Научная статья на тему 'Современные подходы к симуляционному обучению медицинских кадров (часть 2)'

Современные подходы к симуляционному обучению медицинских кадров (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ / SIMULATION TRAINING IN MEDICINE / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР / SIMULATION CENTER / СИМУЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF PRACTICAL SKILLS / SIMULATION TECHNOLOGY / SIMULATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косаговская Ирина Игоревна, Мадьянова В.В., Королева Ю.В.

Практические навыки клинико-организационной работы до применения их в реальной практике медики должны приобретать в специальных центрах, оснащенных высокотехнологичными тренажерами и компьютеризированными манекенами, компьютерными играми и программами, позволяющими моделировать клинические и организационно-управленческие ситуации. Одной из важных предпосылок в реализации данного принципа является создание современных симуляционных центров. Во второй части статьи продолжается обсуждение проблем, которые необходимо решить для успешного и эффективного внедрения симуляционного обучения в медицинское профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косаговская Ирина Игоревна, Мадьянова В.В., Королева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO SIMULATION TRAINING OF MEDICAL STAFF (Part 2)

Practical skills of clinical and organizational work to apply them in real practice, doctors must acquire at special centers, equipped with high-tech machines and computerized mannequins, computer games and software enabling to simulate the clinical, organizational and managerial situation. One of the important prerequisites to the implementation of this principle is the creation of modern simulation centers. In the second part of the article goes on to discuss the problems that must be addressed for the successful and effective implementation of a simulation training in medical vocational education.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к симуляционному обучению медицинских кадров (часть 2)»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СИМУЛЯЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ (часть 2)

И.И. Косаговская, В.В. Мадьянова, Ю.В. Королева

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

MODERN APPROACHES TO SIMULATION TRAINING OF MEDICAL STAFF (Part 2)

I.I. Kosagovskaya, V.V. Madyanova, Y.V. Koroleva

First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov

Practical skills of clinical and organizational work to apply them in real practice, doctors must acquire at special centers, equipped with high-tech machines and computerized mannequins, computer games and software enabling to simulate the clinical, organizational and managerial situation. One of the important prerequisites to the implementation of this principle is the creation of modern simulation centers. In the second part of the article goes on to discuss the problems that must be addressed for the successful and effective implementation of a simulation training in medical vocational education.

Keywords: simulation training in medicine, simulation technology, simulation center, simulation techniques, the formation of practical skills

В настоящее время основными задачами по формированию системы непрерывного профессионального образования являются:

— повышение качества высшего и дополнительного профессионального образования в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации;

— формирование модели административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной системы здравоохранения, основанной на оптимальном балансе компетенций и учитывающей потребности российского здравоохранения.

Ожидаемыми результатами реализации указанных мер, в том числе, являются:

— определение комплекса отраслевых требований к современной программе подготовки административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной системы здравоохранения;

— внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;

— разработка и внедрение современных образовательных программ дополнительного профессионального образования для административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной системы здравоохранения [1].

Компетентностная модель специалиста, учитывающая современные требования и реалии российского здравоохранения, должна стать базой не только для создания новых подходов к программам дополнительного профессионального образования, но эта модель также позволит актуализировать имеющиеся государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, что в свою очередь потребует освоения и внедрения новых форм образовательного процесса, среди которых симу-ляционные методы обучения должны занять ведущее место.

Симуляционные методы обучения

Симуляционные упражнения

Для этого метода характерно наличие конкретной ситуации, отражающей реальную проблему в рамках определенной профессиональной производственной деятельности. Особенностью симуляционного упражнения является наличие заранее известного только преподавателю правильного или оптимального для конкретного случая решения проблемы. Метод предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу. В процессе его реализации осуществляется разработка вариантов решения ситуации, публичная защита разработанных вариантов, подведение итогов и оценка результатов занятия. Си-муляционное упражнение считается более простым методом, чем анализ конкретных ситуаций за счет существующего оптимального решения, заранее известного преподавателю, на основе которого он оценивает варианты решений обучающихся. Примером симуляционного упражнения может служить ситуация на проверку знания действующего законодательства, отраслевых правил, профессиональных методов, производственных инструкций.

Индивидуальный тренажер

Для реализации этого метода обучения, как правило, применяется специальное оборудование, имитирующее реальные производственные функции, манипуляции, для выработки индивидуальных навыков конкретной профессиональной деятельности. Такого рода тренажеры (си-муляторы) широко применяются в медицинском образовании.

В качестве тренажеров могут использоваться персональные компьютеры с установленным специализированным программным обеспечением и, при необходимости, соответствующими терминальными устройствами. Общий принцип работы специализированных симуляционных программ — цикличный диалог пользователя с интерфейсом: запрос — ответ — обратная связь/запрос. В основу разработки компьютеризованного тренажера закладывается алгоритм обработки соответствующих данных, например, алгоритм расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности лечебного учреждения. Тренажер может быть разработан и на осно-

ве имитационных упражнений, так как вариант оптимального решения существует и может быть заложен в программу. Компьютерные тренажеры позволяют не только приобрести конкретные профессиональные навыки, но и повысить уровень компьютерной грамотности, а визуализация информации способствует скорейшему ее усвоению и запоминанию.

Анализ конкретных ситуаций

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Названный метод характеризуется следующими признаками:

— наличие конкретной ситуации;

— разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;

— публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;

— подведение итогов и оценка результатов занятия.

Различают несколько видов ситуаций:

1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Поскольку метод анализа конкретных ситуаций направлен на развитие умения анализировать нерафинированные задачи, способности вырабатывать и принимать определенные решения,

использовать его можно в различных профессиональных дисциплинах.

Метод анализа конкретных ситуаций

Основная цель метода — формирование умений применять теоретические знания в практике и принимать обоснованные эффективные стратегические и оперативные решения. Ситуационный анализ призван стимулировать обращение обучаемых к научным и аналитическим информационным источникам, развивать аналитические способности, вырабатывать самостоятельность и инициативность в выработке и принятии решений.

Под конкретной ситуацией понимается описание фактической производственной ситуации из деловой практики. В зависимости от учебного контекста ситуации могут быть нескольких видов: ситуация-иллюстрация, применяемая в качестве примера-пояснения в ходе изложения материала; ситуация — проблема, предусматривающая наличие нетипичной проблемы и позволяющая участникам процесса обучения вырабатывать собственные варианты решений; ситуация-упражнение, в которой наоборот описаны достаточно типовые проблемы, для решения которых в деловой практике наработаны типовые решения; ситуация-оценка, описывает примеры стратегических и тактических решений, примененных на практике и служащих для критического анализа их эффективности и последствий.

Как правило метод ситуационного анализа включает описание конкретной ситуации, определение проблемной области, определение и анализ факторов, определяющих варианты возможных решений, оценку обоснованности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий.

Этот имитационный метод активного обучения рекомендуется применять при формировании сложных организационно-управленческих компетенций.

Деловые игры

Деловая игра — это метод активного обучения, при котором создается симуляционная модель профессиональной деятельности и социально-производственных взаимоотношений, в рамках которой обучающиеся на практике в режиме

имитации решают различные задачи, как правило, сложные и нетипичные.

Деловая игра как метод обучения широко распространена, особенно в бизнес-образовании, но единая общепринятая педагогическая концепция подготовки и проведения деловой игры отсутствует.

Цель деловой игры — практическое, а не абстрактное применение знаний и умений в контексте профессиональной деятельности, развитие практического мышления, а также формирование коммуникативных навыков, умений подчиняться и управлять, адаптироваться к различным ролям. Результатом деловой игры, как правило, является разработка и анализ ряда решений заданной или выявленной проблемы.

Первая компьютерная деловая игра — симу-лятор деятельности фирм-производителей и их конкуренции на рынке готовой продукции была разработана в 1956 г. в США. По данным некоторых исследователей, к 1980 г. в США насчитывалось около 100 деловых игр. Там же впервые и появился термин «деловая игра». К девяностым годам прошлого века деловая игра получила широкой распространение в большинстве бизнес-школ [2].

В настоящее время выделяют коллективные компьютерные деловые игры и индивидуальные. Коллективный вариант игры реализуется в виртуальной среде, моделирующей внешние условия, роль эксперта по анализу и оценке действий участников частично реализуется программным обеспечением, но за человеком остается роль руководителя игры с правом подведения итогов и комментирования окончательных результатов. В коллективных компьютерных играх возможен обмен ролями для всестороннего исследования проблемной зоны. Компьютерная реализация деловых игр обеспечивает для каждого участника возможность наблюдать развитие проблемы в динамике, принимать различные варианты решений и получать обратную связи в виде последствий принятых решений, в том числе в конкретных показателях и в графическом виде, что позволяет учиться на собственных ошибках и приобретать опыт.

Индивидуальные компьютерные деловые игры появились сравнительно недавно, что обусловлено развитием рынка и доступностью персональных компьютеров.

Для разработки деловой игры необходимо четко определить цели, задачи обучения и целевую аудиторию. Деловую игру как метод активного обучения рекомендуется применять для решения следующих педагогических задач:

— формирование системного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

— приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

— развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

— формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации [3].

Для достижения поставленных целей на этапе разработки и реализации игры рекомендуется опираться на следующие психолого-педагогические принципы, составляющие определенную концепцию деловой игры [4].

Принцип имитационного моделирования ситуации предусматривает разработку симуляци-онной модели производства и модели профессиональной деятельности для создания предметного и социального контекста.

Принцип проблемности содержания игры подразумевает встраивание в предметный материал игры учебных проблем в виде системы игровых заданий для решения в процессе игры и поиска выхода из проблемной ситуации.

Принцип ролевого взаимодействия предполагает общение участников в процессе совместной деятельности при имитации производственных функций специалистов, то есть различных функциональных ролей.

Принцип диалогического общения и взаимодействия участников в игре является необходимым условиям деловой игры.

Принцип двуплановости игровой учебной деятельности заключается в том, что серьезная деятельность, направленная на профессиональное обучение и развитие, реализуется в игровой форме, позволяющей снять внутренние психологические барьеры личности и инициировать творческую активность.

Имитационная модель может включать: цели, предметную область игры, модель взаимодействия участников, систему критериев оценки и компоненты игровой модели — цели, сценарий и правила игры, роли и функции игроков. В ка-

честве объекта имитации может выступать типовой фрагмент профессиональной деятельности, предусматривающий системное применение участниками полученных в процессе обучения умений и навыков.

Игровая модель обусловливает социальный контекст и определяет работу участников с имитационной моделью. Она может содержать: цели, комплект ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Игровая модель имеет, как правило, игровые цели, тогда как педагогическая модель предусматривает две группы целей: дидактические и воспитательные.

Предмет игры — область профессиональной деятельности участников игры, основанная на модели специалиста и представляющая собой матрицу процессов или явлений с соответствующими профессионально компетентными действиями.

Сценарий — это некая схема или модель предметного содержания, отражающая проблему (противоречие, конфликт), заложенную в игровую модель, пошаговую последовательность и характер действий участников деловой игры. При разработке сценария необходимо учесть различия между реальным противоречием, заложенным в имитационной модели, и игровой конфликт, предусмотренный в элементах игровой модели для активизации процесса развертывания игры, а также способы генерирования событий, определяющих динамику и характер развития игрового процесса. В практике деловых игр существуют три способа генерирования событий: детерминированный, спонтанный и смешанный. Смешанный способ наиболее часто применяется при подготовке сценариев деловой игры, так как сочетает в себе алгоритмизацию и вероятностный характер событий.

Перечень ролей и соответствующих функций участников игры разрабатывается на основе профессиональных и социально-личностных отношениях, типовых для выбранной модели профессиональной деятельности. Ролевое взаимодействие участников для удобства может быть отражено в виде графической модели, наглядно демонстрирующей количественный и качественный состав участников, их взаимосвязи и взаимодействия, расположение игроков и др.

При формировании правил игры следует учесть необходимость отражения в них в упрощенном варианте основных характеристик реальных процессов и явлений, заложенных в моделируемой реальности, и непосредственно игровой компонент, дабы не превратить игру в занятие — тренажер. Для достижения максимального эффекта разрабатываемые правила игры должны соответствовать следующим требованиям:

— обеспечение воспроизведения реального и делового контекстов игры;

— наличие ограничений в отношении технологии, регламента игровых процедур и их элементов, ролей и функций участников, системы оценки;

— взаимосвязь с системой стимулирования и инструкциями для участников;

— ограничение количества правил — не более 10;

— визуализация правил в аудитории технически доступными средствами.

В пул ситуационных производственных заданий могут быть заложены неявные альтернативные варианты, противоречивые или избыточные данные, требования преобразовать ситуацию в соответствии с определенными критериями, что неизменно повлечет необходимость самостоятельного мышления каждого участника игры. Следует отметить, что только проблемное содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, то есть то, которое не может быть усвоено индивидуально. Таким образом, через сбалансированность реальных и условных компонентов обеспечивается эффективность деловой игры.

Множественность интерпретаций содержания участниками игры порождает дискуссию, способствующую выработке разноплановых вариантов решений поставленной задачи в рамках имитационной модели. При этом успех игры во многом зависит от активности участников, которые становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе.

Система оценивания должна максимально стимулировать самооценку участников, обеспечивать самоконтроль принимаемых решений соревновательный характер игры. Грамотно выстроенная система оценивания позволяет оце-

нить деятельность и личностные качества как каждого из участников игры, так и успешность группового взаимодействия.

В заключение игры проводится, как правило, не столько подведение итогов, сколько причинно-следственный анализ ее результатов.

Таким образом, деловую игру как метод активного обучения следует применять для формирования практического опыта профессиональной деятельности. Подготовку деловой игры следует начинать с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей, а также обратить особое внимание на уровень развития культуры дискуссии и коммуникативного взаимодействия у потенциальных участников. При необходимости при подготовке к игре следует уделить некоторое время на занятия по формирования культуры группового общения и правилам ведения дискуссий.

Каждый из методов активного обучения, описанный выше, имеет свои характерные особенности, назначение и область применения. Но именно грамотное сочетание различных методов симуляционного обучения позволит активизировать учебный процесс, сформировать необходимые компетенции, которыми должен владеть специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья и при этом даст возможность каждому попробовать себя в профессиональной роли в условиях, максимально приближенных к реальности.

Проблемы практической реализации симуляционного обучения

Накопленный опыт симуляционного обучения в РФ позволяет прежде всего убедиться в бесспорных преимуществах симуляционного тренинга:

— клинико-организационный опыт в виртуальной среде без риска для пациента;

— объективная оценка достигнутого уровня мастерства;

— неограниченное число повторов отработки навыка;

— отработка работы в команде;

— тренинг в удобное время, независимо от работы медицинской организации;

— отработка действий при редких и жизне-угрожающих патологиях и ситуациях;

— часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер;

— повышается эффективность обучения медицинских специалистов новым высокотехнологичным методикам и новым организационным технологиям;

— снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях и принятии управленческих решений.

Таким образом, симуляционные технологии, конечно, не подменяют традиционные формы обучения — лекцию, семинар, просмотр видео и мультимедийных материалов, стажировку и т.д., однако прежде чем допустить специалиста к самостоятельной практике, необходимо отработать практические умения на тренажере и сертифицировать полученные навыки. Вышесказанное подтверждается исследованиями зарубежных коллег, которые показывают, что специалисты высоко оценивают возможность участвовать в симуляционном обучении. Несмотря на чувство напряжения, а иногда и настоящего стресса при работе с тренажером, они предпочитают видеть непосредственные результаты производимого лечения или принятия организационного решения, а не просто читать о них в учебниках или слушать на лекциях. Больше всего, как показывает опрос, специалисты ценят возможность делать ошибки и учиться на них в безопасной образовательной среде [5].

Уже есть понимание необходимости симуля-ционной медицины и здравоохранения, закупается оборудование, открываются симуляцион-ные центры, но нет пока главного — стандартов симуляционного обучения. Сейчас каждый симу-ляционный центр работает по своей программе. Написаны программы для клинической ординатуры, врачей реаниматологов и нереанимационных специальностей, парамедиков. Уже есть первые программы для управленцев и организаторов здравоохранения. Но пока в ВУЗах существует разброс по подходам к обучению, методам, структуре занятий, способам оценки, что связано как с возможностями, так и с традициями той или кафедры. Представляется актуальным стандартизация программ преподавания симуляционной медицины. Учитывая важность проблемы, необходимо учитывать гигантский опыт зарубежных клиник и профессиональных организаций при написании российских стандар-

тов. Создание экспертных групп по специальностям позволит систематизировать написание рекомендаций.

При этом определены проблемы, которые необходимо решить для успешного и эффективного внедрения симуляционного обучения в медицинское образование:

— создание концепции симуляционного обучения в системе медицинского образования в РФ;

— создание нормативной и регламентирующей базы симуляционного обучения;

— разработка и внедрение учебно-методического и программно-инструментального обеспечения симуляционного образовательного процесса;

— подготовка педагогических кадров для си-муляционного обучения;

— финансовое обеспечение системы симуля-ционного обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— проведение научно-исследовательских проектов по изучении эффективности симуляцион-ного обучения.

В связи с привлечением большого количества специалистов ВУЗа к реализации симуляционно-го обучения повышается общий уровень готовности сотрудников к внедрению виртуальных технологий в педагогический процесс, модерни-

зируется мышление в целом, совершенствуются и обогащаются педагогические подходы преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Приказ Минздрава России № 321 от 26.06.2014 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию системы повышения квалификации административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе непрерывного профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением». Ссылка активна на: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=594065&req=doc. Ссылка активна на: 05.05.2016.

2. Михайлов А.В. Постигай бизнес играючи // Журнал «Business Excellence». 2011; 1. Ссылка активна на: http://www.be-mag.ru/business_games/postigai_busi-ness_igrauchi.php. Ссылка активна на: 05.05.2016.

3. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. Пособие. Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. 2-е изд., испр. Новосибирск, 2011. 96 с.

4. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ. 2010: 59.

5. Narreddy R., Carter F.J., Cuschieri A. Evaluation of the effect of feedback on surgical task performance on a virtual reality laparoscopic simulator. Abstracts 13th EAES Congress. Venice, Lido, Italy, 1—4 June 200. Surg Endosc. 2006 Apr; 20 Suppl; 1: 13—15.

Сведения об авторах

Косаговская Ирина Игоревна — канд. мед. наук, доцент Высшей школы управления здравоохранением Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел.: (499) 762-68-02. E-mail: kosagovskaya@gmail.com

About the authors

Kosagovskaya Irina Igorevna— PhD, Associate Professor, Graduate School of Health Management First MGMU named after I.M. Sechenov. 109004, Moscow, 28 Aleksandra Solzhentsina St. Tel.: (499) 762-68-02. E-mail: kosagovskaya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.