Научная статья на тему 'Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации'

Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1968
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асаева Ирина Николаевна

Статья посвящена анализу реализации компетентностного подхода в развитии профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Предложены способы внедрения его в практику на основе использования модульных программ. Рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асаева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. Н. Асаева

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена анализу реализации компетентностного подхода в развитии профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Предложены способы внедрения его в практику на основе использования модульных программ. Рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования.

The article is devoted to the analysis of the competence based approach realization under the conditions of professional development of a pre-school children’s teacher. Some measures are suggested to introduce the competence based approach into the practice of kindergartens and educational establishment of supplementary professional training on the basis of modules programs. The author shows the specific social competences of such teachers taking into consideration the contemporary tendencies of pre-school education development.

В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, уделяется большое внимание такой важной подсистеме образования, как дошкольное. Так, Министерство образования и науки Российской Федерации в представленном комплексе мер по развитию дошкольного образования подчеркивает необходимость обновления и повышения его качества [4].

В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает значительные изменения: появляются различные виды дошкольных учреждений, рассматривается вопрос стандартизации дошкольного образования с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, формируется практика предоставления дополнительных образовательных услуг. В Свердловской области предполагается организация образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах [2].

Для обеспечения соответствующих качественных изменений очень важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях.

Без осуществления системных мер подготовки кадрового потенциала невозможно решить задачи, поставленные Президентом Российской Федера-

ции, по повышению доступности и качества дошкольного образования и воспитания детей. Программа модернизации педагогического образования указывает на важность разработки и апробации эффективных форм, технологий дополнительного профессионального обучения [7].

В условиях модернизации образовательной системы наряду с традиционными функциями педагога актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование, организация содержательной и процессуальной сторон образования [8]. В дошкольном образовании востребованы сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; подготовка детей, не посещающих дошкольное учреждение, к школе и др.

Количественные данные относительно кадрового потенциала ряда дошкольных учреждений Западного управленческого округа Свердловской области свидетельствуют о снижении показателей по укомплектованию штатов, увеличении количества работников со стажем 15 и более лет, а также количества воспитателей, не имеющих специального образования.

Качественный анализ состояния кадровых условий в этих же дошкольных образовательных учреждениях зафиксировал неготовность воспитателей к освоению компетенций, востребованных новой практикой: 51,3% воспитателей затрудняются в проектировании объекта педагогической деятельности; 56,4% не ориентированы на развитие интегрированных сфер развития ребенка; 82% затрудняются в решении профессиональных проблемных ситуаций, что говорит о слабой готовности к изменению условий профессиональной деятельности; 88,5% не владеют новыми информационными технологиями; 95,6% не имеют навыков подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 93,2% не знают специфики организации образовательного процесса в инклюзивной группе и т. п. Все это указывает на недостаточный уровень профессиональной компетентности воспитателей.

В материалах, посвященных проблемам модернизации образования в России, подчеркивается необходимость опережающего профессионального образования [5, 9]. Реализация этого направления видится в формировании принципиально новых конструктов образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. Введение их в содержание дополнительного профессионального образования означает, что знания и умения переходят в ранг тактических образовательных единиц, а компетентности и компетенции становятся стратегическими понятиями обновления профессионального образования. Такие конструкты широкого радиуса использования имеют отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность [3].

Поскольку дошкольное образование является первой и полноценной ступенью отечественного образования, оптимизация системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений становится социально значимой проблемой педагогической науки,

а инновационные процессы, происходящие в этой системе, служат механизмом разработки новых целей, содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей. Эта задача в современных условиях требует нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть видовые особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей. Препятствием для реализации новых подходов продолжает оставаться традиционный механизм развития профессиональной компетентности, не учитывающий современные потребности.

Исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов за счет обновления целевых и содержательно-процессуальных компонентов процесса развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации. Главное достоинство этой системы - практикоориентированное обучение, которое является «мостиком» между теорией и практикой, эффективным средством обогащения и формирования востребованных профессиональных компетенций.

Среди различных подходов к разработке содержания и технологий развития профессиональной компетентности воспитателя мы выделили подход, основанный на компетенциях, поскольку он, на наш взгляд, наиболее соответствует социальным ожиданиям в системе дополнительного профессионального развития.

В настоящее время педагогика, педагогические психология, социология активно занимаются проблемами развития компетентного работника, компетентности как свойства личности, формирования компетенций специалиста.

В исследованиях В. А. Беликова, А. Г. Гостева, А. Я. Найна, Е. В. Ткаченко и др. рассмотрены сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь его ведущих конструктов. Работы А. К. Марковой, В. А. Сласте-нина, А. В. Щербакова посвящены путям повышения профессиональной компетентности. В трудах Э. Ф. Зеера, А. Т. Глазунова, А. Н. Лейбович систематизированы и обобщены исследования понятий данной проблемы, которые представлены следующим образом: компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к реализации различных видов деятельности человека. Во всех имеющихся исследованиях в качестве инструментальных средств достижения целей образования рассмотрены такие метаобразовательные конструкты, как компетентность, компетенция, социально-профессиональные качества.

Весьма полезными оказались работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблему профессионального самоопределения под углом зрения потребностей личности, ее саморегуляции, надситуативной активности, формирования профессиональной «Я-концепции» (Б. Г. Ананьев,

П. К. Анохин, Л. И. Анциферова, Т. И. Артемьева, Р. Берне, В. Джемс, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. А. Миславский, К. К. Платонов, Ф. Хоппе и др.).

Исследования С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, В. Ю. Кричевско-го, Э. М. Никитина обозначили необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной компетентности педагогических коллективов в условиях многоуровневого профессионального образования.

Большое значение для разработки проблемы развития профессиональной компетентности педагогов имеют исследования, посвященные анализу педагогической деятельности и педагогического мастерства (Ю. П. Азаров,

Н. В. Кузьмина, К. М. Левитан, В. С. Леднев, В. А. Сластенин и др.), а также в целом проблемам развития профессиональной компетентности работников дошкольного образования (К. Ю. Белая, Б. Р. Борщанская, А. В. Бондаренко, Р. С. Буре, В. П. Дуброва, Г. С. Красницкая, В. И. Логинова, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, Е. А. Панько, Л. Г. Семушина, Т. В. Шиленок и др.).

Таким образом, научные исследования свидетельствуют о том, что основное направление обновления системы дополнительного профессионального образования заключается в определении подходов к обеспечению деятельностной позиции педагога, способствующей решению новых профессиональных проблем и задач.

Следует отметить, что все приверженцы компетентностного подхода, используя термины «компетентность» и «компетенция», четко не дифференцируют их. Кроме того, большинство авторов говорят о формировании компетентности преимущественно в период профессионального обучения в учебных заведениях. Проблема развития профессиональной компетентности воспитателей остается недостаточно разработанной, не выявлены содержание, формы, технологии и условия ее развития в современной ситуации дошкольного образования.

Это позволяет выявить противоречия:

• на социально-теоретическом уровне: между необходимостью повышения качества дошкольного образования и недостаточной разработанностью проблемы развития профессиональной компетентности воспитателей, обусловленной современными требованиями;

• на методическом уровне: между необходимостью развития профессиональной компетентности воспитателя, востребованной практикой дошкольного образования, и устоявшимися стереотипами организации повышения квалификации;

• на уровне практической деятельности: между осознанием необходимости для воспитателей соответствовать требованиям современной образовательной системы и отсутствием готовности к обогащению и освоению профессиональных компетенций.

Обозначенные противоречия позволили выделить проблему - несоответствие содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей запросам современного дошкольного образования и современным требованиям, предъявляемым к системе повышения квалификации.

Проведенный нами теоретико-методологический анализ содержания и форм повышения квалификации воспитателей позволяет сделать следующие выводы:

• технологии и методы повышения квалификации не всегда адекватны современным требованиям. В квалификации как предпосылке успешной деятельности есть не только информационная и операциональная, но и ценностная составляющая. Поэтому повышение квалификации - это изменение профессиональных ценностей (стереотипов) [10];

• существующие формы повышения квалификации при всех своих несомненных достоинствах имеют ряд несовершенств: эпизодичность учебы, слабая ориентированность на целостность и индивидуальность процесса формирования профессиональной компетентности [11];

• одно из главных противоречий современного отечественного постдипломного педагогического образования состоит в том, что в сложившейся практике преобладает подход скорее вузовский, а порою и просто «школьный». Для педагогов предметом рефлексии становятся в первую очередь смыслы и свойства собственной профессиональной позиции, они анализируют значение компетентностей, способствующих или мешающих эффективности их работы. Образовательная ситуация должна проектироваться и конструироваться самим слушателем [1];

• на современном этапе развития актуален переход от периодического повышения квалификации к непрерывному образованию посредством создания единой системы подготовки и повышения квалификации [12].

На сегодняшний день повышение квалификации педагогических работников осуществляется на ФПК высших учебных заведений, в самостоятельных образовательных учреждениях ДПО, на базе методических объединений и центров, в учреждениях среднего профессионального образования -педагогических колледжах.

Многофункциональность современных педагогических колледжей характеризуется все более широким спектром их деятельности: это реализация программ среднего профессионального педагогического образования и программ дополнительного профессионального образования. В соответствии с наличием необходимого научно-методического и кадрового обеспечения повышение квалификации специалистов соответствующих профилей подготовки становится обязательным направлением деятельности педагогического колледжа. Поэтому одной из важных задач становится разработка и апробация современных практико-ориентированных моделей повышения квалификации.

Рассматривая современные подходы к повышению квалификации, мы выделили компетентностный подход, который наиболее соответствует социальным ожиданиям в сфере дополнительного профессионального образования и интересам участников образовательного процесса. При проектировании содержания профессионального развития в логике компетентностного подхода единицей построения содержания является профессиональная задача. Сово-

купность профессиональных задач образует «ядро» содержания профессионального развития, а этапы развития профессиональной компетентности определяют логику «развертывания» содержания повышения квалификации.

Создание учебно-педагогических комплексов с включением в структуру колледжа учреждений общего образования (школы, детские сады) позволит реализовать компетентностную модель повышения квалификации специалистов, владеющих широким диапазоном профессиональных компетенций.

Основу системы повышения квалификации, использующей данную структуру, составляют следующие принципы:

• активность и внутренняя мотивация субъектов (признание потребностей и интересов каждого воспитателя, способного реализовать в образовательном пространстве дошкольного учреждения собственные личностные смыслы);

• личностное самоопределение (создание условий для понимания воспитателями своей позиции, осуществление ими ценностного выбора);

• ориентация на личностный рост субъектов (постоянное стимулирование и вовлечение воспитателя в процесс саморазвития);

• гибкость (приспособление содержания к индивидуальным потребностям воспитателей);

• модульность (выделение элементов, обеспечивающих освоение дополнительных компетенций, востребованных практикой дошкольного образования);

• динамичность (достижение действенности и оперативности, направленность на потребности конкретного дошкольного учреждения);

• паритетность (обеспечение делового сотрудничества колледжа и дошкольного учреждения, совместное решение профессиональных проблем).

Эти принципы позволяют более полно учесть ту ситуацию развития дошкольного образования, которая складывается в современном российском обществе.

На основе представленных подходов и теоретических положений нами разработаны подходы к технологии развития профессиональной компетентности воспитателей в системе повышения квалификации педагогического колледжа, которую можно представить следующим образом.

1. Анализ потребности в новых компетенциях, востребованных современностью, родителями и спецификой дошкольного учреждения. Оценка компетенций: компетенции сформированы, компетенции нуждаются в развитии.

2. Разработка модели компетенций с учетом специфики вида дошкольного учреждения.

3. Реализация проектов и программ развития профессиональной компетентности. В процессе повышения квалификации разрабатывается система показателей для конкретного дошкольного учреждения, которые далее отражаются в индивидуальных программах развития профессиональной компетентности.

4. Оценка качества с точки зрения как освоенных компетенций, так и достижений дошкольников, обновление и коррекция содержания повыше-

ния квалификации в зависимости от достигнутых результатов. Для дифференцированной оценки используется шкала, состоящая из двух параметров: компетенции эффективны, компетенции высокоэффективны.

В связи с тем, что при подходе, основанном на компетентностях, опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания. Совершенно новой является проверка компетентности или некомпетентности воспитателя. Сегодня очень важно изменение статуса самооценки профессиональной деятельности воспитателя, превращение ее в постоянно используемое в образовательном процессе действие. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации самого процесса развития профессионально значимых компетенций.

5. Анализ потребности в компетенциях, востребованных новой практикой, обновление базы данных компетенций.

Таким образом, данный подход к развитию профессиональной компетентности воспитателей имеет следующие преимущества:

• современное дошкольное учреждение совместно с педагогическим колледжем становится подлинным образовательным комплексом со своим точно обозначенным видом, а также со своей спецификой;

• происходит позитивное влияние на развитие наиболее приоритетных направлений современного дошкольного образования, достижение современного качества дошкольного образования - развитие возможностей и особенностей каждого ребенка, становление его компетентности - способности принимать, на основе знаний и умений, собственные решения [6];

• подлинный профессионализм воспитателя перестает определяться только совокупностью планов и методик, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции;

• появляется возможность единой методологии и ориентации на развитие конкретных профессиональных компетенций, востребованных современной практикой и конкретным видом дошкольного учреждения;

• руководители дошкольного учреждения могут оценить эффективность вложенных в обучение средств, четко представить критерии оценки (аттестации) деятельности воспитателей;

• происходит более эффективное решение вопросов методической деятельности - воспитатели понимают, как и за что их оценивают, какие компетенции необходимы конкретному виду дошкольного учреждения;

• модульные программы, лежащие в основе технологии, в силу своей гибкости, эффективности и рентабельности способствуют привлечению групп слушателей в педагогический колледж и, следовательно, повышают его статус и престиж на региональном рынке образовательных услуг, становятся механизмом выживания учебного заведения в условиях растущей конкуренции, связанной с обусловленным демографическими причинами уменьшением численности студентов.

Компетенции как фактор комплексной подготовки учителей иностранного языка в педвузе

Литература

1. Ермолаева М. Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 56-58.

2. Заявка на участие Свердловской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. - М., 2007.

3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход // Образование и наука. - 2004. - № 3(27).

4. Комплекс мер по развитию дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2004.

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 // Обруч. - 2004. - № 3. - С. 3.

7. Программа модернизации педагогического образования / / Вестн. образования. - 2003. - № 10.

8. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы // Вестн. образования. - 2001. - № 19.

9. Стратегия модернизации содержания общего образования / Под ред. А. А. Пинского. - М., 2001.

10. Фишман Л. Искусство управления // Директор школы. - 2004. -№ 10. - С. 29-35.

11. Хаснова И. «Обучающая организация» как способ повышения квалификации // Нар. образование. - 2007. - № 8. - С. 104-106.

12. Шаршов И. А., Пронина Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей вузов и колледжей // Педагогика. - 2004. -№ 3. - С. 60-68.

И. В. Давыдова

КОМПЕТЕНЦИИ КАК ФАКТОР КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДВУЗЕ

Данная статья посвящена проблеме комплексной подготовки специалиста в области преподавания иностранных языков. В статье рассматриваются такие понятия как лингвопедагогическая компетентность, коммуникативная, когнитивная и креативная компетенции, дается подробное описание личностных качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие учащихся в процессе овладения иноязычной речью и развитие индивидуальных творческих ресурсов.

This article is devoted to the problem of complex training of the specialists studying foreign languages in the Teachers’ Training Institutes. Such notions as «linguopedagogical competence», «communicative competence», «cognitive competence», «creative competence», personal quali-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.