Научная статья на тему 'Современные подходы профориентации подрастающего поколения Республики Коми как фактор повышения качества жизни'

Современные подходы профориентации подрастающего поколения Республики Коми как фактор повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПРОЕКТ / PROJECT / МОДЕЛЬ / MODEL / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И., Осипова О.Ф.

Целью данной статьи является практическое внедрение в образовательную вузовскую практику учебного комплекса по типу «школа-вуз», для создания условий развития творческих способностей обучающихся, оказания им психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии. Задача проекта создание системы раннего отбора для подготовки будущих студентов и дальнейшего их поступления на востребованные в регионе специальности в рамках прогноза долгосрочного регионального развития. Гипотеза исследования: эффективность функционирования данного проекта обеспечена непрерывностью процесса ознакомления ребенка со всеми аспектами профессиональной деятельности по выбранному направлению, знакомством с внутренними процессами профессиональной деятельности, изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой, деятельностной сферы его личности, возможностью «работы» с высокотехнологичным оборудованием, современными методиками и разработкой собственного проекта под руководством тьютеров. Достигнутые результаты: Проект «Универсариум» успешно реализуется в течение 3 лет на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». В 2017 году сеть летних образовательных школ «Универсариум» при ФГБУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» была отмечена дипломом за высокие достижения в области качества в конкурсе «Лучшие товары и услуги Республики Коми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И., Осипова О.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to career guidance of the younger generation of the Republic of Komi as a factor in improving the quality of life

The purpose of this article is the practical introduction of the educational complex of the type «school-university» into the educational high school practice, to create conditions for the development of the creative abilities of the students, to provide them with psychological assistance in self-determination and the choice of the future profession. The task of the project is to create an early selection system for the preparation of future students and their further admission to the specialties in demand in the region within the framework of long-term regional development forecast. Research hypothesis: the effectiveness of the functioning of this project is ensured by the continuity of the process of familiarizing the child with all aspects of professional activity in the chosen area, acquaintance with the internal processes of professional activity, changes in the intellectual, emotional, volitional, activity spheres of his personality, the possibility of "working" with high-tech equipment, modern techniques and the development of their own project under the leadership of tutors. Methods: study and analysis of literature, observation, conversation, interview. Achieved results: The «Universalium» project has been successfully implemented for 3 years on the basis of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin». In 2017, the network of summer educational schools «Universarium» at the FGBU VO «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» was awarded a diploma for high achievements in the field of quality in the contest «Best Goods and Services of the Republic of Komi».

Текст научной работы на тему «Современные подходы профориентации подрастающего поколения Республики Коми как фактор повышения качества жизни»

BISSA 2018 Vol. 7 № 2 УДК 378

ORIGINAL ARTICLES

Современные подходы профориентации подрастающего поколения Республики Коми как фактор повышения качества жизни

Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И., Осипова О.Ф.

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

Modern approaches to career guidance of the younger generation of the Republic of Komi as a factor in improving the quality of life

Kryukova A.V., Akhmetzyanova S.V., Pal'shina I., Osipova O.F.

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

Аннотация

Целью данной статьи является практическое внедрение в образовательную вузовскую практику учебного комплекса по типу «школа-вуз», для создания условий развития творческих способностей обучающихся, оказания им психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии. Задача проекта - создание системы раннего отбора для подготовки будущих студентов и дальнейшего их поступления на востребованные в регионе специальности в рамках прогноза долгосрочного регионального развития.

Гипотеза исследования: эффективность функционирования данного проекта обеспечена непрерывностью процесса ознакомления ребенка со всеми аспектами профессиональной деятельности по выбранному направлению, знакомством с внутренними процессами профессиональной деятельности, изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой, деятельностной сферы его личности, возможностью «работы» с

высокотехнологичным оборудованием,

современными методиками и разработкой собственного проекта под руководством тьютеров.

Достигнутые результаты: Проект

«Универсариум» успешно реализуется в течение 3 лет на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». В 2017 году сеть летних образовательных школ «Универсариум» при ФГБУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» была отмечена дипломом за высокие достижения в области качества в конкурсе «Лучшие товары и услуги Республики Коми».

Ключевые слова: Непрерывное образование, проект, модель, комплексный подход, университет

Abstract

The purpose of this article is the practical introduction of the educational complex of the type «school-university» into the educational high school practice, to create conditions for the development of the creative abilities of the students, to provide them with psychological assistance in self-determination and the choice of the future profession. The task of the project is to create an early selection system for the preparation of future students and their further admission to the specialties in demand in the region within the framework of long-term regional development forecast. Research hypothesis: the effectiveness of the functioning of this project is ensured by the continuity of the process of familiarizing the child with all aspects of professional activity in the chosen area, acquaintance with the internal processes of professional activity, changes in the intellectual, emotional, volitional, activity spheres of his personality, the possibility of "working" with hightech equipment, modern techniques and the development of their own project under the leadership of tutors.

Methods: study and analysis of literature, observation, conversation, interview. Achieved results: The «Universalium» project has been successfully implemented for 3 years on the basis of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin». In 2017, the network of summer educational schools «Universarium» at the FGBU VO «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» was awarded a diploma for high achievements in the field of quality in the contest «Best Goods and Services of the Republic of Komi».

Keywords: Continuous education, project, model, integrated approach, university.

ORIGINAL ARTICLES

BISSA 2018 Vol. 7 № 2

Тенденции современной жизни общества, характеризующиеся ростом обновления информации и технологий, обуславливают необходимость развития у личности таких качеств как, адаптивность, целеустремленность, активная жизненная позиция, умение принимать оптимальное решение в условиях дефицита времени и информации. Интеграция данных качеств и умений определяет степень готовности человека к выполнению профессиональных и социальных функций в условиях постоянных изменений. Общественные и социальные реформы, происходящие в обществе, привели к необходимости перехода образования к новой парадигме - «образование через всю жизнь», то есть к непрерывному образованию. Все это приводит к созданию инновационных образовательных программ, способных улучшить качество жизни подрастающего поколения, облегчить профессиональное самоопределение личности в рамках непрерывного образования.

Профессиональное самоопределение обеспечивается преемственностью ступеней системы непрерывного образования. Примером такой преемственности является, уже зарекомендовавший себя на территории Республики Коми, учебный комплекс по типу «школа-вуз» (сеть летних образовательных школ при учреждении высшего профессионального образования (далее - ВУЗ). Профессиональная адаптация обучающихся общеобразовательных организаций находит свое дальнейшее логическое продолжение в летних образовательных школах ВУЗа, и тем самым обеспечивает основательное погружение в будущую профессию.

Подобная площадка, созданная по инициативе ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» Института непрерывного образования в 2015 году и получившая название проект «Универсариум», стала для детей города Сыктывкара и близлежащих районов Республики Коми эффективным плацдармом для их интеллектуального и психологического развития. Она способствовала формированию действенных знания у подрастающего поколения, их познавательной активности, развитию креативного стиля мышления и деятельности, облегчению адаптации обучения в вузе.

Основой проекта явилось создание долгосрочной системы, направленной на ранний отбор и подготовку будущих студентов,

для дальнейшего поступления на востребованные в регионе специальности в рамках прогноза долгосрочного регионального развития.

Базовая составляющая проекта - непрерывный процесс ознакомления ребенка со всеми аспектами профессиональной деятельности по выбранному направлению, знакомство с внутренними процессами профессиональной деятельности, возможность «работы» с высокотехнологичным оборудованием (программным обеспечением) и разработка собственного проекта под руководством тьютеров - преподавателей и вожатых (студентов старших курсов профильных специальностей).

Проект «Универсариум» успешно реализуется в течение 3 лет на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее СГУ) и включал в себя следующие направления:

- Школа искусств «Цветик-семицветик» знакомила обучающихся 1-4 классов в игровой форме с такими академическими дисциплинами, как рисунок, живопись, основы композиции и декоративно-прикладного искусства.

- Медицинская школа «Буду врачом» предоставила обучающимся 8-11 классов уникальную возможность погрузиться в профессию врача, узнать новое о медицинских специальностях, проверить серьёзность своих намерений в выборе будущей профессии. Данная программа включала в себя теоретические лекции, семинары, обсуждения, мастер классы, игровые мероприятия, посещение научно- технических лабораторий и центров Института СГУ, музеев города Сыктывкара и Ботанического сада СГУ.

- Языковая школа «Англомания» предназначена для 8-10 классов. В первой половине дня проходили занятия по английскому языку, викторины, квесты, встречи с интересными людьми, деятельность, которых связана с иностранными языками. Во второй половине, ребята знакомились с достопримечательностями Сыктывкара, традициями, обычаями и художественными промыслами России и Республики Коми.

- Информационно-технологическая школа «I team» обучала своих слушателей, обучающихся 8-10 классов, специализированным компьютерным программам.

BISSA 2018 Vol. 7 № 2_л

- Школа прикладной математики и программирования «Юниор+» расширила знания подростков в соответствующих дисциплинах, рассказала о нюансах профессий.

В 2017 году список школ пополнился:

- Школой юного водителя «Светофор», в рамках которой изучаются правила дорожного движения, устройства автомобиля, проводятся практические занятия по основам управления транспортным средством на автотренажере.

- Школой эко эргономики «Лэндарт», обучение, которой направлено на обучение компьютерному моделированию, ландшафтному дизайну, фотографии, посещению научно-технических лабораторий, центров и музеев.

Таким образом, в проект «Универсариум» входили школы естественного, лингвистического, художественно - эстетического направлений, и направляли подростков к определению своего потенциала в будущей профессии.

Профессиональное самоопределение личности осуществлялось в трех направлениях: в учебной деятельности, в воспитательной работе, через приобщение к разным формам социальной деятельности [1, с. 154].

Выведение образовательного процесса на личностно-смысловой уровень обеспечивалось применением интегрированного (дуального) обучения, упрощенного с учетом возраста обучающихся. Данный вид обучения осуществлял взаимосвязь между разными дисциплинами и науками, помогал на практическом примере понять применимость получаемых навыков, и формировал у мотивацию, интерес к изучаемым дисциплинам путем переноса полученных знаний к решению конкретных задач [2, с. 104].

В процессе обучения применялись разнообразные типы занятий: лекции, экспертные лекции, инсценировки, урок-экскурсия на профильные предприятия и организации, ролевые и деловые игры, практикумы, уроки защиты проектов и т.д.

Занятия были основаны на сочетании разнообразных методов и средств обучения. Преподавателями использовались объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, игровые, исследовательские методы обучения, разнообразные источники знаний: научно-популярные фильмы, кинофрагменты, интернет-технологии, си-муляционное оборудование и технические средства. Широко применялись разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.

ORIGINAL ARTICLES

В качестве интеграционного психологического компонента обучения использовались приемы рефлексии, выводящие учебный процесс на уровень личностного роста, устойчивых смысловых образований, оказывающих наиболее позитивное влияние на формирование профессиональной адаптации школьников. По наблюдениям педагогов и психологов за последнее десятилетие у подростков резко снизилось стремление развивать в себе рефлексирующие возможности, осознавать особенности своего «Образа - Я», что отчасти является причиной снижения общего уровня учебных умений и навыков, которые необходимы выпускникам средних общеобразовательных учреждений для успешной социальной и профессиональной адаптации в реальной жизни [3, с. 286].

С целью развития рефлексирующих возможностей и формирования действенных знаний обучающихся применялись следующие приемы: «Дерево впечатлений», «Сообщи своё я», «Телеграмма», «Комплимент», «Свеча доверия».

Проводимой на уровне школ профори-ентационной работы, не достаточно для профессионального самоопределения учащихся. Обучающимся не хватает знаний о самих специальностях и предъявляемым к ним требованиям. Профориентация, осуществляемая ВУЗом, решает эти проблемы [6, с.441].

Отличительная черта профориентаци-онной работы проекта «Универсариум» от школьной состояла в том, что обучение дополнялось практическими научно-исследовательскими и культурно-массовыми мероприятиями, связанными с особенностями выбранной будущей профессии.

Эффективность проекта «Универсариум» обеспечивалась следующими факторами:

- использование активных методов профориентации: игровые и тренинговые ситуации, позволяющие моделировать различные аспекты профессиональной деятельности; экскурсии школьников в научно-исследовательские институты, на предприятия и в учебные заведения города);

- встречи школьников со специалистами области здравоохранения, искусства и культуры, филологии и пр.;

ORIGINAL ARTICLES

BISSA 2018 Vol. 7 № 2

Таблица 1.

Абсолютные и операционные ценности обучающихся в начале обучения в сети летних образовательных школ проекта «Универсариум»

Абсолютные ценности Операционные ценности

Социальное признание - 27% Интеллект - 29 %

Независимость -24 % Самоуважение - 21 %

Настоящая дружба - 21% Мужество -20 %

Честность - 15 % Ответственность -19%

Ощущение достижения -13% Стремление прийти на помощь - 11%

-привлечение обучающихся к разным видам деятельности: поисково-исследовательской (подготовка выступлений, докладов, рефератов и др.), художественной (создание сувенира для «иностранных гостей», изготовление талисмана школы, изготовление банданы каждым обучающимся, оформление праздников, создание выставки работ и т.д.), проектной (подготовка инсценировок диалогов, полилогов, организация презентаций и защита проекта «Иностранный язык в моей жизни» и т.д.), коммуникативной, ценностно-ориентационной, игровой;

- обучение и воспитательные мероприятия в сотрудничестве с вожатыми;

- совместные культурные и образовательные мероприятия детей разных школ (выезд в Ботанический сад СГУ, межпредметные викторины и пр.).

Целенаправленное воздействие воспитательной работы и выведение образовательного процесса на личностно-смысло-вой уровень привели не только к активизации профессионального самоопределения, но и к трансформации структуры ценностей личности подростка. Как известно, система ценностей является психологической характеристикой личности, и выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. Ценности определяют мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности, в том числе на профессиональное поведение, в частности характеризуют внутреннюю готовность к совершению профессиональной деятельности.

Ценностный мир каждого человека необъятен и уникален, но в основе любой сферы деятельности лежат общие или «сквозные» ценности. Нами была предпри-

нята попытка выявления иерархии абсолютных и операционных ценностей обучающихся летних образовательных школ проекта «Универсариум».

Цель исследования - выявление иерархии абсолютных и операционных ценностей, обеспечивающих готовность к будущей профессиональной деятельности. В качестве объектов анкетирования был предложен список абсолютных и операционных ценностей. В результате чего обучающиеся выделяли в перечне абсолютных и операционных ценностей, те к которым они стремятся в будущей профессиональной деятельности [4, с.63]. В исследовании приняли участие 51 обучающийся возраста от 14 до 16 лет летних образовательных школ проекта «Универсариум».

Основанием выбора абсолютных ценностей являлось устремление личности, в порядке значимости тех целей, которые ставят респонденты на данном этапе перед собой в жизни, и к которым они стремятся в своей будущей профессиональной деятельности. Основанием отбора операционных ценностей стал приоритетный, по их мнению, и применяемый ими способ достижения поставленных целей. Респондентам было предложено пройти это тестирование в конце обучения.

В результате обработки полученных данных получены следующие результаты (таблица 1).

Таким образом, иерархия абсолютных и операционных ценностей в сознании молодёжи представляется следующей.

Проведенный анализ анкет выявил незначительные изменения в показателях среди абсолютных ценностей, а именно -социальное признание, независимость, и -настоящая дружба.

BISSA 2018 Vol. 7 № 2_л

Результаты исследования абсолютных ценностей свидетельствуют о том, что участники опроса переживают кризис идентичности, то есть определение себя как личности, индивидуальности [5, с.156]. С одной стороны, они ценят свое ближайшее окружение, но с другой, находятся в активном поиске своего места в жизни, признания своих прав. Появление такой ценности как честность свидетельствует о желании отвоевать своё право выбора на видение данного мира. Подобного рода расположение абсолютных ценностей также свидетельствует о происходящем кризисе инициации, то есть о переходе от позднего подросткового образа жизни во взрослую жизнь. Об этом свидетельствуют и выбранные пять операционных ценностей. В силу своего возраста они не имеют ещё достаточного жизненного опыта, но выдвижение на первые позиции таких ценностей как «самоуважение», «интеллект» «мужество» говорит об определённых особенностях подросткового мышления, как например преувеличение, глобализация, мышления, наличие максимализма.

В результате исследования операционных ценностей выяснилось, что адаптация личности к новой обстановке и знакомство с азами будущей профессии обеспечивается реструктуризацией системы ценностей. Приоритет, отданный таким ценностям как «мужество», «ответственность», «интеллект» показывает активную фазу адаптационного периода - личность не всецело зависит от среды, пытается приспособиться с пользой для себя и общества.

ORIGINAL ARTICLES

Таким образом, профориентационная деятельность проекта «Универсариум» являлась неотъемлемым компонентом общей, научно - обоснованной системы по подготовке потенциальных абитуриентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Профориентационная деятельность является важной составляющей стратегии развития вуза, поскольку она обеспечивает его эффективность и конкурентоспособность.

В 2017 году сеть летних образовательных школ «Универсариум» при ФГБУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» была отмечена дипломом за высокие достижения в области качества в конкурсе «Лучшие товары и услуги Республики Коми» и приобрела право использовать логотип конкурса в рекламных целях.

Вопрос профессиональной ориентации школьников в системе непрерывного образования, вызывает большой интерес для дальнейшего изучения: факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации обучающихся в интегрированном образовательном пространстве «школа - вуз», влияние рефлексии на формирование ценностной ориентации и особенностей смысловой сферы обучающихся конкретной школы т.д.

Список литературы

1. Курбанов М. С. Влияние педагогической позиции педагога на формирование творческой активности школьников// Инновации в образовании. 2016. № 11. С. 152-158.

2. Мазур Е.Ю. Сущность взаимодействия в образовательном процессе вуза в системе «преподаватель - обучающийся» // Психология обучения. 2016. № 11. С.100-106.

3. Машекуашева М. Х. Размышления об организации и методах исследования смысловой регуляции в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 286-290.

Elashmawi F. Harris P. R. Multicultural Management. New Skills for Global Success. - Houston, etc.: Gulf, 2012, p. 63.

Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И.В., Манаенкова Ю.Н. Повышение качества профессиональной ориентации школьников в системе непрерывного образования по типу «школа-вуз» // Инновации в образовании. 2017. № 11. С. 151-158. Пушкарева Е. А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в России и за рубежом // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 438-445.

Поступила в редакцию 14.06.2018

Сведения об авторе:

Осипова Ольга Фаритовна - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» директор Института непрерывного образования. e-mail: osipovaof@syktsu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.