Научная статья на тему 'Современные подходы к реализации политической ответственности государств за неисполнение экономических обязательств'

Современные подходы к реализации политической ответственности государств за неисполнение экономических обязательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
482
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ" / "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ" / "КОНТРМЕРЫ" / "САНКЦИИ" / "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ" / "THE POLITICAL RESPONSIBILITY OF STATES" / "INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS" / "COUNTERMEASURES" / "SANCTIONS" / "INTERNATIONAL ORGANIZATIONS"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вертлиб Феликс Олегович

Исследуются основные практические проблемы привлечения к ответственности государств за неисполнение экономических обязательств в двусторонних отношениях и в рамках международных организаций. Приводятся общие положения, касающиеся возможных процедур привлечения к ответственности государств, а также проанализированы особенности осуществления политической ответственности государств на примере крупнейших международных финансовых организаций ВТО, МВФ. Обосновывается вывод о несовершенстве мер по привлечению к вышеуказанным видам политической ответственности и целесообразности решения возникающих на основе практических трудностей в реализации ответственности государств проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the implementation of the political responsibility of States for failure to fulfill economic obligations

The Article is devoted to the major practical problems of accountability of States for failure to fulfill economic obligations in bilateral relations and within international organizations. The author provides general provisions relating to possible procedures of bringing to responsibility of States, and the peculiarities of the implementation of the political responsibility of States for example the major international financial institutions, WTO, IMF. According to the results of the conducted research the conclusion about the inadequacy of measures to attract to the aforementioned types of political responsibility and appropriateness of the solutions resulting from the practical difficulties in the implementation of state responsibility issues.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к реализации политической ответственности государств за неисполнение экономических обязательств»

УДК 341.018 ББК 67.9

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ФЕЛИКС ОЛЕГОВИЧ ВЕРТЛИБ,

доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: vertlib.f@gmail.com Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право Рецензент: кандидат юридических наук, доцент В.А. Коннов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются основные практические проблемы привлечения к ответственности государств за неисполнение экономических обязательств в двусторонних отношениях и в рамках международных организаций. Приводятся общие положения, касающиеся возможных процедур привлечения к ответственности государств, а также проанализированы особенности осуществления политической ответственности государств на примере крупнейших международных финансовых организаций ВТО, МВФ. Обосновывается вывод о несовершенстве мер по привлечению к вышеуказанным видам политической ответственности и целесообразности решения возникающих на основе практических трудностей в реализации ответственности государств проблем.

Ключевые слова: «политическая ответственность государств», «международные экономические отношения», «контрмеры», «санкции», «международные организации».

Abstract. The Article is devoted to the major practical problems of accountability of States for failure to fulfill economic obligations in bilateral relations and within international organizations. The author provides general provisions relating to possible procedures of bringing to responsibility of States, and the peculiarities of the implementation of the political responsibility of States for example the major international financial institutions, WTO, IMF. According to the results of the conducted research the conclusion about the inadequacy of measures to attract to the aforementioned types of political responsibility and appropriateness of the solutions resulting from the practical difficulties in the implementation of state responsibility issues.

Keywords: «the political responsibility of States», «international economic relations», «countermeasures», «sanctions», «international organizations».

Большинство современных авторов считает, что экономическая ответственность государств становится следствием неисполнения ранее взятых на себя международных экономических обязательств. Однако, по нашему мнению, кроме неисполнения обязательств, ответственность государства несут и за нарушение международных запретов, и за нарушение экономических прав других субъектов международных экономических отношений, а также за злоупотребление имеющимися экономическими правами.

Ответственность государств наступает за неисполнение международных экономических обяза-

тельств по заключенным договорам, в которых данные обязательства были обозначены. Вместе с тем, причинение ущерба для квалификации неисполнения международного экономического обязательства не обязательно. В частности, неисполнение по своевременному погашению государством внешнего долга может не повлечь за собой наступление отрицательных последствий для страны-кредитора или международной финансовой организации. Однако это вовсе не означает, что государство-должник невиновно, и в отношении него не нужно применять санкции.

В международной практике распространены ситуации, когда государства принимают на себя определенные экономические обязательства и в одностороннем порядке. В российской доктрине сформировалось неоднозначное отношение к такой практике, которая порождает односторонние права и обязанности. Вместе с тем отсутствие единства в среде научного сообщества и при наличии обоснованных аргументов представляется возможным издавать односторонние акты с международно-правовыми последствиями. Они сводятся к обязательствам для издавшего такой акт государства и правами в отношении данных обязательств у третьих стран, поскольку обязательства всегда имеют адресный характер (они возникают перед конкретными субъектами). Иными словами, третьи страны получают право требовать от государства надлежащего выполнения принятых им на себя односторонних обязательств.

В мировой практике известны случаи, когда односторонние акты были источником экономических обязательств для государств. В международном праве предусмотрена ответственность за неисполнение таких экономических обязательств, если односторонние акты признавались государствами, в отношении которых их необходимо было выполнить.

Вместе с тем в международных экономических отношениях превалируют случаи двусторонней взаимной ответственности государств по своим международным экономическим обязательствам, которая становится следствием несоблюдения двусторонних договоров и соглашений, затрагивающих интересы только двух субъектов международного права.

Важно заметить, что индивидуальные ограничения в экономической области противоречат общим принципам и нормам международного экономического права, но отдельные акты допускают их использование.

Представляется целесообразным рассматривать применение односторонних принудительных действий одного государства в отношении другого как форму ответственности за неисполнение международных экономических обязательств, которая представляет собой применение «контрмер» — ответных правомерных действий.

Механизм осуществления и практика применения государствами индивидуальных контрмер в отношении государств, которые не исполняют свои

международные экономические обязательства, отличаются преимущественным использованием контрмер, приводящих к правовым последствиям не только в отношении виновного субъекта международного права, но и хозяйствующих субъектов, которые инкорпорированы на его территории.

Существуют и правовые возможности освобождения государств от принятых на себя международных экономических обязательств. Однако оговорка rebus sic stantibus не позволяет государствам — участникам международного экономического договора отказаться от выполнения по нему обязательств, когда другие участники его исполняют, она не может являться основанием для освобождения государств от их ответственности. Представляется, что данное правило должно действовать и в односторонних актах государств. Несмотря на то обстоятельство, что суверенитет государства позволяет аннулировать данный акт, его признание другими субъектами международного права не позволяет государству уйти от ответственности.

Государства-члены Всемирной Торговой Организации (ВТО) принимают на себя обязательства по выполнению заключаемых соглашений и иных юридических норм и правил, которые объединены между собой в понятие «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Иными словами, исполнение государствами-членами ВТО принятых на себя экономических обязательств представляет собой основу функционирования современной международной торговли [1].

Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена в 1995 г. в качестве правопреемницы действовавшего ранее Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного его участниками еще в 1947 г. Система ГАТТ расширялась и углублялась на основе проведения торговых переговоров, называемых «раундами». Первые раунды были преимущественно посвящены обсуждению вопросов снижения тарифов, однако позднее они стали затрагивать и другие сферы, например, нетарифные меры и антидемпинг. Последний Уругвайский раунд завершился подписанием Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), существенно расширившего сферу распространения компетенции ГАТТ, в которую были добавлены услуги и торго-

вые вопросы обеспечения прав интеллектуальной собственности.

Данные действия позволили адаптировать механизм ГАТТ современным особенностям развития международной торговли. Более того, система ГАТТ, действуя практически в качестве международной организации, официально таковой не являлась, в то время как ВТО получила формальный юридический статус специализированного учреждения в рамках системы ООН.

ВТО одновременно выступает и организацией, и комплексом правовых документов, поскольку является своего рода многосторонним торговым договором, в котором содержатся права и обязанности правительств в области осуществления международной торговли [2].

ВТО часто относят к механизмам либерализации тарифов, но данный подход к определению ее сущностной природы весьма ограничен.

Данная международная организация имеет несколько функций и задач. Она является форумом, предназначенным не только для обсуждения либерализации тарифов, но и для формирования и утверждения правил торговли и обеспечения системы урегулирования возникающих между государствами-членами споров. Другая значимая роль ВТО сводится к тому, чтобы анализировать торговую политику и оказывать взаимную своевременную помощь странам-участницам, которые попали в критическую ситуации в ходе реализации торговой политики. Данная международная организация является нормотворческим органом, который осуществляет свою деятельность на многосторонней основе и обеспечивает тем самым торговым партнерам обстановку правовой стабильности и определенности.

Однако в современном мире ВТО не в полной мере выполняет свою роль, поскольку нарушение международных правил ВТО со стороны США и некоторых других государств приводят к формированию торгово-экономических блоков, навязывая остальным странам определенную выгодную им торговую политику [3].

Важной составляющей ВТО является механизм урегулирования торговых споров, предусматривающий разные формы ответственности государств за неисполнение принятых на себя обязательств. Однако данный механизм урегулирования споров

в ВТО нельзя считать механизмом ответственности государств за неисполнение своих экономических обязательств. При этом ответственность государств наступает, когда проигравшая спор сторона отказывается исполнять соответствующие решения. Формат ВТО не предусматривает закрепленных в договорных источниках полномочий на применение коллективных форм ответственности. Однако институт урегулирования споров в рамках данной международной организации может принять решение о запрете или дозволении применения санкций в виде ответных контрмер со стороны выигравшего спор государства [4]. Действующий в ВТО механизм значительно отличается от применения индивидуальных ответных контрмер, применяемых государствами вне системы ВТО. Существующий механизм ответственности ВТО часто оказывается неэффективным, что выражается не только в практике международной торговлЬ, но и в том факте, что в настоящее время готовится новая редакция «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров». Важнейшим направлением нововведений является разработка и утверждение системы ответственности государств за неисполнение своих экономических обязательств [5].

Международно-правовые экономические обязательства возникают у государств и в рамках их участия в деятельности Международного Валютного Фонда (МВФ).

МВФ является специализированным учреждением ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне (США), созданным в 1945 г. Данная организация начала функционировать 1 марта 1947 г. как часть Бреттон-Вудской системы. Франция стала первым заемщиком МВФ. Сегодня данная международная организация объединяет 189 государств. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты в условиях дефицита платежного баланса государства-заемщика. Кредиты обычно сопровождается специальными рекомендациями и условиями развития экономики государств-заемщиков.

Стоит отметить, что проводимая МВФ политика и рекомендации в отношении развивающихся государств регулярно критикуется, поскольку на практике следование рекомендациям и выполнение условий МВФ ведет не к повышению стабильности и самостоятельности развития национальных эко-

номик государств-заемщиков, а только к их привязыванию к существующим международным финансовым потокам [6].

В данной международной организации периодически возникают вопросы ответственности государств за невыполнение своих кредитных обязательств. При этом важно заметить, что в самих статьях соглашения МВФ (Приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе) предусмотрены механизмы, позволяющие данной международной организации страховать свои риски. В частности, предоставляемые в заем финансовые средства в иностранной валюте обеспечиваются залогом эквивалента в его национальной валюте, который поступает в Фонд одновременно с предоставлением им соответствующего кредита [7].

Кроме представленной формы обеспечения кредитов МВФ применяет и организационные формы ответственности в отношении государств. Например, если, по мнению МВФ, предоставленные средства расходуются не по своему целевому назначению, данная международная организация имеет право ограничить использование предоставленных заемщику ресурсов.

Более того, существует третья поправка (1990— 1992 гг.) к статьям Соглашения МВФ 1944 г., которая указывает на применение санкций в виде приостановки права государства, не выполнившего свои обязательства перед МВФ, голосовать в данной международной организации. Государства в практике МВФ лишались права голоса на срок до 6 месяцев, а после завершения этого срока — на неопределенное время, пока не выполнят свои экономические обязательства. Одновременно специальная ответственность предусмотрена и за предоставление заведомо ложной финансовой отчетности странами-должниками. В настоящее время МВФ также активно занимается вопросами дальнейшего развития системы обеспечения предоставляемых им займов и ответственности за кредитную задолженность. Существуют требования по предварительному обеспечению исполнения обязательств государствами. Заметим, что самые жесткие императивные меры МВФ использует крайне редко, самым распространенным решением проблемы, как правило, становится предоставление новых кредитов на рефинансирование имеющейся задолженно-

сти. [8] Более того, в 2015 г. произошло изменение существовавших в МВФ правил кредитования по настоянию США. МВФ теперь может кредитовать государства, имеющие дефолт по своим обязательствам перед суверенными кредиторами. Изменения произошли в связи с неплатежеспособностью Украины, которой 20 декабря 2015 г. было необходимо полностью погасить долг перед Россией по займу в 3 млрд долл. [9].

Таким образом, политическая ответственность государств за неисполнение экономических обязательств в двусторонних договорных отношениях проявляется в виде контрмер, приводящих к правовым последствиям не только в отношении виновного субъекта международного права, но и хозяйствующих субъектов, которые инкорпорированы на его территории. В рамках международных организаций государство несет политическую ответственность за невыполнение своих международных экономических обязательств, например, в форме исключения из данной организации, лишения государства права голоса на определенный период (или на период до выполнения им приняты на себя ранее обязательств) и т.д. Однако на практике столь жесткие меры редко принимаются, в основном такие организации как МВФ стараются предоставить государству-должнику новые кредиты для погашения старых, чтобы иметь возможность посредством своих рекомендаций и условий управлять данным государством. ВТО стремится разрешать споры посредством специального механизма, однако споры могут длиться годами, а ответственность за правонарушения государств может так и не наступить. В целом представляется возможным говорить о том, что все международные организации в современных условиях взаимозависимости национальных экономик и нестабильности системы международных отношений пришли к необходимости совершенствовать свои системы обеспечения ответственности для государств, которые не исполняют свои международные экономические обязательства.

Литература

1. Право всемирной торговой организации (ВТО): Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.М. Шумилов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 82.

2. Право ВТО : Учебник для магистров /

B.М. Шумилов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. C. 60.

3. МИД призвал вырабатывать правила торговли в рамках ВТО // ВЗГЛЯД: деловая газета. 2015. 14 окт. URL: http://www.vz.ru/ news/2015/10/14/772304.html (дата обращения: 01.08.2016).

4. Международные экономические организации: Учебное пособие / Л.П. Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Югра. 2-е изд. М.: Магистр, 2013.

5. Шумилов В.М.Эволюция современного международного экономического правопорядка // Евразийский юридический журнал. 2016 № 3 (94).

C. 63.

6. The IMF and it's critics: Essays in international finance // Princeton University № 146 URL https:// www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E146.pdf (дата обращения: 01.08.2016).

7. Международное экономическое право: Учебник для магистров / В.М. Шумилов. 6-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2016.

8. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования: дис. ... док-ра экон. наук: 08.00.14. М.

9. Катасонов В. О реформе МВФ: Лед тронулся, господа присяжные // ИА «Новостной Фронт», 26.12.2015. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://news-front.info/2015/12/26/o-reforme-mvf-lyod-tronulsya-gospoda-prisyazhnye-valentin-katasonov/].(дата обращения: 01.08.2016).

10. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 1994) // СПС Консультант плюс.

11. Тексты Протокола о присоединении России к ВТО и материалов Уругвайского раунда переговоров (соглашения ВТО) — Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www. economy.gov.ru/minec/ press/news/doc10062012_0007]. (дата обращения: 01.08.2016).

12. Статьи соглашения Международного валютного фонда (приняты Приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе) — Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.imf.org/ external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf] (дата обращения: 01.08.2016).

References

1. Right to the world trade organization (WTO): a Textbook for undergraduate and graduate / V.M. Shumilov. 2-e Izd., Rev. and extra-M.: Publishing house of yurayt, 2016. C. 82.

2. WTO law: the Textbook for masters / V.M. Shumilov. 2-e Izd., lane and additional, M.: urait, 2014. C. 60.

3. Foreign Ministry urged to develop trade rules in the WTO // VZGLYAD: Delovaya Gazeta. 2015. 14 Oct. URL: http://www.vz.ru/news/2015/10/14/772304. html (reference date: 01.08.2016).

4. International economic organizations: textbook / L.P. Borodulin, A.I. Kudryashov, V.A. Yugra. 2-e Izd. M.: Magistr, 2013.

5. Shumilov V.M. the Evolution of modern international economic law // Eurasian law journal. 2016 № 3 (94). P. 63.

6. The IMF and it's critics: Essays in international finance // Princeton University No. 146 URL https:// www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E146.pdf (date accessed: 01.08.2016).

7. International economic law: the Textbook for masters / V.M. Shumilov. 6th ed., lane and additional, M.: yurayt, 2016.

8. Fedyakina L.H. the World's external debt: theory and practice of the settlement of Diss. ... Dr. Econ. Sciences: 08.00.14. M.

9. Katasonov V. the reform Of the IMF: the Ice was broken, gentlemen of the jury // news Agency «News Front», on 26.12.2015. Electronic resource. Mode of access: [http://news-front.info/2015/12/26/o-reforme-mvf-lyod-tronulsya-gospoda-prisyazhnye-valentin-katasonov/].(date: 01.08.2016).

10. The Marrakesh agreement establishing the world Trade Organization (Marrakesh, 1994) // ATP Consultant plus.

11. The text of the Protocol on Russia's accession to the WTO and the materials of the Uruguay round (WTO agreement) is an Electronic resource. Access mode: [http://www. economy.gov.ru/minec/press/news/ doc10062012_0007]. (reference date: 01.08.2016).

12. The articles of agreement of the International monetary Fund (adopted on Adopted on 22 July 1944 at Bretton woods) — Electronic resource. Access mode: [http://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf] (reference date: 01.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.