А Р Х И Т Е К Т У Р А
И.С. Колосков
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПЦИЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО
КВАРТАЛА БРЮССЕЛЯ
В статье рассматриваются подходы к реконструкции исторического квартала1 под административные функции на примере предложений архитектурного конкурса Urbain Projet Loi. Систематизированы архитектурные концепции репрезентации Европейского квартала2 как центра европейской политики и возможности включения его в городскую ткань.
Ключевые слова: Административное здание, градостроительный конфликт, общественный центр, архитектурный конкурс.
Исторически города организовывались согласно особенностям их делопроизводства, или специализации. С одной из определяющих строение городской ткани специализации - административной - связан один из сложнейших градостроительных конфликтов в Европейском квартале Брюсселя, предложения по разрешению которого представлены в рамках Urbain Projet Loi.
Согласно этому, актуальным представляется анализ путей решения градостроительного конфликта, предложенных европейскими бюро.
Целями обозначенной стороны исследования является выявление концепций и систематизация архитектурно-градостроительных приемов, позволяющих, с одной стороны, художественно выделить политический центр, с другой - согласовать его с окружающей застройкой.
Административная специализация, подразумевающая пространственную концентрацию вводимых в город административных учреждений и дальнейшее усложнение их пространственных отношений с городом, отмечена как причина нестабильности и упадка городской среды Европейского квартала. [1] [2]
Брюссель, как столица Бельгии и Европы, характерен дублирующимися административными задачами различных масштабов. Градостроительная ситуация усложняется тем, что исполнение задач ведется
© Колосков И.С., 2021.
Научный руководитель: Забрускова Марина Юрьевна - кандидат архитектуры, доцент, Казанский государственный архитектурно-строительный институт, Россия.
1 Leopold Quarter - историческое название района Брюсселя, занятого европейскими учреждениями.
2 European Quarter, EU Quarter - часть города, характерная концентрацией штаб-квартир общеевропейских учреждений.
независимыми друг от друга агентами, таким образом административные здания, внедренные в город Европейскими учреждениями, несогласованы с окружающей их городской тканью, находящейся в ведении администрации Брюсселя [1].
Исторически это обуславливается стихийностью возникновения Европейского квартала: первые европейские учреждения, квартированные в районе, имели временный статус, из-за чего не были подведены под городское планирование. [3] Район стал восприниматься как монофункциональный, живущий работой офисных зданий, следовательно, дисфункциональный для города. Это следствие не только проблем монофункциональных районов как таковых, но и отсутствия градостроительного проекта, обеспечивающего репрезентацию правительства. Тем не менее, факт того, что европейские учреждения размещены в специально возведенных зданиях, обусловил символическое значение зданий как определяющих Европу. [4] [5].
Рис. 1. Европейский квартал в Брюсселе: 1950-2007 [2]
Исследователи расходятся во мнениях относительно проблем репрезентации зданий Евросоюза. С одной стороны отмечается, что административные здания Европейского Союза почти идентичны коммерческим офисам, несмотря на то, что они представляют законодательные учреждения. Евросоюз, таким образом, выражает постполитическую позицию, при которой экономическая эффективность преобладает над социальными или политическими задачами, что лишило здания европейской комиссии выразительности и каких-либо гражданских амбиций внести свой вклад в развитие города или сосуществовать в симбиозе с ним. [2]
С другой стороны, нерепрезентативность зданий Евросоюза объясняется отсутствием личных притязаний его учреждений на ведение политики, они заняты не задачами управления, а исполнением норм международного права. [5]
В соответствии с чем, здания представляют значимость европейских учреждений на особом, нейтральном языке символичности и эстетики. Здания спроектированны в выражении нейтралитета, однако эффект их восприятия с точки зрения архитекторов и Еврокомиссии не совпал с представлениями и ожиданиями горожан. [5] Фасады зданий выполнены, в основном, в стеклянных панелях, однако использование стекла не отражает символичной прозрачности или доступности, напротив, стеклянные фасады скрывают функционально-планировочную структуру здания и обнажают перед ним жизнь окружающих улиц. В дополнение, массовое использование стекла добавляет однообразия кварталам, усиливая тяжесть восприятия монофункциональной среды.
Рис. 2. Масштаб Европейского квартала и фрагментированность основных учреждений. [2]
В 2008 году, после серии официальных дебатов о влиянии институтов на город, Европейская Комиссия в партнерстве с муниципалитетом Брюсселя объявили архитектурный конкурс реконструкции квартала, официально именуемый Projet Urbain Loi. [6] [7] Основной целью конкурса стало преобразование квартала из состояния выключенной из города территории: Комиссия акцентирует требования конкурса в превращении европейского квартала в более привлекательное место для жизни, работы и посещения. Также, помимо интеграции административных зданий в городскую среду, важной задачей являлось переосмысление представления символа единства европы, заключенного в квартале.
Исследователи сходятся на мнении, что результаты конкурса не имели успешного воплощения. [1] [7] С одной стороны, архитекторам поставлена невыполнимая задача в избавлении квартала от назревшей напряженности между двумя несогласующимися институтами в лице Еврокомиссии и муниципалитета Брюсселя, а также критикующих присутствие европейских учреждений горожан. С другой, возможности репрезентации квартала могли быть ограничены необходимостью включения его в окружающую городскую ткань, что возможно при приведении квартала к общегородскому порядку, единообразию.
Рис. 3. Границы, подлежащие реконструкции в рамках Projet Urbain Loi.
1.Территория, подлежащая реконструкции 2. Зависимая от реконструкции территория, согласуемая с реконструируемыми объектами 3. Границы мастерплана. [6]
К конкурсу были представлены предложения, концепции которых распределены в два направления. Концепции первого направления, как концепции элитарного разграничения, акцентировались на создании представительных домов европейских институтов, изолированных от городской ткани. Функционально это были удаленные от городских потоков офисные блоки, которые создавали для квартирующих организаций недоступные извне, исключительные общественные пространства, вознесенные над городом.
Рис. 4. Projet Urbain Loi в предложении Atelier de Portzamparc
Примечание архитекторов: Квартал за кварталом, вскрывается ось улицы [8].
К первому направлению можно отнести победившее в конкурсе предложение от Atelier de Portzamparc. Исследователи отмечают, что концепция, основанная на акцентирующих ось улицы де ла Луа, но рассредоточенных автономных высотных зданиях не исправляет ошибок и упущенных возможностей и снова предлагает застройку выключенными из городской среды объектами. [1] Проект не интегрирует здания в городскую среду, более того, его объемные массы подавляют окружающую застройку, вознося сотрудников учреждений над течением городской жизни. Однако, архитекторы точно отрефлексировали на порождающую клаустрофобию тесноту улицы, предложив переосмысленную идею города-сада или башен, утопающих в зелени плана Вуазен.
Другим предложением композиционно выверенного, но функционально изолированного и игнорирующего городскую застройку в угоду символическому образу был проект от Xaveer De Geyter Architects
Рис. 5. Projet Urbain Loi в предложении Xaveer De Geyter Architects: Примеачние архитекторов: Процессор Европы. [8]
Проект предполагает своей целью создание нового символа в знаковом силуэте застройки. Концентрируя все европейские учреждения в башенных блоках, архитекторы позволяют окружающему району самостоятельно восполнить согласованность застройки и многофункциональность ее среды. В сравнении с проектом Atelier de Portzamparc, данное предложение изолирует чиновников от городской жизни в более монументальной манере, с выраженной художественной экспрессией нового символического образа, предлагающего европейскому правительству новую идентичность, в то же время и более органично, поскольку границы отчужденных из города объектов выражены более четко, также и площадь, занимаемая ими, сокращена до минимума.
Рис. 6. Функционально-пространственная структура в концепции Xaveer De Geyter Architects
Концепции второго направления, как концепции демократичного пространственного обобществления, характерны интеграцией административных зданий в среду. Символизм и репрезентативность европейских правительственных учреждений здесь вне поля зрения архитекоров, ведь, фактически, репрезентативный образ Евросоюза был всегда. Образ европейского правительства представлен своими знаковыми постройками с момента их строительства. Следовательно, их переопределение не изменит сложившегося символического образа. Если концепции первого направления рассматривают Европейский квартал как комплекс монументов, второе направление рассматривает его как потенциальное включение новой территории, новых функций, новых лиц в Брюссель.
Рис. 7. Projet Urbain Loi в предложении Fletcher Priest Architects: Общественный центр Брюсселя. [8]
Примечателен проект Fletcher Priest Architects. Бюро уделило особое внимание созданию общедоступных пространств, которые призваны стать катализаторами социальной жизни административного района. Каркас озелененных площадей и пешеходных улиц более демократичен к окружающей городской среде, позволяя горожанам пользоваться услугами этой территории. Символизм европейских учреждений здесь интерпретирован в открытости, проницаемости, готовности к диалогу. Планируемая многофункциональность территории подчеркивает демократичный характер размещенных институтов.
Рис. 8. Projet Urbain Loi в предложении OMA Примечание архитекторов: brEUssels. [8]
Революционно в отношении общественных пространств предложение OMA по реконструкции территории. Образ античного портика, читаемого в форме административных зданий, отражает переплетение истории и современности, нового символа европы в сохранении ее традиций. Предложение акцентируется на увеличении доли общественных пространств вокруг улицы, ось которой подчеркнута метром линейной композиции офисных блоков. Улица де ла Луа, согласно предложению пешеходная, являет собой непрерывное динамичное пространство, позволяющее горожанам пользоваться им в разнообразных сценариях. ОМА делает отсылку к пути на Афинский холм Пникс, являющимся в античную эпоху местом городских политических собраний, открытых для всех граждан. Здесь же улица предстает интерьерным пространством среди зданий и порталом в будущее Европы одновременно.
Рис. 9. Каркас общественных пространств в проекте OMA [8]
Предложения по реконструкции в рамках Projet Urbain Loi выявили диаметрально различные направления развития архитектуры современных общественно-административных центров. Они отвечают на успевший назреть к тому времени вопрос: возможна ли интерпретация административного или офисного здания из товара на рынке недвижимости в типологию, которая использует ее двойственность и признает возможность взаимодействия с городской тканью?
Общая миссия каждой из этих представленных архитектурных концепций состоит в том, чтобы помимо изучения возможностей интеграции зданий в каркасе общественных пространств, и общественных пространств в здании, создать пространственные предложения, которые бросают вызов нынешним традициям монофункциональных административных зданий. С помощью простых архитектурных приемов, таких как регулирование баланса общественных пространств и обеспечение их связанности, предложения
призваны вдохнуть жизнь в отчужденную от города зону европейского правительства, также как и пространства и форма вмещающих учреждения зданий готовятся к преобразованию их использования и обновлению символической репрезентации как центра Европы..
Символическая репрезентация архитектуры административных зданий, архитектуры правительств и власти, не обязательно должна заключаться в подавлении окружающей застройки и пространственном разграничении с ней, как реализовано в концепциях первого направления. Авторы концепций второго направления полагают, что есть средства достижения символической значимости вне композиционных приемов, они в самом отношении к городу, его истории и современной общественной жизни.
Библиографический список
1.Pons G. The Administrative City in the City URL: http://projectivecities.aaschool.ac.uk/portfolio/the-administrative-city-in-the-city/ (дата обращения: 28.02.2021)
2.Pons G. Private Brussels URL: http://projectivecities.aaschool.ac.uk/portfolio/private-brussels/ (дата обращения: 28.02.2021)
3.Van Parijs P. Brussels's European Quarter - Why in Brussels? Why in this neighbourhood? URL: https://www.brus-selstimes.com/news/magazine-all-news/44205/brussels-s-european-quarter-why-in-brussels-why-in-this-neighbourhood/ (дата обращения: 28.02.2021)
4.Perchoc P., Places in Brussels of symbolic significance for Europe URL: https://www.europarl.europa.eu/Reg-Data/etudes/BRIE/2016/589820/EPRS_BRI(2016)589820_EN.pdf (дата обращения: 04.03.2021)
5.Vos R., Stolk S.. Law in concrete: institutional architecture in Brussels and The Hague // Law and Humanities Volume 14, 2020 - Issue 1 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17521483.2020.1724407 (дата обращения: 01.03.2021)
6.Roggemans M., Waknine B., Van Meerbeeck C.. Quartier européen Projet urbain Loi Atelier Christian de Portzam-parc & Associés URL: https://ffue.org/archive/PDF/CERCLE_G_110121_projet-urbain-loi-portzamparc.pdf (дата обращения: 01.03.2021)
7.de Muynck B.. Whatever Happened to Ground Euro? The Borders of Brussels // Stedelijk studies Issue 6, 2018- URL: https://stedelijkstudies.com/journal/whatever-happened-to-ground-euro-the-borders-of-brussels/ (дата обращения: 04.03.2021)
8.Pons G. Private Brussels. M.Phil dissertation, AA Projective Cities, London, GB, 2015 URL: https://issuu.com/pro-jective/docs/private_brussels_gp (дата обращения: 01.03.2021).
КОЛОСКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный институт, Россия.