Научная статья на тему 'Современные подходы к управлению трудовыми ресурсами в АПК Ивановской области'

Современные подходы к управлению трудовыми ресурсами в АПК Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Resources and Technology
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / STAFF / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / LABOUR ORGANIZATION / MANAGEMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринова Елена А., Зотова Елена Ю., Зубкова Татьяна В.

Актуальность проблемы развития и управления трудовыми ресурсами заключается в том, что трудовой потенциал должен рассматриваться как конкретный фактор производства, который надо рационально размещать, всесторонне развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей предприятия. В настоящее время предприятия более восприимчивы к запросам потребителей. По мнению многих сотрудников предприятий, продвижение по службе или же достижение каких-либо собственных (личных) целей, возможно лишь в случае миграции сотрудников в более престижную отрасль. Целью социологических исследований являлось изучение современного состояния и подходы к управлению трудовыми ресурсами в агропромышленном комплексе Ивановской области. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: исследование сложившейся в сельском хозяйстве системы материального стимулирования; изучение специфики сезонности труда; изучение наличия и движения рабочей силы в сельском хозяйстве по Ивановской области; анализ долгосрочной целевой программы для создания благоприятных социально-экономических условий управления персоналом; интерпретация результатов изучения социальной сферы; разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом. В процессе изучения намеченной проблемы были использованы сравнительный анализ данные по РФ и по Ивановской области; Ивановской области в целом и по отдельным муниципальным районам; статистический анализ данных кадровых служб Ивановской области, Центра занятости населения по Ивановской области и Федеральной службы статистики, а также математические расчеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баринова Елена А., Зотова Елена Ю., Зубкова Татьяна В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary approaches to control of labor resources in APK of the Ivanovo province

The topical character of the problem of development and control of labor resources consists in the fact that the working potential must be considered as the concrete factor of production, which must be rationally placed, thoroughly developed, justified together with other resources in order to achieve the strategic goals of enterprise. At present enterprises are more receptive to consumer needs. In the opinion many colleagues of enterprises, advance on the service or achieving any our own (personal) goals, possibly only in the case of the migration of colleagues into the more prestigious branch. By the purpose of sociological studies was the study of contemporary state and approaches to control labor resources in the agribusiness of the Ivanovo province. Of the for achievement stated goal in the process of experiment were solved the following problems: a study of the prevailing in the agriculture system of material encouragement; the study of the specific character of the seasonality of labor; the study of presence and motion of work force in the agriculture on the Ivanovo province; the analysis of long-term special-purpose program for creating the favorable social and economic conditions for control by personnel; the interpretation of the results of studying the social sphere; the development of measures for the improvement of control system of personnel. In the process of studying the outlined problem were used comparative data analysis on RF and on the Ivanovo province; The Ivanovo province as a whole and by the separate municipal regions; the statistical data analysis of the cadre services of the Ivanovo province, center of the employment of population on the Ivanovo province and Federal Service of statistics, and so mathematical calculations.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к управлению трудовыми ресурсами в АПК Ивановской области»

Resources and Technology 13 (2): 45-58, 2016 ISSN 2307-0048

http://rt.petrsu.ru

DOI: 10.15393/j2.art.2016.3361 Статья

Современные подходы к управлению трудовыми ресурсами в АПК Ивановской области

Елена А. Баринова1, Елена Ю. Зотова2, Татьяна В. Зубкова3' *

1 ФГОУ ВО Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К.Беляева, 153012 г. Иваново, ул. Советская, 45 тел. 8-4932-32-86-12; E-Mail: [email protected]

2 ФГОУ ВО Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К.Беляева, 153012 г. Иваново, ул. Советская, 45 тел. 8-4932-32-86-12; E-Mail: [email protected]

3 ФГОУ ВО Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К.Беляева, 153012 г. Иваново, ул. Советская, 45 тел. 8-4932-32-86-12; E-Mail: [email protected]

* Автор, с которым следует вести переписку; E-Mail: [email protected] Получена: 27 апреля 2016 /Принята: 15 июня 2016 /Опубликована: 28 июня 2016

Аннотация: Актуальность проблемы развития и управления трудовыми ресурсами заключается в том, что трудовой потенциал должен рассматриваться как конкретный фактор производства, который надо рационально размещать, всесторонне развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей предприятия.

В настоящее время предприятия более восприимчивы к запросам потребителей. По мнению многих сотрудников предприятий, продвижение по службе или же достижение каких-либо собственных (личных) целей, возможно лишь в случае миграции сотрудников в более престижную отрасль.

Целью социологических исследований являлось изучение современного состояния и подходы к управлению трудовыми ресурсами в агропромышленном комплексе Ивановской области.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: исследование сложившейся в сельском хозяйстве системы материального стимулирования; изучение специфики сезонности труда; изучение наличия и движения рабочей силы в сельском хозяйстве по Ивановской области; анализ долгосрочной целевой программы для создания благоприятных социально-экономических условий управления персоналом; интерпретация результатов

изучения социальной сферы; разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.

В процессе изучения намеченной проблемы были использованы сравнительный анализ - данные по РФ и по Ивановской области; Ивановской области в целом и по отдельным муниципальным районам; статистический анализ данных кадровых служб Ивановской области, Центра занятости населения по Ивановской области и Федеральной службы статистики, а также математические расчеты.

Ключевые слова: персонал, агропромышленный комплекс, организация труда, эффективность управления

DOI: 10.15393/j2.art.2016.3361 Article

Contemporary approaches to control of labor resources in APK of the Ivanovo province

Elena Barinova1, Elena Zotova2, Tatiana Zubkova3' *

1 Ivanovo state agricultural Academy named after D. K. Belyaev, 153012, Ivanovo, Sovetskaya st. 45; E-Mail: [email protected]

2 Ivanovo state agricultural Academy named after D. K. Belyaev, 153012, Ivanovo, Sovetskaya st. 45; E-Mail: [email protected]

3 Ivanovo state agricultural Academy named after D. K. Belyaev, 153012, Ivanovo, Sovetskaya st. 45; E-Mail: [email protected]

* Author to whom correspondence should be addressed; E-Mail: [email protected]

Получена: 25 апреля 2016 /Принята: 25 мая 2016 / Опубликована: 28 июня 2016

Abstract: The topical character of the problem of development and control of labor resources consists in the fact that the working potential must be considered as the concrete factor of production, which must be rationally placed, thoroughly developed, justified together with other resources in order to achieve the strategic goals of enterprise. At present enterprises are more receptive to consumer needs. In the opinion many colleagues of enterprises, advance on the service or achieving any our own (personal) goals, possibly only in the case of the migration of colleagues into the more prestigious branch. By the purpose of sociological studies was the study of contemporary state and approaches to control labor resources in the agribusiness of the Ivanovo province. Of the for achievement stated goal in the process of experiment were solved the following problems: a study of the prevailing in the agriculture system of material encouragement; the study of the specific character of the seasonality of labor; the study of presence and motion of work force in the agriculture on the Ivanovo province; the analysis of long-term special-purpose program for creating the favorable social and economic conditions for control by personnel; the interpretation of the results of studying the social sphere; the development of measures for the improvement of control system of personnel. In the process of studying the outlined problem were used comparative data analysis - on RF and on the Ivanovo province; The Ivanovo province as a whole and by the separate municipal regions; the statistical data analysis of the

cadre services of the Ivanovo province, center of the employment of population on the Ivanovo province and Federal Service of statistics, and so mathematical calculations.

Keywords: staff, agro-industrial complex, labour organization, management effectiveness

Введение.

Важным фактором, оказывающим влияние на уровень использования рабочей силы и эффективности сельскохозяйственного производства, является обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Современный уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства характеризуется негативными тенденциями, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на состояние обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами, изменяет качественный состав и структуру рабочей силы [4].

Недостаточная обеспеченность рабочей силой может привести к невыполнению производственной программы, к сокращению объема производства сельскохозяйственной продукции. Слишком высокая обеспеченность трудовыми ресурсами также приводит к неполному использованию рабочей силы и снижению производительности труда.

Труд в сельском хозяйстве весьма тяжелый и сложный, требующий знаний, умения и опыта, продолжающий оставаться малопривлекательным и низкооплачиваемым. Сложившаяся в сельском хозяйстве система материального стимулирования не всегда позволяет работникам отрасли обеспечить свои потребности даже при высокой производительности труда, причем не только на уровне, адекватном его социально-экономической значимости для общества, но и на минимально необходимом.

Материалы, методы и результаты.

Величина прожиточного минимума до сих пор больше минимального размера оплаты труда, и темп роста МРОТ значительно ниже, чем темп роста прожиточного минимума. Это не позволяет в ближайшее время улучшить благосостояние населения. Одной из серьёзных проблем на селе остаётся низкая заработная плата. Уровень оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве представлен в таблице 1.

Таблица 1. Уровень оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2014гк 2010г (+;-)

Минимальный размер оплаты труда, 4330 4611 4611 5205 5554 1224

руб.

Прожиточный минимум 5956 6986 6827 7633 8742 2786

трудоспособного населения, руб

Среднемесячная заработная плата по 20952 23369 26629 29792 35322 14370

экономике, руб

Среднемесячная заработная плата в 10668 12464 14129 15724 18349 7681

сельском хозяйстве, руб. (на 1.11.14г)

*По данным федеральной службы государственной статистики.

По данным таблицы видно, что за анализируемый период увеличиваются все показатели. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве возрастает такими же темпами что и

среднемесячная заработная плата по экономике, но остаётся в два раза меньше этого показателя. Низкая заработная плата и рост безработицы вынуждает сельских жителей использовать в качестве дополнительного источника дохода личные подсобные хозяйства, которые часто становятся единственной сферой приложения труда сельских жителей.

К 2020 году соотношение уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях и среднего уровня заработной платы по экономике Ивановской области должен быть доведен до 70 процентов [3].

Так же одним из факторов влияющим на управление трудовыми ресурсами является сезонность, труд в сельском хозяйстве многообразен и имеет свою специфическую особенность.

Это касается главным образом растениеводства, особенно выращивания технических, овощных культур и картофеля. Сезонная безработица в сельском хозяйстве объясняется тем, что максимальный спрос на трудовые ресурсы здесь приходится на наиболее напряженные периоды сельскохозяйственного производства - в период посевных работ, ухода за растениями, заготовка кормов, уборка урожая и в уменьшении такой потребности в зимний период, что создает напряженную ситуацию на рынке труда. В животноводстве, промышленных производствах, на автотранспорте и в ремонтных мастерских затраты труда в течение года более или менее постоянны.

Для сглаживания сезонности использования трудовых ресурсов можно предложить использовать следующие подходы в управлении:

- рациональная производственная структура предприятия (сочетание растениеводства и животноводства);

- специализация и концентрация производства;

- рациональный подбор культур и сортов растений;

- совершенствование механизации производственных процессов;

- эффективное сочетание основной сельскохозяйственной деятельности с переработкой продукции [5].

В динамике за последние годы прослеживается тенденция к снижению работников, занятых в сельском хозяйстве. В Ивановской области среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве на конец 2014 года составила 28,9тыс. чел. Из всех работающих по отраслям - 487,5 тыс. чел., это составляет 5,9%, 2006 год -40,3 тыс. чел, из общего 484,8 тыс. чел. Сокращение кадров в сельском хозяйстве за период с 2006 года по 2014 год составило 11,4 тыс. человек. Движение работающих в сельском хозяйстве по Ивановской области за период 2012-2014 год представлено в таблице 2.

Таблица 2. Движение работников, занятых в сельском хозяйстве Ивановской области

Год Принято работников в течении года Выбыло работников в течении года

тыс. чел в % от среднесписочной численности тыс. чел в % от среднесписочной численности

2012 1,4 33,2 1,7 41,1

2013 1,0 25,9 1,3 31,4

2014 1,4 35,6 2,0 51,4

Из представленной таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода, число принятых работников в течение года меньше, чем выбывших работников. Это объясняется сокращением удельного веса сельского хозяйства в объеме структуры производства. Люди стараются работать в других отраслях, на более выгодных для себя условиях.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения роста работающих в обрабатывающих производствах в 2005 г - 27,3% и 26,2% на 2014 год, оптовая и розничная торговля с 17,7% в 2005 г до 19,6% в 2014 г. от общего количества занятых в экономических отраслях. Если сокращается среднегодовое количество работников, занятых в сельском хозяйстве, то растут показатели - отработанных одним работником дней.

Данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их управления, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере управления персоналом и трудовых отношений. Государственную поддержку следует рассматривать как новые возможности, которые необходимо эффективно использовать через систему управления трудовыми ресурсами на региональном уровне. Социальные программы, реализуемые на местном уровне и условно выделяемые по видам - в зависимости от их цели категории населения, на которую они направлены, должны составляться на основе системного подхода, ориентироваться на современные методические разработки, отвечать нуждам населения муниципального образования.

Численность сельского населения с каждым годом уменьшается. Сравнение численности городского и сельского населения по Ивановской области представлено в таблице 3.

Resouгces аМ Technology 13 (2): 45-53, 2016 ISSN 2307-0048

http://rt.petrsu.ru

Таблица 3

Население (на 01.01.; тыс. человек) по Ивановской области в разрезе муниципальных районов.

Муниципальные районы по Ивановской области 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Численнос ть населения Среднесписочная Среднемес. з/пл в с/х. Численнос ть населения Среднесписочная числ. работников в с/х Среднемес. з/пл в с/х. Численнос ть населения Среднесписочная Среднемес. з/пл в с/х. Численнос ть населения Среднесписочная числ. работников в с/х Среднемес. з/пл в с/х. Численнос ть населения Среднесписочная числ. работников в с/х Среднемес. з/пл в с/х.

городское сельское городское сельское городское сельское городское сельское городское сельское

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Верхнеландеховский 5,3 3,3 - - 5,2 3,2 — - 5,2 3,3 - - 5,0 3,1 - - 4,9 3 - -

Вичугский 20,1 8,1 0 7622 19,6 7,8 0 8003 19,3 7,7 0 - 19,0 7,6 0 - 18,7 7,5 0 -

Гаврилово Посадский 17,5 8,5 0,6 11599 17,3 8,5 0,6 12577 17,1 8,5 0,4 13192 16,9 8,5 0,4 15097 16,6 8,3 0,3 19243

Заволжский 18,4 6,4 0 0 17,9 6,1 0 0 17,5 5,9 0 0 16,9 5,7 0 0 16,4 5,4 0 0

Ивановский 37 1 12433 37,1 0,8 14047 37 0,8 14387 37,3 0,7 16137 37,2 0,6 18882

Ильинский 9,7 6,3 0,1 9290 9,4 6,1 0,1 10361 9,1 5,9 9,0 5,8 8,8 5,7

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Кинешемский 23,2 13 0,5 11323 22,8 12,8 0,4 11044 22,6 12,7 0,4 12953 22,3 12,4 0,4 13714 22,3 12,5 0,5 14715

Комсомольский 20,2 11,5 0,2 7492 20,4 11,7 0,2 9359 20,5 11,8 - - 20,4 11,8 - - 20,4 11,8 - -

Савинский 12,1 6,6 0 0 11,9 6,5 0 0 11,7 6,4 0 0 11,5 6,3 0 0 11,3 6,1 0 0

Лежневский 19 11 0,3 14473 19,1 11,1 0,3 15387 19,2 11,2 - - 19,2 11,3 - - 19,1 11,2 - -

Лухский 9,3 6,3 0,1 8355 9,2 6,2 0,1 8549 9,0 6,1 0,1 8673 8,8 5,9 0 8988 8,6 5,8 - -

Палехский 10,8 5,5 0,2 6365 10,6 5,4 0,2 7702 10,4 5,3 - - 10,2 5,2 - - 10 5,1 - -

Пестяковский 7,1 3,1 0,1 6489 7 3 0,1 6993 6,8 2,9 0 6,6 2,8 0 6,4 2,7 0

Приволжский 26,3 7,2 0,1 8434 25,9 7,1 0,1 8282 25,7 7 0,1 9252 25,4 7 0,1 11681 25,0 6,9 - -

Пучежский 13,8 5,3 0,2 10655 13,2 5 0,2 11299 12,8 4,9 0,2 13283 12,4 4,8 - - 12,1 4,6 - -

Родниковский 35,8 9,5 0,7 8748 35,4 9,5 0,6 9989 34,9 9,2 0,4 11474 34,4 9 0,2 12802 34,1 9 0,2 14194

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Тейковский 12,2 10,2 0,2 7950 12,1 10,1 0,2 9350 11,9 9,9 0,1 10141 11,8 9,8 0,1 13938 11,7 9,7 0,1 15502

Фурмановский 42,8 6,7 - - 42,3 6,6 - - 42 6,5 - - 41,9 6,5 - - 41,5 6,4 - -

Шуйский 21,7 19,3 0,5 7744 21,8 19,4 0,5 8321 21,8 19,4 0,5 8821 21,9 19,4 0,4 10630 22 19,5 0,3 8799

Южский 25,6 11,5 0 о VO 25,1 11,3 - - 24,7 11,2 - 24,4 11 - - 24,1 10,9 - -

Юрьевецкий 15,8 5,7 0,1 8228 15,3 5,6 0,1 9540 14,9 5,5 0,1 8360 14,5 5,4 0,1 8825 14,0 5,2 0,1 10951

Информация не публикуется в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций (п.5 ст.4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», ч.1 ст.9 (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 171-ФЗ)).

В Ивановской области разработана долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". В ней выделяются следующие направления:

• в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса;

• поддержка вновь назначаемых руководителей и специалистов с соответствующим высшим или средним профессиональным образованием сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также выпускников средних образовательных школ, профтехучилищ (лицеев), техникумов (колледжей).

Около 50% сельских жителей России имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня. Разрыв между городом и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет. Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами. Анализ структуры мигрантов по возрасту и уровню образования показывает, что область теряет наиболее качественную рабочую силу. Трудовые ресурсы в основном мигрируют в Москву и Подмосковье.

За последние годы, как в стране, так и в Ивановской области обострилась демографическая обстановка: сокращается численность населения на фоне его старения и снижения рождаемости.

Такая негативная диспропорция наблюдается в нашей области с 1988 года по настоящее время. В 1988 году число умерших превысило число родившихся в 1,03 раза, в 2014 - в 1,47 раза. С 1988 по 2014 г. естественная убыль населения составила 278 тыс. человек.

Самый высокий показатель смертности в минувшем году в области зарегистрирован в Пучежском муниципальном районе, а самый низкий - в Ивановском муниципальном районе и г. Кохме (соответственно 26,9 и 14,3 чел. умерших на 1000 человек населения). Другой причиной смертности является ухудшение социальных условий жизни [10].

Половозрастной состав населения представлен в таблице 4.

Таблица 4. Половозрастной состав населения по Ивановской области, тыс. чел._

Категория населения по годы Доля населения по

возрастным группам _возрастным группам

2006 2014 2015 2006 2014 2015

Моложе трудоспособного 159077 158502 161396 14,4 15,2 15,6

-трудоспособное 669560 600725 588787 60,8 57,6 56,8

-старше трудоспособного 273225 283903 286726 24,8 27,2 27,7

Анализ табличных данных показывает, что происходит общее сокращение

трудоспособного населения, растёт количество людей пенсионного возраста и молодёжи.

Анализ табличных данных показывает, что происходит общее сокращение трудоспособного населения, растёт количество людей пенсионного возраста и молодёжи.

Проблемы образования трудовых ресурсов влияют на благосостояние сельскохозяйственной отрасли. К ним относятся уровень культурного обеспечения сельских жителей и, прежде всего, сельской молодёжи, воспитания у неё правильного морального образа жизни, а также снижение обеспечения детей дошкольными и школьными

учреждениями. В связи с этим дети дошкольного возраста не могут получить необходимой подготовки к школе. В свою очередь, количество сельских школ сокращается в связи с их закрытием из-за малой комплектности. Кроме того, и техническая оснащённость сельских школ обычно ниже, чем городских, что приводит к неравным условиям получения качественного образования.

Рассмотрим динамику численности образовательных, культурных и медицинских учреждений (таблица 5).

Таблица 5. Динамика численности образовательных, культурных и медицинских учреждений тыс. шт._

Учреждения 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Общедоступные библиотеки 35,8 33,2 31,1 30,3 29,3

Учреждения культурно-досугового типа 41,1 39,7 38,5 37,2 36,0

Дошкольные образовательные учреждения 18,4 18,0 17,8 17,5 17,3

Общеобразовательные учреждения 30,6 28,6 27,4 26,4 25,3

*По данным федеральной службы государственной статистики

В целом наблюдается тенденция к снижению уровня культурного обслуживания села. Об этом свидетельствует, например, сокращение библиотек, сельских клубов. Сокращается даже количество медицинских пунктов, что говорит о снижении уровня медицинского обслуживания сельских жителей. Так же можно сказать, что в сёлах нет культурно-оздоровительных и спортивных учреждений, поэтому спортом и физической культурой у детей заниматься нет возможности.

Обсуждение и заключение.

Важным моментом эффективности работы любого предприятия, а тем более сельскохозяйственного, является обеспечение его высококвалифицированными кадрами управления и специалистами. Этот вопрос необходимо рассматривать с учетом качественных характеристик, то есть соответствия работников квалификационным требованиям по образованию и стажу работы, а также с учетом возраста.

Необходимо приглашать будущих молодых специалистов, обучающихся в ВУЗе, с целью получения профессиональных навыков, стажировки на предприятии, что в дальнейшем может отразиться на их росте в трудовой деятельности. В свою очередь, хозяйства должны растить свои кадры, отправляя на заочное обучение зарекомендовавших себя работников с сохранением заработной платы.

В заключении можно сделать вывод о необходимости привлечения молодёжи в сельское хозяйство, но для этого необходима достойная заработная плата, развитая инфраструктура территотии и предоставление социальных льгот. На наш взгляд, это будет хорошей мотивацией к труду.

В Ивановской области для обеспечения занятости населения разработана система мер, позволяющая активно влиять на рынок труда, сдерживать рост безработицы и смягчать ее отрицательные последствия. Задачи трудоустройства решаются совместными усилиями исполнительной государственной власти, службой занятости, работодателей в рамках региональной программы.

Традиционные способы поиска сотрудников на сегодняшний день не являются актуальными и не в состоянии принести желаемого результата, необходимо прибегать к использованию нетрадиционных способов привлечения людей в организации таких как:

- участие в профессиональных семинарах;

- экскурсия на работу «День карьеры», «Полевой день»;

- конкурс профессионального мастерства;

-ярмарки вакансий и дни карьеры в ВУЗах;

- адресная рассылка объявлений и листовок;

- интернет-ресурсы;

- рекламная акция «Пришел сам - приведи друга»;

- флаеры, баннеры и реклама на транспорте;

- рекрутинг на неспециализированных мероприятиях.

Необходимо приблизить село к городским жизненным стандартам: увеличить количество школ, спортивных площадок, медицинских пунктов, библиотек в том числе поддерживать и стимулировать механизм саморазвития региона. В результате чего повысится уровень качества жизни на селе, появятся новые рабочие места, и молодежь потянется в сельскую местность. Сократится маятниковая миграция в столичный регион.

Литература

1. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2014: Статистический сборник/ Ивановостат - Иваново, 2014. - 486с.

2. Районы Ивановской области 2015: статистический сборник / Ивановостат / - Иваново, 2015. - 143 с.

3. Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136 -р.

4. Баринова Е.А. Социологические исследования мотивации трудовой деятельности на предприятиях сферы АПК //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.-2013. - №3 (35) .- с. 25-29.

5. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р// СПС «Консультант Плюс».

7. URL: http://www.acenter.ru/article/20-kreativnykh-istochnikov-podbora-personala (дата обращения 17.01.2016)

8. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm (дата обращения 18.04.2016)

9. URL: http:// zan.ivanovoobl.ru (дата обращения 18.04.2016)

10. Федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по ивановской области . О демографической ситуации в Ивановской области в 2014 году. Аналитическая записка - Иваново, 2015. - 27 с.

References

1. Ivanovskaja oblast'. Statisticheskij ezhegodnik. 2014: Statisticheskij sbornik/ Ivanovostat -

Ivanovo, 2014. - 486s.

2. Rajony Ivanovskoj oblasti 2015: statisticheskij sbornik/Ivanovostat/ - Ivanovo, 2015. - 143 s.

3. Koncepcii ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennoj rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 30.11.2010 N 2136-r.

4. Barinova E.A. Sociologicheskie issledovanija motivacii trudovoj dejatel'nosti na predprijatijah sfery APK //Sovremennye naukoemkie tehnologii. Regional'noe prilozhenie.- 2013. - №3 (35) .- s. 25-29.

5. Alaverdov, A.R. Upravlenie personalom: Uchebnoe posobie / A.R. Alaverdov, E.O. Kuroedova, O.V. Nesterova. - M.: MFPU Sinergija, 2013. - 192 c.

6. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.11.2008 № 1662-r// SPS «Konsultant Pljus».

7. URL: http://www.acenter.ru/article/20-kreativnykh-istochnikov-podbora-personala (data obrashhenija 17.01.2016)

8. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm (data obrashhenija 18.04.2016)

9. URL: http:// zan.ivanovoobl.ru (data obrashhenija 18.04.2016)

10. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po ivanovskoj oblasti . O demograficheskoj situacii v Ivanovskoj oblasti v 2014 godu. Analiticheskaja zapiska - Ivanovo, 2015. - 27 s.

© 2016 Баринова Е.А., Зотова Е. Ю., Зубкова Т. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.