Научная статья на тему 'Современные подходы профессионального педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала'

Современные подходы профессионального педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2749
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL EDUCATION / CREATIVE POTENTIAL / PERSONAL APPROACH / ACTIVE APPROACH / CREATIVE APPROACH / INFORMATION INTEGRATION APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

Исследованы концептуальные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов. Определены условия, влияющие на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки педагогов. Предложен информационно-интеграционный подход, учитывающий информатизацию специального образования, интеграцию подходов в высшем специальном образовании, интеграцию общего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES OF PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION AIMED AT DEVELOPING CREATIVITY

Conceptual approaches to professional training of future teachers have been investigated. Conditions affecting the effectiveness of the professional training of teachers have been defined. The information-integration approach taking into account the information supply for special education, the integration of approaches in special education, the integration of general and vocational education has been suggested.

Текст научной работы на тему «Современные подходы профессионального педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала»

УДК 378.147

Гусарова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств gusarovа[email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Исследованы концептуальные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов. Определены условия, влияющие на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки педагогов. Предложен информационно-интеграционный подход, учитывающий информатизацию специального образования, интеграцию подходов в высшем специальном образовании, интеграцию общего и профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, творческий потенциал, личностный подход, деятельностный подход, креативный подход, информационно-

интеграционный подход.

Gusarova Elena Nickolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Krasnodar State University of Culture and Arts gusarovа[email protected]

MODERN APPROACHES OF PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION AIMED AT DEVELOPING CREATIVITY

Conceptual approaches to professional training of future teachers have been investigated. Conditions affecting the effectiveness of the professional training of teachers have been defined. The information-integration approach taking into account the information supply for special education, the integration of approaches in special education, the integration of general and vocational education has been suggested.

Key words: professional education, creative potential, personal approach, active approach, creative approach, information integration approach.

Одной из приоритетных задач последнего времени является подготовка специалистов к профессиональной деятельности, выражающаяся в более полном удовлетворении высших потребностей человека - потребностей личности в развитии на основе самовыражения и творчества. Поэтому перспективы образования России нацелены на свободное развитие личности, а также на создание условий для раскрытия её творческого потенциала. Система современного профессионального образования ориентирована, прежде всего, на активную личность и субъект-субъектное взаимодействие.

Актуализация современных теорий и практик в системе профессионального образования обусловлена возникновением различных противоречий, которые в первую очередь выражают рассогласованность между запросами общества, требованиями жизни и уровнем реальной подготовки выпускников вузов. К сожалению, эти противоречия с каждым годом всё больше обостряются, что ставит под угрозу уровень качества современного образования России.

В связи с нарастанием процессов информатизации, глобализации и технологиза-ции в развитии образования обостряется потребность в поиске новых форм, методов, подходов к организации учебного процесса.

Можно предположить, что проблема развития творческого потенциала тесно взаимосвязана с интенсификацией обучения.

Различные аспекты этого вопроса изучались многими исследователями (Б.Ф. Ломов, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.М. Матюшкин, В.А. Сластёнин, Н.М. Яковлева и др.)

В последние годы ХХ в. для повышения эффективности профессионального образования были разработаны и апробированы такие подходы как: системный, деятельностный, культурологический, контекстный, интегративно-модульный, программно-целевой,

синергетический, личностный, креативный и др., которые сыграли большую роль в педагогической подготовке творческих студентов России.

Системный подход к формированию творческой личности будущих педагогов принято считать особенно перспективным, так как с его помощью можно выявить закономерности и взаимосвязи педагогической деятельности с целью более эффективного их использования. Его суть заключается в принципе совместного взаимодействия, творческого сотрудничества не только ученика (студента) с наставником, но и между самими педагогами.

С позиции системного подхода совокупность педагогических условий, способствующих эффективности творческого взаимодействия со студентами включает применение в образовательном процессе учебнопедагогических задач эвристического, исследовательского, творческого характера [1, с. 21-35]. Подход подразумевает педагогиче-

ское взаимодействие, направленное не на методическое совершенствование образовательного процесса, а на развитие творческой личности учащегося.

По своей сущности деятельностный подход в высшем образовании подразумевает не педагогическую деятельность как таковую, а совокупность способов формирования и развития субъектности студента. Прежде всего, это сознательные действия субъекта образовательного процесса, направленные на самосовершенствование личности, которое включает продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов, развитие мотивации достижений с целью перспективной профессиональной деятельности в будущем.

Культурологический подход в образовании выступает важнейшим фактором развития личности учащихся педагогических вузов. Это связано с тем, что в современной теории и практике образования стала заметной тенденция не только поисков новых форм и методов обучения, но и иной, современной трактовки культурных особенностей и механизмов. То есть, современный специалист должен отличаться чувством межэтнической толерантности, самоидентификации к родной этнокультуре и готовности к взаимодействию с другими культурами.

Контекстный подход к развитию творческой личности в образовании являет собой целостную комплексную модель организации и функционирования образовательной системы. Эта модель главным образом исходит из стремлений студента к самопознанию, саморазвитию и самореализации, а также обеспечивает его самоактуализацию в том жизненном пространстве (контексте), в которое он включён и частью которого является [2, с. 103-120, 135-140].

Теория и практика интегративномодульного подхода на современном этапе реализована в различных направлениях, прежде всего, в организации образовательной системы российских вузов посредством увеличения объёмов теоретического материала и индивидуальной работы студентов. Обращение учёных к исследованию интегративно-модульного подхода за последние годы резко возросло. Особый интерес для нас представляют исследования, трактующие интегративно-модульное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся (И.С. Карасова [3, с. 30-49], Загвязинский В.И. [4, с. 10-14], Кларин М.В. [5, с. 32], Подымова Л.С. [6, с. 7-9], В.Н. Лебедев [7, с. 60-66] и др.).

Программно-целевой подход изначально был разработан исследователями для

сферы менеджмента с целью эффективного планирования руководителем своей профессиональной деятельности путём логики поэтапных действий. Однако Кузнецова Т.В. предлагает после проведения определённой адаптации использовать этот подход и в организации образовательного процесса [8, с. 3].

В настоящее время с целью изучения творческого потенциала студентов в системе профессионального образования актуализируется именно синергетический (или ценностно-синергетический) подход. По своей сущности, это теоретико-методологическая стратегия, которая содействует саморазвитию, самосовершенствованию процесса профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (участники Международного Московского форума трактуют синергетику как теорию самоорганизации) [9, с. 148-152].

Можно предположить, что комплексное использование всех рассмотренных выше подходов позволит раскрыть педагогический потенциал культурно-воспитательной среды образовательного учреждения и качественно подготовить специалистов-педагогов, создающих принципиально новые идеи.

Несомненно, рассмотренные нами концептуальные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов характеризуют целостную систему, которая основывается на принципах максимализма, бинарности и социокультурной, личностно-развивающей, коммуникативно-языковой направленности

подготовки. Это значит, что каждому педагогу в процессе формирования творческой личности студента необходимо понимать принципы соотношения творческого и профессионального элемента в сфере личности.

Целесообразно отметить, что каждый из перечисленных подходов к подготовке творческой личности специалистов нацелен на развитие какого-то отдельного элемента (накопление новых знаний, выработка определённых умений, навыков или формирование личностных качеств, которые помогают в педагогическом общении). Мы считаем, что процесс подготовки творческих педагогов станет более эффективным при условии комбинированного применения рассмотренных нами подходов, объединения их в целостной многоуровневой динамической системе.

Чтобы изменить систему обучения в условиях увеличения информационного потока, с учетом специфики социономической сферы деятельности и требований современного общества необходимо разрабатывать новые интегративные и динамичные

подходы к пониманию профессионального становления личности. В результате использования системного подхода как стратегического для решения проблем развития содержания профессионального образования, с учетом современных требований нами создан информационно-интеграционный подход, который предполагает: учет информатизации специального образования; интеграцию трех подходов в высшем специальном образовании - личностного, деятельностного и креативного; интеграцию общего и профессионального образования.

Личностный подход на первый план выдвигает способности, социальную и профессиональную среду как условия формирования творческой личности педагога в целом, при этом он включает в свой фундамент такие базовые категории как «общение» и «личность». Креативная парадигма связана с

изучением структуры личности, которое показало, что педагогическая деятельность требует высокой степени развития у субъектов этого труда творческих способностей с целью эффективного выполнения профессиональных функций.

В условиях непрерывного образования на первый план выходит проблема подготовки современного педагога, которая направлена на формирование и развитие творческой личности, самосовершенствование, фиксацию на другом человеке как субъекте образовательного процесса. Информационно-интеграционный подход повышает возможность адаптивного вхождения в профессию, позволяет решить проблему развития творческого потенциала, которая тесно взаимосвязана с информационной интенсификацией обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Новицкая Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (На материале подготовки учителя музыки): дис. ...канд. педагог. наук. Саратов, 2002.

2. Дубовицкая Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекстный подход: дис. ...д-ра психол. наук. М., 2004.

3. Потапова М.В., Карасова И.С. Изучение и обобщение физических теорий в школе и вузе в условиях преемственности. М., 2003.

4. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // Педагогика. 2005. № 6.

5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

6. ПодымоваЛ.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. М., 1995.

7. Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования // Педагогика.

2005. № 4.

8. Кузнецова Т.В. Программно-целевой подход к формированию личности старшеклассников в системе непрерывного образования // Педагогика искусства. 2010. № 1.

9. Князева Е.Н. Международный Московский синергетический Форум (некоторые итоги и перспективы) // Вопросы

философии. 1996. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.