I_
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
правоохранительной деятельностью
А. В. БЕЦКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений,
доктор технических наук (Академия управления МВД России)
A. V. BETSKOV,
Professor at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units
in Special Conditions of Center for Command Games,
Doctor of Technology (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.741
Современные подразделения специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации
Special Weapons and Tactics Squads Currently Operated by Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
В настоящей статье рассматривается изменение качественной составляющей подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации.
Подразделения полиции специального назначения, центр специального назначения, авиационный отряд специального назначения, специальный отряд быстрого реагирования, отряд мобильный особого назначения.
The work is focused on current qualitative change in the weapons and tactics of special operations squads operated by bodies and units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Police squads for special operations, special operations center, airborne special operations squad, special rapid response squad, mobile special operations squad.
Формирование первых спецподразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации началось сорок лет назад, во второй половине XX в., во времена активной фазы международной холодной войны, противостояния двух противоположных мировых блоков стран, отличающихся собственной идеологией, принципами социально-экономического развития, стратегией политического
развития и образом жизни населения. Противостояние сопровождалось такими негативными факторами, как экономический кризис, тотальный шпионаж, активность организованных преступных группировок. В связи с этим появилась необходимость в оперативном реагировании и своевременном предотвращении чрезвычайных ситуаций, обстоятельств, происшествий. Кроме того, это было связано с подго-
товкои к проведению важного международного спортивного мероприятия на территории СССР. В период подготовки к проведению XXII Олимпийских игр в Москве, а также с целью выполнения других специальных особо важных заданий в ноябре 1978 г. было создано первое милицейское специальное подразделение при ГУВД Мосгорисполкома. Позже отряды милиции специального назначения стали создаваться в других министерствах, управлениях и главных управлениях по всей стране.
Растущая криминализация общества, усиление недовольства различных слоев общества привели к необходимости создания подобных специальных подразделений, имеющих собственную специфику. В 1988 г. в стране начали создаваться отряды милиции особого назначения (далее — ОМОН). В первую очередь ОМОН был создан в регионах и городах с растущей криминальной активностью, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Куйбышев, Свердловск, Хабаровск, Владивосток, а затем во всех субъектах Российской Федерации и крупнейших городах страны. ОМОН специализировался на охране правопорядка на санкционированных массовых мероприятиях, пресечении массовых беспорядков, пресечении блокирования транспортных коммуникаций и захвата транспортных объектов, особо важных и опасных объектов органов власти и промышленности, пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований — тех видах наиболее часто возникающих массовых преступлений, которые могли принести значительный ущерб государству, жизни или здоровью граждан, их имуществу.
Специальные отряды быстрого реагирования (далее — СОБР) стали формироваться несколько позже. Решение о формировании СОБР во всех субъектах Российской Федерации было принято после создания первого спецподразделения Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Российской Федерации (впоследствии получившим название «Рысь») в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 8 октября 1992 г. «О мерах по защите прав граждан и усилению борьбы с преступностью». Основная часть специальных подразделений быстрого реагирования была сформирована в структуре управлений по борьбе с организованной преступностью МВД России в 1993 г.
На начальном этапе реформирования оперативных сил в структуре системы ГУБОП - РУБОП - УБОП были созданы подразделения силовой поддержки и обеспечения физической безопасности оперативных групп, выходивших на прямой контакт и захват пре-
ступных бригад и группировок. Они формировались в штатной структуре РУБОП (УБОП) как отделы быстрого реагирования, их кадровым потенциалом являлись наиболее подготовленные в физическом, психологическом, эмоциональном плане сотрудники.
В процессе становления и развития некоторые отряды обосновались на базе уже существующих отрядов милиции особого назначения, созданных ранее. Отдельные базы для СОБР создавались с нулевого цикла, например, СОБР РУБОП при ГУБОП МВД России по Московской области, созданный в 1993 г., размещался в г. Долгопрудный на материально-технической базе расформированной воинской части, существующая инфраструктура которой была успешно адаптирована для пункта постоянной дислокации отряда. Правда, в данном случае необходимо отдать должное первому командиру СОБР РУБОП по Московской области полковнику милиции А. Г. Рябинкову, сделавшему все возможное для обеспечения подчиненного ему подразделения.
Сложность материально-технического обеспечения СОБР состояла в том, что не сразу появились нормы положенности ресурсного обеспечения, и командирам отрядов приходилось прилагать для этого множество усилий.
В 90-е гг. ХХ в. разгул организованной преступности носил беспрецедентный характер: преступный мир начинал влиять на все сферы жизнедеятельности россиян. Нередки были случаи, когда на назначенную сходку конкурирующие группировки приезжали на танках или бронетехнике, стоящей на вооружении армейских подразделений. Такая обстановка явилась почвой для увеличения количества милицейских специальных подразделений, которые являлись в то время едва ли не единственной силовой составляющей, способной противостоять криминалу. Увеличивалось количество спецподразделений милиции, совершенствовалось качество их организации. Сотрудники накапливали опыт, стал проводиться особый отбор кандидатов: приоритетом пользовались бывшие военнослужащие, имеющие опыт службы в особых условиях, спортсмены, лица, способные по своим моральным и физическим качествам решать поставленные перед спецподразделением задачи.
В 2002 г. специальные отряды быстрого реагирования были реорганизованы в отряды милиции специального назначения (далее - ОМСН). В спецподразделениях уже были заложены основные принципы кадровой политики и отбора кандидатов на службу, сформирован костяк профессионалов и обеспечена необходимая материально-техническая база, а главное - накоплен, изучен, систематизиро-
ван опыт борьбы с преступными группировками в ходе выполнения оперативно-служебных (боевых) задач как в обычных, так и в особых условиях. В дальнейшем сотрудниками спецподразделений досконально отрабатывались задачи по оказанию силовой поддержки оперативным подразделениям по противодействию организованной преступности, экстремизму и терроризму в задержании и обезвреживании особо опасных вооруженных преступников, преступных сообществ, незаконных вооруженных группировок.
Формирование и становление специальных подразделений органов внутренних дел начиналось фактически с нуля, поскольку универсальных специалистов такого уровня в России не готовили ни в одном учебном образовательном заведении. Многие бойцы спецподразделений принимали участие в событиях в Таджикистане, Буденновске, Первомайске, Кизляре, Грозном, где приобрели богатый опыт боевых действий. Пожалуй, именно этот «штрих» в биографии спецназовцев был основным критерием отбора для зачисления в штат подразделений. Кадровый корпус спецназа органов внутренних дел представлен обладателями большого разнообразия различных профессий, что являлось одним из факторов, позитивно влияющих на преодоление трудных задач, стоящих перед служебными коллективами сотрудников спецназа.
Современная полиция Министерства внутренних дел Российской Федерации, созданная по решению Президента РФ [3], предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности [2]. Проведенная в 2011 г. реформа заключалась в комплексе мероприятий по обновлению уже устаревших милицейских структур и созданию новой структуры, сохранившей все лучшее, но морально обновленной и получившей современный облик с учетом современных требований населения к правоохранительной системе своей страны. В обновленное МВД России вошли в том числе самые подготовленные в оперативно-боевом плане подразделения — подразделения полиции специального назначения территориальных органов МВД России.
В опубликованной в 2015 г. статье «Современный облик подразделений полиции специального назначения территориальных органов МВД России» рассматривались виды современных специальных подразделений полиции МВД России, при этом было приведено обоснование их наличия в системе с точки зрения эффективности решения стоящих перед органами
внутренних дел правоохранительных задач [8]. В начале 2016 г. в систему МВД России входили многочисленные специальные и специализированные подразделения, такие как Центр специального назначения сил оперативного реагирования (далее — ЦСН СР МВД России), Центр специального назначения вневедомственной охраны, Центр специального назначения безопасности дорожного движения, специальные отряды быстрого реагирования во всех субъектах Российской Федерации, отряды мобильные особого назначения во всех субъектах Российской Федерации, а также авиационные отряды специального назначения (далее — АОСН). Специализированные подразделения в органах внутренних дел представлены прежде всего строевыми подразделениями ГИБДД МВД России: ротами, батальонами, полками специализированного назначения.
На тот момент времени система подразделений полиции специального назначения не только четко вписалась в МВД России, но и образовала стройную подсистему в важнейшем правоохранительном ведомстве страны. Решая комплекс задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, специальные подразделения территориальных органов МВД России представляли мощную, надлежаще обученную, хорошо экипированную подсистему в Министерстве. Министр внутренних дел Российской Федерации также обращал пристальное внимание на состояние боеготовности подразделений специального назначения территориальных органов МВД России. Личный состав этих подразделений всегда задействовался в особо ответственных и важных мероприятиях, включая XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры в г. Сочи. Спецподразделения стали применять авиацию, сформировав в своем составе авиационные подразделения, позитивным образом повлиявшие на эффективность оперативно-служебной (боевой) деятельности во всех субъектах Российской Федерации [6].
Система спецподразделений полиции заслуженно обратила на себя внимание образовательных и научных организаций МВД России. В Краснодарском университете МВД России и его филиалах организована подготовка будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения. В Академии управления МВД России в программу обучения слушателей факультета переподготовки руководящих кадров, включенных в федеральный кадровый резерв, и слушателей Высших академических курсов была включена дисциплина «Организация деятельности и применения подразделений специального назначения территориальных органов МВД России», в рамках которой будущих
руководителей территориальных органов МВД России начали готовить к эффективному управлению такими подразделениями, как АОСН, СОБР, ОМОН, ЦСН СР МВД России, при проведении специальных операций и мероприятий. Осуществляются научные исследования, направленные на повышение эффективности проведения специальных операций (мероприятий) при осложнении оперативной обстановки.
В своих выступлениях Министр внутренних дел Российской Федерации неоднократно требовал наращивать эффективность применения специальных подразделений органов внутренних дел [5].
Совсем недавно, 10 февраля 2017 г., специальный отряд быстрого реагирования «Рысь» отметил свое 25-летие. В 2016 г. «Рысь», как и другие спецподразделения органов внутренних дел, переведен полным составом в штат Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В настоящее время продолжается процесс формирования и становления новой силовой структуры - федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, охраны правопорядка и обороны, хотя решительные шаги по созданию теоретической, правовой, организационной основы уже состоялись [1, 4].
В Министерстве внутренних дел Российской Федерации из всех перечисленных специальных подразделений полиции остался лишь Центр специального назначения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России, который по-прежнему входит в состав государственной инспекции безопасности дорожного движения и государственную подсистему охраны общественного порядка [8].
Стоящие перед МВД России задачи требуют более адекватных действий по противодействию преступности как в обычных условиях оперативной обстановки, так и при ее осложнении. Перевод из МВД России в ФСВНГ России специальных подразделений полиции СОБР, ОМОН, АОСН, службы вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной системы и внутренних войск в настоящее время требует повышения результативности взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти в области охраны общественного порядка, обеспечения безопасности государства и общества. Концентрация специальных подразделений и войсковых частей в единой государственной структуре - Росгвардии позволит значительно повысить их слаженность, соответственно и результативность участия в специальных операциях, что имеет очень большое значение в складывающейся международной военно-политической, социально-экономической и криминологической обстановке, которая влияет на качество жизни населения страны [7].
В данной ситуации, по мнению автора, целесообразно пересмотреть весь комплекс задач, стоящих перед МВД России. Целесообразно привести целевую составляющую в соответствие с реальными возможностями структуры. Возможно, имеет смысл рассмотреть эту задачу с точки зрения иерархии и полномочий систем государственного устройства:
- уточнить, что включает в себя термин «внутренние дела» в теории государственного строительства, в системе «человек - общество (социум) — государство»;
- соответствует ли содержание термина «внутренние дела» тем целям и функциям, которые возложены на МВД России.
Возможно, что с точки зрения государственного устройства понятию «внутренние дела» требуется более содержательное наполнение государственными задачами и функциями, чем то, которое взято за основу задач, возложенных в настоящее время на федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел.
Исходя из результатов современного реформирования МВД России, повлекшего изменения структурного, количественного и качественного содержания, назрела необходимость приведения в соответствие формы и содержания, целевой составляющей и реального структурного содержания федерального органа исполнительной власти в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, т. е. внесения изменений по приведению в соответствие названия, формы, содержания, цели, задач, функций Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы:
1.
О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4159.
О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 21.12.2016) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
4. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г.
№ 157 (ред. от 30.09.2016) // СЗ РФ. 2016. 7. № 15. Ст. 2072.
5. Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 апреля 2015 г. № 2 км/2: приказ МВД России от 10 июня 2015 г. № 679 // СТРАС «Юрист».
6. Бецков А. В. О возможности использования результатов деятельности космиче- 8. ской группировки в интересах органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).
Бецков А. В., Зыков В. В. Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
Бецков А. В., Майдыков А. А. Современный облик подразделений полиции специального назначения территориальных органов МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
E-mail: [email protected]
58