Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РФ С УЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛА СИНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РИСКОВ И ВЫЗОВОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РФ С УЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛА СИНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РИСКОВ И ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синергия / добавленная устойчивость / зоны «поддержки» в Арктике / якорные проекты / негативная синергия / деструктивная синергия / целевое управление / комплексный подход / интеллектуальное программное обеспечение / самоорганизация / саморазвитие / большая система / эффект синергии / экология / экосистема / надсистемный синергетический эффект / синергия масштабов
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарева Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РФ С УЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛА СИНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РИСКОВ И ВЫЗОВОВ»

Бондарева Н.Н.

н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

bonna2005@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РФ С УЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛА СИНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РИСКОВ И ВЫЗОВОВ

Ключевые слова: синергия, добавленная устойчивость, зоны «поддержки» в Арктике, якорные проекты, негативная синергия, деструктивная синергия, целевое управление, комплексный подход, интеллектуальное программное обеспечение, самоорганизация, саморазвитие, большая система, эффект синергии, экология, экосистема, надсис-темный синергетический эффект, синергия масштабов.

Введение

Арктическая зона РФ (АЗ РФ) - большая и относительно стабильная система, сталкивающаяся с ростом нестабильных, непредсказуемых, а иногда даже неконтролируемых внутренних и внешних факторов больших геополитических и технологических трансформаций и природных катаклизмов. Консолидация системных последствий развития и деградации в различных сферах может играть весьма специфическую роль в зависимости от характера системы, ее доступности и эффективности управления ею.

Консолидация инновационной деятельности внутренних участников и внешних партнеров РФ, взаимная интеграция инструментов управления качеством, процессов и ресурсов создают новую среду. Она может способствовать открытому, устойчивому развитию социально -экономической системы (далее - система) только на основе гуманизма и экологической безопасности. Другие подходы чреваты у тратой Арктики как части национальной системы.

В нестабильной среде Арктика становится уникальным объектом специфического геополитического конкурентного управления. Являясь сложной динамической системой, Арктика производит максимальные эффекты благодаря своей целостности и способности приобретать и объединять новые элементы, включая синергетические эффекты позитивной и негативной человеческой деятельности.

Полагаем, что критерии эффективности управления АЗ РФ могут устанавливаться и контролироваться в рамках государственных программ, критериев глобальных, национальных и региональных программ, а также с помощью корпоративных и общественных исследований.

Экономический потенциал Арктики огромен. По данным Геологической службы США, под Северным Ледовитым океаном могут находиться до 22% мировых месторождений газа и нефти. Общая стоимость всех месторождений полезных ископаемых в российской Арктике составляет более $30 трлн. Протяженность Северного морского пути (СМП) в РФ - 5,600 км. Огромный потенциал рыбного промысла и шельфовой минеральной базы дает преимущества РФ в завоевании лидирующих позиций в мировой экономике. В российском арктическом регионе проживает свыше 2,5 млн. человек.

Новые арктические технологии, включая ледокольный флот, подводные роботы и новые материалы в строительстве, новые безопасные технологии добычи, новая строящаяся МКС, БЛС становятся эффективной частью большой арктической системы наряду с природными ресурсами, людьми и управлением. В настоящее время эта система достаточно стабильна в своем эволюционном развитии. Тем не менее, Арктика сталкивается с определенными угрозами и должна накапливать потенциал для преодоления будущих вызовов. Воссоединение упомянутых производс т-венных движущих сил сталкивается с новыми угрозами и рисками, включая изменение климата и напряженность р е-гиональной геополитической конкуренции в Арктике. РФ вовлекают в новые региональные конфликты с целью отвлечения ресурсов от нужд Арктики 1. В такой ситуации арктическая ресурсная база нуждается в абсолютно инновационных подходах и методах управления, включая наилучшую синергетическую практику.

Полагаем, что, несмотря на противоречия, сохраняется очень хрупкий баланс порядка и хаоса в Арктике как большой сложной системе. При этом она становится все более востребованной как важный источник удовлетворения значительной части человеческих потребностей мира. Арктическая зона также рассматривается как большой глобальный рынок со своими специфическими законами, рисками, ограничениями и будущим потенциалом.

В настоящее время РФ обладает наибольшим потенциалом для достижения синергии в реализации арктических проектов на глобальном уровне, национальном, региональном, секторальном и корпоративном уровнях, на уровне «арктических опорных зон», якорных проектов и микроуровне. В то же время следует иметь в виду, что новые риски,

1 Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Управление технологическим компонентом программ развития Арктической зоны РФ // М а-териалы международной конференции «Цифровая трансформация производства, инфраструктуры и услуг» Ноябрь 21-22, 2019, Санкт-Петербург. - https://iopscience.iop.org/issue/1757-899X/940/1

включая искусственно созданные, нарастают. Ограниченный доступ к глобальным инновациям из -за санкций ставит задачу импортозамещения арктических технологий.

Важность и роль синергии в управлении Арктикой

В целом синергизм определяется как система методов организационного проектирования, как взаимозависимое воздействие нескольких факторов, действующих совместно в одном направлении, как набор механизмов самоорганизации и саморазвития систем. Синергия в любых сферах, включая АЗ РФ как макрорегион, являющийся огромной частью российской системы экономики, создает значимые мультипликаторные выгоды, снижает большинство издержек, увеличивает прямую и косвенную прибыль, формирует множественные транзитные эффекты, минимизирует (распределяет, разделяет) риски.

Синергетическое управление развитием АЗ РФ - важная функция государства и движущая сила развития арктического потенциала, поскольку синергетический социальный эффект является основным результатом экономического развития региона.

Кроме того, синергизм в целенаправленных методах управления комплексно, многомерно повышает потенциал большинства процессов и методов управления, запускает уникальный механизм развития через самосохранение и саморазвитие Арктики как большой системы, включая инновационное принятие решений по старым и новым технологическим процессам, противоречиям, соответствиям, добавленной устойчивости и новому качеству системы.

Потенциал саморазвития Арктики

Следует отметить, что синергетический эффект достигается методом полного или частичного взаимодействия, целостности, взаимопроникновения всех элементов системы, включая такие как: организация, управление, самоуправление и самоорганизация, саморазвитие. Нет сомнений, что синергия объединяет и многократно укрепляет разные части всей системы. Одновременно синергия позволяет избавиться от избыточных, неэффективных и неперспективных элементов наряду с созданием нового синергетического качества, придает синергетическую устойчивость системе.

Полагаем, что арктическая система способна к самоорганизации в периоды эволюционных и революционных изменений. Агрессивная внешняя среда (включая изменение климата, территориальные конфликты, разливы нефти) увеличивает угрозу деградации или потери арктического потенциала. Это требует новых социальных подходов, честного и открытого международного сотрудничества на основе информационно-логических моделей (ИЛМ) и целевого управления1.

Также целесообразно оценить общий потенциал саморазвития Арктики. Самостоятельно организованная (реорганизованная) система продолжает развиваться самостоятельно вне зависимости от влияния человека, утилизируя до определенного уровня техногенный ущерб. Каждый раз арктическая система производит свой собственный сценарий, чтобы выжить и ответить на каждое антиарктическое действие человека. В целом, самоорганизация системы -это процесс, в котором прогнозируемые (планируемые) изменения системы вызваны или создаются вне шними, внутренними силами и целями саморазвития системы. Влияние внешней среды играет огромную роль.

Этапы эволюции арктической системы

Полагаем целесообразным назвать этапы эволюции системы, включая:

а) этап потери устойчивости ключевых элементов (которые непосредственно определяют систему);

б) стадия потери устойчивости всей системы;

в) стадия нестабильности системы;

г) этап перехода от нестабильности к эволюции или этапу революции;

д) этап восстановления стабильности системы.

Важно понимать, какие этапы эволюции АЗ РФ переживает сейчас, какие инструменты управления более э ф-фективны на этой стадии, какие из них нужно развивать. В любом случае, инструменты должны основываться на принципах синергизма как консолидации потенциала, включая материальные и нематериальные активы (в том числе цифровые), для достижения максимального результата, превышающего сумму индивидуальных усилий.

Отметим, что позитивная синергия сотрудничества, включая интеллектуальную синергию, не всегда способна противостоять негативной синергии (комбинированные и объединенные в одну угрозу прямо или косвенно встроенные вызовы) как мощной деструктивной силе. Геополитическая стадия конкуренции за Арктику нередко является скрытой экономической игрой, и она маскируется под экономические альянсы, международные организации и санкции.

Наряду с геополитическими и экологическими вызовами экономика АЗ РФ сталкивается с угрозами оттока населения. Из 2,5 млн. человек, живущих в АЗ РФ, 200 тыс. человек намерены покинуть ее из -за сурового климата, низкого качества жизни и недопотребления всех видов социальных благ. Это является признаком 3 этапа нестабильности системы. Создание стимулов для работы в суровых условиях - важная социальная и политическая задача для РФ.

1 Балаян Г.Г., Жарикова Г.Г., Комков Н.И. Информационно-логические модели. - М.: Наука, 1978.

Достижение синергизма на различных уровнях консолидации потенциалов

Проведенный анализ реализации арктических проектов в АЗ РФ подтверждает важность синергии на всех уровнях: геополитическом, национальном, региональном, отраслевом, корпоративном и микроуровнях

Синергия на геополитическом уровне

Синергия геополитических усилий по смягчению рисков и мобилизации потенциала осуществляется в рамках российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023. Очень востребовано активное партнерство со странами и компаниями, которые являются лидерами в области научных исследований, судоходства, арктических технологий. Интересен опыт международной синергии Норвегии в использовании управления экосистемами в морских районах и канадско -американской пилотной программы (экосистема моря Бофорта, Арктический совет по защите ар к-тической морской среды).

Позитивные синергетические эффекты проявляются в существующих глобальных и межгосударственных механизмах управления Арктикой. В этой связи следует подчеркнуть роль Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, Стокгольмской конвенции о стойких органических соединениях, Арктической программы мониторинга и оценки, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Северного форума, соглашений ВТО, Международного арктического научного комитета. (МПК), а также Международного совета научных союзов, Международной ассоциации классификационных обществ, Международного совета по морским исследованиям и других глобальных, региональных и полевых проектов. Все они носят гуманитарный, социальный и экологический характер.

Синергия на национальном уровне

Отметим также, что на национальном уровне реализация «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности» ожидается в течение трех временных этапов: первого этапа (2020-2024), второго этапа (2025-2030), третьего этапа (2031-2035). Реализация будет вестись через национальную программу «Социально -экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», План развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП), региональные, зональные и корпоративные программы.

В этой связи важно оценить, как стратегические цели взаимодействуют, взаимосвязаны, дублируют друг друга на всех уровнях, каковы противоречия между ними. Для анализа вышеуказанных задач, текущих и будущих рисков и вызовов полезно предпринять следующие действия:

1. Проводить ревизию всех стратегических документов и мероприятий на всех уровнях;

2. Создать единый сводный реестр всех арктических программ и проектов, финансируемых из бюджетов всех уровней:

3. Провести экологическую экспертизу результатов всех арктических проектов;

4. Составить единый реестр объектов капитального строительства в АЗ РФ;

5. Составить единый реестр перспективных арктических технологий (прорывных технологий), способных стать технологическими драйверами перехода от этапа «частичного, точечного освоения Арктики» к этапу «крупномасштабного освоения Арктики»;

6. Разработать комплексный подход к управлению проектами развития АЗ РФ со стандартными унифицированными критериями оценки результатов и синергетического воздействия арктических программ.

Наукоемкость освоения АЗ РФ огромна. Эффективное управление рисками и вызовами обеспечит безопасное и комплексное развитие Арктики. Крайне необходимо исправить социальные диспропорции, увеличить продолжительность и качество жизни, ликвидировать старый фонд жилья, увеличить численность населения в Арктике до 3 млн. человек, стимулировать социальную сферу и развитие инфраструктуры (включая бюджетные воздушные перевозки), сохранить безопасную окружающую среду. Сегодня российская Арктика обеспечивает около 11% ВВП РФ, 82% производства российского газа и более 12% производства жидких углеводородов.

Синергия на территориальном уровне

Следует отметить, что принцип синергии реализуется в новом механизме территориального развития - на местном уровне. Он был внесен Минэкономразвития РФ в 2016 году (в рамках проекта так называемых «восьми опорных зон»).

Формат «опорных зон» выбран для ускорения развития арктического макрорегиона как мегапроекта (большой системы) по принципу взаимной интеграции компетенций и ресурсов на всех уровнях и этапах планирования, финансирования и реализации, а также анализа синергетических эффектов на прилегающих территориях.

Синергия на корпоративном уровне

Считается, что синергия эффективна в условиях конкурентных бизнес -проектов с высокой корпоративной культурой производства. В условиях арктической высокорискованной природы синергетические эффекты могут быть достигнуты при поэтапной реализации следующих задач (с учетом экологической безопасности и развития безвредных техноло гий) :

Таблица 1

Восемь опорных зон АЗ РФ

Название опорной зоны Описание опорной зоны

1. Архангельская опорная зона Выгодное географическое положение, развитая железнодорожная инфраструктура и круглогодичный порт (с ноября по март эксплуатируется только для судов ледового класса или с ледоколом)

2. Чукотская опорная зона На ее территории находится ряд системообразующих объектов транспортной инфраструктуры (в восточной части АЗ РФ).

3. Кольская опорная зона Выгодное географическое положение, незамерзающие круглогодичные порты, огромные ресурсы, относительно развитый транспорт, энергетические, промышленные, нау чные и образовательные инфраструктурные ресурсы.

4. Ненецкая опорная зона Потенциал развития СМП и добычи полезных ископаемых

5. Северо-Якутская опорная зона Ключевой объект восточной части СМП- стратегический порт Тикси.

6. Таймыро-Туруханская опорная зона Включает горнопромышленный комплекс в Красноярском крае, крупная агломерация - Норильский промышленный район.

7. Воркутинская опорная зона В ее состав входит муниципальное образование городской округ «Воркута» в Республике Коми.

8. Ямало-ненецкая опорная зона Имеет высокий потенциал для обеспечения стабильного грузопотока для портов СМП.

Составлено автором.

1) разведка и изучение участков новой сырьевой базы;

2) развитие указанных направлений;

3) вовлечение в промышленный оборот новых запасов нефти и газа;

4) разведка и добыча трудноизвлекаемых запасов нефти и газа;

5) развитие альтернативной энергетики («зеленая энергия»);

6) снижение использования углеводородного сырья;

7) вывод на рынок новых энергоносителей.

Одним из положительных примеров взаимовыгодного синергетического эффекта на уровне отрасли и компании является технологическое сотрудничество «Газпромнефть -Ямал» (четыре горизонтальных ствола) и «Мессояханефте-газ» (уникальная технология «риббон» в ТАМЛ-3). В результате интеллектуальная синергия двух активов на Ямале позволила найти высокотехнологичное решение для добычи труднодоступных арктических запасов.

Таким образом, высокое качество культуры производства и управления является важным условием достижения межкорпоративной синергии. Основой успеха «Газпромнефть -Ямал» является подбор бурового оборудования и методов, обучение специалистов бурению, совместная экспертиза и партнерство. Внутренняя синергия обеспечивает конкурентоспособность компании для преодоления большинства сложных рисков. Так, компания «Газпромнефть -Ямал» успешно пробурила горизонтальные участки на «Тазовском» месторождении. В настоящее время разрабатываются технологические решения для бурения глубоких нефтяных месторождений с высоким коэффициентом аномального давления.

Кроме того, критерии оценки результатов синергии должны также включать новый достигнутый уровень безопасности, снижение затрат, увеличение скорости бурения и общую прибыль. В целом вышеназванный мультипликативный корпоративный и секторальный синергетический эффект в АЗ РФ - это ориентир для ускоренной модернизации технологий.

Синергия на проектном уровне

Следует отметить, что синергизм на национальном и секторальном уровнях встроен в «якорные» проекты, в пакет программ, бюджетных привилегий и корпоративного целевого финансирования. В рамках программы ЧГП (АЛРОСА, «Лукойл», РЖД, НОВАТЭК, «Газпром», «Норникель») составляется список из 145 текущих и перспективных арктических проектов. Включены 17 наиболее значимых проектов («Ямал СПГ», Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, морской порт в пос. Сабетта, «Приразломное» и др.).

Негативный синергетический эффект рисков и вызовов

При оценке синергетического воздействия риска на арктическую среду целесообразен комплексный, гуманистический, социальный, экологичный подход. Передача арктического национального потенциала в руки двух-трех крупных компаний чревата потерей прямых доходов правительства и эффектов синергии. В этой связи участие государства, общественности в успехах частных компаний в АЗ РФ несколько недооценено. Техногенные катастрофы («Норникель», Норильск, 2020 г.) устранялись прямо и косвенно за счет госбюджета. Учитывая названный негативный опыт следует признать, что масштабное освоение Арктики частными компаниями должно контролироваться Пр а-вительством РФ и оцениваться с точки зрения целей и задач национального развития и соответствия национальным интересам.

Понимая взаимовлияние двух равновесных систем - арктического региона и мира - важно комплексно развивать синергетические партнерства на всех уровнях (совместное спасение в Арктике, научные исследования и т.д.). Полагаем, что синергия международных потенциалов в развитии Арктики должна быть направлена не на активизацию

добычи ресурсов (потенциала будущих поколений), а на защиту этого уникального глобального региона, со хранение арктической культуры, развитие научных исследований, рыболовства и туризма. РФ расширяет число действующих и потенциальных партнеров по разведке АЗ РФ, включая новые проекты с Китаем, Норвегией и Финляндией.

Учитывая большую стоимость освоения АЗ РФ, риски и издержки бизнеса в арктических проектах оцениваются несоразмерно по сравнению с аналогичными бизнес -процессами в центральных регионах РФ. Эти совокупные затраты и риски имеют резко негативный синергетический эффект. Риски могут быстро трансформироваться в действительно большие проблемы, включая синергию масштабов - от местного до глобального уровня.

В дополнение к сказанному выше отметим, что геополитическая и социальная функция Правительства России в АЗ РФ должна быть сосредоточена на развитии СМП, реконструкции Беломорско -Балтийского канала, создании грузового флота, санитарной авиации, транспорта и на реализации других прорывных инфраструктурных проектов (включая Интернет, новые аэродромы и ледокольный флот). Отметим также, что в настоящее время профессиональное образование для арктических нужд не отвечает всем потребностям арктического рынка. Социально-экономические бонусы могут стать лучшим способом решения проблемы наращивания интеллектуального капитала и импор-тозамещения арктических технологий в АЗ РФ.

Заключение

В заключение отметим, что синергия как консолидация потенциала науки, менеджмента и бизнеса, социальных программ, ЧГП является уникальным механизмом создания комплексной системы поддержки стандартизированных решений (технологических, экологических, социальных и др.). Являясь таковым, она становится эффективным инструментом управления АЗ РФ на принципах экономики знаний и цифровизации. Синергетический подход помогает проводить онлайн аудит потенциала сырьевой базы, рисков внешней среды, потребностей и вызовов рынка, интересов инвесторов и бенефициаров АЗ РФ. Уровни консолидации потенциала включают глобальный, национальный, региональный, деловой, проектный и другие уровни.

Таким образом, очевидно, что синергия достигается за счет умной синхронизации, интеллектуального проникновения и взаимного усиления потенциалов различных уровней.

Вышеупомянутые восемь опорных зон ориентированы на синергетический потенциал инфраструктуры морских портов СМП и их вовлечение в приоритетные инвестиционные проекты. «Якорные проекты» будут оставаться важными и эффективными в течение следующего десятилетия как зоны поддержки базовых элементов всей системы макроинфраструктуры АЗ РФ. Предполагается, что все «связывающие» потенциальные инструменты проекта и общее использование арктических инфраструктур сохранят эффективные механизмы достижения синергии в АЗ РФ. Проектные офисы арктических объединений, связанных единой системой управления и инфраструктурой, будут активно использоваться в качестве эффективного инструмента комплексного целевого подхода к освоению Арктики как российского макрорегиона и уникальной большой и динамичной системы с макроресурсами (СМП, углеводородами и т.д.) общегосударственного значения.

Синергия взаимосвязанных глобальных, национальных, региональных и корпоративных рисков будет нарастать в следующем десятилетии. Для управления этим процессом наиболее эффективным решением может оставаться синергизм глобальной доброй воли и ответственного изучения Арктики.

Синергия должна стать частью философии управления АЗ РФ и пронизывать миссии государства, бизнеса и общества, мотивировать и наполнять все арктические проекты.

Арктическая система существенно отличается от систем, созданных человеком. Это самосовершенствующийся и самовозобновляющийся организм, который принимает, создает и интегрирует новые элементы (включая негати вные синергетические эффекты рисков, угроз, а также положительные синергетические эффекты управления человеком) в свою модель существования и развития. Сотрудничество, целостность, сосуществование, восстановление, цели защиты должны стать ключевыми критериями для всех арктических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.