Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ США К БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ США К БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1818
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / США / ЦРУ / СИРИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манойло Андрей Викторович

Борьба с терроризмом в США сегодня является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. Противодействие терроризму осуществляется министерствами и ведомствами США в тесной координации и взаимодействии друг с другом, с широким привлечением ресурсов различных общественных объединений и структур гражданского общества. При этом сама контртеррористическая деятельность правоохранительных органов США на федеральном уровне осуществляется пятью ключевыми ведомствами: Министерством обороны, Министерством внутренней безопасности, Министерством юстиции, Министерством финансов и даже Федеральной почтовой службой; причем Мнистерство внутренней безопасности США выполняет роль системного интегратора - «зонтичной структуры», объединившей под своим руководством различные ведомства и службы, участвующие в борьбе с терроризмом (кроме ЦРУ и ФБР). В основе американской стратегии борьбы с терроризмом лежат принципы неотвратимости наказания, отказа от любых переговоров с террористами и уступок им, а также прессинг стран, в той или иной степени «поддерживающих» терроризм. В целом система борьбы с терроризмом в США отвечает новейшим реалиям, вызовам и угрозам в данной области. Она непрерывно совершенствуется и реформируется, повышая свою эффективность. Вместе с тем современный терроризм, реагируя на новые формы и методы противодействия и защиты, непрерывно эволюционирует, стремясь адаптироваться к новым условиям своего существования; появление его новых, эволюционно более продвинутых, структурно более сложных форм требует от системы борьбы с терроризмом новых организационных и технологических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT US APPROACHES TO COUNTER-TERRORISM

The fight against terrorism in the United States today is one of the priority areas for ensuring national security. Counterterrorism is carried out by US ministries and departments in close coordination and interaction with each other, with the wide involvement of the resources of various public associations and civil society structures. At the same time, the activity of US law enforcement agencies to counter terrorism at the federal level (in the US executive branch) is largely decentralized and is carried out mainly by the forces of five key ministries and departments: the Department of Defense, the Department of Homeland Security, the Department of Justice, the Department of the Treasury and the United States Postal Service; moreover, the US Department of Homeland Security plays the role of a system integrator - an «umbrella structure», which brought together under its leadership various departments and services involved in the fight against terrorism (except for the CIA and the FBI). The American strategy of combating terrorism is based on the principles of inevitability of punishment, «no negotiations and concessions», and pressure on countries that, to one degree or another, «support» terrorism. In general, the system of combating terrorism in the United States is modern and meets the latest realities, challenges and threats in this area. It is constantly being improved and reformed, increasing its effectiveness. At the same time, modern terrorism, responding to new forms and methods of struggle, is constantly evolving, striving to adapt to the new conditions of its existence; the emergence of its new, evolutionarily more advanced, structurally more complex forms requires new organizational and technological solutions from the US counterterrorism system.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ США К БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ»

DOI: 10.31249/ape/2021.04.03

Манойло А.В. , 2021

Современные подходы США к борьбе с терроризмом

Аннотация. Борьба с терроризмом в США сегодня является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. Противодействие терроризму осуществляется министерствами и ведомствами США в тесной координации и взаимодействии друг с другом, с широким привлечением ресурсов различных общественных объединений и структур гражданского общества. При этом сама контртеррористическая деятельность правоохранительных органов США на федеральном уровне осуществляется пятью ключевыми ведомствами: Министерством обороны, Министерством внутренней безопасности, Министерством юстиции, Министерством финансов и даже Федеральной почтовой службой; причем Мнистерство внутренней безопасности США выполняет роль системного интегратора - «зонтичной структуры», объединившей под своим руководством различные ведомства и службы, участвующие в борьбе с терроризмом (кроме ЦРУ и ФБР). В основе американской стратегии борьбы с терроризмом лежат принципы неотвратимости наказания, отказа от любых переговоров с террористами и уступок им, а также прессинг стран, в той или иной степени «поддерживающих» терроризм.

1 Манойло Андреи Викторович - доктор политических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).

В целом система борьбы с терроризмом в США отвечает новейшим реалиям, вызовам и угрозам в данной области. Она непрерывно совершенствуется и реформируется, повышая свою эффективность. Вместе с тем современный терроризм, реагируя на новые формы и методы противодействия и защиты, непрерывно эволюционирует, стремясь адаптироваться к новым условиям своего существования; появление его новых, эволюционно более продвинутых, структурно более сложных форм требует от системы борьбы с терроризмом новых организационных и технологических решений.

Ключевые слова: терроризм, США, ЦРУ, Сирия, международные отношения, национальная безопасность.

США: Особенности организации общегосударственной системы борьбы с внешним и внутренним терроризмом

Государственный департамент США определяет терроризм как «преднамеренное, политически мотивированное насилие против некомбатантов со стороны субнациональных групп или подпольных агентов» [United States code.., 2003, p. 2].

Трагедия 11 сентября 2001 г., ставшая отправной точкой для пересмотра взглядов США на глобальную террористическую угрозу, не только всколыхнула американское общество, но и сделалась побудительной причиной для начала реформирования всей правоохранительной системы Соединенных Штатов. Так, в ноябре 2002 г. в США было создано Министерство внутренней безопасности (МВБ; англ. Department of Homeland Security) со штатной численностью в 170 тыс. человек (на конец 2010 г.) - «зонтичная структура» для 22 различных ведомств, либо напрямую отвечающих за внутреннюю безопасность США, либо принимающих активное участие в ее обеспечении. Однако из-за того, что ЦРУ и ФБР в состав МВБ не вошли, в структуре МВБ появилась собственная разведка - HSI (англ. Homeland Security Investigations), ставшая конкурентом ЦРУ и практически сразу кардинально разошедшаяся с ЦРУ в определении «главного геополитического соперника» Соединенных Штатов: для ЦРУ - это Россия, для разведки МВБ - Китай.

Организация борьбы с терроризмом (БТ) в США основывается на нескольких основополагающих принципах: 54

- никаких уступок террористам, никакого согласия с их требованиями;

- блокада и изоляция стран, поддерживающих (по мнению США) терроризм;

- неотвратимость наказания для международных террористов, независимо от срока давности совершенных ими преступлений;

- оказание всесторонней (материальной, консультативной, иной) помощи странам, участвующим в борьбе с международным терроризмом.

В этой борьбе министерства и ведомства США опираются на ряд законов, принятых преимущественно после событий 11 сентября. В первую очередь, это закон «О предоставлении дополнительных полномочий спецслужбам в сфере борьбы с терроризмом», принятый в октябре 2001 г. Данный закон значительно расширяет права федерального правительства, правоохранительных органов и администраций штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических атак как на территории США, так и за их пределами. Он стал фундаментом, на котором в последующие 20 лет была выстроена вся правовая база США в сфере БТ, описывающая новые подходы и представления о том, как именно противодействовать терроризму на современном уровне. При этом нормативная база США в сфере БТ не раз становилась предметом жесткой критики со стороны международной общественности: в частности, указывалось, что закон «О предоставлении дополнительных полномочий...» допускает применение «превентивных мер» (репрессивного характера) в отношении не только самого подозреваемого, но и в отношении его родных, близких и знакомых. Однако критика не привела к изменению или модификации этого закона, поскольку каждый раз в свое оправдание американские силовые ведомства заявляли, что «трагедия 11 сентября не должна повториться» [The 9/11 Commission.., 2004] и для предотвращения повторения подобной трагедии все средства хороши.

Борьба с терроризмом на территории Соединенных Штатов возложена на МВБ; вместе с тем в структуре всех полицейских де-

партаментов крупных городов существуют подразделения SWAT (англ. Special Weapons and Tactics) по борьбе с противоправными действиями в обстановке повышенного риска, в том числе при угрозах террористического характера - захвате заложников, террористических нападениях, взрывах, поджогах и т.д. Такие же спецподразделения есть и в составе МВБ (отряды SWAT входят в состав Береговой охраны США и Федеральной службы воздушных маршалов), Министерства юстиции (два отряда SWAT в составе ФБР и Службы федеральных маршалов), а также Министерства обороны.

Основные задачи Министерства внутренней безопасности

США в сфере БТ - «предупреждение террористических актов, направленных против США, и снижение уязвимости США по отношению к угрозам так называемого внутреннего терроризма» [Алексеев, 2012, с. 202]. Кроме того, МВБ совместно с ФБР и ЦРУ разрабатывает стратегию обеспечения национальной безопасности США в борьбе с террористической угрозой, а также определяет приоритеты в сфере БТ.

В состав МВБ входят такие подразделения, как:

- Управление разведки и анализа (его цель - координация оперативной информации, получаемой от всех полицейских структур страны и спецлужб);

- Администрация транспортной безопасности, отвечающая за борьбу с терроризмом на транспорте (в ее состав входит Федеральная служба воздушных маршалов, ответственная за безопасность гражданских рейсов);

- Федеральная миграционная служба (по вопросам гражданства и миграции);

- Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (координация действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф);

- Таможенная служба;

- Секретная служба (переведена в МВБ из состава Минфина США);

- Береговая охрана.

В 2021 г. МВБ намерено направить на борьбу с терроризмом 1,87 млрд долл., из них не менее 77 млн долл. будут направлены на борьбу с «внутренним насильственным экстремизмом» [Ю^Ы, 2021].

После событий 11 сентября борьба с терроризмом стала главной и первоочередной обязанностью Министерства юстиции США (прежде основная деятельность Минюста была сфокусирована не на предупреждении террористических актов, а на судебном преследовании террористов, уже совершивших преступления). В состав Минюста входят три специальные службы по борьбе с терроризмом: Федеральное бюро расследований (ФБР), Служба федеральных маршалов и Федеральное бюро тюрем.

ФБР - федеральная полицейская структура, отвечающая за контрразведку и борьбу с организованной преступностью (в том числе - транснациональной и трансграничной). Отличительной особенностью ФБР является «сочетание функций контрразведки, политической полиции и уголовного розыска» [Карпович, 2017, с. 82].

Следует отметить, что после событий 11 сентября ФБР было существенным образом реформировано (одним из инициаторов реформ стал его директор Роберт Мюллер, впоследствии возглавивший расследование по фактам так называемого российского вмешательства в выборы в США в 2016 г.) и перенацелено на приоритетную борьбу с терроризмом (в том числе - с международным и сетевым). В результате в структуре и деятельности ФБР произошли следующие изменения:

- была выстроена новая система оперативного взаимодействия центрального аппарата ФБР с его региональными подразделениями (в рамках этой деятельности в короткий срок было создано 56 специальных объединенных групп - по одной при каждом региональном отделении ФБР);

- в структуре департамента контрразведки появился специальный сектор борьбы со шпионажем (подразделение разведки и внешней контрразведки);

- контрразведывательная работа ФБР была перенацелена на выявление террористов, негласно поддерживаемых иностранными

спецслужбами, а также на защиту (контрразведывательное обеспечение) ключевых объектов их интереса;

- деятельность контртеррористического отдела ФБР была переориентирована на проведение активных операций (оперативных комбинаций);

- была введена в действие система мер по защите расследований и информации ФБР от утечки и несанкционированного доступа;

- был существенно расширен кадровый (в первую очередь, оперативный) состав: так, число оперативных сотрудников ФБР (агентов и бойцов подразделений антитеррора, непосредственно занимающихся борьбой с терроризмом) было увеличено с 2178 человек (численность до трагедии 11 сентября) до 3700 человек (наст. вр.);

- в структуре ФБР появились: отдел по борьбе с кибертерро-ризмом, отдел технологического обеспечения следственной деятельности и сеть региональных лабораторий судебной экспертизы;

- в работу ФБР стали активно вовлекаться научные круги (университетское, академическое сообщества) и частные аналитические и разведывательные компании.

В структуре Министерства обороны США в борьбе с терроризмом участвуют Разведывательное управление МО США (РУМО) и разведки всех видов вооруженных сил.

Противодействием финансированию терроризма занимается Служба внутренних доходов (СВД), организационно входящая в состав Министерства финансов США, которая имеет право вести оперативную работу.

В США действует система оповещения, связанная с текущим уровнем террористических угроз. Всего существует пять уровней: «зеленому» уровню соответствует низкая степень террористической опасности, «синий» уровень требует приведения сил и средств в состояние повышенной готовности (бдительности), «желтый» уровень обозначает повышенную опасность, «оранжевый» уровень - высокий уровень опасности, «красный» - уровень «чрезвычайной угрозы». Данные уровни и «цвета» могут вводиться как на всей территории страны, так и в отдельных штатах и да-

же в отдельных районах; каждому уровню опасности соответствуют определенные протоколы (инструкции) реагирования для федеральных и региональных органов власти, включающие в себя, в первую очередь, меры противодействия угрозам и защиты от них.

При этом список «видов» и «разновидностей» внутренних террористов в США непрерывно пополняется. Так, 8 января 2021 г. новый президент США Дж. Байден призвал признать внутренними террористами участников нападения на Капитолий (6 января 2021 г.), тем самым причислив к террористам не только экстремистов, но и «сторонников» бывшего президента США Д. Трампа [Байден назвал.., 2021].

В свою очередь, терроризм, реагируя на новые формы и методы антитеррора, «не остается неизменным и также быстро меняется, стремясь приспособиться (адаптироваться) к новым условиям» [Баранов, Журавель, 2018, с. 181-182].

Опыт борьбы с внешним терроризмом в Сирии в 2020-2021 гг.: помощь оппозиции

Цели, которые преследуют США на Ближнем Востоке, развернув там «борьбу с международным терроризмом», непроизвольно раскрыл генерал армии США в отставке У. Кларк в своем выступлении в Клубе содружества (англ. Commonwealth Club) в Сан-Франциско в октябре 2007 г., упомянув о разговоре со знакомым офицером в Пентагоне в октябре 2001 г. Тот рассказывал генералу, как рассуждают в Министерстве обороны США: «Примерно так: мы не знаем, что делать с террористами, но у нас хорошее вооружение, и мы можем свергать правительства; так что остается, имея молот, просто заставить проблему выглядеть гвоздем» [Greenwald, 2011]. Через несколько недель этот офицер получил меморандум, согласно которому предполагалось захватить «семь стран за пять лет; начнем с Ирака, потом перейдем к Сирии, Ливану, Ливии, Сомали, Судану и Ирану» [Ibid.].

Известно, что «17 из 25 крупнейших полевых командиров и руководителей "Исламского государства" в период с 2004 по 2011 г. находились в американских военных тюрьмах, имея там непосредственные контакты как с правоохранителями, так и с разведкой

США» [Война США.., 2021, с. 51]. С самого начала сирийского конфликта США, а вместе с ними и весь коллективный Запад активно поддерживали и финансировали различные сирийские оппозиционные структуры (как правило, состоявшие из эмигрантов), а также «умеренно» оппозиционно настроенных боевиков.

Так называемый Сирийский национальный совет стал первой оппозиционной эмигрантской группой, в которую активно вкладывали ресурсы Франция и Катар, а также коллектив стран, известный как группа «Друзья Сирии». Среди оппозиционеров присутствовали, в числе прочих, представители террористической организации «Братья-мусульмане»1, а также разного рода «борцы за права человека», финансировавшиеся крупными западными (прежде всего англо-американскими) фондами, специализирующимися на борьбе за «соблюдение прав человека».

Еще одна сфера помощи «оппозиционным» силам - финансирование их военной активности. Так, в рамках бюджета Министерства обороны США на 2020 фин.г. на подготовку и экипировку «проверенной сирийской оппозиции» (англ. Vetted Syrian Opposition, VSO) было выделено около 200 млн долл. При этом Министерство обороны США рассчитывало нанести поражение «Исламскому государству» в Сирии, действуя главным образом через своих партнеров. В рамках такого подхода оснащение и снабжение группировок VSO имело ключевое значение.

Боеспособность, мобильность и оперативность VSO напрямую зависят от помощи Вашингтона - поставок боеприпасов, оружия, средств связи и др. Разумеется, американские официальные лица утверждают, что оснащение этих группировок необходимо для решения задач по удержанию территорий, ранее находившихся под контролем боевиков, и для предотвращения возвращения этих территорий под контроль «Исламского государства». Однако в действительности официальный Вашингтон долгое время использовал борьбу с «Исламским государством» для прикрытия своих подлинных целей - свержения правительства Башара

1 Здесь и далее по тексту «Братья-мусульмане» - запрещенная в России террористическая организация. 60

Асада и противодействия Ирану с помощью подконтрольных США террористических организаций, под какими бы личинами они ни скрывались [Война США.., 2021, с. 94]. И сам факт того, что поддерживаемая американцами «сирийская оппозиция» полностью интегрируется с террористическими организациями, открыто признавали даже в Белом доме. Так, бывший пресс-секретарь Госдепартамента Дж. Кирби на одном из пресс-брифингов прямо заявил, что «проблема смешивания, разумеется, существует; это невозможно опровергнуть» [Kirby, 2016].

Финансирование VSO ведется из специально созданного фонда CTEF (англ. Counter-Islamic State of Iraq and Syria (C-ISIS) Train and Equip Fund), бюджет которого на 2020 фин. г. составил 1,195 млрд долл. (включая вышеупомянутые 200 млн долл. для сирийских «оппозиционных» групп) [Justification.., 2020, p. 3]. В 2021 фин. г. запланированы аналогичные расходы. В целом объем расходов на автотехнику, амуницию, снаряжение, оборудование, оружие, боеприпасы и пр., предоставленные сирийским «оппозиционерам» в 2020 и 2021 фин. гг., составил 400 млн долл. [Ibid., p. 6-7].

Роль неправительственных и некоммерческих организаций США в борьбе с терроризмом в Сирии

На протяжении всего конфликта в Сирии коллективный Запад, в особенности США и Великобритания, активно использовали возможности неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО) своих стран, освещавших сирийские события в выгодном для Запада свете. Значительное внимание в публикациях уделялось якобы имевшим место военным преступлениям сирийского руководства, Сирийской арабской армии (САА), а также союзников Сирии - России и Ирана. Эти НПО и НКО чаще всего не столько занимались оказанием гуманитарной помощи мирному населению, сколько выступали в качестве медиаприкры-тия деятельности террористических организаций. В сущности, организационно они были напрямую встроены в террористические структуры, хотя, разумеется, всячески отрицали свою связь с боевиками [Война США.., 2021, с. 23].

Один из самых ярких примеров скрытой формы поддержки терроризма - деятельность печально известной организации «Белые каски» (англ. «White Helmets», она же «Сирийская гражданская оборона»). На их счету - инсценировки атак с применением химического оружия, которые затем приписывались правительственным силам. При этом сами «гуманитарные работники» активно промышляли грабежом, мародерством и рэкетом, не брезговали и т.н. «черной трансплантологией». Так, по словам директора российского Фонда исследования проблем демократии М. Григорьева, «"Белые каски" были ключевым элементом криминальной системы изъятия органов у сирийских граждан... Мы можем констатировать конкретные случаи, когда "Белые каски" забирали людей либо пострадавших, либо чем-то болевших, а потом родственникам привозили тела этих людей уже без органов» [Эксперт : «Белые каски».., 2019]. Согласно исследованию этого фонда, представленному на 40-й сессии Совета ООН по правам человека в марте 2019 г., сотрудники «Белых касок» открыто восхищались террористами-смертниками, поддерживали убийства и пытки пленных сирийских солдат (что квалифицируется как военные преступления) [В Женеве.., 2019].

Примечательна и личность основателя «Белых касок» Джеймса Ле Мезюрье - бывшего офицера британской разведки МИ-6. География его деятельности совпадала с географией переворотов и войн в определенных странах, и Сирия входит в их число. Западные аналитики неоднократно утверждали, что Дж. Ле Мезюрье был связан с разного рода террористическими группировками еще со времен его работы в Косове, а среди его «коллег» были представители террористической организации «Аль-Каида», с которой США, Великобритания и ряд других западных стран, согласно их заявлениям, борются уже не первое десятилетие. Дж. Ле Мезюрье был основателем некоммерческой организации «Mayday Rescue», финансировавшейся спонсорами из Великобритании, Германии, Дании, Канады, Катара, Нидерландов и США и занимавшейся снабжением, оснащением и подготовкой террористов из «Белых касок». В ноябре 2019 г. Дж. Ле Мезюрье сообщил странам-донорам, что вывел со счетов «Mayday Rescue» 50 тыс.

долл. на личные нужды, а через четыре дня после этого был обнаружен мертвым в Стамбуле, недалеко от своего дома. По официальной версии, он совершил самоубийство, однако даже у западных СМИ на этот счет имелись определенные сомнения [White Helmets founder.., 2019].

Программы подготовки боевиков

Итак, возникает резонный вопрос: можно ли считать поддержку боевиков из так называемой сирийской «умеренной оппозиции» вкладом США в борьбу с международным терроризмом? Факты свидетельствуют об обратном.

Известно, что в 2013 г. США начали готовить боевиков, которые должны были воевать против правительства Б. Асада, в рамках программы «Timber Sycamore», потратив на эти цели около 1 млрд долл. [Miller, De Young, 2015]. За сравнительно короткий промежуток времени кураторы и инструкторы из ЦРУ и РУМО обучили и оснастили примерно 10 тыс. боевиков, которые впоследствии были переброшены на линию соприкосновения с подразделениями САА и ее союзников (иранцев и ливанцев). Иными словами, на подготовку одного боевика выделялось приблизительно 100 тыс долл. в год.

В середине 2014 г. президент США Барак Обама рассказал о программе «Обучение и оснащение» (англ. Train and Equip Program) по подготовке так называемых сирийских оппозиционных групп для борьбы с правительственными силами. Министерство обороны США предполагало ежегодно (в течение трех лет) обучать и оснащать около 5 тыс. вооруженнных оппозиционеров, на их подготовку было выделено 500 млн долл. Поскольку в этой схеме принимала участие также Турция, Вашингтон и Анкара подписали соглашение о совместных действиях по подготовке бойцов «умеренной оппозиции».

Тем не менее в реальном бою эти подразделения показали себя плохо и почти сразу же разбежались. Так, в столкновениях с

боевиками «Джебхат ан-Нусры»1 в июле 2015 г. так называемая 30-я дивизия Сирийской свободной армии (ССА), состоявшая из 54 бойцов, потеряла убитыми 5 человек, 10 человек попали в плен, остальные разбежались или перешли на сторону террористов.

16 сентября 2015 г. заместитель министра обороны США по политическим вопросам Кристин Вормут, выступая в этой связи в Когрессе США, сообщила, что в сирийских лагерях «на тот момент проходили подготовку 100-120 бойцов» (т.е. ничтожно мало по сравнению с выделенными ассигнованиями), а глава Центрального командования США генерал Ллойд Остин, отвечая на вопрос, сколько же бойцов было на самом деле «успешно подготовлено», предположил, что не более «четырех или пяти» [O'Toole, 2015]. В конце концов все боевики, подготовленные США и включенные в «30-ю дивизию ССА», в полном составе (75 человек) перешли на сторону «Джебхат ан-Нусры». После этого, 9 октября 2015 г., министр обороны США Эштон Картер заявил о прекращении программы «Обучение и оснащение».

Впоследствии сенаторы Майк Ли, Джо Мэнчин, Крис Мер-фи и Том Удолл в письме Э. Картеру, государственному секретарю Дж. Керри и директору ЦРУ Дж. Бреннану указали, что программа «Обучение и оснащение» была «безуспешной попыткой подготовки и оснащения боевиков сирийской оппозиции» и ее «даже нельзя назвать просто неэффективным использованием средств налогоплательщиков» [Senators call.., 2015].

Однако по сути практически исключено, что в Лэнгли или в Пентагоне не осуществляли тщательную проверку новобранцев, на подготовку которых были выделены огромные суммы денег. На самом деле на каждого из новобранцев заводится активное досье, куда заносятся общие данные о месте рождения, возрасте, вероисповедании, политических взглядах, родственниках и т.п.; собирается вся доступная информация о его связях, подготовке (если таковая имелась), навыках, а также любые иные сведения, необходимые для его комплексной оценки и выявления наиболее эффективного

1 Здесь и далее по тексту «Джебхат ан-Нусра» - запрещенная в России террористическая организация.

64

подхода к его обучению. Совершенно очевидно, что американские военные и разведка не могли «не заметить» склонность своих «подопечных» к радикальным прочтениям ислама и, следовательно, к потенциальному переходу в стан экстремистских насильственных организаций типа упомянутой «Джебхат ан-Нусры». И из того факта, что целая рота боевиков, подготовленных и экипированных ЦРУ и Пентагоном, в полном составе сдалась террористам вместе со всем своим вооружением и военной техникой, можно сделать определенные выводы. Если бы речь шла об отдельных боевиках, примкнувших к террористам, такой результат можно было бы списать на ошибки и просчеты, неизбежные в подобном деле. Но поскольку речь идет именно о массовом переходе «оппозиционеров» в стан террористической организации, напрашивается однозначный вывод: кураторы боевиков прекрасно понимали, что это вполне возможно. Более того, именно массовый (не единичный) характер перехода боевиков в стан террористов свидетельствует, что ошибка со стороны ЦРУ и МО маловероятна [Война США.., 2021, с. 11].

По сути, вся программа «Обучение и оснащение» была «операцией прикрытия» для непрямых поставок вооружения террористическим организациям (в том числе - признанным таковыми в самих США). Возможно, данная программа в реальности была не ошибкой американского военно-разведывательного общества, а скрытой формой спонсирования и поддержки террористов: только после того, как подготовленные американцами «оппозиционеры» (а на самом деле террористы) перешли на сторону «Джебхат ан-Нусры», Белый дом заявил о «провале» программы «Обучение и оснащение» [МсЬеагу, 2015].

Подготовка иррегулярных формирований на бюджетные средства США и других стран коалиции

Программа «Обучение и оснащение» была лишь частью программы поддержки различных иррегулярных формирований, тесно связанных с террористическими группами. До конца 2016 г. Вашингтон активно спонсировал бригады северного фронта ССА, такие как Абу Зейд, Аль-Хармуш, Дара Сурия, Муджахид Ибра-

гим, Мухаммад аль-Амия, Хамза Хатыб и Хиттин. Поддерживаемую Вашингтоном ССА многие правозащитные организации обвиняли в совершении военных преступлений [Khaled Hyani shells.., 2014]. Впоследствии данный конгломерат группировок разной степени радикальности распался на фрагменты без единого центра управления. При этом значительная часть средств, выделенных для ССА, попала в руки террористических организаций, признанных таковыми в самих странах Запада (например, в США). Фактически между ССА и той же «Аль-Каидой» не было никакой принципиальной разницы - ни идеологической, ни организационной, ни какой-либо иной: они представляли собой единое целое.

Саудовская Аравия, тесно взаимодействовавшая с США в попытке свергнуть законное правительство Башара Асада, также осуществляла финансирование оппозиционных экстремистов через разного рода неправительственные организации и фонды. Среди реципиентов саудовской финансовой поддержки были суннитские группировки, придерживавшиеся - с учетом местной сирийской специфики - салафитских и ваххабитских взглядов. У этих боевиков не было идейной мотивации для распространения своего влияния за пределы Сирии (построения всемирного халифата по примеру «Исламского государства»). Их цели ограничивались свержением Башара Асада и установлением нового режима, который в конечном итоге должен был быть достаточно подконтролен внешним кураторам, чтобы использоваться против Ирана. Среди ориентированных на Саудовскую Аравию группировок следует выделить такие террористические группы, как «Ас-сала ат-Танмия», «Джейш аль-Ислам», «Нур ад-Дин аз-Зенки». Все эти структуры систематически нарушали нормы международного права, совершали военные преступления [Война США.., 2021, с. 5662]. При этом США и их сателлиты, в частности Великобритания и Франция, считали эти группировки «умеренной оппозицией».

Еще одним спонсором террористических группировок являлся Катар, поддерживавший такое незаконное вооруженное формирование, как «Фейляк ар-Рахман». С данной структурой, которая была активна в Восточной Гуте, Восточном Каламуне и Хомсе, активно хотел взаимодействовать и Вашингтон. Однако

США так и не смогли перехватить контроль над этой хорошо организованной группировкой, чтобы оказывать на нее достаточное влияние, вследствие ее сильной зависимости от средств из Катара. Впрочем, Вашингтон это не ничуть смутило. Он уже достаточно давно (с конца 2013 г.) энергично поддерживал многие аналогичные формирования, в частности так называемый «Исламский фронт», куда на момент его создания входили такие исламистские военизированные группировки, как «Ансар аш-Шам», «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Лива аль-Хакк», «Лива ат-Таухид», Курдский исламский фронт, а в последующем вошли также группировки «Катаиб аль-Фарук», «Лива аль-Фатх» и др. Все вышеперечисленные иррегулярные формирования, многие из которых обвинялись в совершении военных преступлений, пользовались многосторонней поддержкой США.

Развертывание сети лагерей по подготовке боевиков

На востоке Сирии, недалеко от места, где сходятся границы САР, Ирака и Иордании, США создали лагерь Эр-Рукбан внутри 55-километровой зоны безопасности вокруг американской базы Эт-Танф. По сведениям генерал-полковника Сергея Рудского, «в районе 55-километровой зоны вокруг Эт-Танфа инструкторы США ведут подготовку крупного вооруженного формирования «Магавир ас-Саура» и ряда мелких групп боевиков для так называемой Армии арабских племен. Общая численность боевиков достигает 2700 человек»; при этом «наиболее подготовленные диверсанты направляются на подконтрольные правительственным войскам территории для дестабилизации обстановки и недопущения укрепления там позиций правительства Сирии. Их задачами является проведение диверсий, уничтожение объектов нефтегазовой инфраструктуры и совершение терактов против правительственных формирований. Нахождение таких групп отмечено в районах населенных пунктов Эс-Сувейда, Пальмира и Абу-Кемаль» [В Москве.., 2019]. Более того, благодаря информации, полученной от некоторых боевиков, бежавших из лагеря Эр-Рукбан, стало известно, что американские кураторы набирают в ряды группировки «Магавир ас-Саура» экс-боевиков «Исламского

государства» и «Джебхат ан-Нусры». Такую информацию предоставил, в частности, экс-боец этой группировки Хасан Абдул Атра, сбежавший из Эт-Танфа, а затем сдавшийся Сирийской арабской армии. Он сообшдл, что «сам видел, что однажды прибыли десять мотоциклистов, и все они были боевиками ИГ и «Джебхат ан-Нусры»; их приняли и в дальнейшем распределили по позициям зоны Эт-Танф; несколько раз с севера приходили люди с длинными волосами и бородами и без контроля на наших «опорниках» (опорных пунктах. - А.М.) шли прямиком на американскую базу» [В Сирии.., 2020]. Группировка «Магавир ас-Саура» финансируется Соединенными Штатами, а ее боевики пользуются американским оружием.

Сирийские «повстанцы» все время нуждаются в оружии. Согласно результатам расследования, проведенного Балканским объединением журналистов-расследователей (англ. Balkan Investigative Reporting Network, BIRN) совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (англ. Organised Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP), контрабанда оружия из стран Восточной Европы этот спрос не покрывает. Для восполнения дефицита Министерство обороны США поддерживает контакты с производителями и поставщиками оружия на Украине, в Грузии и Казахстане. При этом США приобретают оружие для сирийских мятежников по двум основным каналам: через Командование специальных операций (англ. United States Special Operations Command, SOCOM) и через частную компанию «Picatinny Arsenal», зарегистрированную в штате Нью-Джерси и занимающуюся, в основном, научно-исследовательской деятельностью в интересах Министерства обороны. Закупленные таким образом оружие и боеприпасы перебрасываются в Сирию контрабандой через Турцию, Кувейт, Иорданию как морским, так и воздушным маршрутами [Ангеловский, Марзук, 2017]. В соответствии с уже заключенными контрактами, на эти цели к 2022 г. будет потрачено около 900 млн долл., и администрация бывшего американского президента Д. Трампа планировала получить от Конгресса дополнительно еще 600 млн долл. [там же] (если новая администрация Дж. Байдена не внесет свои коррективы). Помимо

США помощь боевикам оказывают Великобритания, Германия, Египет, Иордания, Италия, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия [Sofer, Shafroth, 2013].

Самую существенную поддержку от США получает ССА (структура, по сути являющаяся конгломератом экстремистских и террористических группировок). Например, известно, что Вашингтон поставлял боевикам ССА противотанковые ракетные комплексы BGM-71 TOW [Crowcroft, 2015], которые впоследствии могли попасть в руки террористических организаций типа «Джеб-хат ан-Нусры» [Bacchi, 2014]. Другой способ предоставления помощи террористам - снабжение с воздуха (сброс над контролируемой террористами территорией различных военных грузов на парашютах). Подобную помощь неоднократно получали боевики ИГИЛ [Террорист из ИГИЛ.., 2017]; сообщения о том, что американская «помощь» сбрасывается именно над теми районами, которые находятся под контролем ИГИЛ в провинциях Дейр эз-Зор и Эр-Ракка, появились в американских СМИ еще в октябре 2014 г. [Dettmer, 2017]. Подобную тактику США применяли также в Ираке. Не случайно депутат парламента Ирака Авад Аль-Авади еще в 2014 г. утверждал, что «не в первый раз авиация США и пресловутой коалиции скидывает оружие и провиант недобиткам ДАИШ» (сброшенные грузы террористы демонстрировали в своих видеороликах). В ответ США попросту заявляли, что «это произошло по ошибке» [Война США.., 2021, с. 12].

В 2017 г. Пентагон направил в Хорватию специальную группу «Smoking Gun», организовавшую доставку сирийским боевикам нескольких сотен тонн оружия европейского производства из аэропорта Риека в Хорватии (через Катар) рейсами «Atlas Air» и «Kalitta Air» [Gaytandzhieva, 2019]. Данные авиаперелеты были официально заказаны и оплачены РУМО в рамках упоминавшейся выше программы «Обучение и оснащение». Расследование болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой показало, что группа «Smoking Gun» устроила склад оружия в хорватской деревне Подхум недалеко от аэропорта Риека, откуда американские перевозчики «Atlas Air» и «Kalitta Air» доставили военный груз на авиабазу США Аль-Удейд в Катаре. Отмечалось, что оружие имеет

сербское происхождение, а покупателями числились четыре американские компании - «Sierra Four Industries», «Orbital ATK», «Global Ordnance», UDC, - с которыми правительство США заключило контракт на поставку неамериканского стандартного оружия (т.е. оружия, не используемого армией США). Благодаря утечке паспортных данных стало известно, кто именно заказал, осмотрел и принял оружие. В числе прочих в списках заказчиков оказались такие лица, как Рональд Уилер (инспектор Агентства по управлению контрактами на оборону), Кристофер Ратлифф и Джеймс Хамфельдт (представители подрядчика Пентагона «Alliant Techsystems Operations LLC», дочерней компании «Orbital ATK»). Эти же имена фигурировали в списке представителей Пентагона, получивших награды Центрального командования США в знак признания их заслуг по поддержке программы «Обучение и оснащение», т.е. программы по вооружению экстремистов в Сирии [Gaytandzhieva, 2019].

Таким образом, несмотря на ощутимые военные поражения в Сирии и Ираке, радикальный политический экстремизм сохраняет свои позиции, в том числе за счет негласной подпитки ресурсами, оружием и хорошо обученной живой силой со стороны тех, кто, казалось бы, должен с ним бороться.

•Jc-Jc-Jc

На протяжении двадцати с лишним лет, прошедших с момента трагедии 11 сентября 2001 г., актуальная повестка борьбы с терроризмом в США несколько раз претерпевала кардинальные изменения. При администрации Дж. Буша это была «глобальная война», вылившаяся во вторжение в Афганистан и Ирак; при администрации У. Клинтона основные усилия были направлены на создание постоянно действующей международной коалиции, способной бороться с терроризмом в любой точке мира под руководством Соединенных Штатов; при администрации Б. Обамы дискурс постепенно начал смещаться в область борьбы с «внутренним терроризмом».

В период президентского правления Д. Трампа в антитеррористической стратегии США также произошли определенные изменения. Как справедливо отмечает Е.А. Степанова, изменениям «способствовали три новых элемента»: возвращение борьбы с терроризмом в число главных внешнеполитических приоритетов США; отказ администрации Д. Трампа «от приоритетного упора на смену неугодных режимов и демократизацию любой ценой -даже ценой негативных последствий в плане борьбы с терроризмом»; общая ориентация Д. Трампа на определенную нормализацию отношений и взаимодействие с Россией, в том числе в сфере борьбы с терроризмом [Степанова, 2017, с. 33-34]. Вместе с тем в американской политике именно в период президентского правления Д. Трампа Россия становится главным обвиняемым во всех случаях, связанных с организацией кибератак на территорию США. А отсюда до обвинений в кибертерроризме - один шаг.

Одной из ключевых составляющих контртеррористической стратегии Д. Трампа стал инициированный им постепенный вывод воинских контингентов США из Сирии; при этом значительно сократилось число батальонных и ротных опорных пунктов (баз) американского спецназа и приданных ему сил на территории САР. Попытки Д. Трампа усилить контроль за поставками оружия, предназначенного сирийской оппозиции, и оборотом синтетических наркотиков, синтезируемых в подпольных лабораториях (в основном, на территориях, контролируемых союзниками США), привели к острому конфликту 45-го президента Соединенных Штатов с разведывательным сообществом США (в первую очередь, с ЦРУ и РУМО).

Ликвидация генерала К. Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР), в январе 2020 г. создала опасный прецедент: понятие «международный террорист» получило расширительную трактовку (после ликвидации У. бен Ладена и Абу Бакра аль Баг-дади «террористом № 1» в США стали называть К. Сулеймани; КСИР был признан «международной террористической организацией» в апреле 2019 г.). В марте 2020 г. был создан еще один прецедент, раздвинувший (размывший) рамки понятия «террорист» в

еще большей степени: Соединенные Штаты причислили к особой категории «наркотеррористов» президента Венесуэлы Н. Мадуро и 14 его ближайших соратников.

24 июня 2020 г. госсекретарь США М. Помпео представил ежегодный доклад Госдепартамента США о борьбе с терроризмом. В докладе была отмечена роль России в борьбе с международным терроризмом и при этом подчеркивалось, что «борьба с терроризмом по-прежнему является приоритетной задачей для этой страны: Россия, так же как и США, остается мишенью для международных террористических организаций, в особенности ИГИЛ» [Госдепартамент представил.., 2020]. Однако, по мнению Госдепа, вместо того чтобы усилить работу на данном направлении, Россия «продолжает использовать законодательство в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом против политической оппозиции, независимых СМИ и некоторых религиозных организаций». Таким образом, становится ясно, что в ближнесрочной перспективе даже при новой администрации Белого дома официальный Вашингтон будет по-прежнему увязывать участие России в инициируемых США международных проектах в сфере борьбы с терроризмом с требованиями, касающимися российской «несистемной» оппозиции.

Литература

Алексеев О.Г. Противодействие терроризму в США : опыт и проблемы / / Теория и практика общественного развития / РАН. Ин-т социологии. - Москва, 2012. - № 7. - С. 201-203.

Ангеловский И., Марзук Л. Результаты расследования : Пентагон выделяет до 2,2 миллиарда долларов на оружие советского образца для сирийских повстанцев / Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP). - Sarajevo, 2017. - 12.09. - URL: https://www.occrp.org/ru/makin gakilling/ the-pentagon-is-spending-2-billion-on-soviet-style-arms-for-syrian-re bels (дата обращения: 28.06.2021).

Байден назвал террористами ворвавшихся в Капитолий / / Russia Today. - Москва, 2021. - 08.01. - URL: https://russian.rt.com/world/news/ 820565-baiden-terroristy-kapitoliy (дата обращения: 28.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баранов В.П., Журавель В.П. 2016 : противодействие терроризму / РАН. Ин-т Европы. - Москва, 2018. - 408 с.

В Женеве представили доклад о связях «Белых касок» с террористами в Сирии // ТАСС. - Москва, 2019. - 12.03. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/6210703 (дата обращения: 28.06.2021).

В Москве состоялся брифинг начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Сергея Рудского по ситуации в Сирии / Министерство обороны России. -Москва, 2019. - 29.07. - URL: https://www.facebook.com/mod.mil.rus/ posts/2398750550367687 (дата обращения: 28.06.2021).

Война США за «мир» в Сирии / Абылгазиев И., Крашенинникова В., Манойло А., Исаев В., Стригунов К. ; Ин-т внешнеполитических исследований и инициатив, Ин-т стран Азии и Африки МГУ. - Москва, 2021. - 96 с.

В Сирии боевик рассказал, кто воюет в составе повстанческой группировки // РИА Новости. - Москва, 2020. - 24.07. - URL: https://ria.ru/20200724/1574832489.htmI (дата обращения: 28.06.2021).

Госдепартамент представил ежегодный доклад по терроризму // Голос Америки. - Вашингтон, 2020. - 24.06. - URL: https://www. goIosameriki.com/a/state-department-pompeo-terrorism/5475406.htmI (дата обращения: 28.06.2021).

Карпович О.Г. Противодействие терроризму в США. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 175 с.

Степанова Е.А. Россия и США в борьбе с терроризмом / / Пути к миру и безопасности / РАН. ИМЭМО. - Москва, 2017. - № 1(52). - С. 13-54.

Террорист из ИГИЛ : самолеты международной коалиции сбрасывают оружие и боеприпасы для ИГИЛ / / SANA. - Багдад, 2017. - 28.06. -URL: http: //www.sana.sy/ru/?p=26266 (дата обращения: 28.06.2021).

Эксперт : «Белые каски» могли быть причастны к изъятию органов у сирийцев // РИА Новости. - Москва, 2019. - 20.11. - URL: https://ria.ru/20191120/1561174782.htmI (дата обращения: 28.06.2021).

Bacchi U. Syria : Al-Nusra jihadists 'capture US TOW anti-tank missiles' from moderate rebels // International Business Times. - London, 2014. - 04.11. -URL: https://www.ibtimes.co.uk/ syria-al-nusra-jihadists-capture-us-weapon ry-moderate-rebels-1472864 (date of access: 28.06.2021).

Crowcroft O. Syrian sniper : US TOW missiles transform CIA-backed Syria rebels into ace marksmen in the fight against Assad // International Business Times. - London, 2015. - 30.10. - URL: https: //www.ibtimes. co.uk/ syrian-sniper-us-tow-missiles-transform-cia-backed-syria-rebels-into-ace-marksmen-fight-against-1526468 (date of access: 28.06.2021).

Dettmer J. US humanitarian aid going to ISIS / / Daily Beast. - New York, 2017. - 14.04. - URL: https://www.thedailybeast.com/us-humanitarian-aid-going-to-isis (date of access: 28.06.2021).

Gaytandzhieva D. US Task Force Smoking Gun smuggles weapons to Syria : Serbia files (part 2) // Arms Watch. - 2019. - 02.09. - URL: http:// armswatch.com/ us-task-force-smoking-gun-smuggles-weapons-to-syria-serbia-files-part-2/ (date of access: 28.06.2021).

Greenwald G. Wes Clark and the neocon dream // Salon. - New York, 2011. - 26.11. - URL: https://www.salon.com/2011/11/26/wes_clark_ and_the_neocon_dream/ (date of access: 28.06.2021).

Justification for FY 2021 overseas contingency operations (OCO) : Counter-Islamic State of Iraq and Syria (ISIS) Train and Equip Fund / The United States Department of Defense. - Washington, 2020. - 36 p. - URL: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2021/f y2021_CTEF_J-Book.pdf (date of access: 28.06.2021).

Khaled Hyani shells killed and wounded no less than 900 civilians in 162 days / Syrian Observatory for Human Rights. - Coventry, 2014. - 12.12. -URL: https://www.syriahr.com/en/7863/ (date of access: 28.06.2021).

Kight S.W. DHS directing $77 million to combat domestic violent extremism in states, cities. / / Axios. - Washington, 2021. - 25.02. - URL: https://www.axios.com/domestic-violent-extremism-grant-b6b5f8c3-2a98-437 c-a12f-c61360c2e7d1.html (date of access: 28.06.2021).

Kirby J. Daily press briefing / The United States Department of State. -Washington, 2016. - 17.05. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ dpb/2016/05/257315.htm (date of access: 28.06.2021).

McLeary P. The Pentagon just spent $41 million to train 'Four or Five' Syrian fighters // Foreign Policy. - Washington, 2015. - 16.09. - URL: https://foreignpolicy.com/2015/09/16/pentagon-just-spent-41-million-to-train-four-or-five-syrian-fighters/ (date of access: 28.06.2021).

Miller G., De Young K. Secret CIA effort in Syria faces large funding cut // Washington Post. - Washington, 2015. - 12.06. - URL: https://www. washingtonpost. com/world / national-security/ lawmakers-move-to-curb-1-bil lion-cia-program-to-train-syrian-rebels/2015/06/12/b0f45a9e-1114-11e5-adec-e82f8395c032_story.html (date of access: 28.06.2021).

O'Toole M. Only '4 or 5' US-trained Syrians are still in the fight against ISIS // Defense One. - Washington, 2015. - 16.09. - URL: https://www. defenseone.com/threats/2015/09/only-4-or-5-us-trained-rebels-are-still-fighti ng-syria/121136/ (date of access: 28.06.2021).

Senators call for end to failed Syria Train and Equip Program / / St. George News. - Washington, 2015. - 03.10. - URL: https://www.stgeorgeutah.

com/ news/archive/2015/10/03/nab-lee-manchin-murphy-udall-call-end-fai led-syria-train-equip-program (date of access: 28.06.2021).

Sofer K., Shafroth J. The structure and organization of the Syrian opposition / Center for American Progress. - Washington, 2013. - 14.05. - URL: https://www.americanprogress.org/issues/security/reports/2013/05/14/632 21/the-structure-and-organization-of-the-syrian-opposition/ (date of access: 28.06.2021).

The 9/11 Commission report : final report of the National Commission on terrorist attacks upon the United States : executive summary / National Commission on terrorist attacks upon the United States. - Washington, 2004. -URL: https://govinfo.library.unt.edu/911/report/911Report_Exec.htm (date of access: 28.06.2021).

United States code annotated title 22 : foreign relations and intercourse / The United States Department of State. - Washington, 2003. - 25.04. - 5 p. -URL: https://www.legislationline.org/download/id/1426/file/436377cc286d 5ed2babf7faed4784018.pdf (date of access: 28.06.2021).

White Helmets founder discovered dead near Istanbul home / / Ahval. -Istanbul, 2019. - 11.11. - URL: https://ahvalnews.com/white-helmets/white-helmets-founder-discovered-dead-near-istanbul-home (date of access: 28.06.2021).

DOI: 10.31249/ape/2021.04.03

Manoilo A.V.1, 2021 Current US approaches to counter-terrorism

Abstract. The fight against terrorism in the United States today is one of the priority areas for ensuring national security. Counterterrorism is carried out by US ministries and departments in close coordination and interaction with each other, with the wide involvement of the resources of various public associations and civil society structures. At the same time, the activity of US law enforcement agencies to counter terrorism at the federal level (in the US executive branch) is largely decentralized and is carried out mainly by the forces of five key ministries and departments: the Department of Defense, the

1 Manoilo Andrey Viktorovich - Sc.D. in Political Sciences, Ph.D in Physical and Mathematical Sciences, Professor, Leading Researcher INION RAS (cyberhur-ricane@yandex. ru).

Department of Homeland Security, the Department of Justice, the Department of the Treasury and the United States Postal Service; moreover, the US Department of Homeland Security plays the role of a system integrator - an «umbrella structure», which brought together under its leadership various departments and services involved in the fight against terrorism (except for the CIA and the FBI). The American strategy of combating terrorism is based on the principles of inevitability of punishment, «no negotiations and concessions», and pressure on countries that, to one degree or another, «support» terrorism.

In general, the system of combating terrorism in the United States is modern and meets the latest realities, challenges and threats in this area. It is constantly being improved and reformed, increasing its effectiveness. At the same time, modern terrorism, responding to new forms and methods of struggle, is constantly evolving, striving to adapt to the new conditions of its existence; the emergence of its new, evolutionarily more advanced, structurally more complex forms requires new organizational and technological solutions from the US counterterrorism system.

Keywords: terrorism, the USA, CIA, Syria, international relations, national security.

References

Alekseev O.G. (2012). Countering terrorism in the United States : experience and problems [Protivodeistvie terrorizmu v SShA : opyt i problemy] // Theory and practice of social development / Institute of Sociology RAS. - Moscow. -N 7. - P. 201-203.

Angelovsky I., Marzuk L. (2017). Investigation results : The Pentagon allocates up to $ 2.2 billion for Soviet-style weapons for the Syrian rebels / Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP). - Sarajevo. - 12.09. -URL: https: / / www.occrp.org/ ru/ makingakilling/ the-pentagon-is-spending-2-billion-on-soviet-style-arms-for-syrian-rebels (date of access: 28.06.2021).

A report on the White Helmets' ties with terrorists in Syria was presented in Geneva [V Zheneve predstavili doklad o svyazyakh «Belykh kasok» s terroristami v Sirii]. (2019) // TASS. - Moscow. - 12.03. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/6210703 (date of access: 28.06.2021).

Bacchi U. (2014). Syria : Al-Nusra jihadists 'capture US TOW anti-tank missiles' from moderate rebels // International Business Times. - London. -04.11. - URL: https://www.ibtimes.co.uk/syria-al-nusra-jihadists-capture-us-weaponry-moderate-rebels-1472864 (date of access: 28.06.2021).

Baranov V.P., Zhuravel V.P. (2018). 2016 : countering terrorism [2026 : protivodeistvie terrorizmu] / Institute of Europe RAS. - Moscow. - 408 p.

Biden called the terrorists those who broke into the Capitol [Baiden nazval terroristami vorvavshikhsya v Kapitolii]. (2021) // Russia Today. - Moscow. -08.01. - URL: https://russian.rt.com/world/news/820565-baiden-terroristy-kapitoliy (date of access: 28.06.2021).

Crowcroft O. (2015). Syrian sniper : US TOW missiles transform CIA-backed Syria rebels into ace marksmen in the fight against Assad // International Business Times. - London. - 30.10. - URL: https://www.ibtimes. co.uk/syrian-sniper-us-tow-missiles-transform-cia-backed-syria-rebels-into-ace-marksmen-fight-against-1526468 (date of access: 28.06.2021).

Dettmer J. (2017). US humanitarian aid going to ISIS / / Daily Beast. -New York. - 14.04. - URL: https://www.thedailybeast.com/us-humanitarian-aid-going-to-isis (date of access: 28.06.2021).

Expert : White Helmets could be involved in the removal of organs from the Syrians [Ekspert : «Belye kaski» mogli byt' prichastny k iz"yatiyu organov u siriitsev]. (2019) // RIA Novosti. - Moscow. - 20.11. - URL: https://ria.ru/20191120/1561174782.htmI (date of access: 28.06.2021).

Gaytandzhieva D. (2019). US Task Force Smoking Gun smuggles weapons to Syria : Serbia files (part 2) // Arms Watch. - 02.09. - URL: http://armswatch.com/ us-task-force-smoking-gun-smuggles-weapons-to-sy ria-serbia-files-part-2/ (date of access: 28.06.2021).

Greenwald G. (2011). Wes Clark and the neocon dream // Salon. - New York. - 26.11. - URL: https://www.salon.com/2011/11/26/wes_clark_and_ the_neocon_dream/ (date of access: 28.06.2021).

In Syria, a militant told who is fighting as part of a rebel group [V Sirii boevik rasskazal, kto voyuet v sostave povstancheskoi gruppirovki]. (2020) // RIA Novosti. - Moscow. - 24.07. - URL: https://ria.ru/20200724/1574832489.html (date of access: 28.06.2021).

ISIS terrorist : International Coalition planes dropping weapons and ammunition for ISIS [Terrorist iz IGIL : samolety mezhdunarodnoi koalitsii sbrasyv-ayut oruzhie i boepripasy dlya IGIL]. (2017) // SANA. - Baghdad. - 28.06. - URL: http://www.sana.sy/ru/?p=26266 (date of access: 28.06.2021).

Justification for FY 2021 overseas contingency operations (OCO) : Counter-Islamic State of Iraq and Syria (ISIS) Train and Equip Fund. (2020) / The United States Department of Defense. - Washington. - 36 p. - URL: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2021/f y2021_CTEF_J-Book.pdf (date of access: 28.06.2021).

Karpovich O.G. (2017). Counterterrorism in the United States [Protivodeistvie terrorizmu v SshA]. - Moscow : UNITY-DANA. - 175 p.

Khaled Hyani shells killed and wounded no less than 900 civilians in 162 days. (2014) / Syrian Observatory for Human Rights. - Coventry. - 12.12. -URL: https://www.syriahr.com/en/7863/ (date of access: 28.06.2021).

Kight S.W. (2021). DHS directing $77 million to combat domestic violent extremism in states, cities. / / Axios. - Washington. - 25.02. - URL: https:// www.axios.com/ domestic-violent-extremism-grant-b6b5f8c3-2a98-437c-a12f-c61360c2e7d1.html (date of access: 28.06.2021).

Kirby J. (2016). Daily press briefing / The United States Department of State. - Washington. - 17.05. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ dpb/2016/05/257315.htm (date of access: 28.06.2021).

McLeary P. (2015). The Pentagon just spent $41 million to train 'Four or Five' Syrian fighters / / Foreign Policy. - Washington. - 16.09. - URL: https:// foreignpolicy.com/2015/09/16/pentagon-just-spent-41-million-to-train-four-or-five-syrian-fighters/ (date of access: 28.06.2021).

Miller G., De Young K. (2015). Secret CIA effort in Syria faces large funding cut // Washington Post. - Washington. - 12.06. - URL: https:/ /www. washingtonpost.com/world/national-security/lawmakers-move-to-curb-1-bil lion-cia-program-to-train-syrian-rebels/2015/06/12/b0f45a9e-1114-11e5-adec-e82f8395c032_story.html (date of access: 28.06.2021).

Moscow hosted a briefing by Colonel-General Sergei Rudsky, Chief of the Main Operations Directorate of the General Staff of the Russian Armed Forces, on the situation in Syria [V Moskve sostoyalsya brifing nachal'nika Glavnogo operativnogo upravleniya Genshtaba Vooruzhennykh Sil RF general-polkovnika Sergeya Rudskogo po situatsii v Sirii]. (2019) / Russian Ministry of Defense. - Moscow. - 07.29. - URL: https://www.facebook.com/mod.mil.rus/ posts/2398750550367687 (date of access: 28.06.2021).

O'Toole M. (2015). Only '4 or 5' US-trained Syrians are still in the fight against ISIS // Defense One. - Washington. - 16.09. - URL: https://www.defenseone.com/threats/2015/09/only-4-or-5-us-trained-rebels-are-still-fighting-syria/121136/ (date of access: 28.06.2021).

Senators call for end to failed Syria Train and Equip Program. (2015) // St. George News. - Washington. - 03.10. - URL: https://www.stgeorgeutah. com/news/archive/2015/10/03/nab-lee-manchin-murphy-udall-call-end-fai led-syria-train-equip-program (date of access: 28.06.2021).

Sofer K., Shafroth J. (2013). The structure and organization of the Syrian opposition / Center for American Progress. - Washington. - 14.05. - URL: https://www.americanprogress.org/issues/security/reports/2013/05/14/632 21/the-structure-and-organization-of-the-syrian-opposition/ (date of access: 28.06.2021).

Stepanova E.A. (2017). Russia and the United States in the fight against terrorism [Rossiya i SShA v bor'be s terrorizmom] // Pathways to peace and security [Puti k miru i bezopasnosti] / IMEMO RAN. - Moscow. - N 1(52). - P. 13-54.

The 9/11 Commission report : final report of the National Commission on terrorist attacks upon the United States : executive summary. (2004) / National Commission on terrorist attacks upon the United States. - Washington. -URL: https://govinfo.library.unt.edu/911/report/911Report_Exec.htm (date of access: 28.06.2021).

The State Department has released an annual report on terrorism [Gosdepartament predstavil ezhegodnyi doklad po terrorizmu]. (2020) // Voice of America. - Washington. - 24.06. - URL: https://www.golosameriki.com/a/ state-department-pompeo-terrorism/5475406.html (date of access: 28.06.2021).

United States code annotated title 22 : foreign relations and intercourse. (2003) / The United States Department of State. - Washington. - 25.04. - 5 p. -URL: https://www.legislationline.org/download/id/1426/file/436377cc286 d5ed2babf7faed4784018.pdf (date of access: 28.06.2021).

US war for «peace» in Syria [Voina SShA za «mir» v Sirii]. (2021) / Abyl-gaziev I., Krasheninnikova V., Manoilo A., Isaev V., Strigunov K.; Institute of foreign policy research and initiatives; Institute of Asia and Africa of MSU. -Moscow. - 96 p.

White Helmets founder discovered dead near Istanbul home. (2019) // Ahval. - Istanbul. - 11.11. - URL: https://ahvalnews.com/white-helmets/ white-helmets-founder-discovered-dead-near-istanbul-home (date of access: 28.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.