Несмотря на то, что студенты показали меньшую ориентированность на семейные ценности, нежели курсанты, для большинства опрошенных нами респондентов семья, очевидно, имеет большую ценность. Таким образом, семейноценностные ориентации на данный момент не являются значащим фактором для молодых людей при решении вопроса о создании семьи.
Наше исследование показало также, что открытая социальная система с характерной для нее самоорганизацией и двунаправленным потоком элементов в отличие от закрытой, жестко структурированной социальной системы создает условия для обесценивания семьи. Большое количество институтов, подменяющих семью в плане выполнения ее функций, множество контактов вне семьи в плане профессиональной или творческой деятельности, все возможности «свободы» в рамках открытой социальной системы работают на разрушение семьи. Не удивительно, что эффект кардинального кризиса социального института семьи отмечен на сегодняшний день именно в тех обществах, где открытость социальных систем достигает своего апогея (Европа, США) [3]. Открытая социальная система способствует установлению в семье эгалитарного, а не авторитарного типа взаимодействия между супругами, что, несомненно, более соответствует идеалу «справедливости», но одновременно усложняет функционирование семьи как целого, так как выработать совместное решение труднее и дольше, чем подчиниться лидеру. Поэтому создать семью в условиях открытой социальной системы могут все, но поддерживать ее в состоянии ста-
бильности способны только люди, умеющие договариваться, а таких людей немного. Также немногие способны пожертвовать обилием социальных контактов во имя «тихого семейного счастья». Отказываясь создавать семьи в условиях открытых социальных систем, люди просто идут по пути «наименьшего сопротивления».
Примечание
1. См. например: Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1996. №6; Дискуссионный клуб на тему «Семья и семейные ценности в молодежной среде» на сайте www.mgkirov.ru
Литература
1. Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование сравнительного исследования на базе открытых вопросов // Социологический журнал. 1998. № 3-4
2. Кащенко Е.А. Секс в армии. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 272 с.
3. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. Чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libereya.ru/biblus/bukenen/(12 марта 2008 г.)
Туринцева Елена Анатольевна - аспирантка кафедры социальных и экономических дисциплин Иркутского государственного педагогического университета, науч. сотрудник Учебного ботанического сада Иркутского государственного университета.
Turintseva Elena Anatolievna - post-graduate of department of social and economic disciplines of Irkutsk State Pedagogical University, scientific researcher of Academic botanical garden of Irkutsk State University.
e-mail: ecoteh05@rambler.ru
УДК 316.3 (571.54)
НН Хамаганова, А.Ц. Имыхелова
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В данной статье рассматриваются современные подходы к повышению эффективности социального обслуживания населения в условиях демографического постарения. На примере Республики Бурятия проанализировано внедрение новых технологий и методов работы, позволяющих наиболее эффективно реализовывать права граждан старшего поколения.
Ключевые слова: старение населения, социальное обслуживание населения, государственные стандарты, автономные учреждения, модернизация и оптимизация сети учреждений.
NN ffamaganova, A. Ts. Imyhe/ova
THE MODERN APPROACHES TO THE SOCIAL SERVICE OF POPULATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article deals with modern approaches to the rise of effectiveness of social service in the conditions of demographic aging. On the example of the Republic of Buryatia authors analyze the inculcation of new technologies and methods of work, which permit the most effectively realize rights of people of oldest generation.
Key words: aging of people, social service of population, state standards, autonomous institutions, modernization and optimization of the institutions network.
В современных условиях одной из определяющих задач общественного развития является обеспечение социального благополучия наиболее уязвимых категорий населения: граждан пожилого
возраста и инвалидов. Реализация данной задачи становится возможной при функционировании эффективной системы социальной защиты населения, необходимость создания которой обусловлена не
только социально-экономическим и социальнополитическим развитием, но и воздействием демографических факторов.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем как для Российской Федерации в целом, так и для Республики Бурятия в частности, выступает рост числа людей пожилого возраста в составе населения. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста в настоящее время по России составляет 21% или 29,8 млн человек, по Бурятии -15,6%, или 149 тыс. человек. Более того, согласно прогнозу органов статистики по России, в период до 2025 г. прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей. Так, доля населения старших возрастов достигнет 23 %, по Бурятии -21,5%, или соответственно 36 млн человек и 205,5 тыс. человек [5, с. 7].
Учитывая процессы старения населения России, в частности Республики Бурятия, одним из закономерных его последствий как социальнодемографического процесса является рост потребностей в социальных услугах и, как следствие, развитие системы социального облуживания населения, поиск источников и ресурсов, в том числе финансовых, организационных, административных, технологических, для обеспечения эффективной деятельности данной сферы. Наметившаяся тенденция роста числа людей пожилого возраста и долгожителей обусловила создание наиболее комфортных условий жизни граждан старших возрастов и обеспечение комплексной реабилитации пожилых людей и инвалидов. Все это, по сути, представляет собой актуальную и важную практическую задачу, стоящую на современном этапе перед органами социальной защиты населения.
На данный момент система социального обслуживания населения Республики Бурятия основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания. Так, государственный сектор представлен бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания. В свою очередь, негосударственный сектор состоит из:
1) общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, благотворительных и религиозных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием населения;
2) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Для обеспечения потребностей в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов в Республике Бурятия действуют 15 стационарных учреждений социального обслуживания, в число которых входит 10 домов-интернатов общего типа, 5 психоневрологических интернатов, в том числе Баянгольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Сегодня в этих учреждениях про-
живает 2200 человек, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Также для пожилых граждан и инвалидов работают 72 отделения социального обслуживания на дому, в том числе 19 социальномедицинских. В среднем в год услуги на дому получают около 8 тыс. человек или 98% от числа нуждающихся. Почти 10 тыс. пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов ежегодно проходят реабилитационные мероприятия в четырех учреждениях, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг.
С целью преобразований в сфере социального обслуживания был разработан комплексный подход к созданию сети учреждений, обеспечивающий для населения широкий спектр качественных услуг при максимально эффективном расходовании бюджетных средств на ее содержание и развитие. При создании данной системы выделены несколько основных направлений: создание и совершенствование нормативно-правовой базы, модернизация и оптимизация сети учреждений, внедрение новых видов услуг и форм работы по предоставлению социального обслуживания на дому.
Итак, создание и совершенствование нормативно-правовой базы определило переход от «категориального» принципа к принципу учета индивидуальных особенностей и потребностей пожилых граждан и инвалидов. Согласно Закону «о социальном обслуживании населения в Республике Бурятия», вступившему в действие с 1 января 2009 г., а также принятым подзаконным нормативным правовым актам, социальное обслуживание населения осуществляется на основе государственных стандартов. Принятие государственных стандартов обусловлено необходимостью систематизации предоставления социальных услуг с установлением их порядка, условий, перечня и объемов. Таким образом, государственные стандарты определяют: 1) требования к обязательному объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;
2) перечень гарантированных государством социальных услуг; 3) нормативы и тарифы на гарантированные государством услуги [1]. Общим принципом государственных стандартов является то, что социальное обслуживание предоставляется на основании оценки размера дохода гражданина и лиц, обязанных его содержать.
Необходимо отметить, что до вступления в силу соответствующего постановления в Бурятии не было единого подхода к оказанию услуг на дому. В каждом муниципальном образовании республики надомное посещение социальным работником пожилых граждан и инвалидов устанавливалось заведующими отделениями социального обслуживания на дому независимо от оплаты труда социальных работников и объективной нуждаемости граждан в тех или иных услугах. В настоящее время показанием к социальному обслуживанию на дому является частичная утрата способности пожилых граж-
дан и инвалидов удовлетворять основные жизненные потребности вследствие ограничения к передвижению и (или) к самообслуживанию. Конкретизированный перечень гарантированных государством социальных услуг включает 31 вид, среди них социально-бытовые, социально-медицинские, санитарно-гигиенические, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных льгот, оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат). Индивидуальный подход к социальному обслуживанию граждан позволил по личному желанию подопечного увеличить объем предоставления гарантированных и дополнительных социальных услуг. Тем самым, количество обслуживаемых граждан на дому в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросло более чем на 1000 человек.
Второе направление - модернизация и оптимизация сети учреждений - основано на принципе системного подхода. В основе реализации данного направления лежит закон «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия» [1]. Целью принятия данного закона явилось повышение доступности и качества предоставления услуг социального обслуживания населения.
Решая поставленные задачи по реализации системного подхода к модернизации сети учреждений, реструктуризации бюджетного сектора, внедрению современного менеджмента, обеспечению гибкости и оперативности управленческих решений, были созданы автономные учреждения. «Автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» [4, с. 64].
Сегодня автономные учреждения социального обслуживания республики являются основой административной реформы и представляют новую перспективную форму работы учреждений. Их преимущества очевидны, поскольку учреждения становятся самостоятельными, упрощаются административные процедуры и появляется возможность дополнительного заработка. Так, согласно Э.А. Мавриной, «автономное учреждение обладает статусом юридического лица и от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Автономное учреждение по согласованию с Наблюдательным советом имеет право самостоятельно зарабатывать необходимые для развития средства, в том числе заниматься предпринимательской деятельностью» [4, с. 65].
Таким образом, в новом качестве с 1 апреля 2008 г. начали работу два государственных учреждения социального обслуживания - Посольский и Закаменский дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В этих учреждениях действуют палаты
повышенной комфортности, платные койко-места для временного проживания, «заказное» меню, лечебно-реабилитационные услуги и др. Немаловажным фактом является то, что платные услуги там осуществляются на ряду с бесплатными. Вырученные средства от предоставления платных услуг по необходимости направляются на укрепление материально-технической базы данных учреждений, повышение качества предоставляемых услуг и оплату труда работников учреждений.
Анализ работы автономных учреждений показал, что использование преимуществ организационно-правовой формы автономного учреждения, а именно финансово-хозяйственной самостоятельности и быстрого реагирования на запросы рынка социальных услуг, сделало возможным повышение качества и ассортимента услуг, обеспечив их полную доступность для населения вне зависимости от категорий. В связи с эффективностью данной формы работы, с начала текущего года в автономные переведены еще 6 учреждений: Улан-Удэнский и Баянгольский дома-интернаты, Баргузинский, Ба-бушкинский, Кяхтинский психоневрологические интернаты и Республиканский центр по реабилитации инвалидов. Данные учреждения выбраны исходя из наличия у них материально-технической базы для осуществления уставной деятельности, лицензий, соответствия занимаемых площадей требованиям санитарной и противопожарной безопасности, квалификации работников, а также готовности руководителя и коллектива к работе в новых условиях.
Третий блок комплекса мероприятий по модернизации системы социального обслуживания -строительство оптимальной структурной модели учреждений отрасли, организованное в рамках Плана оптимизации сети учреждений Министерства на 2009-2011 гг.
Широкий спектр оказываемых учреждениями комплексных услуг должен иметь баланс между эффективным расходованием бюджетных средств и необходимым количеством современных безопасных для проживания учреждений. На современном этапе уровень материально-технического и санитарно-гигиенического благополучия учреждений малой вместимости остается недостаточным. Такая форма организации учреждения показала свою неэффективность и неспособность обеспечить комфортные и безопасные условия проживания пожилых граждан и инвалидов. В связи с этим Министерством были приняты меры по оптимизации сети с целью минимизации риска для жизни и здоровья пожилых граждан и инвалидов, проживающих в домах-интернатах малой вместимости, путем переселения жильцов из зданий с низкой пожарной устойчивостью в безопасные. Таким образом, 4 учреждения - Прибайкальский, Баунтовский, Верхне-Жиримский, Усть-Баргузинский дома-
интернаты для престарелых и инвалидов - ликви-
дированы. Кроме того, в рамках ведомственной программы на 2008-2010 гг. в 2008 г. в результате проведенных противопожарных мероприятий во всех учреждениях установлены автоматические пожарные сигнализации, оборудованы помещения для пользования нагревательными приборами, проведен ремонт электрооборудования, замена электропроводки, построены новые и отремонтированы существующие водонапорные башни, пожарные резервуары и гидранты, здания приведены в безопасное состояние, приобретены специальные материально-технические средства.
Сегодня в связи с оптимизацией сети учреждений в систему социального обслуживания населения Республики Бурятия активно внедряются новые виды услуг и новые формы работы, по обслуживанию граждан на дому.
В целях реализации закона «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия» приняты постановления Правительства республики «Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании, предоставляемом бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания Республики Бурятия» и «О социальном обслуживании населения на дому и в полустационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания Республики Бурятия». Эти постановления определили новый порядок оказания социальных услуг и новые формы социального обслуживания - хоспис на дому и приемная семья социального работника. Внедряемые формы призваны улучшить и расширить перечень предоставляемых социальных услуг для тех категорий граждан, которым требуется постоянный уход. Здесь на ряду с социально-медицинской помощью оказывается психологическая поддержка как больных, так и их родственников. Социальное обслуживание осуществляется во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Не менее интересной формой социального обслуживания является приемная семья социального работника, которая предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, наблюдении и семейной заботе. Основные задачи этого вида социального обслуживания - создание семейного окружения для гражданина, психологическая реабилитация личности и оказание социально-бытовых ус-
луг. На сегодняшний день на территории Республики Бурятия созданы 22 приемные семьи.
Социальная защита населения республики в условиях демографической напряженности получила новый импульс к развитию, в результате которого совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами. Итогом данной реформы представляется создание оптимальной социальной системы, где с учетом потребностей граждан все формы и виды социальных услуг имеют комплексный характер, взаимно дополняя и заменяя друг друга.
В заключение необходимо отметить, что в современных условиях роста численности и удельного веса пожилого населения и инвалидов совершенствование системы социального обслуживания населения Республики Бурятия обретает не только социально значимый характер, но и актуальность ее теоретической разработки.
Литература
1. «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия»: закон Республики Бурятия от 13.10.2008 г. № 468-IV.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / под общ. ред.
А.Г.Вишневского и С.Н. Бобылева - М.: Сити-Принт, 2009. - С. 22-23.
3. Ефимов С.Г. Возможности повышения эффективности региональной системы социальной защиты населения в условиях демографического постарения // Вестник Бурятского университета. Сер. 15: Социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2005. - Вып.1. - С. 43-52.
4. Маврина Э.А. Опыт создания автономных учреждений в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан // Социальное обслуживание. - 2007. - № 4. - С. 6470.
5.Предположительная численность населения Республики Бурятия до 2030 года: стат. бюллетень № 02-03-00. -Улан-Удэ, 2009.
Хамаганова Наталья Николаевна, министр социальной защиты населения Республики Бурятия.
Hamaganova Natalya Nikolaevna, мinister of social security of population of the Republic of Buryatia
Имыхелова Арюна Цыденжабовна, канд. ист. наук, гл. специалист-эксперт сводно-аналитического отдела министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
Imyhelova Aryuna Tsidenzhabovna, candidate of historical sciences, specialist of analytical department of the Ministry of social security of population of the Republic of Buryatia.
Тел./факс 44-19-33, e-mail: sao@msoc.govrb.ru