ЯНВАРЬ №1 (274)
53
УДК 614.1
Ц
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
А.Г. Исаева1, О.П. Чернявская2
1ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва, Россия 2ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия
Проведен обзор различных систем регистрации заболеваемости на территории Российской Федерации. Определены приоритетные направления развития и совершенствования систем эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга, предэпидемической диагностики для эффективного управления заболеваемостью и сохранения здоровья населения. Установлена необходимость внедрения популяционного регистра, успешно функционирующего в других странах.
Ключевые слова: заболеваемость, мониторинг, информатизация здравоохранения, популяционный регистр.
A.G. Isaeva, O.P. Chernyavskaya □ CURRENT APPROACHES TO ACCOUNTING MORBIDITY
POPULATION □ FBHI FCH&E of the Inspectorate for Customers Protection of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia; Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia.
A survey of the different registration systems of morbidity in the territory of the Russian Federation was held. Priority areas of the development and improvement of epidemiological surveillance and public health monitoring, preepidemic diagnosis for effective management of morbidity and maintaining public health have been identified. The necessity of introduction of the population register, successfully used in other countries has been established.
Key words: morbidity, monitoring, civil registration system, informatisation of health care.
В России накоплен большой опыт сбора информации о заболеваемости населения. Однако, не имея централизованной компьютеризированной системы регистрации наиболее часто используемых персональных данных, государственные органы вынуждены многократно запрашивать у граждан аналогичную информацию. Данные своевременно не актуализируются из-за отсутствия обратной связи с субъектом представляемой информации, что влечет за собой снижение качества и частые несовпадения.
Создание централизованного популяционного регистра является основой для создания модернизированной и рациональной административной инфраструктуры в целях эффективного решения управленчески задач в сфере здоровья населения [16].
Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. определена необходимость широкого внедрения в практику здравоохранения современных информационных технологий и применения аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении, а также создания единого информационного пространства, необходимого для принятия своевременных управленческих решений [2].
Это позволит осуществить решительный прорыв на качественно новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий
в управлении здравоохранением и оказании медицинской помощи в более сжатые сроки и с меньшими затратами бюджетных средств [7].
На данном этапе в нашей стране ведется несколько изолированных медицинских регистров по различным нозологиям:
— канцер-регистр (Российский Центр информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии (РЦИТЭО) в составе МНИОИ им. П.А. Герцена);
— федеральный регистр больных с острым коронарным синдромом (ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Минздрава России);
— федеральный регистр больных вирусным гепатитом (ФГУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора) и др.
В настоящее время совместно с Минздравом России разрабатываются отдельные регистры, такие как Единый регистр по борьбе с туберкулезом.
Все эти регистры изолированы, базируются в различных учреждениях, сбор информации осуществляется от ограниченного числа медицинских организаций, в то время как, например, регистры больных вирусными гепатитами и ВИЧ/СПИД в большинстве дублируют данные об одних и тех же пациентах, не имея никаких координационных связей между собой.
В связи с этим основной приоритет в информатизации здравоохранения имеет персо-ноцентрированный подход, который требует
и
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (274)
автоматизации всех лечебно-диагностических процессов медицинской организации и смежных организаций здравоохранения [5].
В рамках управления здравоохранением реализованы в основном процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом отсутствует возможность, во-первых, проверить такую информацию на предмет достоверности, а во-вторых, оперативно изменить состав и форму представления агрегированной информации в зависимости от характера решаемых управленческих задач.
Информационные системы в здравоохранении проектируются и разрабатываются децентрализованно в условиях отсутствия единой методологии, а потому не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения в целом. Медицинские организации аккумулируют значительные объемы информации, которая должна являться конфиденциальной.
В то же время вопросы информационной безопасности при проектировании и эксплуатации информационных систем здравоохранения исторически не являлись приоритетными [6]. Принцип защиты персональных данных учитывается в федеральном онкологическом регистре. В госпитальных регистрах, популяционном регистре на уровне района и всего субъекта Российской Федерации ведется персонифицированный учет онкологических больных. На федеральный уровень должна передаваться только обезличенная информация [11]. Эти координационные и иерархические связи, сохраняющие безопасность данных возможно осуществить путем присвоения каждому индивидуума персонального идентификационного номера.
Для организации федерального популяци-онного регистра необходимо приведение всех функционирующих автоматизированных программ учета к единому стандарту систематизации, формализации данных [11].
«Важнейший шаг — это развитие интегрированных электронных медицинских карт (ИЭМК). В них концентрируется основная информация о пациенте: где проходил лечение, в каком регионе, с каким результатом, противопоказания к назначению лекарств. ИЭМК — это федеральный сервис, единая база данных, аккумулирующая структурированную информацию из электронных медицинских карт, которые ведутся в медицинских организациях. В ИЭМК информация поступает из различных модулей медицинской информационной системы: системы лабораторной диагностики, архива медицинских изображений и прочих специализированных медицинских сервисов» [5].
Попытка ведения персональных электронных медицинских карт была предпринята в проекте «Мед@рхив», который является бесплатным интернет-сервисом, позволяющим как самостоятельно пациенту, так и врачу, если пациент предоставил ему такое право, вводить необходимую медицинскую информацию. Таким образом все медицинская история пациента собирается в его личном кабинете с возможностью ее регулярного пополнения.
Гематологический научный центр РАН рекомендует всем своим пациентам переносить i— данные из Информационной системы ГНЦ РАН в персональную электронную медицинскую карту ^э (ПЭМК), создаваемую по заявке пациента на сайте www.medarhiv.ru [3]. i-^
ГНЦ РАН были разработаны норматив- -^з ные документы, такие как ГОСТ Р 52636—2006 е «Электронная история болезни. Общие положения» и ГОСТ Р ИСО/ТС 18308—2008 «Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья».
В отношении регистрации и учета больных инфекционными заболеваниями ведущая роль остается за учреждениями Роспотребнадзора. Так, на базе ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора функционирует Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции, осуществляющий учет всех выявленных случаев острых вялых параличей (ОВП) на территории Российской Федерации. Специалист, диагностировавший подобный случай в условиях медицинской организации, отправляет экстренное извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, где оформляется эпидемиологическая карта с присвоением номера. Карта передается в Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции, где врач эпидемиолог вносит данные в централизованную систему информации по инфекционным болезням (Centralized information system for infectious diseases — CISID), которая содержит информацию, полученную из разных источников в Европейском регионе ВОЗ с применением стандартизированных отчетных форм.
Показатели включают в себя количество случаев заболевания в каждой стране и уровень заболеваемости на 100 тыс. населения. Аналогичным образом в CISID вводится информация о случаях кори. В других европейских странах в CISID ведется учет таких инфекций, как: ВИЧ/СПИД; инфекции, передаваемые половым путем (ИППП); туберкулез; дифтерия; гепатит B; гемофильная инфекция. При внесении случая в программу ему присваивается персональный номер (keys ID). Персональный номер присваивается зарегистрированному случаю, а не конкретному пациенту, и это является недостатком такой системы, поскольку один и тот же пациент с двумя заболеваниями, например с ВИЧ/СПИД и гепатитом B, будет зарегистрирован дважды под различными номерами и его медицинская информация не будет связана между собой.
Еще одним примером централизованной системы регистрации инфекционных больных является АИС «ОРУИБ» в г. Москве, которая существует с 1989 г. Объем информации о каждом случае заболевания определяется регистрационной картой инфекционного больного, включающей в себя паспортные данные заболевшего, сведения о месте работы (учебы), диагнозе, результатах лабораторного обследования, прививках, эпидемиологическом анамнезе, госпитализации, летальности и др.
ЯНВАРЬ №1 (274)
Системой осуществляется логический кон-|— троль ввода, автоматический поиск дублированных сообщений медицинской организации об ^э одном и том же больном. Окончательное право корректировки или удаления информации из базы данных предоставлено врачу эпидемиологу. Введенная информация в автоматическом режиме Е рассылается посредством электронной почты по оптоволоконным каналам связи в окружные филиалы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (ЦГиЭ), где врачи эпидемиологи используют полученную информацию для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний. Результаты эпидемиологического расследования вводятся специалистами в АИС «ОРУИБ» и передаются в автоматизированном режиме в центральный банк данных каждые 30 минут. Информация постоянно обновляется и в течение года хранится в оперативной базе данных, а в дальнейшем архивируется [4].
На базе ФБУЗ «ЦГиЭ в Краснодарском крае» проводятся персонифицированный учет и регистрация инфекционных и паразитарных заболеваний с использованием разработанной информационно-аналитической системы персонифицированного учета «Эпигор» (ИА АС) с поэтапным включением в единую интегральную систему баз данных других заинтересованных учреждений и организаций (станций и отделений переливания крови, центра СПИДа, медицинских организаций, в том числе инфекционных стационаров, и т. д.) [10].
В других субъектах Российской Федерации также существуют наработки в этом направлении.
В целом в стране имеется огромное множество локальных баз данных, содержащих медицинскую информацию, не имеющих никаких координационных связей друг с другом, зачастую дублирующих информацию об одних и тех же пациентах и не позволяющих проводить объективный эпидемиологический анализ как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний.
Для создания и совершенствования российских систем эпидемиологического надзора необходимо использовать опыт международных эпидемиологических баз данных. С учетом того, что современные компьютерные и информационные технологии развиваются очень быстро и часто устаревают от момента их создания до внедрения в практику, необходимо разрабатывать новые информационные системы на современных платформах [14].
В современной эпидемиологии в последние годы оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем — глобальное. От того, насколько плодотворным будут научный анализ системы глобального эпидемического процесса и эффективность практических мероприятий по его ограничению и ликвидации, во многом зависят перспективы общественного прогресса в третьем тысячелетии [13]. В последние годы все большее развитие в отечественной эпидемиологии приобретает интеграционное направление популяционной диагностики и профилактики неинфекционных болезней [1].
Сегодня является актуальным поиск общих закономерностей эпидемического распространения неинфекционных болезней, а именно создание теоретической основы этой дисциплины (раздела эпидемиологии). Необходимым этапом должна стать разработка и совершенствование систем эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга и предэпидеми-ческой диагностики для эффективного управления заболеваемостью и сохранения здоровья населения [9].
Информационный поиск в области доказательной медицины требует от исследователя соответствующего опыта и системного подхода. Для успешного поиска необходимой информации по вопросам доказательной медицины большое значение имеет выбор доступных баз клинических данных [8]. Популяционный регистр мог бы дать возможность получения длительного наблюдения и накопления таких данных [15].
Популяционный регистр призван стать инструментом для улучшения здоровья людей путем совершенствования сбора и анализа информации, на базе которой вырабатывается политика в области здравоохранения.
Создание популяционного регистра в Российской Федерации является необходимым шагом на пути формирования единого научного пространства, стимулирования междисциплинарной и межотраслевой кооперации [12], который позволит проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для страны направлениям медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов А.Б. и др. Эпидемиология как «общемедицинская» диагностическая и профилактическая наука на современном этапе / А.Б. Белов, П.И. Огарков // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2012. № 6. С. 59—64.
2. Брико Н.И. Научно-практические и образовательные аспекты современной эпидемиологии: взгляд через призму истории // История медицины. 2014. № 1. С. 36—45.
3. Зингерман Б.В. Гематологический научный центр РАН. Персональная электронная медицинская карта — сервис, доступный уже сейчас // Врач и информационные технологии. 2010. № 3. С. 15—25.
4. История создания и становления отдела государственной регистрации заболеваний (ОГРЗ): [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mossanexpert.ru (дата обращения: 04.12.2015).
5. Материалы XV ежегодной специализированной конференции «Информационные технологии в медицине», 9—10 октября 2014 г., Москва.
6. О мероприятиях, направленных на стабилизацию заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами в Российской Федерации: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.03.2013 № 9.
7. Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364.
56
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (274)
8. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 400 с.
9. Покровский В.И. и др. Современные представления о структуре и содержании эпидемиологии (1 декабря 2011 г.) / В.И. Покровский, Н.И. Брико: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://Ьеа1Ш.е18еу1ег. ru/attachments/editor/fi1e/115/1_M_1_4.pdf (дата обращения: 04.12.2015).
10. Современное информационное обеспечение на службе у эпидемиологического отдела Краснодарского края: [Электронный ресурс] // X Межгосударственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств — участников СНГ. Ставрополь, 2010: Режим доступа: www.cgekuban.ru (дата обращения: 04.12.2015).
11. Старинский В.В. и др. Перспективы развития системы раковых регистров в России / В.В. Старинский, О.П. Грецова, Г.В. Петрова [и др.]: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.onco1ogy.ru/ specia1ist/journa1_onco1ogy/archive/0408/046.pdf (дата обращения: 04.12.2015).
12. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2015 года: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2580-р.
13. Черкасский Б.Л. Глобальная эпидемиология. М.: Практическая медицина, 2008. 447 с.
14. Чернявская О.П. и др. Перспективные направления совершенствования эпидемиологического мониторинга в Российской Федерации / О.П. Чернявская, А.И. Верещагин // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 10 (235). С. 7—8.
15. S0rensen H.T. et al. Use of Medical Databases in Clinical Epidemiology / H.T. S0rensen, T. Christensen, H.K. Schlosser [et al.] // SUN-TRYK, Aarhus Universitet. 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kea.au.dk/file/Registerbog%202ed.pdf (дата обращения: 04.12.2015).
16. Wismer K. Use of Registers in Social Statistics in Denmark // United Nations Statistics Division. ESA/STAT/ AC.88/07. 2003 (7 April).
Контактная информация: Исаева Аиша Гасановна, тел.: +7 (495) 954-01-59, e-mail: [email protected] Contact information: Isaeva Aisha,
phone: +7 (495) 954-01-59, e-mail: [email protected]
r-b
Изданные документы
государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации
2015
ДЕКАБРЬ
Нормативные правовые и методические документы:
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
• Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: Изм. в ГН 2.2.5.2308—07. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 01.10.2015 № 62 (8 с.))
РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
• Порядок заполнения и ведения региональных баз данных средних годовых эффективных доз облучения населения: МР 2.6.1.0104—15 (12 с.)
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
• Методы идентификации и количественного определения новых линий ГМО 2-го поколения в пищевых продуктах: МУК 4.2.3309—15 (15 с.)
• Методика расчета эпидемических порогов по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям по субъектам Российской Федерации. Доп. 2 к МР 3.1.2.0005—10: МР 3.1.2.0102—15 (5 с.)
Приобрести документы можно по безналичному расчету, направив заявку по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское ш., д. 19а — ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, или по факсу — телефон/факс: 8 (495) 952-50-89, или по одному из следующих адресов электронной почты: [email protected], [email protected].
В заявке следует указать:
— полное наименование учреждения;
— наименование документа и количество экземпляров;
— самовывоз / почтовые расходы;
— карта клиента;
— фамилия, имя, отчество исполнителя (полностью) с телефоном (код города — обязательно).
Почтовые расходы составляют 30 % от стоимости заказа.
О наличии в продаже ранее изданных документов можно узнать на сайте ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора http://www.fcgie.ru в разделе «Деятельность» «Информация об изданиях» ® «Информационный указатель нормативных и методических документов (ИУН)».
■ НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ