Научная статья на тему 'Современные подходы к разработке финансовой стратегии предприятия'

Современные подходы к разработке финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1507
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / STRATEGIC PLANNING / ENTERPRISE FINANCIAL MODELS / ENTERPRISE STRATEGY / FINANCE / ENTERPRISE EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.

В настоящее время стратегиям отдается приоритет, в том числе в разрезе финансовой модели предприятия. Авторами в статье проведен сравнительный анализ, выделены ключевые проблемы и предложены направления по их ликвидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, priority is given to strategies, including in the context of the enterprise's financial model. The authors carried out a comparative analysis in the article, identified key problems and proposed directions for their elimination.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к разработке финансовой стратегии предприятия»

ЭКОНОМИКА Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: стратегирование, финансовые модели предприятия, стратегия предприятия, финансы, эффективность предприятия

Аннотация: В настоящее время стратегиям отдается приоритет, в том числе в разрезе финансовой модели предприятия. Авторами в статье проведен сравнительный анализ, выделены ключевые проблемы и предложены направления по их ликвидации.

Keywords: strategic planning, enterprise financial models, enterprise strategy, finance, enterprise efficiency

Abstract: Currently, priority is given to strategies, including in the context of the enterprise's financial model. The authors carried out a comparative analysis in the article, identified key problems and proposed directions for their elimination.

Традиционно, все функциональные стратегии делятся на три уровня: первый - финансовая стратегия; второй - конкурентная и инвестиционно-инновационная стратегии; третий - маркетинговая, производственная, информационная, кадровая и другие стратегии.

Практически на предприятиях может реализовываться сложная система «стратегирования», которая будет обеспечивать взаимосвязи определенных видов стратегий, проектно-программных разработок, стратегических ориентиров. От эффективности этой системы будет зависеть внедрение нового качественного уровня управления предприятием и особенно финансового управления.

Отметим, что термин «стратегирование» только начинает использоваться в практике корпоративного управления, но повышенное внимание к стратегическим решениям делает его использование все более актуальным.

Необходимость определения финансовой стратегии в общей стратегии современных предприятий обусловлена, прежде всего:

- диверсификацией деятельности крупных предприятий в условиях их охвата различных рынков, в том числе финансовых ресурсов;

- потребностями в нахождении источников финансирования стратегических проектов;

- наличием единой конечной цели при выборе вектора стратегических действий и их роли в максимизации финансового эффекта;

- развитием международных и отечественных финансовых рынков как пространства для движения финансовых ресурсов и выгодного размещения капитала;

- усилением роли финансов в развитии предприятий.

Одной из самых острых проблем является определение структуры финансовой стратегии, то есть тех ключевых элементов, эффективность развития которых предопределяет успех финансовой стратегии предприятия в целом. Сосредоточивая внимание на современной структуре сложной категории «финансовая стратегия», можно отказаться от некоторых традиционных оценок финансовой стратегии, направленных, главным образом, на долгосрочные ориентиры отдельных финансовых инструментов (прибыль, проценты, привлечение финансовых ресурсов и т.д.).

Как известно, категория «финансовая стратегия» имеет практически двухуровневую трактовку:

1) жестко ориентированная финансовая стратегия - конкретный набор правил для принятия решений, которым предприятие руководствуется в своей финансовой деятельности. Ее принципы четко определяются при конкретной работе и жестко контролируются;

2) расширенная интерпретация этой категории отличается более общими ориентирами, которые в некоторой степени приближаются к направлениям деятельности.

Такая интерпретация является симбиозом между категориями «стратегия» и «ориентир». Обычно на предприятии формируется определенная иерархия, где на верхних уровнях размещаются стратегические решения и ориентиры. Кроме того, надо помнить о симбиозе отдельных решений финансовой стратегии с другими функциональными стратегиями предприятия.

С учетом вышеизложенного, можно сказать, что стратегия представляет собой инструмент, направленный на финансовую сбалансированность и координацию действий, который требует не только стандартных методических разработок, а также опыта руководителей, знания финансовых рынков, способности предвидеть потенциальные финансовые риски.

Априори, стратегия повысить финансовый потенциал предприятия будет реальной, если:

1) стратегия станет жизненно необходимым инструментом для предприятия;

2) избрано необходимое направление финансового развития и осуществлена его оценка;

3) сформированы фиксированные точки стратегии, которые определяют основную идеологию будущего развития предприятия;

3) стратегия будет гибкой и легко адаптироваться, учитывая скорость текущей ситуации на финансовых рынках;

4) финансовая стратегия будет скоординирована со стратегическими решениями правительства и собственными функциональными стратегиями, в частности, направленными на повышение конкурентоспособности предприятия.

Стратегия, как специфический финансовый инструмент имеет ряд особенностей:

- основной задачей стратегии является разработка общих направлений деятельности, определение необходимости реализации ключевых проектов и программ, которые будут реализованы в

будущем;

- стратегия разрабатывается в условиях неполной информации, поэтому невозможно точно предсказать будущее состояние, характеризующее значительную изменчивость стратегических решений;

- стратегия неразрывно связана с инструментами, такими как ориентиры (цели, которые предполагается достичь) и является средством достижения этих целей; между этими инструментами связь достаточно тесная, но не локализована: ориентиры могут стать стратегическими направлениями, а стратегия конкретизироваться в ориентиры;

- правильно и разумно выбранная стратегия является основой для обеспечения будущей эффективной деятельности современного предприятия.

По нашему мнению, финансовую стратегию, которая характеризует различные отношения между субъектами рынка по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, применения финансовых инструментов, можно определить как обобщенную модель и инструмент действий, необходимых для достижения стратегических целей, поставленных предприятием.

В условиях дефицита источников финансирования дополнительную актуальность приобретают проблемы формирования конкурентных преимуществ предприятия. Для того, чтобы достичь результат реализации финансовой стратегии в виде получения

конкурентного преимущества, финансовая стратегия должна выполнять ряд важных и необходимых функций. К основным функциям финансовой стратегии в системе обеспечения конкурентных преимуществ предприятия мы относим:

1) стимулирующую, которая способствует повышению эффективности привлечения и использования финансовых ресурсов при формировании, содержании и наращивании конкурентных преимуществ;

2) адаптивную, суть которой заключается в использовании методов расчета экономически обоснованных финансовых возможностей и правил формирования и размещения финансовых резервов в соответствии с финансовыми потребностям предприятия;

3) антикризисную, которая способствует решению задач относительно поведения, как во внутренней, так и во внешней среде и реализации определенного долгосрочного направления, которое должно обеспечивать финансово эффективное достижение и поддержание конкурентных преимуществ;

4) контрольную, которая заключается в мониторинге динамики уровня конкурентоспособности предприятия на основе выявления отклонений фактических от целевых значений показателей;

5) информационную, которая заключается в централизации, систематизации и обработке поступающей информации, и формировании на ее основе рекомендаций по организации финансовой, производственной и распределительной деятельности предприятия, а также выработке предложений по направлениям стратегической деятельности;

6) организационную, которая заключается в обеспечении процесса разработки и реализации финансовой стратегии необходимыми трудовыми, интеллектуальными ресурсами, средствами труда, проведении координации действий заинтересованных подразделений и лиц, мотивации, поощрении и санкциях в отношении персонала, контроль за его деятельностью;

7) ресурсообеспечивающую, которая заключается в своевременном обеспечении предприятия необходимыми для осуществления деятельности финансовыми ресурсами, прогнозировании и планировании их поступления, поиска оптимального сочетания источников их привлечения;

8) распределительную, которая заключается в прогнозировании и планировании сроков и объемов инвестиций, других расходов, поиска объектов капиталовложений;

9) прогнозирующая, которая содержит прогнозирование вероятности возникновения банкротства и прогнозирование негативного воздействия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды и колебания рыночной конъюнктуры;

10) оптимизационная, суть которой сводится к поиску наиболее эффективного соотношения между финансовыми вложениями и привлечением финансовых ресурсов;

11) координационную, которая заключается в обеспечении эффективного обмена финансовыми ресурсами;

12) кооперационную, которая позволяет эффективно распределять финансовые ресурсы и, как следствие, уменьшать объем расходов предприятия.

Кроме вышеприведенных финансовая стратегия решает систему задач, которые ориентированы на достижение целей финансовой стратегии. Основными задачами финансовой стратегии являются следующие:

- выбор способов проведения успешной финансовой стратегии и использования финансовых возможностей;

- прогнозирование и определение перспективных финансовых взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, государством, финансово-кредитными учреждениями и тому подобное.

Отсюда функциями финансовой стратегии будут:

- эффективный выбор и распределение ресурсов;

- формирование конкурентных преимуществ;

- анализ отрасли, конкуренции, рынка.

Принципы:

- рационализация ценовой политики;

- наличие системы потоков информации;

- выбор долговременных целей;

- специализация составляющих элементов стратегии;

- защищенность стратегии;

- гибкость стратегии.

Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ предприятия включает в себя:

- обеспечение финансовыми ресурсами операционной и инвестиционной деятельности предприятия;

- мониторинг экономических и финансовых возможностей потенциальных конкурентов;

- выбор эффективных методов управления в условиях, когда предприятие находится в кризисном состоянии, и поиск путей выхода из кризисного состояния.

Важным вопросом, связанным с процессом формирования финансовой стратегии отечественных предприятий является анализ реальных и потенциальных факторов, которые могут повлиять как на процесс формирования, так и на процесс реализации финансовой стратегии. К таким факторам, по нашему мнению, следует отнести:

1) объективные, или внешние: конкурентный потенциал; законодательство (текущее состояние системы нормативно-правового обеспечения и регулирования сферы функционирования предприятия); отраслевая принадлежность (особенности хозяйственной деятельности в пределах области); территориальное размещение; фискальные нагрузки (текущее состояние и возможные изменения в налоговой сфере); состояние финансового рынка (динамика конъюнктуры на финансовом рынке и прогнозирование ее изменения).

2) субъективные, или внутренние: качество управления (текущее состояние системы управления предприятием); инвестиционный потенциал (возможности эффективно осуществлять инвестиционную деятельность); финансовый потенциал (возможности предприятия формировать собственные и привлекать внешние финансовые ресурсы предприятия); жизненный цикл товара (стадия, на которой находится товар предприятия); оптимизация затрат (наличие стратегии предприятий по уменьшению объема расходов или совершенствования управления ими); темпы роста объема производства (возможности развития предприятия за счет увеличения объема производства продукции); политика управления рисками (наличие на предприятии тактики и стратегии управления потенциальными рисками).

Таким образов, проведенные теоретические обоснования финансовой стратегии можно взять за основу для дальнейшего обоснование критериев эффективности финансовых стратегий предприятий в формировании современной концепции управления.

Список литературы

1. Воронина Л.А., Трофименко Е.В., Ратнер С.В. Формализованные механизмы оценки и выбора инноваций при предоставлении проектного финансирования // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 5. С. 18-21.

2. Воронов Д.С., Корсунов П.П., Криворотов В.В. Оценка конкурентоспособности ПАО «Газпром» // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15. № 2. С. 179-197.

3. Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение. - Воронеж, 2003. - 257 с.

4. Заусаев И.А., Берсенев И.И., Сабецкая Г.Р. Метод оптимизации затрат при формировании товарных запасов торгового предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 508-512.

5. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. 2016. № 11. С. 26-32.

6. Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 83-90.

Блашенцев Б.О.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, развитие экономики, эффективность экономики, экономический рост.

Аннотация. В данной статье автором рассмотрен вопрос о роли государственно-частного партнерства, о его влиянии на эффективность экономического роста в России.

Keywords: public-private partnership, economic development, economic efficiency, economic growth.

Abstract. In this article the author examined the issue of the role of public-private partnership, its impact on the efficiency of economic growth in Russia.

Определяя высокую роль предпринимательства в повышении темпов экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, уровня качества жизни населения, обеспечении социальной и политической стабильности общества, государство используют многообразные формы взаимодействия с бизнесом. Как справедливо отмечает В.Д. Перевалов, «...государство никогда не свободно от выполнения своих социальных функций», связанных с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.