Научная статья на тему 'Современные подходы к решению эколого-экономических проблем городского транспорта'

Современные подходы к решению эколого-экономических проблем городского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFECTIVENESS / AIR POLLUTION / ENVIRONMENTAL DAMAGE / GAS ENGINE FUEL / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE / ENVIRONMENTAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В., Румянцева А.В., Березюк М.В.

Увеличение количества автотранспорта негативно влияет на качество атмосферного воздуха городских территорий, приводит к изменению климата и формированию экологических патологий. Постоянное повышение цен на жидкое нефтяное (бензиновое/дизельное) топливо ведет к увеличению затрат на эксплуатацию транспортных средств. Переход на альтернативное топливо природный газ, является шагом к более экологически чистому и дешевому топливу. Цель статьи оценка экологоэкономической эффективности проекта по переводу автотранспортного предприятия в Свердловской области на газомоторное топливо. Это предприятие, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, занимается городскими и пригородными пассажирскими перевозками. В статье рассматриваются экономические и экологические преимущества перевода его транспортных средств автобусов ПАЗ-3205 и микроавтобусов ГАЗ-32213, на газомоторное топливо. Дано полное обоснование выбора вида топлива компримированного природного газа (метана), на основе анализа экономических и экологических факторов с учетом показателей пожарои взрывобезопасности эксплуатации транспортных средств и их технических характеристик, а также степени обеспеченности автозаправочными станциями в регионе. В статье приведен расчет основных показателей экономической эффективности проекта, а также определено значительное снижение выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Полученные результаты свидетельствуют об экономической и экологической целесообразности предлагаемого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В., Румянцева А.В., Березюк М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

The increase in the number of vehicles negatively affects the air quality of urban areas, leads to climate change and the formation of environmental pathologies. The continuing rise in prices for liquid petroleum (gasoline / diesel) fuel leads to an increase in the cost of operating vehicles. The switch to to alternative fuels natural gas, is a step towards ecologically cleaner and cheaper fuel. The purpose of the article is to assess the environmental and economic effectiveness of the project to transfer the motor transport enterprise in the Sverdlovskaya Oblast to gas engine fuel. This enterprise belongs to small and medium enterprises and is engaged in urban and suburban passenger transportation. The article discusses the economic and environmental benefits of this project for its vehicles PAZ-3205 buses and GAZ-32213 minibuses. Full justification is given for choosing a type of fuel compressed natural gas (methane) based on an analysis of economic and environmental factors, taking into account fire and explosion safety indicators of vehicle operation and their technical characteristics, as well as gas stations availability in the region. There is presented a calculation of the main indicators of the project’s economic efficiency (NPV, profitability index, payback period of the project) in the article, as well as a significant reduction in emissions of atmospheric pollutants (CO2, СО, CmHn, NOx). The results show the usefulness and cost-effectiveness of quick-impact project.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к решению эколого-экономических проблем городского транспорта»

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10041

Современные подходы к решению эколого-экономических проблем городского транспорта

Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В., Румянцева А.В., Березюк М.В.

Увеличение количества автотранспорта негативно влияет на качество атмосферного воздуха городских территорий, приводит к изменению климата и формированию экологических патологий. Постоянное повышение цен на жидкое нефтяное (бензиновое/дизельное) топливо ведет к увеличению затрат на эксплуатацию транспортных средств. Переход на альтернативное топливо - природный газ, является шагом к более экологически чистому и дешевому топливу. Цель статьи - оценка эколого-экономической эффективности проекта по переводу автотранспортного предприятия в Свердловской области на газомоторное топливо. Это предприятие, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, занимается городскими и пригородными пассажирскими перевозками. В статье рассматриваются экономические и экологические преимущества перевода его транспортных средств - автобусов ПАЗ-3205 и микроавтобусов ГАЗ-32213, на газомоторное топливо. Дано полное обоснование выбора вида топлива - компримированного природного газа (метана), на основе анализа экономических и экологических факторов с учетом показателей пожаро- и взрывобезопасности эксплуатации транспортных средств и их технических характеристик, а также степени обеспеченности автозаправочными станциями в регионе. В статье приведен расчет основных показателей экономической эффективности проекта, а также определено значительное снижение выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Полученные результаты свидетельствуют об экономической и экологической целесообразности предлагаемого проекта.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В., Румянцева А.В., Березюк М.В. Современные подходы к решению эколого-экономических проблем городского транспорта // Дискуссия. - 2019. -Вып. 96. - С. 64-70.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономическая эффективность, загрязнение атмосферы, экологический ущерб, газомоторное топливо, автотранспортные предприятия, экологическая эффективность.

Введение. Качественный атмосферный воздух является неотъемлемой частью комфортной среды обитания человека. Одним из важнейших экологических аспектов жизнедеятельности крупных городов Российской Федерации остаются качество атмосферного воздуха и связанные с этим проблемы формирования экологических патологий в результате негативного воздействия на здоровье человека. Также актуальной остается проблема изменения климата. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят стационарные и передвижные источники. Динамика выбросов

загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в Российской Федерации представлена на рис. 11, 2.

Суммарный объем выбросов с 2007 года по 2018 год планомерно снизился на 17%, что связано с экономической ситуацией в стране и уже-

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/folder/10705 (дата обращения: 02.08.2019).

2 Основные показатели охраны окружающей среды [Электронный ресурс]: стат. бюл. URL: http://www.rosstat.gov.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140094699578 (дата обращения: 02.08.2019).

Teslyuk L.M., Dukmasova N.v., Rumyantseva A.v., Berezyuk M.v. Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10041

Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

Teslyuk L.M., Dukmasova N.V., Rumyantseva A.V., Berezyuk M.V.

The increase in the number of vehicles negatively affects the air quality of urban areas, leads to climate change and the formation of environmental pathologies. The continuing rise in prices for liquid petroleum (gasoline / diesel) fuel leads to an increase in the cost of operating vehicles. The switch to to alternative fuels - natural gas, is a step towards ecologically cleaner and cheaper fuel. The purpose of the article is to assess the environmental and economic effectiveness of the project to transfer the motor transport enterprise in the Sverd-lovskaya Oblast to gas engine fuel. This enterprise belongs to small and medium enterprises and is engaged in urban and suburban passenger transportation. The article discusses the economic and environmental benefits of this project for its vehicles - PAZ-3205 buses and GAZ-32213 minibuses. Full justification is given for choosing a type of fuel - compressed natural gas (methane) based on an analysis of economic and environmental factors, taking into account fire and explosion safety indicators of vehicle operation and their technical characteristics, as well as gas stations availability in the region. There is presented a calculation of the main indicators of the project's economic efficiency (NPV, profitability index, payback period of the project) in the article, as well as a significant reduction in emissions of atmospheric pollutants (CO2, CO, CmHn, NOx). The results show the usefulness and cost-effectiveness of quick-impact project.

FOR CITATION APA

Teslyuk L.M., Dukmasova N.V., Rumyantseva A.V., Berezyuk M.V. Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport. Diskussiya [Discussion], 96, 64-70.

KEYWORDS

Economic effectiveness, air pollution, environmental damage, gas engine fuel, motor transport enterprise, environmental effectiveness.

стечением системы государственного регулирования негативного воздействия. Максимальный объем выбросов от передвижных источников был зафиксирован в 2005 году. Затем наблюдался спад в период с 2005 года по 2012 год на 17%, что объясняется принятием в России новых экологических норм «евро 4» в качестве основного стандарта подтверждения экологического качества для автомобилей.1 С 2012 года по 2018 год прослежива-

1 Постановление Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 г. (ред. от 30.07.2014 г.) «Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"» [Электронный ресурс]. URL: https:// legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-12102005-n-609/ (дата обращения: 02.08.2019).

ется рост объемов загрязнения на 19%, что связано с увеличением численности автотранспорта и переходом на новую методику определения объемов воздействия от передвижных источников.

Цель исследования. Цель исследования -оценить эколого-экономическую эффективность проекта по переводу автотранспортного предприятия на газомоторное топливо для улучшения качества окружающей среды. Для этого нужно определить экономические и экологические выгоды от перевода автотранспортного парка на данный вид топлива с расчетом сроком окупаемости инвестиций, необходимых для реализации проекта.

Материал и методы исследования. В качестве объекта исследования рассматривается

25000

20000

15000

10000

5000

14

ОООООООООО'-'-'-'-'-'-'-'-'-1

ооооооооооооооооооо (N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

стационарные источники

I передвижные источники

Рис. 1. Динамика объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в Российской Федерации в 2008-2018 годах, тыс. т

влияние деятельности автотранспортных предприятий на окружающую среду. Предметом исследования является обоснование подходов по переводу городского транспорта на газомоторное топливо. Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, инструктивные и методические материалы, материалы научных конференций, научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания.

В данной работе применены как эмпирические, так и теоретические методы исследования. Базовыми методами исследования являются ста-тистико-экономический анализ и прогнозирование. В процессе исследования собрано и проанализировано большое количество информации по деятельности автотранспортных компаний и возможности перевода этих компаний на газомоторное топливо. Проведенные исследования позволили сделать выводы об эколого-эко-номическом обосновании рассматриваемого проекта.

Анализ автопарка России и Свердловской области. По данным «Автостата»1, парк легковых

1 Автостат [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://www. autostat.ru/ (дата обращения: 30.07.2019).

автомобилей в России за последние десять лет вырос на 50%. Крупнейшие автопарки сосредоточены в двух российских мегаполисах: Москва и Санкт-Петербург. Можно отметить, что наиболее крупные парки легковых автомобилей были также определены в Екатеринбурге (450 тыс. ед.), Новосибирске (434 тыс. ед.), Самаре (391 тыс. ед.), Казани (368 тыс. ед.), Нижнем Новгороде (354 тыс. ед.), Челябинске (323 тыс. ед.), Омске (322 тыс. ед.), Краснодаре (321 тыс. ед.), Ростове-на-Дону (320 тыс. ед.) и Воронеже (319 тыс. ед.).

Другими аспектами, определяющими количество выбросов в атмосферный воздух от передвижных источников помимо роста численности автотранспорта, являются объемы перевозок, скорость движения транспорта, климатические условия, загруженность транспортных путей и др. Состав выхлопных газов зависит от типа двигателя, качества топлива, технического состояния автомобиля, режима работы и нагрузки двигателя.

Ежегодное увеличение автотранспорта в городах снижает пропускную способность автомобильных дорог, что ведет к еще большему воздействию на состояние атмосферы [1, 2, 3, 4].

Обобщенные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвиж-

Teslyuk L.M., Dukmasova N.v., Rumyantseva A.v., Berezyuk M.v. Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

Таблица 1

Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в 2018 году в Уральском федеральном округе, тыс. т

Наименование субъекта S02 NOx ЛОС CO NH3 СН4 Всего

Курганская область 0,6 11,1 10,0 75,8 0,3 0,4 98,3

Свердловская область 3,0 60,0 55,7 415,5 1,5 2,2 539,0

Тюменская область 1,2 21,4 19,1 145,4 0,5 0,8 188,6

Челябинская область 1,9 38,3 35,6 265,6 1,0 1,4 344,5

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1,7 30,4 26,4 204,6 0,6 1,0 265,3

Ямало-Ненецкий автономный округ 0,5 8,8 7,7 59,3 0,2 0,3 76,9

Итого по Уральскому федеральному округу 8,9 169,9 154,5 1166,2 4,0 6,1 1512,6

ных источников в Уральском федеральном округе за 2018 год представлены в табл. 11, 2 [5].

Как видно из табл. 1, максимальный вклад в объемы выбросов от автотранспорта в Уральском федеральном округе приходится на Свердловскую и Челябинскую области.

Отработанные автомобильные газы скапливаются в приземном слое воздуха, на уровне человеческого роста. В результате возникает опасность формирования экологических патологий органов дыхания.

Состояние автопарка Свердловской области не соответствует действующим экологическим стандартам. Стабилизировать ситуацию по снижению уровня загрязнения можно за счет перевода

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://gks.ru/folder/10705 (дата обращения: 02.08.2019).

2 Основные показатели охраны окружающей среды [Электронный ресурс]: стат. бюл. URL: http://www.rosstat.gov.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/

catalog/doc_1140094699578 (дата обращения: 02.08.2019).

автотранспорта на газомоторное топливо. Частные транспортные средства сложно перевести на газ по следующим причинам:

1. Перевод на другой вид топлива требует значительных затрат на установку дополнительного оборудования.

2. Внесение изменения в конструкцию автомобиля лишает возможности гарантийного обслуживания у официальных дилеров.

3. Плохо развита сеть газозаправочных станций.

4. Меньший запас хода, затрудненный запуск в холодную погоду и др.

Поэтому основная работа ведется с автотранспортными предприятиями. Количество автотранспортных предприятий в Свердловской области представлено на рис. 23.

3 Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst65/DbInet.cgi (дата обращения: 02.08.2019).

350 328 3 317

^ 295 296

им

- и еы i

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Год

■ Количество организаций (юридических лиц)

■ Количество территориально обособленных подразделений Рис. 2. Количество транспортных организаций по Свердловской области

Увеличение количества грузовых автомобилей и автобусов, работающих на газе, приведет к суммарному снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Помимо экологического аспекта, газомоторное топливо выигрывает у бензинового/дизельного и в экономическом плане. Стоимость 1 л бензинового топлива в Свердловской области - около 44 р., 1 л дизельного топлива - 46 р., в то время как цена 1 л пропана - 22 р., 1 м3 метана - 17 р.

При расчете, что в среднем легковой автомобиль потребляет при движении по городу около 10 л бензина на 100 км, денежные затраты составят 440 р., или 4,4 р. на 1 км. Потребление пропана чуть больше - 12 л на 100 км, затраты составят 2,64 р. на 1 км. Расход метана - 9 м3 на 100 км, затраты составят 1,53 р. на 1 км.

Однако, необходимо учитывать, что запаса бензина автомобилю в среднем хватает на 500-600 км, в то время как, например, запаса метана -на 250-350 км, что увеличивает частоту заправок

[6, 7].

Оценка эколого-экономической эффективности перевода автопарка на газомоторное топливо.

В качестве примера рассмотрим перевод парка автотранспортных средств транспортной компании с бензинового топлива на природный газ метан. Компания расположена в Свердловской области. Основной вид деятельности - городские и пригородные пассажирские перевозки. На балансе у предприятия находится 160 единиц транспортных средств: автобусы ПАЗ-3205 в количестве 36 штук, микроавтобусы ГАЗ-32213 - 114 штук и 10 легковых автомобилей.

Для автобуса ПАЗ-3205 расход бензина в среднем составляет 25 л на 100 км, для микроавтобуса ГАЗ-32213 - 15 л.

При переводе автопарка транспортной компании на газомоторное топливо встает вопрос о выборе между сжиженным нефтяным газом, или пропан-бутаном, и компримированным природным газом (метаном).

Сжиженные нефтяные газы получают при добыче и переработке нефти. Они находятся в жидком состоянии и при небольшом давлении. Смесь перевозят и хранят при давлении 16 атмосфер, в результате чего она остается жидкой. Комплект газобаллонного оборудования (ГБО) имеет вес от 40 до 60 кг и подходит для установки на легковом автомобиле (один баллон -500 км пробега).

При использовании сжиженного нефтяного газа на 14-15% снижаются выбросы С02, а в выхлопных газах полностью отсутствуют соединения свинца и оксиды серы. Содержание угарного газа снижается на 80%, а углеводородов и оксидов азота - на 70% по сравнению с бензиновым двигателем.

Компримированный природный газ, к которому относится метан, находится в газообразном состоянии. Природный газ имеет низкую объемную концентрацию энергии. Теплота сгорания у природного газа 33,52-35,62 кДж, что почти в тысячу раз меньше, чем теплота сгорания жидкого топлива. Таким образом, чтобы использовать газ в качестве моторного топлива, его необходимо сжать до 200-250 атмосфер, после чего заполнить им специальные баллоны, вес которых составляет 100-125 кг, что делает их использование нерациональным на легковом автотранспорте [8, 9, 10].

Сравнительная характеристика сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана) и компримиро-ванного природного газа (метана) приведена в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика сжиженного нефтяного газа и компримированного природного газа

Фактор Вид транспорта Пропан-бутан Метан

Стоимость ГБО, р. ПАЗ-3205 35000 130000

ГАЗ-32213 27000 120000

Цена за литр (м3), р. - 22 17

Расход на 100 км, л (м3) ПАЗ-3205 44 27,0

ГАЗ-32213 20 17,5

Вес среднего баллона, кг - 40-60 100-125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запас топлива на средний комплект (километров хода) - 500-600 250-350

Взрывоопасная концентрация в воздухе, % - 2,1 4,4

Сжатие в баллоне, атм. - 10-15 200-250

Экологическая безопасность - Высокая Очень высокая

Падение мощности двигателя относительно бензина, % - 5 20-30

Teslyuk L.M., Dukmasova N.v., Rumyantseva A.v., Berezyuk M.v. Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

Из табл. 2 видны преимущества метана перед пропан-бутаном: цена, расход топлива, более высокая экологичность и уровень безопасности. С другой стороны, цена установки метанового ГБО в разы выше, чем пропанового. Также запас хода на пропан-бутане вдвое больше запаса на метане. Учитывая, что средний пробег единицы автотранспорта компании 250 км в день, можно сделать вывод: ежедневная заправка метана не является удачным вариантом. Кроме того, количество автозаправочных станций с наличием метана в Свердловской области недостаточно. Учитывая вышеперечисленные факторы и то, что хоть пропан-бутан и проигрывает метану в экологичности, но при этом остается в разы экологичнее бензинового топлива, можно говорить об оправданном выборе в сторону сжиженного нефтяного газа пропан-бутана.

Экономические показатели перевода автопарка на газомоторное топливо представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, при условии среднесуточного пробега 250 км годовая экономия после переоборудования автопарка компании на газомоторное топливо составит 32 583,9 тыс. р. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности осуществления предложенного мероприятия.

Рассчитаем экономическую эффективность проекта по переоборудованию автопарка на газомоторное топливо. В табл. 4 приведены денежные потоки проекта.

Чистый дисконтированный (ЧДД) доход больше нуля, индекс доходности больше единицы, срок окупаемости 3 месяца, следовательно, проект следует признать эффективным.

В табл. 5 представлены технико-экономические показатели проекта перевода автопарка на газомоторное топливо.

Таким образом, экономические показатели проекта по переводу автопарка на газовое топливо свидетельствуют о целесообразности осуществления данного мероприятия.

Как отмечалось ранее, использование газомоторного топлива имеет как экономические, так и экологические преимущества [12]. В табл. 6 приведены данные по снижению вредных выбросов при переводе автопарка транспортной компании с бензинового топлива на сжиженный нефтяной газ и представлены основные вредные вещества, поступающие в окружающую среду от использования автопарка [9, 11].

Как видно из табл. 6, концентрация угарного и углекислого газов существенно снизится, что благоприятно скажется на качестве атмосфер-

Таблица 3

Экономические показатели перевода автопарка компании на газомоторное топливо

Показатель ПАЗ-3205 ГАЗ-32213

(36 шт.) (114 шт.)

Стоимость установки ГБО с регистрацией, тыс. р. 1620,0 4218,0

Амортизация (Тнорм = 4 г), тыс. р. 405,0 1054,5

Расход бензина на 100 км, л 30 15

Расход бензина,л 945 000 1 496 250

Затраты на бензин, тыс. р. 41 580,0 65 835,0

Расход газа на 100 км, л 44 20

Расход газа, л 1 386 000 1 995 000

Затраты на газ, тыс. р. 30 492,0 43 890,0

Экономия (прибыль), тыс. р. 11 088,9 21 495,0

Срок окупаемости, дней 62 80

Таблица 4

Движение денежных потоков

Наименование статьи 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Приток денежных потоков, р. 32 583 900 32 583 900 32 583 900 32 583 900

Отток денежных потоков, р. 1 575 000 75 000 75 000 75 000

Сальдо денежных потоков, р. 31 008 900 32 508 900 32 508 900 32 508 900

Коэффициент дисконтирования 0,893 0,797 0,712 0,636

Дисконтированные денежные потоки, р. 27 690 948 25 909 593 23 146 337 20 675 660

Таблица 5

Технико-экономические показатели проекта

Показатель Значение

Количество машин, шт., в том числе: 150

- ПАЗ-3205 36

- ГАЗ-32213 114

Среднесуточный пробег, км 250

Инвестиции (установка ГБО), р. 5 838 000

Экономия в год, р., в том числе: 32 583 900

- ПАЗ-3205 11 088 900

- ГАЗ-32213 21 495 000

Ставка дисконтирования, % 12

Чистый дисконтированный доход, р. 91 584 538,2

Индекс доходности 15,7

Срок окупаемости, мес. 3

Таблица 6

Снижение выбросов при переходе на газ одного транспортного средства (средние показатели по ПАЗ-3205 и ГАЗ-32213)

Вещество Выброс при эксплуатации автобуса на бензиновом топливе, г/км Выброс при эксплуатации автобуса на пропановой смеси, г/км

СО, 165 140

СО 97,6 47,0

МОх 5,3 2,8

СтНп 13,4 1,9

ного воздуха. На следующем этапе рассчитаем предотвращенный экологический ущерб.

Предотвращенный экологический ущерб от выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижным транспортом рассчитывается по методике предотвращенного экологического ущерба [12].

В табл. 7 представлены данные по снижению выбросов вредных веществ при переводе автопарка на газомоторное топливо и предотвращенный экологический ущерб на 1 автобус в год.

На основании проведенной оценки можно сделать вывод, что мероприятие по переводу

автопарка на газомоторное топливо имеет значительный положительный экологический эффект.

Заключение. В статье проведен анализ объемов загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников в Российской Федерации и Уральском федеральном округе. Состояние автопарка не соответствует действующим экологическим стандартам. Стабилизировать ситуацию по снижению уровня загрязнения можно за счет перевода автотранспорта на газомоторное топливо. При переходе транспортных предприятий на природный газ не только дости-

Наименование статьи СО2 СО СтНп МОх

На 1 км, г 25,0 50,6 11,5 2,5

На 250 км, г 6 250 12 650 2 875 625

В год при среднесуточном пробеге 250 км, г 2 187 500 4 427 500 1 006 250 218 750

В год при среднесуточном пробеге 250 км, т 2,188 4,428 1,006 0,219

Уменьшение выбросов в условных тоннах

В год при среднесуточном пробеге 250 км, усл. т 0,875 1,771 0,704 3,613

Предотвращенный ущерб при среднесуточном пробеге 250 км, р. 875,2 1771,0 704,0 3613,0

Таблица 7

Снижение выбросов вредных веществ и предотвращенный экологический ущерб

teslyuk L.M., dukmasova N.v., rumyantseva A.v., berezyuk M.v. Modern approaches to solving the environmental and economic problems of urban transport

гается экологический эффект, но и увеличивается экономия предприятия на топливных расходах. В работе авторами обоснован выбор газомоторного топлива, доказана экологическая и экономическая эффективность проекта по переводу автотранспортного предприятия с бензинового

Список литературы

1. Zakharov D, Magaril E, Rada E.C. Sustainability of the urban transport system under changes in weather and road conditions affecting vehicle operation // Sustainability. 2018. Т. 10, № 6. С. 2052.

2. Влияние транспортных средств на качество воздуха в России и Италии и механизмы устойчивого развития автомобильного транспорта / Е.Р. Магарил [и др.] // Транспорт Урала / Урал. гос. ун-т путей сообщения. 2017. № 2 (53). С. 77-84.

3. Кебалова Л.А. Экологическая оценка состояния атмосферного воздуха города Владикавказ // Географический вестник. 2017. № 3 (42). С. 71-77.

4. Веселов В.Н., Веселова Ю.А., Вишнякова М.Ю. Использование природного газа как способ экологизации автомобильного транспорта // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. С. 33-36.

5. О состоянии и об охране окружающей среды в Свердловской области в 2018 году [Электронный ресурс]: гос. докл. URL: https://mprso.midural.ru/article/show/id/1126 (дата обращения: 02.08.2019).

6. Магарил Е.Р., Магарил Р.З. Повышение экологической устойчивости автотранспорта улучшением качества топлива // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2016. № 4. С. 103-110.

References

1. Zakharov D., Magaril E., Rada E.C. Sustainability of the urban transport system under changes in weather and road conditions affecting vehicle operation []. Sustainability. 2018. T. 10, № 6. S. 2052.

2. Vliyanie transportnyh sredstv na kachestvo vozduha v Rossii i Italii i mekhanizmy ustojchivogo razvitiya avtomobil'nogo transporta [Influence of vehicles on air quality in Russia and Italy and mechanisms of sustainable development of road transport]. E.R. Magaril i dr. Transport Urala. Ural. gos. un-t putej soobshcheniya. 2017. № 2 (53). S. 77-84.

3. Kebalova L.A. Ekologicheskaya ocenka sostoyaniya atmosfer-nogo vozduha goroda Vladikavkaz [Environmental assessment of the atmospheric air of Vladikavkaz]. Geograficheskij vest-nik. 2017. № 3 (42). S. 71-77.

4. Veselov V.N., Veselova YU.A., Vishnyakova M.YU. Ispol'zovanie prirodnogo gaza kak sposob ekologizacii avtomobil'nogo transporta [The use of natural gas as a way of greening road transport]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. S. 33-36.

5. O sostoyanii i ob ohrane okruzhayushchej sredy v Sverdlovskoj oblasti v 2018 godu [About a condition and about environmental protection in Sverdlovsk region in 2018]. Gos. dokl. Access mode: https://mprso.midural.ru/article/show/id/1126 (access date: 02.08.2019).

6. Magaril E.R., Magaril R.Z. Povyshenie ekologicheskoj ustojchivosti avtotransporta uluchsheniem kachestva topliv [Improving the environmental sustainability of vehicles by improving the quality of fuels]. Izvestiya vysshih uchebnyh

топлива на природный газ. Для дальнейшего улучшения состояния окружающей среды необходимо увеличивать количество транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Не только общественного автопарка, но и частных транспортных средств.

7. Голубева А.С., Магарил Е.Р. Совершенствование механизма экономического стимулирования сокращения выбросов СО2 автомобилями // Транспорт Урала. 2013. № 3 (38). С. 39-425.

8. Перспективы и риски перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо / И.В. Макарова [и др.] // Фундаментальные Исследования. 2013. № 10-6. С. 1209-1214.

9. Салыков Б.Р., Мурзагалеева М.М. Перспективы перевода автомобилей на газомоторное топливо // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 3. С. 210-216.

10. Владимиров В.В. Газомоторное топливо - путь к экологической безопасности и экономической эффективности // Газовая промышленность. 2015. № 3 (728). С. 108-109.

11. Magaril E. Increasing the efficiency and environmental safety of vehicle operation through improvement of fuel quality // International Journal of Sustainable Development and Planning. 2015. Т. 10, № 6. С. 880-893.

12. Данилова-Данильяна В.И. Методика предотвращенного экологического ущерба [Электронный ресурс]: утв. Госкомэкологией 30 нояб. 1999 г. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200035561 (дата обращения: 18.08.2019).

zavedenij. Neft' i gaz. 2016. № 4. S. 103-110.

7. Golubeva A.S., Magaril E.R. Sovershenstvovanie mekhanizma ekonomicheskogo stimulirovaniya sokrashcheniya vybrosov SO2 avtomobilyami [Improving the economic incentive mechanism for reducing CO2 emissions by cars]. Transport Urala. 2013. № 3 (38). S. 39-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Perspektivy i riski perevoda avtomobil'nogo transporta na gazomotornoe toplivo I.V. Makarova i dr. [Prospects and risks of conversion of motor transport to gas fuel]. Fundamental'nye Issledovaniya. 2013. № 10-6. S. 1209-1214;

9. Salykov B.R., Murzagaleeva M.M. Perspektivy perevoda avto-mobilej na gazomotornoe toplivo [Prospects for the transfer of cars to gas fuel]. Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2018. № 3. S. 210-216.

10. Vladimirov V.V. Gazomotornoe toplivo - put' k ekologicheskoj bezopasnosti i ekonomicheskoj effektivnosti [Gas engine fuel - the way to environmental safety and economic efficiency]. Gazovaya promyshlennost'. 2015. № 3 (728). S. 108109.

11. Magaril E. Increasing the efficiency and environmental safety of vehicle operation through improvement of fuel quality. International Journal of Sustainable Development and Planning. 2015. T. 10, № 6. S. 880-893.

12. Danilova-Danil'yana V.I. Metodika predotvrashchennogo eko-logicheskogo ushcherba [Methodology of prevented environmental damage]. Utv. Goskomekologiej 30 noyab. 1999 g. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/1200035561 (access date: 18.08.2019).

Информация об авторе

Теслюк Л.М., кандидат химических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

Дукмасова Н.В., кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

Румянцева А.В., кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

Березюк М.В., кандидат экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

Информация о статье

Дата получения статьи: 28.08.2019

Дата принятия к публикации: 10.10.2019

© Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В., Румянцева А.В., Березюк М.В., 2019.

Author Info

Teslyuk L.M., PhD in Chemical Sciences, Associate Professor in the Department of Environmental Economics of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) (Yekaterinburg, Russian Federation)

Dukmasova N.V., PhD in Economic Sciences, Associate Professor in the Department of Environmental Economics of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) (Yekaterinburg, Russian Federation)

Rumyantseva A.V., PhD in Economic Sciences, Associate Professor in the Department of Environmental Economics of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) (Yekaterinburg, Russian Federation)

Berezyuk M.V., PhD in Economic Sciences, Associate Professor in the Department of Environmental Economics of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) (Yekaterinburg, Russian Federation)

Article Info

Received for publication: 28.08.2019 Accepted for publication: 10.10.2019

© Teslyuk L.M., Dukmasova N.V., Rumyantseva A.V., Berezyuk M.V., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.