Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
популяризация / наука / научное знание / исследовательская деятельность / филологическое знание / лекторий / popularization / popular science / scientific knowledge / research activity / philological knowledge / lecture hall

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева Галина Михайловна, Жулева Мария Игоревна

Статья посвящена одному из актуальных направлений работы современного вуза популяризации научного знания в университете. Авторы обращаются к требованиям, предъявляемым к популяризатору и особенностям преподнесения научного знания в широкой аудитории. На основе исследования, проведенного со студентами филологического факультета, предлагаются пути совершенствования подходов к популяризации филологической науки в университете с применением возможностей педагогического технопарка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулаева Галина Михайловна, Жулева Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ISSUE OF POPULARIZATION OF PHILOLOGICAL SCIENCE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to one of the current areas of work of a modern university the popularization of scientific knowledge at the university. The authors address the requirements for a popularizer and the peculiarities of presenting scientific knowledge to a wide audience. Based on observations and research conducted with students of the Faculty of Philology, ways to improve approaches to the popularization of philological science at a pedagogical university using the capabilities of a pedagogical technology park are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.147.88

1 2

Галина Михайловна Кулаева , Мария Игоревна Жулева

1 2

, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия

1 galina-kulaeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2371-8579

2

zhuleva.mariya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2203-2559

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена одному из актуальных направлений работы современного вуза популяризации научного знания в университете. Авторы обращаются к требованиям, предъявляемым к популяризатору и особенностям преподнесения научного знания в широкой аудитории. На основе исследования, проведенного со студентами филологического факультета, предлагаются пути совершенствования подходов к популяризации филологической науки в университете с применением возможностей педагогического технопарка.

Ключевые слова: популяризация, наука, научное знание, исследовательская деятельность, филологическое знание, лекторий

Благодарности: статья выполнена в рамках научного исследования по проекту «Педагогическое сопровождение учителя будущего в сфере популяризации науки» в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (2023 г.).

1 2

Kulaeva Galina Mikhailovna , Zhuleva Maria Igorevna

12Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia

1 galina-kulaeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2371-8579 zhuleva.mariya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2203-2559

MODERN APPROACHES TO THE ISSUE OF POPULARIZATION OF PHILOLOGICAL SCIENCE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract. The article is devoted to one of the current areas of work of a modern university the popularization of scientific knowledge at the university. The authors address the requirements for a popularizer and the peculiarities of presenting scientific knowledge to a wide audience. Based on observations and research conducted with students of the Faculty of Philology, ways to improve approaches to the popularization of philological science at a pedagogical university using the capabilities of a pedagogical technology park are proposed.

Keywords: popularization, popular science, scientific knowledge, research activity, philological knowledge, lecture hall

Acknowledgments: the article was written as part of a scientific research project on "Pedagogical Support for the Teacher of the Future in the Field of Popularization of Science" in accordance with the Agreement on the Provision of Subsidies from the Federal Budget for Financial Support of the Implementation of the State Assignment (2023).

В современных условиях перед российскими вузами стоит множество различных задач, одна из которых популяризация научного знания в среде обучающихся, которую принято рассматривать в качестве просветительской деятельности. В октябре 2023 года по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ в рамках исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина, стартовал проект «Популяризация науки и технологий»,

который получил одобрение и широкую поддержку со стороны органов исполнительной власти, научных, общественных объединений и многих других организаций [4]. В качестве основных целей проекта заявлены: обеспечение открытости, доступности науки для общества, формирование у молодежи интереса к наукам, вовлечение талантливой молодежи в исследовательскую деятельность, а также информирование общественности о государственных инициативах в сфере науки и технологий.

По мысли Т.Ю. Васильевой, задача популяризации заключается в демонстрации широкой публике назначения науки, осознанию ее роли в общественной жизни, и, как следствие, изменению мышления общественных масс [1, с. 458]. Отметим, что федеральный проект стремится доступным языком популяризировать достижения отечественной науки, сообщить о прогрессивных исследованиях, проводимых российскими учеными.

Рассматривая проблему популяризации науки в целом, Е. С. Поданева выделяет два типа популяризаторов [6, с. 55]. Во-первых, это журналисты, которые испытывают интерес к науке и самостоятельно обращаются к исследованиям. Во-вторых, ученые, занимающиеся научной деятельностью, которые стремятся доступным языком рассказать о собственных достижениях и открытиях не только подготовленным слушателям, но и тем, кто далек от науки. Существуют такие инструменты передачи научной информации, как СМИ, научно -популярные лекции, научно-популярная литература, интернет [7, с. 18]. При этом с распространением и повсеместным использованием информационных технологий, внедрением их практически во все сферы общества, стало возможным совмещение первых трех инструментов в четвертом. Так, в интернете мы можем найти новостные заметки, интернет-журналы и иные материалы, относящиеся к какой-либо области науки, прослушать и просмотреть в удобное время лекции ведущих исследователей, ознакомиться с научно-популярной литературой. Все это позволяет говорить о том, что интернет раскрыл глубочайшие возможности для популяризации научного знания в широких массах, независимо от места проживания, уровня образования и других показателей заинтересованных лиц тех, кто обращается к познавательной информации, и, в свою очередь, становится адресатом, слушателем.

В то же время нужно отметить, что интернет не смог вытеснить и полностью заменить собой очные формы взаимодействия по-прежнему активно проводятся научно-популярные лекции, как для отдельных групп, так и для всех желающих. Как показывают наблюдения, в российских вузах распространение получил опыт популяризации различных наук посредством организации выступлений преподавателей местных университетов. Например, Оренбургский педагогический университет на протяжении нескольких лет (с 2017 года) реализует просветительский проект лекторий «Просвещение», который со временем получил статус межвузовского, т.е. в его работе принимают участие лекторы не только из одного вуза, но и из других образовательных организаций Оренбурга.

В русле решения указанной задачи, обеспечения продуктивной работы лектория, достаточно серьезной, значимой проблемой для лекторов-популяризаторов становится поиск эффективных путей формирования, развития познавательного интереса у студентов к науке. Для этого популяризатору (преподавателю, ученому, исследователю) недостаточно выступать в качестве транслятора информации, необходимо еще и оказывать влияние на формирование у аудитории (слушателей), научного мировоззрения, становления собственного взгляда на рассматриваемую проблему, который будет складываться, в том числе на основе доводов и доказательств, приводимых лектором во время выступления.

Обращаясь к вопросу популяризации научного знания, нужно остановиться на особенности его преподнесения в широкой аудитории. Высокие требования предъявляются как к популяризатору, который должен владеть ораторским мастерством, ярко и образно изъясняться живым языком, так и к знанию, которое может быть представлено по-разному, в зависимости от особенностей аудитории. Чтобы знание стало доступным и интересным неподготовленному слушателю, популяризатору приходится не брать во внимание, даже

опускать многие детали, зато становится важным умение выделять главное, умение подбирать яркие и понятные для понимания аудитории примеры [1, с. 459].

В то же время важно учитывать проблемы, возникающие в процессе популяризации научных знаний, которые упомянуты Н. В. Сухенко [7, с. 20]. Значимые научные мероприятия, как правило, проводятся в столичном регионе или городах-миллионниках, остальные, менее крупные, остаются в стороне. Еще одним препятствием для популяризатора является наличие у аудитории ошибочных убеждений, порожденных на основе научных мифов. Ярким примером влияния массовой культуры на общественное сознание может выступать распространение литературы о тайне имени, когда на основе всего лишь одного показателя, личного имени человека, дается полная характеристика и описание носителя имени, предсказывается его жизненный путь. Все эти заблуждения возникают по причине того, что в далеком прошлом считалось, что личное имя способно оказывать влияние на судьбу носителя, но на сегодняшний день подобные утверждения следует рассматривать как глубокое заблуждение [3, с. 11].

Известный исследователь Я. И. Перельман указывает на тот факт, что очень нелегко вызвать интерес адресата к явлениям, которые принято считать хорошо известными, поэтому популяризатор вынужден применять приемы, которые не свойственны деловому изложению, а скорее близки к области искусства [5, с. 123]. Важно подчеркнуть, что в условиях постиндустриального общества это замечание не утратило актуальности: по-прежнему крайне востребованы нестандартные приемы популяризации науки, которые позволят привлечь внимание аудитории к более чем достаточно изученным предметам и явлениям, и с легкой руки популяризатора взглянуть ни них по-новому, с другого ракурса.

Значимым событием для Оренбургского педуниверситета стало учреждение и открытие педагогического технопарка и кванториума [8]. На наш взгляд, потенциал технопарка может быть раскрыт на лектории «Просвещение»: наличие высококлассного современного оборудования, возможность разнообразных способов организации рабочего пространства все это позволяет вывести лекторий на новый, более высокий уровень. Учитывая современную тенденцию рассматривать научно-популярную информацию как инструмент развлечения, где для облегчения понимания популяризируемым идеям придается увлекательный и занимательный характер, осознается необходимость проведения мероприятий именно на базе технопарка [2, с. 95].

Ознакомившись с пожеланиями и рекомендациями по развитию и совершенствованию работы лектория, полученными от студентов филологического факультета участников научно-популярных лекций, нами вносятся следующие предложения:

1. Выбор площадки для проведения мероприятия. Педагогический технопарк существенно расширяет возможности включения студентов в деятельность, позволяет организовать работу в различных современных формах популяризации (кружки и клубы, научное кафе и др.) [2, с. 95]. Применение мультимедийных технологий на мероприятии будет способствовать разнообразию форм работы с аудиторией, позволит поддерживать внимание слушателей, позволит избежать монотонного чтения лекции, к которой, как показывает опыт, быстро теряется интерес.

2. Тема выступления. Выбор темы должен быть обусловлен, в первую очередь, ее актуальностью, востребованностью для слушателей. Возможно, для привлечения внимания к мероприятию могут быть сформулированы темы в виде вопроса или дилеммы. Мы полагаем, что в названии темы не должно быть утверждения, а необходима лишь постановка вопроса, обозначение некой проблемы, поиск решения которой будет осуществляться вместе с аудиторией. Так, формулировки мероприятия, на котором будет обращение к разным аспектам филологической науки, можно назвать «Языкознание увлекательная наука», Заимствованные слова в современном употреблении: за и против» , «Культура речевого общения в социальных сетях».

3. Уровень знаний, компетентность приглашенной аудитории. Мы считаем, что

необходимо ввести практику, когда вместо традиционных лекционных или практических занятий, проводится тематическое мероприятие на базе технопарка. Например, при освоении дисциплины по выбору «Ономастика», изучаемой студентами, обучающимися по профилю Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и Литература в 7 семестре, может быть проведено мероприятие, на котором будут развеяны мифы о сакральном значении имени, проведено знакомство с антропонимиконами, и проведен обзор научной литературы, посвященной ономастическим исследованиям.

Следует отметить, что в студенческой среде филологического факультета наблюдается заинтересованность в регионально ориентированном материале: студенты проявляют живой интерес к урбанонимам (наименованиям улиц), и в рамках учебной практики выполняют топонимические исследования, поэтому темы, связанные с городскими наименованиями (урбанонимами, эргонимами и др.) найдут отклик в студенческой аудитории. Перспективной идеей представляется проведение не лекции в традиционном понимании, а тематического междисциплинарного квеста «История Оренбурга в названиях улиц», находящегося на пересечении двух наук истории и филологии, стать участниками которого смогут еще и студенты исторического факультета.

4. Использование современных технологий на научно-популярном мероприятии. Постепенно популяризаторы должны осваивать оборудование педагогического технопарка и разрабатывать увлекательные материалы для слушателей, которые можно будет продемонстрировать на занятии.

Подводя итог, отметим, что популяризация научного знания провозглашается государством в качестве одной из важных задач для достижения технологического суверенитета нашей страны, поэтому российскими университетами ведется поиск эффективных путей взаимодействия с молодежью, привлечения их в сферу фундаментальных и прикладных исследований. Несмотря на то, что информационные технологии играют значимую роль в жизни современного человека, для популяризации нередко применяются очные формы работы с аудиторией, которые в связи с общественным развитием, должны постоянно совершенствоваться.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Васильева, Т.Ю. Задачи популяризации науки, инновационного и технологического развития, программы продвижения экспертных знаний в средства массовой информации / Т.Ю. Васильева // Россия: тенденции и перспективы развития. -2015. № 10-2. С. 458-461.

2. Дивеева, Н.В. Рекреативная функция популяризации науки и формы её реализации / Н.В. Дивеева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2014. № 2. С. 95-101.

3. Матвеев, А.К. Апология имени / А.К. Матвеев // Вопросы ономастики (Екатеринбург). 2004. № 1. С. 7-13.

4. Новый федеральный проект по популяризации науки и технологий поддержало экспертное сообщество [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.mmobmauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59406/ (дата обращения: 08.10.2023).

5. Перельман, Я.И. К методике научной популяризации / Я.И. Перельман; подгот. В.М. Бусев // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2008. № 3. С. 122-126. (Слово мэтра).

6. Поданева, Е.С. Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видеопроектов о науке) / Е.С. Поданева // Журналистский ежегодник. 2017. № 6. С. 54-58.

7. Сухенко, Н.В. Специфика популяризации науки в России / Н.В. Сухенко // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Управление в социальных системах. Коммуникативные

технологии. 2016. № 4. С. 18-22.

8. Технопарк универсальных педагогических компетенций [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО «ОГПУ». URL: https://ospu.ru/texnopark/ (дата обращения: 08.10.2023).

REFERENCES

1. Vasilyeva, T.Yu. Tasks of popularization of science, innovative and technological development, programs for promoting expert knowledge in the media / T. Yu. Vasilyeva // Russia: trends and development prospects. 2015. № 10-2. pp. 458-461.

2. Diveeva, N.V. Recreational function of science popularization and forms of its implementation / N.V. Diveeva // News of universities. North Caucasus region. Social Sciences. Rostov-on-Don, 2014. № 2. pp. 95-101.

3. Matveev, A.K. Apology of the name / A. K. Matveev // Questions of onomastics (Ekaterinburg). 2004. № 1. pp. 7-13.

4. A new federal project to popularize science and technology was supported by the expert community [Electronic resource] // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59406/ (access date: 10/08/2023).

5. Perelman, Ya.I. Towards the methodology of scientific popularization / Ya. I. Perelman; prepared V.M. Busev // Bulletin of Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education. 2008. № 3. pp. 122-126. (Master's word).

6. Podaneva, E.S. Scientific popularization on the Internet: experiments with new formats (experience of creating video projects about science) / E.S. Podaneva // Journalist Yearbook. 2017. № 6. pp. 54-58.

7. Sukhenko, N.V. Specifics of popularization of science in Russia / N. V. Sukhenko // Bulletin of NSTU im. R.E. Alekseeva. Management in social systems. Communication technologies. 2016. № 4. pp. 18-22.

8. Technopark of universal pedagogical competencies [Electronic resource] // Official website of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "OSPU". URL: https://ospu.ru/texnopark/ (access date: 10/08/2023).

Информация об авторах Г.М. Кулаева - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета.

М.И. Жулева - студентка Оренбургского государственного педагогического университета.

Information about the authors G.M. Kulaeva - Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Russian Language and Russian Language Teaching Methods of Orenburg State Pedagogical University.

M.I. Zhuleva - student of Orenburg State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.