (Основные институты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975.

186 -

3. Kobets P.N. Genesis of the legislative foundations of countering bribery in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland // Actual problems of economics and law. 2020. Vol. 14. № 3.

4. Krasheninnikova N.A., Trikoz E.N. Goals and the system of punishments in the Indian Criminal Code of 1860. Bulletin of the Moscow University. Episode 11: Law. 2018. № 1.

5. Krasheninnikova N.A., Trikoz E.N. Institute of punishment in the Indian Criminal Code of 1860: penological theories. All-Russian Criminological Journal. 2018. Vol. 12. № 3.

6. Balasubrahmanyam V. Jurisdiction // Essays on the Indian Penal Code: published on the centenary of the Indian Penal Code / ed. by S. Govin-darajulu. Bombay, 1962.

7. UPL: https://books.google.ru/books?id= vqsgAAAAIAAJ&redir_esc=y (date of access: 19.06.2021).

8. Kobets P.N. Features of the formation and effective functioning of the mechanism of interaction between civil society and the Indian police in the field of combating crime // Bulletin of the Development of Science and Education. 2018. № 12.

9. Abramov B.D. Features of the Indian development model: experience and prospects. World economy and international relations. 2020. Vol. 64. № 5.

10. UPL: https://www.mondaq.com/india/white-collar-crime-anti-corruption-fraud/724856/preven-tion-of-corruption-amendment-act-2018-booster-for-the-honest-or-the-corrupt (date of access: 19.06.2021).

11. Slonskaya MS. Corruption in India: the scale and methods of combating it // Asia and Africa today. 2015. № 7(696).

12. UPL: https://www.gibsondunn.com/amend-ments-to-prevention-of-corruption-act-1988-impli-cations-for-commercial-organizations-doing-busi-ness-in-india/ (date of access: 19.06.2021).

13. UPL: https://web.archive.org/web/20080 612100751 /http://fiuindia.gov.in/pmla2002.htm (date of access: 19.06.2021).

14. UPL: https://corporate.cyrilamarchan dblogs.com/2019/09/finance-act-2019-prevention-money-laundering-act-amendment/ (date of access: 19.06.2021).

15. Umralkar Podmakar Bhikaji. Modern Indian Criminal Law (Basic Institutions): author. abstract ... Cand. of Law. Moscow, 1975.

16. UPL: https://wiki2.org/en/Right_to_ Information_Act,_2005 (date of access: 19.06.2021).

- ^pMCT-b-npaBOBefl-b, 2022, № 1 (100)

16. UPL: https://wiki2.org/en/Right_to_ Information_Act,_2005 (дата обращения: 19.06.2021).

17. Agrawal C. Right to Information: A Tool for Combating Corruption in India. Journal of Management & Public Policy. Vol. 3. 2012. №2 2.

18. Riley P., Roy R.K. Corruption and Anticorruption: The Case of India. Journal of Developing Societies. 2016.

19. Chowdhury R., Banerjee S., Nagarkoti D.S. Anna Hazare: A Corruption Crusader and His Grassroots Wisdom // Journal of Management Inquiry. 2017. №2 26(4).

20. Кобец П.Н. Опыт полиции Республики Индия по взаимодействию с гражданским обществом в сфере поддержания правопорядка // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 1.

21. Кобец П.Н. Индийский терроризм как острейшая общественно-политическая проблема: законодательные основы противодействия // Минерва. 2019. Т. 4. Вып. 3.

22. Verma R.K., Kumar S., Ilavarasan P.V. Government Portals, Social Media Platforms and Citizen Engagement in India: Some Insights. Procedia Computer Science. 2017. Vol. 122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. UPL: https://news.biharprabha.com/2014/02/ indian-parliament-passes-whistleblowers-protec-tion-bill-2011/ (дата обращения: 19.06.2021).

24. UPL: http://egazette.nic.in/WriteReadData/ 2014/159420.pdf (дата обращения: 19.06.2021).

25. UPL: https://in.news.yahoo.com/parliament-passes-companies-bill-2012-155346651.html (дата обращения 19.06.2021).

26. UPL: https://www.indiacode.nic.in/bitstream/ 123456789/2122/1/201401.pdf (дата обращения: 19.06.2021).

27. UPL: http://www.egazette.nic.in/WriteReadDa-ta/2015/164107.pdf (дата обращения: 19.06.2021).

28.UPL: https://web.archive.org/web/201 50526192025/http://www.financialexpress.com/ar-ticle/personal-finance/tax-talk-black-money-bill-gives-a-chance-to-come-clean/73777/ (дата обращения: 19.06.2021).

17. Agrawal C. Right to Information: A Tool for Combating Corruption in India. Journal of Management & Public Policy. 2012. №2 2. Vol. 3.

18. Riley P., Roy R.K. Corruption and Anticorruption: The Case of India. Journal of Developing Societies. 2016.

19. Chowdhury R., Banerjee S., Nagarkoti D.S. Anna Hazare: A Corruption Crusader and His Grassroots Wisdom // Journal of Management Inquiry. 2017. №2 26(4).

20. Kobets P.N. Experience of the police of the Republic of India in interaction with civil society in the field of law enforcement // State power and local self-government. 2019. № 1.

21. Kobets P.N. Indian terrorism as the most acute socio-political problem: legislative bases of counteraction // Minerva. 2019. Vol. 4. Issue 3.

22. Verma R.K., Kumar S., Ilavarasan P.V. Government Portals, Social Media Platforms and Citizen Engagement in India: Some Insights. Procedia Computer Science. 2017. Vol. 122.

23. UPL: https://news.biharprabha.com/2014/02/ indian-parliament-passes-whistleblowers-protec-tion-bill-2011/ (date of access: 19.06.2021).

24. UPL: http://egazette.nic.in/WriteReadData/ 2014/159420.pdf (date of access: 19.06.2021).

25. UPL: https://in.news .yahoo.com/parliament-passes-companies-bill-2012-155346651. html (date of access: 19.06.2021).

26. UPL: https://www.indiacode.nic.in/bitstream/ 123456789/2122/1/201401.pdf (date of access: 19.06.2021).

27. UPL: http://www.egazette.nic.in/WriteRead-Data/2015/164107.pdf (date of access: 19.06.2021).

28. UPL: https://web.archive.org/web/201 50526192025/http://www.financialexpress.com/ar-ticle/personal-finance/tax-talk-black-money-bill-gives-a-chance-to-come-clean/73777 / (date of access: 19.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.