Современные подходы к профориентации в условиях создания «Уральской инженерной школы»
РЫБАКОВ
Евгений Аркадьевич,
директор Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова, кандидат экономических наук
Аннотация
Статья посвящена особенностям организации профориентации школьников в условиях создания «Уральской инженерной школы». Рассмотрены методы профессионального самоопределения учащихся старших классов в контексте использования нестандартных форм повышения престижа рабочих профессий. Описаны три направления работы с учащимися в условиях современности. Приведены результаты проведения интеллектуально-развивающей игры «Путь к успеху». Рассмотрены изменения рынка труда и требования работодателей к потенциальным работникам предпри-
Ключевые слова:
«Уральская инженерная школа», престиж среднего профессионального образования, нестандартные формы профориентационной работы.
СОЛОВЬЕВА Юлия Петровна,
заведующая рекламно-информационным отделом Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова, кандидат социологических наук
Для современного рынка труда характерен дисбаланс спроса и предложения специалистов рабочих профессий. Изменить ситуацию призвана «Уральская инженерная школа», цель которой — повысить престиж среднего профессионального образования и специальностей технического профиля. Важная роль при этом отводится новым, нестандартным формам профориентаци-онной работы со школьниками.
В едущие промышленные предприятия Урала — ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «Уралэлектромедь», ООО «Кировград-ский завод твердых сплавов» — в настоящее время испытывают потребность в инженерных и рабочих кадрах. Однако быстро найти квалифицированных, знающих современные технику и технологии инженеров-металлургов, электриков, электромехаников, термистов и других специалистов не всегда удается. Именно поэтому губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев летом 2014 года представил Президенту РФ В. В. Путину проект создания «Уральской инженерной школы», разработанный ООО «УГМК-Холдинг» при
непосредственном участии и по инициативе генерального директора А. А. Козицына. В реализации инициативы принимают участие Правительство Свердловской области, ООО «УГМК-Холдинг», Уральский федеральный университет, Уральский государственный колледж имени И. И. Ползунова, Вехнепышмин-ский техникум «Юность».
Устранить дисбаланс
Инициативы крупных предприятий области, профессиональных учебных заведений и органов государственной власти закономерны и обоснованы, поскольку для современно-
Рис. 1. Распределение выпускников школ по уровню учебных заведений профессионального образования
УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
го рынка труда характерен дисбаланс спроса и предложения специалистов рабочих профессий. Почти каждый второй выпускник вуза оказывается «лишним» на рынке труда, в то время как у молодых специалистов со средним профессиональным образованием достаточно широкий выбор вакансий даже в условиях экономической нестабильности.
Современные школьники — молодые люди, которые, с одной стороны, легко осваивают информационные технологии, с другой — являются конформистами, следующими принципу «все и сразу». К выбору профессии они подходят прагматично, думая о престиже специальности и возможности в будущем получать высокие доходы, не выходя за пределы чистого, просторного офиса.
Переломить ситуацию несоответствия нужд экономики и предпочтений молодежи должна помочь «Уральская инженерная школа», призванная повысить престиж среднего профессионального образования и специальностей технического профиля. В этом смысле продуманная, качественная профориентационная работа со школьниками — одно из приоритетных направлений.
Таблица 1
Чем руководствовались абитуриенты 2014 года при выборе специальности
№ п/п Мотивы выбора специальности Доля ответов, %
1 Профессия отвечает кругу моих интересов 57,8
2 Престижность профессии 16,7
3 Возможность получения высоких доходов 14,7
4 Бесплатное обучение по специальности 8,8
Таблица 2
Топ-5 наиболее востребованных технических специальностей колледжа
№ п/п Самые востребованные специальности Кол-во поданных заявлений
1 Металлургия цветных металлов 110
2 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 71
3 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 70
4 Информационная безопасность автоматизированных систем 53
5 Маркшейдерское дело 43
Отход от стереотипов
Уральский государственный колледж имени И. И. Ползунова уделяет особое внимание профориентации учащихся и зачастую отходит от стандартных способов. Во многом это связано с тем, что на протяжении своего существования (168 лет) колледж грамотно сочетает традиции и инновации. В своей деятельности педагогический коллектив отслеживает и использует передовые технологии и методики обучения, потому сегодня колледж является современным многопрофильным образова-
тельном учреждением и по праву носит звание «Лучший региональный колледж». Подготовка в колледже ведется по 33 специальностям, в том числе технического профиля, а горные специальности являются традиционными для учебного заведения и преподаются в течение более полутора веков.
Работа с абитуриентами в колледже направлена на перелом стереотипов о том, что только высшее образование, полученное сразу после школы, принесет в будущем успех и благополучие в жизни.
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг для того, чтобы выделиться и запомниться, требуются не только всем известные формы профориентации учащихся (тестирование, дни открытых дверей и личные встречи с преподавателями специальных дисциплин), но и нестандартные, ненавязчиво привлекающие внимание к средним профессиональным учебным заведениям.
В качестве нестандартных форм профори-ентационной работы в Уральском государственном колледже имени И. И. Ползунова предусмотрены:
- проведение интеллектуально-развлекательной игры для девятиклассников «Путь к успеху»;
- выпуск и распространение по школам газеты учебного заведения «Колледж имени И. И. Ползунова»;
- онлайн-консультации в социальной сети «ВКОНТАКТЕ».
«Путь к успеху»
Интеллектуально-развлекательная игра «Путь к успеху» для девятиклассников Свердловской области проводится ежегодно в течение 17 лет. С 2013 года она носит ярко выраженный профориентационный характер, поскольку позволяет школьникам оценить свою степень предрасположенности к специальностям технического профиля. Опыт проведения игры показал, что «Путь к успеху» вызывает у учащихся огромный интерес. Причина активной заинтересованности школьников — ее интеллектуальный потенциал и нестандартная форма проведения. Ежегодно в игре участвуют несколько тысяч девятиклассников (см. табл. 3).
Таблица 3
Количество участников игры, по годам
годы
2011 2012 2013 2014
Количество школ-участников игры, г Екатеринбург 56 58 64 83
Количество школ-участников игры с учетом городов: Ревда, Верхняя Пышма, Кировград, Березовский 62 58 76 97
Количество учащихся, участвовавших в игре 3 185 2 780 3 003 4 743
Рис. 2. Отборочное тестирование игры «Путь к успеху»
Кроме того, «Путь к успеху» помогает учащимся в личностном развитии. В процессе игры учащиеся определяют уровень своих индивидуальных возможностей, приобретают коммуникативные навыки. Участие в игре помогает школьникам обрести уверенность в своих силах, способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за сделанный выбор. Самое важное для колледжа как для учебного заведения среднего профессионального образования является то, что игра позволяет повысить престиж рабочих профессий и сориентировать учащихся на получение среднего профессионального образования.
Структура игры предполагает два этапа: отборочное тестирование и финальные состязания между командами школ г. Екатеринбурга. На каждом из этапов лучшие игроки получают поощрительные подарки.
С 2012 года, помимо школ Екатеринбурга, в игре принимают участие учащиеся школ из городов: Березовский, Верхняя Пышма, Ки-ровград и Ревда, финальный этап игры для которых проводится в Техническом университете ООО «УГМК-Холдинг».
Профориентация — через живое слово
Официальная газета учебного заведения «Колледж имени И. И. Ползунова» выпускается с 2004 года и выходит раз в квартал тиражом, достаточным для охвата всех школ Екатеринбурга. Основной целью газеты является рассказ о специальностях, особенностях учебного процесса, студенческой жизни учреждений среднего профессионального образования. Материалы печатного издания классные руководители используют для проведения профори-ентационной работы с учащимися. Авторские статьи в газету пишут преподаватели, студенты и выпускники колледжа, что дает объективную картину учебного и воспитательного процесса, происходящего в рамках колледжа.
Распространение газеты по школам города осуществляется силами студентов колледжа специальности «Коммерция» в рамках учебной практики. Во время прохождения практики студенты развивают свои коммуникативные навыки, отрабатывают навыки работы с отказами, умение находить общий язык со специалистами разного профессионального ранга и статуса.
Онлайн-консультирование
Еще одной формой профориентации учащихся, выходящей за рамки общепринятых форм, является онлайн-консультирование по вопросам, связанным с выбором той или иной специальности. Данная форма профориентации появилась как ответная реакция на расширение коммуникаций молодежи в интернет-пространстве, в первую очередь, в социальной группе «ВКОНТАКТЕ». Созданная официальная группа колледжа в данной социальной сети оказалась востребованной среди школьников и, по многочисленным отзывам, в значительной мере помогает им с выбором своей будущей специальности. На данный момент в группе состоит около двух тысяч участников, часть из них действующие студенты колледжа. Ежегодно от абитуриентов поступает более 1000 вопросов на тему выбора той или иной специальности. Таким образом, использование сети Интернет в целях профориентационной работы со школьниками становится одним из наиболее перспективных направлений.
В целом нестандартные формы профориентации учащихся школ являются неотъемлемой частью работы отдела Информационных технологий и маркетинга Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова, поскольку от эффективного взаимодействия учебного заведения с абитуриентами напрямую зависит то, какую специальность и уровень образования они выберут.