3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. М.: Детство-Пресс, 2010. 96 с.
4. НечаеваВ.Г. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М., 1983. 206 с.
5. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с.
MODERN APPROACHES TO DEVELOPMENT PROFESSIONAL
COMPETENCE OF THE TEACHER PRESCHOOL EDUCATIONAL
INSTITUTION IN THE SYSTEM OF QUALIFICATION IMPROVEMENT
1 2 Turakulova M.M. , Abdurahimova M.O. (Republic of Uzbekistan)
Email: Turakulova556@scientifictext.ru
1Turakulova Manzurakhon Mallaboevna - Senior Lecturer; 2Abdurahimova Mukaddamhon Orunboevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PRESCHOOL, PRIMARY AND SPECIAL EDUCATION, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF PUBLIC EDUCATION IN THE ANDIJAN REGION, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the analysis of the implementation of the competence-based approach in the development of professional competence of teachers in pre-school educational institutions. Ways of introducing it into practice based on the use of modular programs are proposed. The features of the activities of the teacher in the conditions of the trends of modern preschool education are considered. Scientific studies indicate that the main direction of updating the system of additional professional education is to identify approaches to ensuring the activity position of the teacher, contributing to the solution of new professional problems and tasks. Keywords: competence-based approach, pre-school educational institutions, advanced training, professional competence, implementation, design.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ 12 Туракулова М.М. , Абдурахимова М.О. (Республика Узбекистан)
1Туракулова Манзурахон Маллабоевна - старший преподаватель; 2Абдурахимова Мукаддамхон Орунбоевна - старший преподаватель, кафедра методики дошкольного, начального и специального образования, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанской области, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: ^атья посвящена анализу реализации компетентностного подхода в развитии профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Предложены способы внедрения его в практику на основе использования модульных программ. Рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования. Научные исследования свидетельствуют о том, что основное направление обновления системы дополнительного профессионального образования заключается в определении подходов к обеспечению
деятельностной позиции педагога, способствующей решению новых профессиональных проблем и задач.
Ключевые слова: компетентностный подход, дошкольные образовательные учреждения, повышения квалификации, профессиональная компетентность, реализация, проектирование.
УДК 37.013
В условиях модернизации образовательной системы наряду с традиционными функциями педагога актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование, организация содержательной и процессуальной сторон образования. В дошкольном образовании востребованы сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; подготовка детей, не посещающих дошкольное учреждение, к школе и др.
В материалах, посвященных проблемам модернизации образования, подчеркивается необходимость опережающего профессионального образования [1, с. 9]. Реализация этого направления видится в формировании принципиально новых конструктов образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. Введение их в содержание дополнительного профессионального образования означает, что знания и умения переходят в ранг тактических образовательных единиц, а компетентности и компетенции становятся стратегическими понятиями обновления профессионального образования. Такие конструкты широкого радиуса использования имеют отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность [2, с. 25].
Рассматривая современные подходы к повышению квалификации, мы выделили компетентностный подход, который наиболее соответствует социальным ожиданиям в сфере дополнительного профессионального образования и интересам участников образовательного процесса. При проектировании содержания профессионального развития в логике компетентностного подхода единицей построения содержания является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания профессионального развития, а этапы развития профессиональной компетентности определяют логику «развертывания» содержания повышения квалификации.
На основе теоретических положений нами разработаны подходы к технологии развития профессиональной компетентности воспитателей в системе повышения квалификации дошкольного образования, которую можно представить следующим образом.
1. Анализ потребности в новых компетенциях, востребованных современностью, родителями и спецификой дошкольного учреждения. Оценка компетенций: компетенции сформированы, компетенции нуждаются в развитии.
2. Разработка модели компетенций с учетом специфики вида дошкольного учреждения.
3. Реализация проектов и программ развития профессиональной компетентности. В процессе повышения квалификации разрабатывается система показателей для конкретного дошкольного учреждения, которые далее отражаются в индивидуальных программах развития профессиональной компетентности.
4. Оценка качества с точки зрения как освоенных компетенций, так и достижений дошкольников, обновление и коррекция содержания повышения квалификации в зависимости от достигнутых результатов. Для дифференцированной оценки используется шкала, состоящая из двух параметров: компетенции эффективны, компетенции высокоэффективны.
В связи с тем, что при подходе, основанном на компетентностях, опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания. Совершенно новой является проверка компетентности или некомпетентности воспитателя.
5. Анализ потребности в компетенциях, востребованных новой практикой, обновление базы данных компетенций.
Таким образом, данный подход к развитию профессиональной компетентности воспитателей имеет следующие преимущества:
• происходит позитивное влияние на развитие наиболее приоритетных направлений современного дошкольного образования, достижение современного качества дошкольного образования - развитие возможностей и особенностей каждого ребенка, становление его компетентности - способности принимать, на основе знаний и умений, собственные решения;
• подлинный профессионализм воспитателя перестает определяться только совокупностью планов и методик, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции;
• появляется возможность единой методологии и ориентации на развитие конкретных профессиональных компетенций, востребованных современной практикой и конкретным видом дошкольного учреждения;
• руководители дошкольного учреждения могут оценить эффективность вложенных в обучение средств, четко представить критерии оценки (аттестации) деятельности воспитателей;
• происходит более эффективное решение вопросов методической деятельности -воспитатели понимают, как и за что их оценивают, какие компетенции необходимы конкретному виду дошкольного учреждения;
• модульные программы, лежащие в основе технологии, в силу своей гибкости, эффективности и рентабельности способствуют привлечению групп слушателей.
Список литературы /References
1. Стратегия модернизации содержания общего образования / Под ред. А.А. Пинского. М.,
2001. С. 9.
2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход //
Образование и наука, 2004. № 3 (27). С. 25.