Научная статья на тему 'Современные подходы в реализации проекта «Опорные университеты России»'

Современные подходы в реализации проекта «Опорные университеты России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / BASIC UNIVERSITY / CONCENTRATION OF INTELLECTUAL POTENTIAL / EDUCATION / DEVELOPMENT PROGRAMS / REGIONAL AUTHORITIES / INDUSTRY / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Е.Г.

Рассматриваются современные подходы в реализации проекта создания опорных вузов на территории РФ. Сформулированы особенности взаимодействия высшего учебного заведения, правительства региона и промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO REALIZE THE PROJECT “SUPPORT UNIVERSITY OF RUSSIA”

The article deals with modern approaches to the implementation of the project to establish flagship universities in the Russian Federation. The research determines specific features of the interaction among the higher educational institutions, the government of the region and industry.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в реализации проекта «Опорные университеты России»»

Решетневские чтения. 2017

УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ»

Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: korepanova.eg@gmail.com

Рассматриваются современные подходы в реализации проекта создания опорных вузов на территории РФ. Сформулированы особенности взаимодействия высшего учебного заведения, правительства региона и промышленности.

Ключевые слова: опорный университет, концентрация интеллектуального потенциала, образование, программы развития, региональная власть, промышленность, молодежь.

MODERN APPROACHES TO REALIZE THE PROJECT "SUPPORT UNIVERSITY OF RUSSIA"

E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: korepanova.eg@gmail.com

The article deals with modern approaches to the implementation of the project to establish flagship universities in the Russian Federation. The research determines specific features of the interaction among the higher educational institutions, the government of the region and industry.

Keywords: basic university, concentration of intellectual potential, education, development programs, regional authorities, industry, youth.

Прошел год, как Министерством образования и науки РФ был запущен проект создания опорных университетов. Он предполагает объединение региональных вузов в многопрофильные структуры, которые получат дополнительную государственную поддержку. По мысли реформаторов, это «будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и созданию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России». Проект направлен на обеспечение к 2025 году глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов и создание в субъектах РФ центров инновационного и технологического развития [1].

Работа в интересах развития экономики региона -основной приоритет для опорных университетов, созданных в рамках проекта Минобрнауки России. Сегодня в России в общей сложности 33 вуза имеют статус «опорных». Вместе с этим наименованием они получили и дополнительное бюджетное финансирование в общем объеме 3 млрд рублей. Опорные вузы активно включились в реализацию как национального приоритетного проекта «Вузы как центры пространства для создания инноваций», так и своих стратегических программ развития, напрямую связанных с программами развития региона. Инициативность уже почувствовали на себе субъекты федерации, в которых находятся опорные вузы: там резко сократился отток

талантливой молодежи, на базе опорных университетов создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, запускаются социальные проекты. Работодатели подключаются к внедрению новых образовательных программ и все активнее начинают выступать в качестве заказчиков научных исследований у университетов. Наличие столь активных вузов в регионах важно и для развития технологического и социального предпринимательства [2].

Сегодня опорными университетами признаны 33 университета, ставшие победителями первого и второго этапов конкурсного отбора. На государственную поддержку таких программ развития Минобр-науки уже выделило около - 3 млрд. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 субъектах РФ. Их общее количество в разных регионах страны может достигнуть девяноста. Это очень большая и серьезная программа, нацеленная на трансформацию существующих университетов в центры генерации современных исследований, подготовку квалифицированных кадров и создание новых рабочих мест.

Эффективно реализовать свои программы развития совместно с региональными властями - обязанность каждого опорного университета. Количество поступивших заявок от вузов на конкурсы первой (2016 г.) и второй (2017 г.) волны наглядно показывает растущий интерес к проекту [3].

Опорный университет — социальная ответственность и региональное развитие

Основные задачи, выставляемые опорным университетам: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории. Региональная власть и промышленность региона, со своей стороны, должны участвовать в этом процессе, они заинтересованы в решении поставленных задач. Регионы также показали свою заинтересованность в развитии и поддержке «опорных университетов», их программы развития и программ-мы стратегического развития регионов плотно сопряжены.

Реализацию заявленного университетами уровня достижения ключевых показателей субъекты уже почувствовали на себе: сокращается отток талантливой молодежи из регионов, работодатели включаются в проведение образовательных программ, становятся заказчиками научных исследований, на базе вузов запускаются социальные проекты, создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Это важно для технологического и социального предпринимательства, развитию которого будет также способствовать создание центров инноваций на базе университетов в рамках реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Все это должно позволить опорным вузам стать в регионах России точками инновационного роста.

Опорный университет - это интегратор научной и образовательной среды; он должен быть вовлечен в реализацию программы регионального развития; это непременный элемент отраслевой экономики региона; это иная система подготовки кадров, предполагающая партнерство с работодателями, и новая управленческая модель; опорный университет не может развиваться, не имея поддержки региональных властей. И, главное, проект связывает обязательствами опорные университеты, бизнес и власть [4].

Библиографические ссылки

1. Информационно-аналитический портал «Ком-мерсант.ги» [Электронный ресурс]. URL: https://

www.kommersant.ru/doc/3343846 (дата обращения: 28.07.2017).

2. Научная электронная библиотека Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26601396 (дата обращения: 07.12.2016).

3. Информационно-аналитический портал «Ком-мерсант.т». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2900943 (дата обращения: 26.01.2016).

4. Князев Н. А. Функциональные особенности развития опорного университета // Решетневские чтения : материалы ХХ Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (09-12 нояб. 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. Ч. 2. 576 с.

References

1. Information and analytical portal Kommersant.ru. [Electronic resource]. Available at: https://www.kommer-sant.ru/doc/3343846 (accessed: 28.07.2017).

2. Scientific electronic library Elibrary.ru [Electronic resource]. Available at: https://library.ru/ item.asp?id= 26601396 (accessed: 07.12.2016).

3. Information and analytical portal Kommersant.ru [Electronic resource]. Available at: https://www.kommer-sant.ru/doc/2900943 (accessed: 26.01.2016).

4. Knyazev N. A. Functional features of the development of the basic university // Reshetnevsky readings : materials of the XX Anniversary International. scientific-practical. conf., dedicated. memory of the general designer of rocket-space systems of academician M. F. Re-shetnev (09-12 November 2016, Krasnoyarsk) : at 2 pm. / under the total. Ed. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aircoscosmic. un-t. Krasnoyarsk, 2016. Part 2. 576 р.

© Корепанова Е. T., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.