Научная статья на тему 'Современные подходы к решению проблем занятости молодежи'

Современные подходы к решению проблем занятости молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAME WORKS / THE NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / PROFESSIONAL STANDARDS / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипьева Светлана Владимировна

В статье рассмотрены институциональ ные и правовые механизмы сотрудничества между сферой профессионального образова ния и сферой труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT

The article describes the institutional and legal mechanisms of cooperation between vocational education and the world of work.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к решению проблем занятости молодежи»

УДК / UDK 331.5 : 377 С. В. Филипьева

S. Filipeva

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ MODERN APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF Youth EMPLOYMENT

В статье рассмотрены институциональные и правовые механизмы сотрудничества между сферой профессионального образования и сферой труда.

The article describes the institutional and legal mechanisms of cooperation between vocational education and the world of work.

Ключевые слова: институциональные и правовые механизмы, национальная рамка квалификаций, профессиональный стандарт, национальная система квалификаций

Keywords: institutional and legal frameworks, the national qualifications framework, professional standards, national qualifications framework.

Молодежь в настоящее время оказывается в ряду уязвимых категорий, испытывающих значительные сложности при трудоустройстве. Трудоустройство, занятость выпускников учреждений профессионального образования — это проблема государственная, так как именно молодежь составляет кадровый потенциал страны.

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена:

— недостатком профессиональных умений, навыков, компетенций;

— отсутствием необходимой квалификации;

— отсутствием у молодых людей навыков и способов поведения на рынке труда, направленных на самостоятельный поиск работы или форм занятости и т. д.

Пребывание выпускников в статусе неопределенности оказывает отрицательное влияние на их профессиональную и личную жизнь. Молодежная безработица имеет непосредственную связь с профессиональным обучением. В настоящее время продолжает сохраняться несоответствие спроса и предложения рабочей силы. И хотя молодежь наименее защищена от различных негативных проявлений в обществе, но именно она про-

являет наибольшую активность и составляет основной устойчивый поток в процессе движения рабочей силы на рынке труда. Она ищет и находится в постоянном поиске. Решение проблем занятости молодежи возможно в случае:

— желания самой молодежи найти свое место на рынке труда;

— тесного взаимодействия образовательных учреждений, органов службы занятости населения;

— адекватной оценки возможностей.

В настоящее время не установлены институциональные связи между сферами труда и образования, соответствующие новым экономическим условиям, не создана совместная законодательная и нормативная правовая база в области улучшения качества рабочей силы. Это является одним из узких мест при формировании баланса спроса и предложения на рынке труда.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования (ФГОС), надеемся, произойдет сближение обучения и производственной деятельности. Складывается интересная ситуация: ФГОС должны основываться на профессиональных стандартах, которые в настоящее время приняты лишь для таких отраслей экономики, как авиаконструирование, информационные технологии, атомная энергетика и другие. На переходный период до 2015 года предлагается сохранить действующую в настоящее время систему квалификационных справочников (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих), поскольку они выполняют множество важнейших функций в области льгот и компенсаций, что подтверждается принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональный стандарт (ПС) — документ, который раскрывает содержание

профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Основной смысл профстандар-та — установка требований к качеству труда. Стандарт формулирует основные требования рынка труда, работодателей к профессии и закладывает основу для прикладной составляющей образовательного стандарта по соответствующей специальности. Описывая профессию по различным квалификационным уровням, ПС также становится основой для формирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, проведения аттестации и сертификации персонала, планирования его профессионального роста. Также ПС формирует основу для прикладной составляющей образовательных стандартов.

В соответствии с указом президента до 2015 года будет разработано не менее 800 профессиональных стандартов. Работать над ними будут не только сотрудники Минтруда, но и представители от объедине-

ний работодателей и профсоюзов. Необходимы четкие организационные соглашения профессионального образования и сферы труда, придающие этому сотрудничеству системный и устойчивый характер и конкретизирующие существующие роли работодателей в формировании содержания профессионального образования. Варианты взаимодействия могут быть различными. Однако в настоящее время получается, что работодатель предъявляет требования к выпускникам ОУ, которых еще нет в природе. И образовательные учреждения, в отличие от работодателей, постоянно находятся в состоянии «плохо исполняющих свой профессиональный долг» — подготовку квалифицированных рабочих, востребованных на рынке труда. В образовательном процессе НПО, СПО да и на ряде предприятий, где обучающиеся проходят производственную практику, практически нет понятия о международных и национальных стандартах качества. И получается, что ОУ готовят рабочих, специалистов в одном направлении, а работодатели вынуждены переучивать в другом.

Так, подготовка сварщиков в системе НПО, СПО имеет цепочку, которая выглядит следующим образом:

При обучении сварщиков руководствуются стандартом, в котором нет и упоминания о подготовке в соответствии с требованиями НАКС — стандартов ISO 4063. Для

того чтобы выпускнику стать квалифицированным рабочим, ему необходимо осмыслить другой алгоритм, который представлен на схеме ниже:

Как правило, выпускники-сварщики здесь и теряются: страх перед Ростехнадзором, НАКС (Национальное агентство контроля и сварки), дорогостоящая процедура (около 20—30 тыс. руб.) прохождения аттестации сварщика в АЦ (аттестационном центре) или в АП (аттестационном пункте).

Но ес ть и другие подходы. Так, на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения профессионального образования «Профессиональный лицей № 54» создан Центр сварки и энергетики, где указанные проблемы решены, кроме того, решены проблемы и аттестации мастеров производственного обучения. И это только один пример.

В настоящее время формируется национальная рамка квалификаций — организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании.

А также национальная система квалификаций — инструмент повышения качества профессионального образования и его значимости для рынка труда, призванная обеспечить официальное признание результатов обучения независимо от места обучения, будь то учебное заведение или рабочее место (рынок квалификаций, а не рынок дипломов).

Особый интерес представляет исследование О. Н. Олейниковой, директора Центра изучения проблем профессионального образования и А. А. Муравьевой, ведущего эксперта данного Центра по институциональным механизмам национальной системы квалификаций. Они указывают на необходимость формирования национальных систем квалификаций как средства правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и системы образования. Ими представлены в обобщенном виде современная ситуация в России и необходимые изменения, которые целесообразно осуществить для формирования НСК (табл.).

Таблица

Формирование национальной системы квалификаций

Текущая ситуация Что нужно Какие изменения уже реализуются

Рынок дипломов Рынок квалификаций, основанных на компетенциях

Дескрипторы программ, основанные на входных данных Дескрипторы программ, основанные на результатах + (Новые образовательные стандарты третьего поколения)

Негибкий переход от обучения к трудовой деятельности и наоборот Больше способов перехода от обучения к трудовой деятельности и наоборот - (Жесткие траектории, определенные образовательными программами)

Национальные уровни образования Национальные уровни квалификаций - (Уровни квалификации определяются дипломами об окончании учебных заведений)

Низкое участие работодателей Активное участие работодателей в планировании и реализации профессионального образования и обучения + (Развитие сотрудничества по линии РСПП и Министерства образования и науки РФ и на уровне учебных заведений)

Неформальное обучение не признается Официальное признание статуса неформального обучения

Отсутствие системы непрерывного профессионального обучения Формирование эффективной системы непрерывного профессионального обучения, обеспечивающей возможности расширения объема квалификаций по горизонтали + (Существует система дополнительного профессионального образования, не основанная на требованиях профессиональных стандартов)

Продолжение таблицы

Неэффективное обеспечение качества на институциональном уровне оценки, признания и сертификации квалификаций) Эффективные системы обеспечения качества - (Отсутствие четких критериев оценки освоенных компетенций)

Отсутствие общего понимания уровней квалификаций Общее понимание уровней внутри фирм, секторов и регионов - (Отсутствие национальной рамки квалификаций)

Акцент на обучении на базе учебных заведений Развитие обучения на предприятиях/в процессе труда (Производственная практика по закреплению знаний и умений, а не освоение новых компетенций)

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что для успеха разработки НСК и НРК необходимо использовать результаты обучения (то есть компетенции, которые должны быть освоены для присуждения квалификаций) в качестве основы для формирования требований (дескрипторов) квалификационных уровней.

Таким образом, новые экономические условия в России сформировали новый рынок рабочей силы и потребовали создания иных механизмов его регулирования, повышения образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов. Поэтому в связи с новыми задачами развития производства, создания новой техники и технологий квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новым профессиям. И систематизация характеристик профессий закладывает условия для формирования многоуровневой структуры квалификационных требований, начиная с уровня, когда отсутствуют особые требования к профессиональным знаниям и умени-

ям (начало трудовой деятельности), до уровня, когда они требуются для осуществления стратегического планирования деятельности организации, принятия нестандартных решений в разнообразных условиях профессиональной деятельности, что не может не сказаться на решени проблемы занятости молодежи.

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3//Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

2. О мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования: приказ Минобрнауки от 30.06.2009 № 233//Об-разовательное право.- 2009.- № 28. — С. 4.

3. О поддержке центров содействия трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: письмо Рособразования от 31.10.2008 № 2406/12—16//Администратор образования. — 2009. — № 5. — С. 55.

4. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. — М.: Академия, 2007. — 208 с.

5. Павельева Н. В., Фаломкин А. В., Костюк Н. В. Внешняя экспертиза деятельности учреждений профессионального образования: теория и практика. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. — 180 с.

6. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования/авт. кол.: Е. Л. Руднева, Т. С. Панина, Ю. В. Клецов и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. — 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.